Из книги «Что необходимо знать каждой матери»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общеизвестно, что с 12–14 лет мальчик начинает заметно меняться – и внешне, и внутренне. Порой взрослые не узнают: где открытый, добрый, жизнерадостный ребенок? Откуда взялся этот угрюмый, некрасивый, долговязый отрок, прячущий глаза, что‑то бубнящий себе под нос неприятным голосом?.. Да, меняются мальчики…

Печальнее всего то, что там, где подросток сам себя не понимает, его обычно не понимают и люди, которые ему ближе всех. В годы, называемые возрастом созревания, мальчик развивается и делается юношей…

Взрослые чаще оценивают происходящее с ним несколько легкомысленно, внешне: смеются над его грубым голосом, дразнят, когда над губой у него пробивается первый пух; постоянно бранят за неповоротливость и неловкость; замечая его мрачность и задумчивость, смеются: «О чем размечтался? О девочках думаешь?..» Плотское начало, действительно, побуждает его стараться быть привлекательным в глазах девочек; долговязый и неуклюжий в этом возрасте, как «гадкий утенок», он часто и в самом деле выглядит комично… Но, встречая вместо дружеского понимания, деликатного и душеполезного разговора равнодушную и часто недобрую насмешку, подросток бунтует: он делается вызывающе груб, дерзок, резок, замыкается в себе, пытаясь хоть как‑то защитить свой внутренний мир… Иногда это кончается полным внутренним разрывом с родителями.

 

Вполне объяснимо, почему в христианской литературе столько внимания уделяется воспитанию целомудрия у девочек. Женщина – носительница новой жизни и традиционно – хранительница семейного очага. Вместе с тем иногда этот вопрос воспитания совершенно забывается, когда речь идет о будущем мужчине. Но надо сказать, что правильно воспитываемая девочка самой природой охранена от разврата; в женской натуре очень сильно стремление к чистоте, чувство стыда, сдержанности в отношении с противоположным полом. Юноша же более свободен, раскован, а главное, его падение меньше осуждают или вовсе не замечают окружающие. В результате молодой человек может встать на опасный путь, который приведет его не только к опустошенности, возможно, к трагедии личных отношений, но и к погибели души. Поэтому совершенно необходимо внушить юноше, что он, как и девушка, должен хранить телесную чистоту до брака, предназначить себя, свою любовь избраннице, с которой его соединит Православная Церковь в Таинстве Венчания.

Величайшим несчастьем юношества назвал священник Сергий Четвериков, писавший для русских эмигрантов в конце 1920‑х годов, нарушение юношами чистоты и целомудрия:

 

Вопрос о целомудрии молодежи, о сохранении юношами такой же нравственной чистоты и скромности, какие считаются обязательными для каждой девушки, есть вопрос очень серьезный, очень больной вопрос не только нашего времени…

На чем же может обосноваться убеждение молодежи в необходимости сохранения чистоты? Для искренне верующей молодежи это убеждение твердо обосновывается на заповеди Божией: не прелюбодействуй, которая, в разъяснении Спасителя (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 27), обязывает не только к внешней, фактической чистоте, но и к внутренней чистоте помыслов. Принимая эту заповедь как закон своей личной жизни, юноша найдет в ней достаточную опору для преодоления соблазна.

 

Другим обоснованием необходимости чистоты как для верующей, так и для неверующей молодежи священник Сергий Четвериков считал «правильный взгляд на смысл и цель полового инстинкта». Этот инстинкт нельзя опошлять… Цель и смысл полового инстинкта заключаются в создании семьи. И ни для какой другой цели им нельзя пользоваться. Всякое непрямое использование полового инстинкта есть грех, есть нарушение закона природы. Для мужчины этот закон так же обязателен, как и для женщины…

Третьим основанием для сохранения чистоты является сознание ее необходимости для правильного, здорового духовного роста самого юноши. Утрата чистоты искривляет и расслабляет нравственный облик юноши. Сохранение целомудрия помогает правильному развитию воли и чувства…

