КОMMЕНTАРИЙ: Из Упанишад (Mундака-упанишад, 3.2.3) мы
узнаём следующее:
найам атма правачанена лабхйо
на медхайа на бахуна шрутена
йам эваиша врнуте тена лабхйас
тасйаиша атма виврнуте танум свам
Просто изучая Веды, невозможно восстановить свои взаимоотно-
шения с Верховным Господом. Mногие санньяси-майявади погло-
щены изучением Вед, "Веданта-сутры" и Упанишад, но, к сожа-
лению, истинный смысл ведического знания остается скрытым от
них. Иными словами, они не могут постичь Верховную Личность
Бога. Что толку изучать Веды, если человек не может постичь их
суть - Кришну? В "Бхагавад-гите" (15.15) Господь говорит: ведаиш
ча сарваир ахам эва ведйах - "Цель изучения всех Вед - постичь
Mеня".
Mногие религиозные системы настойчиво рекомендуют своим
последователям совершать аскезы и умерщвлять плоть, но в ито-
ге не дают им возможности постичь Кришну, Верховную Личность
Бога. Поэтому в таких аскезах (тапасье) нет никакого смысла. Tо-
му, кто действительно постиг Верховную Личность Бога, незачем
совершать суровые аскезы. Постичь Верховного Господа можно
только в процессе преданного служения. В девятой главе "Бхага-
вад-гиты" метод преданного служения назван раджа-гухьям, царем
сокровенного знания. Есть немало замечательных чтецов ведичес-
ких писаний, которые декламируют такие произведения, как "Ра-
маяна", "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гита". Порой эти про-
фессиональные чтецы проявляют завидную эрудицию и искусно
жонглируют словами. К сожалению, ни один из них не являет-
ся преданным Верховного Господа и потому не способен открыть
своим слушателям суть истинного знания, Кришну. Помимо это-
го, в мире есть много выдающихся писателей и философов, но,
если, несмотря на свою ученость, они не способны приблизиться
к Верховной Личности Бога, значит, все созданное ими - никому
не нужные измышления. В материальном мире есть немало людей,
которые благодаря своему могучему интеллекту делают множест-
во открытий, предоставляющих людям новые возможности для на-
слаждений. Кроме того, они скрупулезно изучают материальные
элементы творения, но, несмотря на их глубокие познания и исчер-
пывающий научный анализ мироздания, все их усилия бессмыслен-
ны, поскольку не дают им возможности постичь Верховную Лич-
ность Бога.
Что касается органов чувств, то многие представители животно-
го мира, звери и птицы, способны пользоваться ими гораздо более
эффективно, чем люди. Например, грифы или ястребы, подняв-
шись высоко в небо, отчетливо видят лежащее на земле маленькое
тело. Это значит, что они обладают настолько острым зрением, что
могут разглядеть свою добычу с огромной высоты. Безусловно, их
зрение гораздо острее, чем зрение человека, но из этого не следу-
ет, что их существование исполнено более глубокого смысла, чем
жизнь человека. Собаки могут на большом расстоянии различать
всевозможные запахи, а многие рыбы способны по звуку узнавать
о приближении врага. Все это примеры, приведенные в "Шримад-
Бхагаватам". Если органы чувств не помогают человеку достичь
высшего совершенства, то есть познать Всевышнего, все они аб-
солютно бесполезны.
TЕКСT 12
ким ва йогена санкхйена нйаса-свадхйайайор апи
ким ва шрейобхир анйаиш ча на йатратма-прадо харих
ким - что толку; ва - или; йогена - занимаясь мистической йогой;
санкхйена - изучая философию санкхьи; нйаса - приняв санньясу;
свадхйайайох - и изучая ведические писания; апи - даже; ким -
что толку; ва - или; шрейобхих - благоприятной деятельностью;
анйаих - другой; ча - и; на - никогда; йатра - где; атма-прадах -
полное удовлетворение души; харих - Верховная Личность Бога.
Любые виды трансцендентной деятельности, будь то занятия
Мистической йогой, аналитическое изучение природы материи, со-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 259.