Выбор и утверждение темы работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация подготовки выпускной квалификационной работы начинается с разработки их тематики. Темы дипломных работ представляются кафедрой педагогической психологии на основании их актуальности, учета проблематики современных научно-психологических исследований и разнообразия интересов студентов в области психологической теории и практики, непосредственной связи с возможным практическим применением знаний выпускников в соответствии со специализацией.

Тема выпускной квалификационной работы является названием работы, в связи с чем она характеризует основное содержание и направленность исследования, т.е. то, что исследуется. Обычно в качестве темы берется формулировка предмета или гипотезы исследования. Тема может выбираться самим студентом в соответствии с его профессиональными и научными интересами, либо предлагаться научным руководителем.

Разработка одной и той же темы дипломной работы несколькими студентами не допускается.

Темы могут быть связаны:

· с описанием характеристик психического явления;

Основанием для выбора такой темы может быть отмечаемая в литературе или выявленная вами неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент. Другой причиной, по которой может выбираться такого рода тема может быть противоречие между эмпирическими данными разных авторов, не позволяющее составить целостное представление об изучаемом психическом явлении.

· с выявлением взаимосвязей психических явлений;

При такой теме исследования изучается наличие и степень связей, их направленность и устойчивость; структура взаимосвязей или место изучаемой связи среди множества других. Необходимо проверить достоверность связей и попытаться объяснить их природу.

· с изучением возрастной динамики психического явления;

Проведение такого рода исследований носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда), а также использование контрольной группы испытуемых.

· с описанием нового психологического феномена, эффекта;

Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, наблюдательным исследователем при решении иных задач.

Задачами исследования с целью описания нового феномена могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

· открытие новой (другой) природы психического явления;

В качестве критериев новизны могут выступать:

- введение нового термина (понятия) или изменение понимания ряда терминов и определений, используемых в изучаемой области психологии;

- установление новых соотношений понятий;

- наличие возможности на основе нового описания или объяснения предсказывать новые, еще неизвестные феномены и неизвестные закономерности.

Выбор такой темы для исследования требует наличия у исследователя фундаментальной теоретической подготовки.

· с обобщением научных представлений;

Цель работы при такой теме состоит в обнаружении более общих закономерностей, чем описанные в научной литературе. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, приданием им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области определения понятия.

Целью исследования может быть и построение новой классификации, которая предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть определенным образом соотнесена с существующими теориями и концепциями.

· с созданием новой психодиагностической методики;

Новые методики имеют несомненную ценность, если они позволяют:

- повысить точность измерения, надежность;

- давать более дифференцированную или более полную характеристику качеств;

- сократить время обследования;

- расширить контингент испытуемых (по возрасту, уровню образования, состоянию психического здоровья, развития и т. д.);

- облегчить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать).

· с адаптацией психодиагностической методики;

Необходимость в адаптации методики возникает в связи с ее использованием в новой культурно-исторической, этнической, языковой среде. Адаптация методики включает в себя не только редакцию содержания, но и весь комплекс обычных процедур психометрической проверки на валидность, надежность, объективность, дискриминативность. Нередко объем работы по адаптации методики соизмерим с разработкой новой методики.

Темы ВКР и их научные руководители утверждаются на заседании кафедры.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

1. Специфика социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью.

2. Взаимосвязь диалектического мышления и способности к решению эвристических задач.

3. Специфика социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста к военному учреждению.

4. Эмоционально волевая сфера дошкольников с разным уровнем культурной конгруэнтности.

5. Особенности когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в разных образовательных средах.

6. Межполовые различия психологических факторов школьной неуспеваемости.

7. Эмоциональное развитие детей, занимающихся интеллектуальными видами спорта, методами арт-терапии.

8. Особенности качества жизни педагога во взаимосвязи с требованиями профессиональной среды.

9. Особенности регуляторных функций у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.

10. Особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.

11. Образовательная среда как фактор развития субъектности дошкольников.

12. Психология символической деятельности дошкольника в образовательной среде.

13. Особенности речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвизма.

14. Влияние комплексной коррекционной работы на психическое развитие младших школьников с признаками гипперактивности.

15. Становление когнитивных функций в связи с готовностью младших школьников к школе.

16. Исследование качества билингвальной образовательной среды раннего детства.

17. Развитие самосознания младших школьников.

18. Особенности интеллекта младших школьников с разным уровнем восприятия нормативной ситуации.

19. Самосознание подростка в структуре личностных свойств.