Четвертым основанием, побуждающим юношей к со хранению своей чистоты, должна быть мысль о человеческом достоинстве тех женщин, которые служат удовлетворению нездоровой чувственности мужчин и которых справедливо называют «белыми рабынями»…

Священник Сергий Четвериков советует: «Поменьше бы держать молодежь над учебниками, а побольше приучать ее почерпать знания из окружающей природы и жизни… Здоровая и нормальная физическая жизнь молодежи является, несомненно, чрезвычайно важным и необходимым условием сохранения ею внутренней и внешней чистоты помыслов и жизни».

 

Глава 27

Воспитание девочки

 

«О деве, девстве и целомудрии»:

 

В двадцатом веке происходило небывалое в истории разрушение биосферы планеты. Но главная цель насилия была – девственность женственно‑детской природы. Уничтожалась первооснова нравственности: стыд, совесть, милосердие. Так сдирались целомудренные покровы бытия и мир становился наглым…

Малолетних девочек и женщин вытолкнули на мировую панель – вдоль проспектов городов и международных трасс – распродавать целомудрие матушки‑России, а пространство ее под небом голубым превратили в торжище вавилонское.

 

Что же может сделать семья для сохранения нравственности и чистоты девочки в современных условиях, когда совместное обучение (осуждаемое даже некоторыми далекими от христианства психологами) сделалось единственно возможным, да еще и СМИ пропагандируют разврат, и странные «тети» приходят в школы, чтобы бесстыдно рассказывать «про это»? Держать девочку взаперти сейчас не представляется возможным, да и вряд ли ей было бы это полезно. Нужно положиться на Бога, на обостренное чувство целомудрия, заложенное Им в каждой женщине, и помнить: у девочки, девушки, занятой религиозной жизнью, домашним хозяйством, учебой, интересными делами (рукоделием, рисованием, музыкой), просто не будет ни времени, ни желания с утра до вечера пропадать в компаниях. Как воспитывать девочку? Вот как на этот вопрос отвечал в XIX веке протоиерей Димитрий Соколов в книге «Назначение женщины по учению слова Божия»:

 

Естественно встает вопрос: должно ли готовить ее (девицу) к общечеловеческому назначению или к частному – к супружеству? Все писавшие о воспитании девиц не соглашаются между собой в этом отношении. На этот вопрос мы отвечаем на основании Священного Писания, что подготовка к тому или другому назначению, взятая отдельно, не достигает цели. Нет сомнения, что девица должна быть подготовлена к общечеловеческому назначению, которое состоит в прославлении и исполнении дел Бога, сотворившего человека по образу Своему. Но, независимо от главного назначения, какое женщина разделяет с мужчиной, она имеет еще назначение частное, как помощница мужа, назначение, к которому и должна быть подготовлена. Только и эта подготовка к частному назначению не должна быть исключительной, не всякая женщина бывает призвана к супружеству, а потому воспитание, данное единственно в этом виде, не достигло бы своей цели.

 

Каждая девочка должна хорошо знать основы домашнего хозяйства, быть настоящей помощницей матери. Ей должно быть стыдно идти в гости или на прогулку, когда мать занимается уборкой или глажением белья. Чем старше девочка, тем большие обязанности по дому должна она брать на себя, освобождая от этого мать. «Одной из характернейших отрицательных черт сегодняшней женщины является психологическая бездомность, – отмечает протоиерей Борис Ничипоров.Сразу надо оговориться, что исключений здесь много. Известны женщины, которые любят, чувствуют и ведут свой дом. Ибо женщина и уют – это синонимы!»

