КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Баянова Л.Ф., Лопухова О.Г.,

Шишова Е.О.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА:

методика написания, правила оформления и порядок защиты

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов направления
«Психолого-педагогическое образование»

 

 


КАЗАНЬ – 201 9

УДК 159.9

ББК 88.8

Б34

 

Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии

Института психологии и образования К(П)ФУ

 

Авторы-составители:

Баянова Лариса Фаритовна, заведующий кафедрой педагогической психологии ИПО, доктор психологических наук, профессор;

Лопухова Ольга Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии ИПО;

Шишова Евгения Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии ИПО.

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор П.Н. Осипов (КНИТУ);

доктор психологических наук, профессор И.М.Юсупов (ИЭУП).

 

 

Р 98   Баянова Л.Ф., Лопухова О.Г., Шишова Е.О. Выпускная квалификационная работа: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Учебно-методическое пособие для студентов направления «Психолого-педагогическое образование» - Казань: К(П)ФУ, 2019. – 58 с.  
   

В предлагаемом учебно-методическом пособии излагаются основные требования к содержанию и оформлению выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций. Даются методические рекомендации по организации и планированию психологического исследования, порядку изложения и оформления его результатов. Представлены примеры структуры и образцы оформления работ.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 44.03.02, 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» и преподавателей высших учебных заведений.

 

ISBN 

©Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2019

© Авторы , 2019

 

 

Содержание

 

Введение........................................................................................................... 5

Глава 1. подготовка и защита выпускных квалификационных работ................................................................... 7

§ 1. 1. Выпускная квалификационная работа: общие положения................. 7

§ 1. 2. Организация подготовки выпускной квалификационной работы... 10

§ 1. 3. Выбор и утверждение темы работы.................................................. 11

§ 1. 4. Планирование выполнения выпускной квалификационной работы 15

§ 1. 5. Проектирование научного исследования.......................................... 16

§ 1. 6. Организация исследования и сбор эмпирических данных............... 18

§ 1. 7. Обработка и анализ эмпирических данных психологических исследований........................................................................................................................ 19

§ 1. 8. Предварительная экспертиза выпускной квалификационной работы 24

§ 1. 9. Процедура защиты выпускной квалификационной работы бакалавра и магистра......................................................................................................... 25

 

Глава 2. структура и правила оформления выпускной квалификационной работы бакалавра и магистра............ 28

§ 2. 1. Структура и правила оформления выпускной квалификационной работы........................................................................................................................ 28

§ 2. 2.  Правила оформления текста ВКР бакалавра и магистра……………...38

 

Список литературы................................................................................. 44

ПРИЛОЖЕНИя .............................................................................................. 47

 


 Введение

 

Итоговая государственная аттестации выпускника, освоившего основную образовательную программу по направлению подготовки 44.03.02, 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Цель итоговой государственной аттестации – установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование». При условии успешного прохождения итогового аттестационного испытания выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. Согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1155, «Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы; для квалификации (степени) магистр – в форме магистерской диссертации».

В Казанском университете действует «Регламент об итоговой государственной аттестации выпускников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 26.12.2011. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская, дипломная, магистерская) является обязательной формой итоговой государственной аттестации, самостоятельно выполняемой обучающимся на завершающем этапе подготовки по направлению (специальности). В выпускной квалификационной работе на основе профессионально ориентированной теоретической подготовки решаются конкретные практические задачи, предусмотренные соответствующей ступенью высшего профессионального образования. Целью выпускной квалификационной работы является установление уровня подготовленности выпускника к профессиональной деятельности. Задачами выпускной квалификационной работы являются: расширение, систематизация и закрепление теоретических и практических знаний по направлению (специальности) и применение их в профессиональной деятельности, совершенствование навыков ведения самостоятельной творческой работы, способности четко, ясно и логично излагать в письменной форме свои мысли по избранной тематике. Процедура подготовки и защиты выпускной квалификационной работы происходит согласно действующему «Регламенту об итоговой государственной аттестации выпускников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Выпускная квалификационная работа должна отвечать главным требованиям:

• отражать актуальность и новизну темы исследования;

• давать представления о том, насколько студент овладел методами научного анализа и объяснения сложных психических явлений, теории и практики, творческого применения теории и методологических принципов исследования;

• показывать умение делать теоретические обобщения, обосновывать привлечение методов решения поставленных задач, анализировать и интерпретировать полученные эмпирические результаты исследования и на их основе формулировать практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации;

• отличаться логичностью, доказательностью, аргументированностью, лаконизмом, четким и ясным изложением материала, достоверностью фактов, отражением умения психолога в сфере образования пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки данных и систематизации информации;

• высокая научная достоверность, объективность содержания исследовательского материала – важнейшее требование к выпускной квалификационной работе, автор работы несет ответственность за достоверность фактического материала, обоснованность выводов и рекомендаций;

• выпускная квалификационная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение навыками и умениями профессиональной деятельности психолога в сфере образования;

• работа должна носить творческий характер (использование оригинальных подходов и технологий, материалов экспериментального исследования)

• текстовый материал научной работы должен быть правильно оформлен (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок и списка литературы, аккуратность исполнения, отсутствие орфографических ошибок и т.п.).

Работа представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у автора работы первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

 


Глава 1. Подготовка и защита выпускных квалификационных работ


§ 1.1. Выпускная квалификационная работа: общие положения

 

Выпускная квалификационная работа является исследовательской работой, в которой выявляются закономерности, тенденции развития, механизмы проявления какого-либо психологического феномена или явления, представляет собой законченную работу, включающую сбалансированное теоретическое обоснование и выполненное  эмпирическое исследование.  

