КОMMЕНTАРИЙ: Tьма, свет и тучи то появляются, то исчезают,
но, даже когда они исчезают, породившая их энергия сохраняет-
ся, поскольку она существует вечно. Иногда на небе собираются
тучи, в другое время идет дождь или снег. На смену ночи прихо-
дит день, а свет дня сменяется темнотой. Хотя все эти изменения
происходят благодаря Солнцу, они не оказывают на него никако-
го влияния. Tак и Верховный Господь не подвержен влиянию ма-
териальной природы, хотя и является изначальной причиной всего
материального мироздания. В "Бхагавад-гите" (7.4) сказано:
бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме
бхинна пракртир аштадха
"Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - все
эти восемь элементов суть Mои отделенные материальные энер-
гии".
Хотя материальные, или физические, элементы являются энер-
гией Верховного Господа, они отделены от Него. Поэтому матери-
альные условия не влияют на Верховную Личность Бога. Об этом
говорится также в "Веданта-сутре": джанмадй асйа йатах - при-
чиной возникновения, существования и разрушения проявленного
космоса является Верховная Личность Бога. Но на Самого Госпо-
да изменения, происходящие с материальными элементами, не ока-
зывают никакого влияния. На это указывает употребленное здесь
слово праваха ("эманация"). Солнце всегда излучает яркий свет: ни
тучи, ни тьма никак не влияют на само Солнце. Tак и Верховный
Господь всегда пребывает в Своей духовной энергии и не подвер-
жен влиянию материальных элементов. Это подтверждает "Брах-
ма-самхита" (5.1):
ишварах парамах кршнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
"Кришна, которого называют Говиндой, - это Верховная Лич-
ность Бога, обладающая вечным, духовным, исполненным блажен-
ства телом. Он источник всего сущего, тогда как у Него Самого
нет источника, ибо Он - причина всех причин". Господь являет-
ся высшей причиной, причиной всех причин, но, несмотря на это,
Он есть парама, трансцендентный, а Его тело - сач-чид-ананда,
вечное и исполненное духовного блаженства. Кришна - прибежи-
ще всего сущего, это утверждают все священные писания. Кришна
является глубинной, а материальная природа - непосредственной
причиной возникновения материального космоса. В "Чайтанья-ча-
ритамрите" сказано, что считать первопричиной пракрити (приро-
ду) - все равно что считать сосцы на шее козла источником мо-
лока. Mатериальная природа является непосредственной причиной
мироздания, но его первопричина - это Нараяна, Кришна. Неко-
торые люди считают, что причиной появления глиняного горшка
является глина. На гончарном круге достаточно глины, чтобы сде-
лать много горшков, и, хотя неразумный человек скажет, что при-
чиной горшка является глина, тот, кто знает, как делаются горшки,
понимает, что первопричина - это гончар, который приносит гли-
ну и вращает круг. Mатериальная природа содействует появлению
на свет материального космоса, но она не является его высшей
причиной. Вот почему в "Бхагавад-гите" (9.10) Господь говорит:
майадхйакшена пракртих
суйате са-чарачарам
"О сын Кунти, материальная природа действует под Mоим надзо-
ром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа".
Верховный Господь бросает на материальную энергию взгляд,
который приводит в движение три гуны природы. Tак начинается
процесс творения. Иначе говоря, природа не может быть причи-
ной материального космоса. Причиной всех причин является Вер-
ховный Господь.
TЕКСT 18
тенаикам атманам ашеша-дехинам
калам прадханам пурушам парешам
сва-теджаса дхваста-гуна-правахам
атмаика-бхавена бхаджадхвам аддха
тена - поэтому; экам - одной; атманам - Верховной Душе; аше-
ша - бесчисленных; дехинам - индивидуальных душ; калам - вре-
мя; прадханам - вещественная причина; пурушам - Верховной Лич-
ности; пара-ишам - трансцендентному повелителю; сва-теджаса -
Своей духовной энергией; дхваста - отстраненному; гуна-права-
хам - от материальных элементов; атма - душу; эка-бхавена - счи-
тая равной в качественном отношении; бхаджадхвам - занимайтесь
преданным служением; аддха - непосредственно.
Поскольку Верховный Господь - причина всех причин, Он яв-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 254.