Сейчас иногда доходит и до крайности, когда, например, родители запрещают девушкам поступать в институт, разрешая заниматься только домашним хозяйством. Но одно другому не мешает: хорошее образование (или самообразование) очень поможет матери, когда ей придется грамотно отвечать ребенку на вопросы из области физики, биологии, истории, объяснять школьнику непонятную тему при приготовлении домашнего задания, не дожидаясь при этом, когда придет с работы отец. Ни один самый вкусно приготовленный обед, самый искусно сшитый костюм не заменит ребенку полноценного общения с матерью, бесед с ней на различные темы, обсуждения про читанных книг. В патриотическом воспитании детей очень важно участие обоих родителей, а это затруднительно, если мать плохо будет знакома с неискаженной русской историей и культурой.

Но если образование, умножение знаний становятся для девочки, а затем и девушки самоцелью, это может повредить ей больше, чем юноше в подобной ситуации, – в силу как духовных, так и физических ее особенностей. Это надо учитывать не только родителям, но и педагогам.

Что касается занятий физкультурой, техникой, посещения различных «мальчишеских» кружков, то девочке не нужно ничего запрещать, если увлечение не идет вразрез с моральными устоями. Но это увлечение не должно переходить в страсть, а родители и педагоги обязаны помнить, что умственные и физические перегрузки для девочки особенно недопустимы в подростковый период.

Если девочка «гонится» за мальчишками, пытаясь ни в чем от них не отстать, и превращается в «маленькую разбойницу», а то и в «атаманшу», надо не стыдить, не наказывать ее, а подумать: что за этим стоит? Внутренний конфликт, неправильные отношения между матерью и отцом, постоянно наблюдаемые ребенком? А может быть, столь необычно выказываемая индивидуальность или неизрасходованная «в мирных целях» энергия? Можно надеяться, что к юности такое поведение исчезнет само собой, – девушка обычно начинает прекрасно осознавать извечную привлекательность женственности. Но надо бить тревогу, если девочка становится агрессивной, грубой, отказывается помогать матери, проявляет гордость, заносчивость, выказывает презрение к сверстницам, забрасывает учебу. И отцу и матери тогда необходимо что‑то срочно менять в отношении к дочери, а скорее всего – и друг к другу.

Но любая крайность вредна: если девочка пассивна, болезненно застенчива, боязлива, малоподвижна, у нее нет друзей, это свидетельствует, скорее всего, о неправильности воспитания, а подчас и о заболевании.

На примере родителей девочка должна приучаться к тому, что глава семьи – мужчина.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (послание к Ефесянам, глава 5, стихи 22–24).

Настоящая женщина никогда не станет унижать мужа, даже если он плохо справляется с обязанностями главы семейства – не обеспечивает семью, пьет, жене постоянно приходится что‑то за него додумывать и доделывать. В таких ситуациях жена во всей полноте может проявить заложенные в каждой женщине сострадание, терпение, жалость, милосердие, смирение. Воспитание этих качеств в дочери и должно быть главной заботой каждой матери. Даже если впоследствии дочь и не выйдет замуж, именно эти христианские достоинства помогут ей обрести свое место в жизни.

Традиционный образ русской женщины разительно отличается от того, что навязывается нам Западом. На Святой Руси телесная красота женщины подчинена красоте ее души, красотой души она и сотворяется. На Западе красота телесная есть первое и единственное женское достоинство. В наши дни это вылилось в ужасные формы. Телевидение заполонила реклама косметики, шампуней, лаков для ногтей. Нам внушается: настоящая женщина та, которая больше других похожа на куклу, которая неизменно возбуждает похоть во всех проходящих мимо мужчинах. Женщина‑хищница, женщина‑обольстительница и… всего лишь красивая мужская игрушка.