20. Психологические особенности межличностных отношений первоклассников на этапе адаптации к школе.

21. Эмоциональное развитие младших школьников в условиях отцовской депривации (на примере не полных семей).

22. Особенности ценностных ориентаций подростков с различным социометрическим статусом.

23. Личностные особенности тревожных подростков.

24. Психология подростка в нормативной ситуации.

25. Личностные особенности подростков, занимающихся спортивной деятельностью.

26. Индивидуально-психологические особенности гиперактивных младших школьников.

27. Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с профилем преподаваемых дисциплин.

28. Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности.

29. Психология удовлетворенности жизнью в связи с продолжительностью педагогической деятельности.

30. Личностные особенности педагогов с высоким уровнем перфекционизма.

31. Личностные особенности педагогов в связи с уровнем креативности..

32. Мотивация профессиональной деятельности педагогов с разной продолжительностью работы.

33. Взаимосвязь индивидуально-типических особенностей и ценностно-мотивационной направленности у нападающих и защитников в хоккейной команде.

34. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта.

 

Последовательность подготовки выпускной квалификационной работы:

1) определение темы, обоснование ее актуальности и обсуждение с научным руководителем;

2) получение задания на выполнение выпускной квалификационной работы от научного руководителя;

3) составление предварительного и развернутого планов исследования, согласование их с руководителем;

4) составление плана-графика подготовки дипломной работы, который облегчает контроль над ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять дипломную работу, рационально распределять время, отводимое на ее подготовку. В процессе составления плана студент должен обдумать всю «стратегию» предстоящей работы, привести в систему возникающие у него новые мысли, замыслы, предложения, календарный рабочий план подписывается студентом и утверждается руководителем дипломной работы;

5) выработка цели, задач и замысла дипломной работы;

6) изучение опыта рассмотрения выбранной психологической проблемы, состояния дел по исследуемой проблематике;

7) анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами;

8) сбор эмпирического материала, подготовка и проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления о состоянии исследуемого предмета;

9) обработка и анализ полученной информации с применением современных программных средств и методов математической статистики;

10) выявление связей, отношений и корреляций;

11) проведение экспериментальной работы или разработка и обоснование рекомендательной части в виде описания путей и условий, программ, технологий, методов решения заявленной проблемы;

12) обобщение собранного материала, формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы;

13) оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам, литературное оформление работы;

14) ознакомление руководителя с содержанием работы и его доработка с учетом замечаний и предложений руководителя;

15) получение отзыва научного руководителя;

16) передача дипломной работы методисту учебной группы для регистрации (не позднее, чем за месяц до защиты) и последующего рецензирования;

17) ознакомление с рецензией на дипломную работу;

18) подготовка доклада, презентации, иллюстративного и раздаточного материала для членов экзаменационной комиссии;

19) защита дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Планирование выполнения выпускной квалификационной работы

Студент, согласно заданию научного руководителя, должен составить календарный график работы над темой с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы (см. приложение 1).

Календарный график должен предусматривать установленные в задании директивные сроки представления на рецензию отдельных разделов диплома и законченной работы в целом. Задание и график утверждаются заведующим кафедрой. Согласно графику студенты не реже одного раза в месяц должны отчитываться о проделанной работе перед научным руководителем.

Основные этапы при выполнении выпускной квалификационной работы делятся на:

«подготовительный» - состоит в выборе темы. В результате выполнения первого этапа автор составляет два документа: план исследования и структура работы или план изложения, который близок к оглавлению;

«теоретический» - проанализировать теоретические данные об изучаемом объекте и современные представления об изучаемом предмете исследования. Определиться с методологической основой исследования. Результатом решения этой задачи, собственно, и является формулировка гипотезы;

«организационный» - определиться с методами, подобрать методики, определиться с базой проведения исследования, контингентом испытуемых и объемом выборки, провести сбор эмпирических данных, составить сводный протокол (электронную базу данных);

«аналитический» - провести статистическую обработку, анализ и интерпретацию полученных данных. Сопоставить полученные результаты с выдвинутой гипотезой, объяснить выявленные расхождения, указать на дальнейшие возможные направления исследования данной проблемы.

Этапы исследования взаимосвязаны, предыдущий этап определяет содержание и успешность последующего этапа.

Заведующий кафедрой организует проверку хода выполнения выпускной квалификационной работы и устанавливает не менее трех контрольных сроков отчетности выпускников о ходе выполнения работы.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.