Готовую, правильно оформленную и подписанную работу студент лично представляет на отзыв научному руководителю для решения вопроса о допуске ее к защите.
Научный руководитель в отзыве (приложение 2) на дипломную работу делает вывод о соответствии данной работы предъявляемым требованиям, о возможности допуска ее к защите ГЭК и высказывает свое мнение о ее возможной оценке. Желательно, чтобы научный руководитель отметил в отзыве оригинальность и социальную ценность данной дипломной работы и содержащегося в ней материала, а также перспективы ее возможного использования на практике, в научных и учебных целях.
Выпускная квалификационная работа с отзывом научного руководителя представляется студентом на кафедру лично или через научного руководителя. Кафедра определяет рецензента.
В рецензии (приложение 3) на дипломную работу дается оценка актуальности, научной и практической ценности выполненной работы, методики ее выполнения, соответствию содержания избранной теме исследования и плану, репрезентативности приводимых в ней данных, ее грамотности, степени самостоятельности студента, проявленной при выполнении и оформлении работы по всем ее основным элементам и так далее.
Особо рецензент отмечает достоинства работы и ее недостатки, погрешности, упущения, спорные моменты, по которым необходимы пояснения студента при защите дипломной работы.
В заключении рецензент делает выводы о соответствии данной выпускной квалификационной работы предъявляемым требованиям, о возможности ее допуска к защите в ГЭК, ее оценке - «высокой», «положительной» или «отрицательной», о возможности и форме использования результатов и материалов дипломной работы в практической деятельности, в научных целях и учебном процессе высшей школы.
Студенту должна быть предоставлена возможность заблаговременно ознакомиться с рецензией (за 3-5 дней до защиты), чтобы он смог, если это необходимо и возможно, устранить замечания, подготовиться по вопросам, требующим публичного ответа при защите выпускной квалификационной работы. Ответы студента на замечания рецензента должны свидетельствовать о знании им предмета и умении отстоять свою точку зрения или согласиться со справедливостью замечания рецензента, аргументируя, почему он это делает.
Важным этапом подготовки к защите является составление тезисов выступления на защите ВКР. Выступление должно содержать сведения о характере, содержании проведенного исследования, полученных результатах.
Для доклада основных положений квалификационной работы, обоснования сделанных им выводов и предложений студенту предоставляется 15 минут, что соответствует 5 – 5,5 страницам обычного текста размером шрифта – 14, набранного с полуторным (1,5) межстрочным интервалом.
Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его целей и задач, далее по главам раскрывается основное содержание квалификационной работы, а затем освещаются основные результаты работы, сделанные выводы и предложения. Студент должен сделать свой доклад свободно, не читая письменного текста. Текст выступления должен быть максимально приближен к тексту квалификационной работы, поэтому основу выступления составляют введение и заключение, которые используются в выступлении практически полностью. Также практически полностью используются выводы в конце главы.
Рекомендуется в процессе доклада использовать заранее подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал иллюстрирующий основные положения работы.
В ходе доклада должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в квалификационной работе. Использование в выступлении данных, не использованных в квалификационной работе, недопустимо.
Структуру текста доклада при защите квалификационной работы можно представить в виде следующей таблицы.
Структура доклада
Раздел доклада | Продолжительность (мин.) |
Введение. Обоснование темы исследования (актуальность, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы и т.д.) | 1,5 - 2 |
Краткое содержание работы (выводы по главам) | 3 – 5 |
Результаты эмпирического (экспериментального) исследования | 3,5 - 5 |
Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы) | 2 - 3 |
После доклада студент должен ответить на вопросы членов ВАК. Время для ответов на вопросы и обсуждения работы формально не ограничено и регламентируется председателем ВАК.
После ответов на вопросы выступают руководитель работы и рецензент, а в случае их отсутствия, председатель ВАК зачитывает их письменные отзыв и рецензию. Затем студент отвечает на их замечания.
В полностью подготовленном виде (переплетена) работа представляется на кафедру, сдаётся научному руководителю через лаборанта кафедры за две недели до защиты.
Поступившая на кафедру работа регистрируется в журнале кафедры и передаётся заведующему кафедрой. Заведующий кафедрой решает вопрос о допуске к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе работы. Если заведующий кафедрой считает невозможным допустить слушателя к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием слушателя и научного руководителя работы.
Глава 2. Структура и правила оформления выпускной квалификационной работы бакалавра и магистра
§ 2.1. Структура и правила оформления ВКР бакалавра и магистра
Основными структурными элементами выпускной квалификационной работы являются: титульный лист, реферат, содержание, введение, основная часть работы, выводы, заключение, список литературы, приложения. Их рекомендованный объем представлен в таблице 2.