Хорошая мать примет этот тревожный сигнал и обязательно оградит дочь от тлетворного духа времени. Именно мать должна вложить в душу дочери понятие об истинной женской красоте – духовной. Это не значит, что девочку надо одевать в лохмотья. Пусть дочь будет красивой, опрятной, со вкусом одетой, но забота о внешности должна занимать свое определенное место – далеко не главенствующее. Именно мать должна привить дочери хороший вкус. Многое из того, что считается красивым сейчас, – вовсе не красиво. Настоящее человеческое лицо – красиво, а нарисованное при помощи килограммов косметики – вульгарно. Никогда не украшали девочек и девушек мужские стрижки и пиджаки, спортивные костюмы. Как оказалось, вовсе не нравятся мужчинам длинные ногти у их избранниц. Некрасиво надеть модную вещь, потому что «все сейчас так одеваются», если при этом она совсем тебе не идет. Это девочка должна естественно перенять от матери – категоричные запрещения, скорее всего, ничего не дадут, кроме испорченных нервов и разлада в отношениях.

До революции воспитание девочки определялось в первую очередь тем, к какому сословию она принадлежала, сейчас же существуют очень много факторов, влияющих на ее развитие. Все их надо непременно учитывать, но главным и неизменным правилом остаются для женщин слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1‑е послание Петра, глава 3, стихи 3–4).

 

Глава 28

Воспитание патриотизма

 

На Святой Руси человек, не любящий Отечества, и за человека‑то почти не считался, и принадлежность его к Православию сильно ставилась под сомнение. Настали другие времена, когда первые интеллигенты, сравнив родную страну с «просвещенным» Западом, с пеной у рта принялись поносить ее. Постепенно подобное поношение становилось привычным, но все‑таки в норму никак еще не вписывалось. Великий Пушкин воспел «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», и никому из его современников и в голову не приходило, что когда‑нибудь станет возможным следующий эпизод:

 

Из книги психологов‑писателей Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой

 

Мама привела 12‑летнего сына к ним на консультацию. – Ой, вы знаете… Даже не знаю, как вам сказать… Главное – все хуже и хуже… Уж я и так, и сяк, и угрозами, и уговорами… Ничего не помогает… Даже обостряется… Может, переходный возраст?

Психологи заподозрили у мальчика какой‑то постыдный тайный порок и ободрили женщину, которая, потупившись, еле слышно пролепетала:

– Ну, в общем, у него… патриотизм…

Вымолвив с таким трудом это «страшное» слово, мама немного успокоилась и добавила:

– Боюсь я за него. Не представляю, как он, такой, жить будет? В наше‑то время…

 

После этого И. Медведева и Т. Шишова решили включить разговор о патриотизме в цикл бесед с родителями своих пациентов.

 

«Случайно ли то, что в одной стране, у одного народа одни культурные устои, а в другой стране, у другого народа – иные? – пишут они в “Книге для трудных родителей”. – Конечно же, нет. За множеством условностей проглядывает определенный национально‑культурный архетип – та первооснова, те фундаментальные черты, которые роднят самых разных людей, живущих в одной стране и говорящих на одном языке… Сегодня этот разговор актуален для каждого из нас, ведь наступило такое время, когда под лозунгом экономических и политических перемен в России происходит нечто гораздо более серьезное: попытка разрушить национально‑культурный архетип…

Органичное соответствие поведения человека нормам традиционной культуры – важнейший ориентир в воспитании.

Не будучи полиглотами, мы не можем поручиться за все языки земного шара. Но во всех европейских языках в слове «родина» содержится или слово «мать», или слово «отец»… А в русском языке сразу два родителя: и отец («Отечество»), и мать (во‑первых, «Родина» от слова «рожать», а во‑вторых, чтобы уж не осталось никакого сомнения, «Родина‑мать»). Однокоренные слова. И на этом едином корне произрастают два очень близких чувства: любовь к матери (отцу) и любовь к Родине. Психиатрам хорошо известно, что равнодушие к матери и уж тем более ненависть – свидетельство очень серьезного душевного расстройства».

 

И вывод специалистов – традиционные православно‑патриотические модели поведения надо воспитывать с раннего детства.

В Библии подвиги патриотизма изображаются рядом с подвигами веры. Величайшие пророки ветхозаветного мира – Моисей, Самуил, Давид, представляют нам образцы высокого патриотизма.