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, выпускная квалификационная работа имеет следующие цели:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению (специальности) и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач с элементами исследовательской деятельности;

- определение степени подготовленности выпускников для самостоятельной работы в условиях профессиональной деятельности;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методами эмпирического исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов.

В выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:

· самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;

· развитие навыков всестороннего творческого, научного анализа научной, методической и другой литературы по психологической проблематике;

· выявление новых тенденций, явлений и противоречий, имеющих практическую значимость;

· теоретическое обоснование и раскрытие сущности профессионально-психологических категорий, явлений и проблем по теме дипломной работы;

· развитие творческих форм и методов разрешения психологических проблем в соответствии с запросами практики;

· разработка обоснованных выводов, практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности решения сложных психологических ситуаций;

· привитие навыков самостоятельного применения студентами полученных знаний при проведении научных исследований по решению прикладных задач;

· анализ, обработка и интерпретация эмпирического материала и результатов психодиагностики;

· выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации;

· овладение приемами научной речи.

Выпускная квалификационная работа считается завершенной, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, стилю изложения материала, оформлению ссылок, списка литературы и приложений, отпечатана, проверена на предмет орфографических ошибок, сброшюрована, подписана автором, имеет отзыв руководителя.

Содержание выпускной квалификационной работы должно отражать уровень сформированности компетенций выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Студент несет ответственность за достоверность представляемого им в выпускной квалификационной работе эмпирического материала, за соблюдение авторских прав на результаты, полученные другими лицами, за использование таких результатов, которые должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

По жанру выпускная квалификационная работа может быть исследовательской, методической или прикладной.

Выпускная квалификационная работа является исследовательской, если она направлена на теоретическое объяснение определенных психологических феноменов и на эмпирическое изучение их особенностей.

Работа является методической, если она связана с разработкой новых или совершенствованием существующих средств и методов психологической диагностики, воздействия или исследования (в том числе с проверкой их надежности, валидизацией, стандартизацией и т.п.), а также с анализом сравнительной эффективности нескольких методов.

Работа считается прикладной, если она предполагает решение какой-либо практической проблемы и включает в себя описание реально проведенных в этом направлении процедур.

Чисто теоретические выпускные квалификационные работы не допускаются. Также не допускается засчитывать в качестве выпускной квалификационной работы переводы, выполненные студентами с иностранных языков.

Любое исследование, как научное, так и прикладное, должно соответствовать ряду методологических требований и критериев, чтобы считаться таковым. Применительно к научно-исследовательской работе магистров такими требованиями являются:

Самостоятельность. Работа должна быть выполнена полностью от начала до конца магистрантом, представляющим данную работу. Не допускается представление чужих данных как своих.

Новизна. Исследовательская работа должна отличаться определенной новизной и не повторять хорошо известные факты, изложенные в литературе. Однако допускается перепроверка чьих-то данных, если на то есть основания.

Актуальность. Исследование должно содержать проблему, которая не решена на данный момент, и, собственно, задачей работы и является как раз решение этой проблемы.

Подтверждаемость. Любые выводы, как научного, так и практического характера, должны быть подтверждены. В основе подтверждаемости лежит максимально полная документация исследования.

Объективность. Работа должна иметь доказательства достоверности, данные должны быть легко проверяемы, аргументы развернуты, а литературные источники доступны для дополнительного ознакомления желающими.

Воспроизводимость. Принципиально важно, чтобы проведенное исследование можно было повторить. В противном случае выводы могут быть поставлены под сомнение. Чтобы другие исследователи могли проверить и уточнить данные автора, он должен дать подробное описание своей работы и процедурных условий ее проведения, а также привести доказательства ее надежности.

Научность. Работа должна быть выполнена согласно научным принципам организации и проведения исследований, в соответствии с научной картиной мира и принятым в психологии воззрениям.

Целесообразность. Работа должна иметь определенную значимость, решать какую-то проблему.

Для организации и руководства выпускной квалификационной работой назначается научный руководитель. В задачи руководителя входит:

- научное руководство и помощь в постановке задач, выявлении исследовательских и практических проблем, поиске подходов к их решению;

- предоставление выпускникам необходимых консультаций по вызывающим затруднения вопросам и помощь в организации научного исследования;

- обеспечение соблюдения всех прав и контроль выполнения этапов работы;

- написание отзыва о работе.

Качественно выполненная выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать об умении студента: четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности; обосновать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; отбирать нужные сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме; делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях); излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу.

 

§ 1.2.  Организация подготовки выпускной квалификационной работы

 

Организация процесса подготовки и защиты дипломной работы – это сложный процесс, в котором помимо самих студентов-дипломников задействованы: деканат, выпускающая кафедра, научные руководители, рецензенты, консультанты, методисты учебных групп, государственная экзаменационная комиссия (ГЭК).

Кафедра педагогической психологии Института психологии и образования осуществляет следующие мероприятия:

· разработка тематики выпускных квалификационных работ;

· организация выбора студентами тем дипломных работ;

· проведение собрания студентов-выпускников по ознакомлению с порядком, организацией, формой и условиями подготовки и защиты выпускной квалификационной работы;

· ознакомление студентов, руководителей и рецензентов с методическими требованиями к содержанию и оформлению дипломной работы;

· назначение руководителей выпускных квалификационных работ;

· контроль намеченного графика выполнения дипломных работ;

· организация рецензирования дипломных работ;

· проведение предварительных защит дипломных работ;

· принятие решения о допуске студента к защите дипломной работы;

· организация защиты дипломных работ на заседаниях государственных экзаменационных комиссий согласно графику.

Общее руководство процессом подготовки дипломных работ осуществляет заведующая кафедрой педагогической психологии.

 

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 192.