КОMMЕНTАРИЙ: Шаукра-джанма значит "рождение из семени".
Tак рождаются не только люди, но и животные. Однако чело-
век, выполняя указания Вед, может очистить шаукра-джанму. Пе-
ред рождением, то есть перед тем, как отец соединится с матерью,
необходимо провести обряд, который называется гарбхадхана-сам-
скарой. Особенно важно, чтобы этот обряд совершали представи-
тели высших каст, и прежде всего брахманы. В шастрах сказано,
что, если представители высших каст не проводят гарбхадхана-
самскары, все члены их семьи становятся шудрами. Говорится так-
же, что сейчас, в век Кали, каждый является шудрой, поскольку
никто не совершает гарбхадхана-самскары. Tаковы законы веди-
ческой цивилизации. Впрочем, согласно принципам панчаратрики,
несмотря на то что в Кали-югу из-за отсутствия гарбхадхана-сам-
скары все рождаются шудрами, тем, у кого есть хотя бы небольшое
желание обрести сознание Кришны, нужно дать возможность под-
няться на трансцендентный уровень преданного служения. Движе-
ние сознания Кришны основано на принципе панчаратрика-видхи,
сформулированном Шрилой Санатаной Госвами, который говорил:
йатха канчанатам йати
камсйам раса-видханатах
татха дикша-видханена
двиджатвам джайате нрнам
"Соединив колокольную бронзу с ртутью, можно превратить ее
в золото; точно так же любого, далеко не золотого, человека мож-
но превратить в двиджу, брахмана, дав ему духовное посвяще-
ние" (Хари-бхакти-виласа, 2.12). Tаким образом, получив посвя-
щение от истинного духовного учителя, человек сразу становится
дваждырожденным. В Движении сознания Кришны мы сначала
даем ученику первую инициацию и вместе с ней - право повто-
рять Харе Кришна маха-мантру. Регулярно повторяя маха-мантру
и следуя регулирующим принципам, человек приобретает качества,
необходимые для брахманической инициации, ибо того, кто не об-
ладает качествами брахмана, нельзя допускать к поклонению Гос-
поду Вишну. Это называется йаджника-джанма. У нас, в Обществе
сознания Кришны, тому, кто не имеет двух посвящений: первого,
дающего право повторять мантру Харе Кришна, и второго, позво-
ляющего повторять мантру гаятри, - не разрешается заходить на
кухню или в алтарную и выполнять там соответствующие обязан-
ности. Но, когда человек достигает уровня чистоты, необходимого
для того, чтобы поклоняться Божеству, его происхождение больше
не имеет никакого значения.
чандало 'пи двиджа-шрештхо
хари-бхакти-парайанах
хари-бхакти-вихинаш ча
двиджо 'пи швапачадхамах
"Человек, вставший на путь преданного служения Господу, стано-
вится лучшим из брахманов, даже если он родился в семье чандала.
С другой стороны, брахман, не занятый преданным служением, на-
ходится на одном уровне с собакоедами". Если человек достиг вы-
сокой ступени в преданном служении Господу, его происхождение
не имеет значения: даже тот, кто родился в семье чандала, очища-
ется от материальной скверны. Шри Прахлада Mахараджа говорил:
випрад двишад-гуна-йутад аравинда-набха-
падаравинда-вимукхач чхвапачам вариштхам
Бхаг., 7.9.10
Брахмана, обладающего всеми брахманическими качествами, но не
желающего поклоняться Верховной Личности Бога, следует счи-
тать падшим. Но тот, кто неустанно служит Господу, достоин сла-
вы, даже если он родился в семье чандала. Более того, такой чандал
может спасти не только себя, но и всех своих предков. В то же вре-
мя чванливый брахман, не занимающийся преданным служением,
не способен спасти даже самого себя, не говоря уже о членах сво-
ей семьи. В шастрах приводится немало примеров, когда брахман
становился кшатрием, вайшьей, шудрой или млеччхой, то есть пе-
реставал быть брахманом. Известно также немало случаев, когда
кшатрий, вайшья или человек еще более низкого происхождения,
получив в восемнадцать лет духовное посвящение, достигал уров-
ня брахмана. Поэтому Нарада Mуни говорит:
йасйа йал лакшанам проктам
пумсо варнабхивйанджакам
йад анйатрапи дршйета
тат тенаива винирдишет
Бхаг., 7.11.35
Не следует думать, что человек, родившийся в семье брахмана, обя-
зательно является брахманом. У него больше возможностей стать
брахманом, но считать его таковым можно лишь в том случае, ес-
ли он обладает всеми брахманическими качествами. С другой сто-
роны, если брахманические качества обнаруживает человек, ро-
дившийся шудрой, его без колебаний следует признать брахманом.
В подтверждение этому можно привести немало цитат из "Бха-
гаватам", "Mахабхараты", "Бхарадваджа-самхиты", "Панчаратры"
и многих других священных писаний.
Что же касается продолжительности жизни полубогов, то о Гос-
поде Брахме, например, говорится следующее:
сахасра-йуга-парйантам
ахар йад брахмано видух
ратрим йуга-сахасрантам
те 'хо-ратра-видо джанах
Б.-г., 8.17
Цикл из четырех юг длится 4 320 000 лет, а один день Брахмы -
в тысячу раз больше, и столько же длится его ночь. Брахма живет
сто лет, состоящих из таких дней и ночей. Слово вибудхайуша ука-
зывает на то, что, если человек не является преданным, его жизнь
лишена всякого смысла, какой бы долгой она ни была. Живое су-
щество - вечный слуга Верховного Господа, поэтому, пока человек
не вступит на путь преданного служения, его долгая жизнь, знат-
ное происхождение, великие достижения и все остальное не будет
иметь никакой ценности.
TЕКСT 11
шрутена тапаса ва ким вачобхиш читта-врттибхих
буддхйа ва ким нипунайа баленендрийа-радхаса
шрутена - изучая Веды; тапаса - совершая аскезы; ва - или;
ким - какой смысл; вачобхих - словами; читта - сознания;
врттибхих - выполняя предписанные обязанности; буддхйа - разу-
мом; ва - или; ким - что толку; нипунайа - искусным; балена - те-
лесной силой; индрийа-радхаса - силой чувств.
Какой смысл в суровых аскезах, слушании писаний, умении про-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 284.