Свод Житий русских святых составляют многие тома. Среди русских подвижников мы не найдем ни одного, кто призывал бы к «ненависти к земному Отечеству». Напротив – множество канонизированных, почитаемых православным народом святых были знаменитыми политическими деятелями, патриотами: благоверные князья Владимир Святой, Александр Невский, Андрей Боголюбский, Димитрий Донской… Огромную роль в истории России, в ее спасении сыграли в различное время святители и иноки: митрополит Московский Алексий, преподобный Сергий Радонежский, Ростовский затворник Иринарх, святой Радонежский игумен Дионисий, Святейший Патриарх Гермоген… В наши дни причислен к лику местночтимых святых адмирал Флота Российского Федор Ушаков.

Россия была непревзойденно богата духовно – она имела великое сокровище: православную монархию. «Царь на земле есть слуга и наместник Божий, исполняющий непосредственно волю Божию: Слушайте, цари, и разумейте… <…> От Господа дана вам держава и сила – от Вышнего» (Книга премудрости Соломона, глава 6, стихи 1, 3). С чего начался кровавый разгул революционного беззакония? С отречения от царя. А многие ли из нынешних мальчиков и девочек, даже ходящих в воскресную школу, слышали или читали правду о русских царях: Феодоре Иоанновиче, Михаиле Романове, Екатерине Второй, Павле Первом, Александре Третьем? Почему же до сих пор подростки, жаждущие романтики и примеров героизма, насыщают эту жажду, окунаясь в страшный мир космических войн и разнообразнейших суперменов, как когда‑то насыщали ее приключениями мушкетеров и пиратов – более чем сомнительных примеров для подражания? Неужели наши богатыри, у которых «не в силе Бог, а в правде», менее привлекательны для русских мальчиков и девочек, неужели подвиги их менее интересны, чем интриги мушкетеров и приключения джеймсов бондов?

На этот вопрос можно найти ответ в рассказе поэта Нины Карташевой.

 

Нина Карташева:

 

Моему крестнику Антоше купили новую курточку. Пришел похвалиться. Хвалю. Но внутренне ужасаюсь! На курточке по‑английски надпись: Армия США. Дожили! Я исподволь, чтобы не травмировать, говорю:

– Антоша, ты хотел бы стать офицером?

Подумал. А потом, вспомнив взрослые разговоры, сказал основательно:

– Нет! В армии дедовщина, солдат в Чечне уби вают.

– А знаешь, почему? Потому что русские забыли, что были великой державой!

И я, применительно к девятилетнему разуму, рассказываю о святом Александре Невском, Суворове, Скобелеве, о своем отце, воевавшем под Москвой и Сталинградом.

– Понимаешь, Антон, ведь ты мужчина и будущий воин русский, ты же не в США родился и живешь. У нас такие великие предки, а у тебя на курточке клеймо, вот, по‑английски – Армия США! Как у наемного солдата!

Антон понял, загорелся, и мы вдохновенно спарываем чужую метку, и я вышиваю ему крест и меч, как на старинном русском знамени…

 

Родители должны показывать пример любви к Родине, стряхнуть с себя равнодушие и лень и вспомнить, что в православном сознании служение Богу и Отечеству – неразделимы. И еще о том, как прекрасно звучало когда‑то на Святой Руси: «За Веру, Царя и Отечество».

 

ТАЙНЫ ДЕТСТВА

(Рассказ‑быль)

Сыну Глебу

Глебу минуло три года. Болел он редко. Но сейчас это была и не болезнь даже, а боевая, можно сказать, рана!

Очень хотелось ему исследовать окружающий мир, испытать возможности своего маленького, неловкого еще, но крепкого тельца.

«Интересно, допрыгну с дивана до той полоски ковра? Конечно же смогу». Раз! – и на лбу уже набухала шишка.

Но он не заплакал, молча стал подниматься на ноги.

– Здесь больно? – спросил папа и потрогал лоб.