Таблица 2
Примерный объем структурных элементов ВКР бакалавра
Структурный элемент | Примерный объем (стр.) |
Титульный лист | 1 |
Реферат | 3-4 |
Содержание | 1 |
Введение | 3-4 |
Основная часть работы | 45-50 |
Заключение | 3 |
Выводы | 1-1,5 |
Список литературы | 2-3 |
Итого | 60-70 |
Таблица 3
Примерный объем структурных элементов ВКР магистра
Структурный элемент | Примерный объем (стр.) |
Титульный лист | 1 |
Реферат | 3-4 |
Содержание | 1 |
Введение | 5-6 |
Основная часть работы | 60-70 |
Заключение | 3 |
Выводы | 1-1,5 |
Список литературы | 4-5 |
Итого | 80-90 |
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы, на которой указывается:
· Наименование университета, отделения и кафедры, по которой проходят выполнение и защита выпускной квалификационной работы;
· Фамилия, имя и отчество студента, выполнившего работу;
· Наименование (тема) работы;
· Ученое звание, должность, а также фамилия, имя и отчество научного руководителя.
Форма титульного листа приведена в Приложении 4,5.
Реферат
Реферат представляет собой предельно краткое изложение содержания работы и, по существу, является ее «визитной карточкой».
В реферате указываются:
· объем работы, количество приложений, рисунков, таблиц, библиографических источников;
· ключевые слова, по совокупности которых можно составить общее представление о содержании и направленности работы;
· объект и предмет исследования;
· гипотеза исследования;
· цели и задачи исследования;
· методы и методики, с помощью которых проводилось исследование;
· контингент испытуемых, принимавших участие в исследовании;
· основные результаты исследования;
· перспективы практического применения результатов работы.
Форма реферата представлена в Приложении 6.
Содержание
В содержании приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются.
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка на отдельном листе с прописной буквы и посередине листа относительно текста. Наименования и нумерация заголовков разделов, подразделов и пунктов, включаемых в содержание, должны точно соответствовать аналогичным наименованиям и нумерации в тексте работы. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Наименования заголовков записываются с прописной буквы без точки в конце. Напротив последней строчки наименования в правом столбце содержания проставляют номер страницы по тексту работы.
Основная часть выпускной работы должна иметь разделы и подразделы. Каждый раздел (глава) должен начинаться с новой страницы.
Для нумерации разделов, пунктов и подпунктов используется многоуровневый список. Нумерация разделов должна быть сквозной в пределах выпускной работы. Разделы нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера соответствующего раздела и номера самого подраздела, разделенные точкой.
Наименования заголовков должны соответствовать содержанию разделов, пунктов и подпунктов. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Образец оформления оглавления приведен в Приложении 7.
Введение
Выпускная квалификационная (дипломная) работа начинается с раздела «Введение». Во «Введении» обосновывается актуальность выбранной темы, излагается суть исследуемой проблемы и степень ее научной разработанности, формулируется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, используемые методы, теоретическая и практическая база исследования теоретическая и практическая новизна, общая характеристика структуры работы (таблица 4, приложение 8). Общий объем «Введения» составляет 2 - 3 страницы.
Таблица 4
Рекомендации по написанию ВКР
Структура введения | Содержание |
Актуальность исследования темы | Степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы |
Степень научной разработанности проблемы | Описание степени научной разработанности проблемы предполагает краткую оценку того, кем, насколько глубоко и многосторонне исследовалась выбранная проблема, обоснование того, что в данном исследовании изучались малоизученные аспекты проблемы. |
Проблема исследования | Вопрос или комплекс вопросов, отражающих противоречие между известным и неизвестным в объекте и предмете исследования, решение которых имеет практический или теоретический интерес |
Цель работы | Ожидаемый результат выпускной квалификационной работы, который позволит разрешить обозначенную проблему |
Объект | Это процесс или явление, которое подлежит исследованию. Типичной ошибкой в определении объекта исследования является представление в качестве объекта конкретных испытуемых, а не психических явлений, процессов, феноменов |
Предмет | 1. Часть, сторона или отдельный аспект явления, отдельный этап процесса, факторы и условия их проявления и протекания 2. Сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы Необходимо помнить, что предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию |
Гипотеза | Предположение, которое необходимо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования |
Задачи работы | Последовательные шаги на пути достижения цели работы, отражающие план исследования и помогающие дать наименование главам и параграфам выпускной квалификационной работы |
Практическая значимость | Определение значимости полученных в ходе исследования результатов для обучающихся студентов направления «Психолого-педагогическое образование», практикующих психологов, их клиентов и представителей других профессиональных групп |
Методы исследования | Перечисление примененных организационных, эмпирических и аналитических методов |
База проведения исследования | Указание типа учреждения (организации), в котором проводилось исследование |
Краткое выборки описание | Указание количества испытуемых, их возрастных и иных специфических характеристик (при необходимости) |
Структура представленной работы | Последовательное перечисление всех элементов работы, указание объема списка литературы, количества таблиц, диаграмм, гистограмм в основном тексте, приложений |
Основная часть работы
В главах основной части работы подробно рассматривается состояние проблемы исследования, дается обоснование гипотезы исследования, описывается методика и техника исследования, основные результаты и их интерпретация. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения поставленных задач, выносятся в приложение.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 201.