Некоторые родители, даже сами будучи воцерковленными, приносят грудных детей в храм только 4–5 раз в год, чтобы причастить их. Приносить новорожденных детей и младенцев на богослужения следует как можно чаще, не смущаясь, что не получается выстаивать всю службу или время от времени требуется выходить из храма с ребенком на улицу, – малыш обычно не может спокойно себя вести во время всего богослужения да и прихожанам будет мешать. Если ребенок уже умеет ходить, мать может время от времени выходить с ним из храма погулять. Со временем у ребенка появляются силы выстаивать все богослужение. Детей постарше не следует водить в храм насильно.
Священник Артемий Владимиров:
И поистине нужно иметь духовное сердце, чтобы суметь сладить с ребенком, который почему‑то отказывается идти в храм в день воскресный, находит для себя занятия более нужные и важные, будь то лепка из пластилина, или беганье по двору за друзьями, или какое другое. Всякий раз, когда мы насильно вырываем игрушку из рук ребенка, отторгаем его от общения с себе подобными и влачим его в храм, как рабовладелец – несчастного негра на торжище, мы подрываем благочестивые устои детской души, мы помогаем ей сделаться революционеркой: в оный час топнуть на все ногой и повернуться спиной к Церкви… Гораздо важнее, оставив ребенка, как он есть, воздействовать на его сердце. И здесь прежде всего нужно наше слово, слово духовное, слово, умеющее растопить суету и помрачение детского сердца.
Нужно помнить и понимать: постоянно приходя со взрослыми в храм, ребенок может привыкнуть, как к обыденности, к красоте богослужений, ему со временем может стать скучно. Что же делать? Не просто водить дитя в храм, а вводить его в церковную жизнь. Начать можно с малого. Пусть ребенок научится сам ставить свечи, подавать нищим и на храм, подходить к священнику под благословение. Поначалу это может быть чистым подражанием родителям, но вскоре малыш будет делать это осознанно, сам станет решать, к какой иконе поставить свечу, научится правильно креститься, с крестным знамением входить в храм, класть поклоны, сам будет подавать записки о здравии и об упокоении, а повзрослев и научившись писать, будет такие записочки сам и составлять. Надо заранее знакомить ребенка с церковными молитвами, чтобы он слушал их и повторял; объяснить ему, что ангельские силы незримо присутствуют в храме при совершении Божественной литургии.
Если ребенок отвлекается, родители должны переключить его внимание на совершающееся в храме, на иконы, облачения священников, на то, как усердно молятся другие люди, напомнить: «Сейчас будет такая‑то молитва» или проговорить ее заранее, и ребенок радостно повторит молитву вместе с хором. Все это должно свершаться тихо, благоговейно. Со старшим ребенком, хорошо справляющимся дома с уборкой квартиры, полезно с благословения священника оставаться в храме после службы, чтобы помочь навести чистоту в доме Божием.
Чем раньше юный христианин войдет в действенную жизнь храма, станет не просто зрителем, а настоящим прихожанином, тем меньше вероятность, что повзрослевшему человеку храм наскучит.
Что еще могут испробовать родители? Создать вокруг посещения церкви атмосферу праздника. Привить понимание, что посещать церковь почетно. До революции в некоторых верующих семьях было даже такое наказание: за какой‑то серьезный проступок ребенка оставляли в воскресенье дома, а вся семья отправлялась в храм на праздник. В таких семьях посещение храма никогда не воспринималось как скучная обязанность.