Глеб вздохнул, но стерпел.

– Сейчас что‑нибудь холодненькое приложим.

И папа собрался было поискать, но малыш попросил:

– Па, дай мне иконку.

«Умница, действительно», – подумал папа. Он снял со стены маленькую икону Пресвятой Богородицы и протянул сыну.

Глеб взял образок и приложил ко лбу.

«Откуда он знает, что так надо делать? – удивился папа. – “Отче наш” мы читали с ним вместе перед иконой, креститься его учил, а ведь приложить образок к ранке – это он сам догадался».

Малыш поцеловал образок, приложил еще раз к больному месту и – вмиг исцелился.

Наверное, так уже тысячу лет на Святой Руси делали его прадеды, вот и передалось врачевание из рода в род.

А может, Ангел Хранитель ему шепнул? Тайна…

 

Часть вторая

Физическое развитие ребенка

 

Глава 1

Ребенок во чреве матери

 

 

«Планирование семьи» или убийство?

 

Какая женщина, собирающаяся стать матерью, не хочет видеть своего ребенка здоровым, сильным, красивым? Но, увы, статистика беспощадна: с каждым годом здоровых детей рождается все меньше, а число больных малышей в общем числе новорожденных неуклонно приближается к 100 %. В чем причина? Их назовут несколько: резкое падение уровня жизни, проблемы экологии, недоброкачественное питание, стрессы и т. д. Но когда спрашивают мнение практикующих врачей и священников, они отвечают не сговариваясь: «Главная причина – аборты, по количеству которых Россия обогнала все “цивилизованные” страны». Любой врач скажет: «Ни один аборт не проходит бесследно ни для женщины, ни для ее будущего потомства». Наступила неожиданная беременность до брака, в семье что‑то не сложилось, оскудел бюджет или просто женщина решила, что «еще не время», и вот, как нечто само собой разумеющееся, совершается страшное преступление. О духовной его сути уже было сказано, а как обстоит дело в плане медицинском?

Когда происходит зачатие, организм женщины перестраивается для выполнения естественной функции – сохранить беременность, дать возможность ребенку нормально развиваться. Искусственное прерывание беременности для организма – дело совершенно ненормальное. Проделанная работа – гормональная перестройка – неожиданно оказывается бесплодной, ненужной. В результате гормоны начинают бить по органам и в первую очередь – по репродуктивным. Последствия этой «гормональной бури» совершенно непредсказуемы. Например, печальный шанс заболеть раком детородных органов у женщины, совершившей аборт, намного увеличивается. Всем женщинам без исключения аборт угрожает смертельным исходом, инфицированием, травмами внутренних органов, бесплодием, осложнениями при последующих беременностях вплоть до выкидыша. Больше половины женщин испытывают так называемый постабортный синдром, то есть подвергаются психическим расстройствам, депрессии, испытывают мучительное сожаление о соделанном, так как сама женская природа протестует против такого страшного своего извращения. И у многих женщин, убивших малыша во чреве, последующие дети рождаются так или иначе больными.

Часто женщина может услышать совет врача: «Лучше предохраняться, чем делать аборт». Но любой истинный врач обязан объяснить, что:

1) противозачаточные таблетки, состоящие из искусственных гормонов, не просто ослабляют иммунитет, но являются причиной серьезных заболеваний;

2) применение спирали опасно для матки, которая может воспалиться, отвергая инородное тело, или травмироваться; инфицирование вследствие применения спирали может привести к сильным кровотечениям, бесплодию, внематочной беременности, к необходимости удаления матки или даже к смерти в результате заражения крови;

3) и, самое главное, предохранение от беременности с помощью противозачаточных таблеток или спирали – тот же самый аборт, потому что зачатие все равно совершается, но малыш гибнет в первые же дни после зачатия.

Поэтому женщине, обеспокоенной здоровьем своих будущих детей, следует в первую очередь забыть об убийстве дозволенными методами их братьев и сестер.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 215.