Ребенок есть ребенок. Не надо бояться привлекать материальные средства для того, чтобы создать вокруг посещения храма праздничную атмосферу. Можно начать с того, что мама купит маленькому прихожанину красивую одежду. Да, для повседневности ребенку не нужны роскошные рубашки из дорогой ткани, платья со множеством рюшей и оборочек – в такой одежде неудобно бегать и прыгать, ткани могут плохо пропускать воздух, да и мама постоянно одергивает ребенка, боясь, что он порвет или испачкает дорогую, красивую вещь. В результате вместо радости такая одежда приносит ребенку одни огорчения. Другое дело – посещение храма. Это – праздник. И одежда должна соответствовать праздничной торжественности. В храм ребенок будет рад надеть нарядное длинное платье, белоснежную рубашечку, да и вести себя в такой одежде ему захочется «степеннее».
Как хорошо, когда вся семья посещает церковь! В субботу ребенок уже знает, что мама и папа отложат с сегодняшнего вечера и до понедельника повседневные дела, завтра все вместе пойдут в храм, а по возвращении из церкви родители обязательно расскажут и почитают ему что‑то интересное. В воскресенье очень неплохо приготовить праздничный обед или хотя бы блюдо, которое особенно любит ребенок. Можно возразить: все это – внешнее. Но ребенок в непосредственности своего восприятия именно через внешнее научится воспринимать внутреннее, духовное, если взрослые помогут ему в этом.
Необходимо приводить детей на праздничные богослужения, отмеченные чем‑то ярким, привлекательным, особенно на Пасху, а также на праздник Рождества Христова, Крещения Господня, Преображения, когда освящаются фрукты; в Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), когда все прихожане стоят в храме с вербными веточками; на Троицу, когда весь храм в зелени от березовых ветвей и травы. Такие службы производят большое впечатление и надолго сохраняются в памяти. Но очень важно, чтобы ребенок, взрослея, учился воспринимать и покаянную грусть великопостных богослужений, и трагизм Страстной недели, и тихую сдержанность праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Конечно, надо всегда особо выделять дни великих православных праздников, родителям постараться отпроситься в этот день с работы и отпросить ребенка в школе, пойти с ним в храм. А если это не удалось? Что ж, семья – малая церковь. Вечером вся семья перед домашними иконами почитает соответствующие празднику молитвы, а потом сядет за празднично накрытый стол. Родители расскажут или напомнят детям о сути праздника.
Христианские праздники должны быть настоящими в детском понимании – нужно приглашать гостей, делать друг другу подарки. Это можно посоветовать и неверующим людям, сетующим, что у них отняли праздники (7 Ноября, 1 Мая).
Насколько полезней для детей и взрослых, пусть даже не часто посещающих храм, отмечать праздники, которые много веков подряд радостно и торжественно справляла вся Россия – от царя до крестьянина. Возвращение к национальным корням укрепит душевное здоровье любого человека.
Между тем не все дедовские обычаи стоит восстанавливать. Например, ни к чему объедаться и слишком веселиться на масленицу, в неделю, когда человек должен понемногу успокаиваться, сосредоточиваться, готовить себя к Великому посту; и уж тем более – гадать на Святки. Но как будет рад ребенок принести домой с богослужения в праздник Богоявления святую воду, которая освящается только один раз в году! Или пройти с крестным ходом вокруг храма в престольный праздник, стараясь, чтобы ветер не задул свечу… А крашеные яйца, которые родители раскрашивают вместе с ребенком и которые освящают в храме в Великую Субботу у него на глазах… А букеты цветов, ветви березы, которыми ребенок украшает комнату на Троицу… И совершенное чудо, ощущаемое даже маленьким ребенком, – святая Пасхальная ночь!
Взрослея, ребенок воспринимает и постепенно проходит с годичным кругом богослужений все Евангелие, все события земной жизни Спасителя и Божией Матери, и ждет их повторения на следующий год, через год…
Но что делать, если не все так гладко? Если вполне уже самостоятельный подросток почему‑то ни за что не хочет идти с мамой в церковь? Побуждать ребенка ходить в храм надо всегда, заставлять – никогда. Следует молиться и помнить: нет человека, в сердце которого детские религиозные переживания не оставили бы глубокий, благодатный след на всю жизнь.
Глава 14
Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.