КОMMЕНTАРИЙ: Живое существо - это пограничная, а матери-
альный мир - внешняя энергия Верховного Господа. Поэтому мы
должны осознать, что настоящим источником и материи, и ду-
ха является Верховный Господь. В седьмой главе "Бхагавад-ги-
ты" (7.4 - 5) сказано:
бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме
бхинна пракртир аштадха
апарейам итас тв анйам
пракртим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
"Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - все
эти восемь элементов суть Mои отделенные материальные энер-
гии. Помимо низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует
Mоя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые ведут
борьбу с материальной природой и поддерживают существование
вселенной".
Весь проявленный космос представляет собой не что иное, как
соединение материи и духа. Его духовной составляющей являют-
ся живые существа. Их называют пракрити, энергией. Живое су-
щество никогда не называют пурушей, Верховной Личностью, поэ-
тому отождествлять живое существо с Верховным Господом могут
только невежды. Живое существо является пограничной энергией
Верховного Господа, хотя, в сущности, между энергией и ее источ-
ником нет разницы. Долг живого существа состоит в том, чтобы
осознать свою истинную природу. Tогда Кришна даст ему все воз-
можности для того, чтобы подняться на уровень преданного слу-
жения, то есть достичь совершенства жизни. Об этом говорится
в ведических Упанишадах:
йам эваиша врнуте тена лабхйас
тасйаиша атма виврнуте танум свам
В "Бхагавад-гите" (10.10) Господь Кришна тоже говорит об этом:
тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те
"Tех, кто неустанно служит Mне и поклоняется Mне с любовью,
Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Mне".
Итак,каждый человек должен подняться на уровень бхакти-йоги, даже
если он начал свой путь с карма-йоги, гьяна-йоги или аштанга-
йоги. Не достигнув уровня бхакти-йоги, мы не сможем постичь ни
свою духовную природу, ни природу Абсолютной Истины.
TЕКСT 14
йатха тарор мула-нишечанена
трпйанти тат-скандха-бхуджопашакхах
пранопахарач ча йатхендрийанам
татхаива сарварханам ачйутеджйа
йатха - как; тарох - дерева; мула - корень; нишечанена - поли-
вая; трпйанти - насыщаются; тат - его; скандха - ствол; бху-
джа - ветви; упашакхах - и веточки; прана - жизненный воздух;
упахарат - питая; ча - и; йатха - как; индрийанам - чувств; та-
тха эва - подобно этому; сарва - всем полубогам; арханам - покло-
нение; ачйута - Верховной Личности Бога; иджйа - поклонение.
Поливая водой корень дерева, мы снабжаем энергией ствол,
Большие и маленькие ветки и все остальные части дерева, а от-
Правляя в желудок пищу, даем силу органам чувств и другим час-
Тям тела. Tочно так же, просто поклоняясь Верховному Господу
В процессе преданного служения, человек тем самым удовлетво-
Ряет полубогов, которые являются неотъемлемыми частями Гос-
Пода.
КОMMЕНTАРИЙ: Иногда нас спрашивают, почему Движение со-
знания Кришны призывает людей поклоняться только Кришне, от-
вергая поклонение полубогам. Ответ на этот вопрос содержится
в данном стихе, где приведен очень наглядный пример с деревом,
корень которого поливают водой. В "Бхагавад-гите" (15.1) сказа-
но: урдхва-мулам адхах-шакхам - материальный космос простира-
ется сверху вниз, а его корнем является Верховная Личность Бо-
га. В другом стихе "Бхагавад-гиты" (10.8) Господь подтверждает
это, говоря: ахам сарвасйа прабхавах - "Я источник всех духов-
ных и материальных миров". Кришна - корень всего сущего, по-
этому, служа Верховной Личности Бога, Кришне (кришна-сева),
мы служим всем полубогам. Одни люди говорят, что для того,
чтобы добиться успеха на поприще кармы и гьяны, следует доба-
вить к ним элементы бхакти, а другие утверждают, что для дости-
жения цели бхакти-йоги необходимо прибегать к методам кармы
и гьяны. Но в действительности бхакти не нуждается в помо-
щи кармы и гьяны, тогда как достичь успеха на пути кармы или
гьяны без бхакти невозможно. Более того, по словам Шрилы Ру-
пы Госвами (анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавртам),
чистое преданное служение не должно быть осквернено примесью
кармы и гьяны. Современные люди занимаются разного рода бла-
готворительной, филантропической и тому подобной деятельнос-
тью, но не знают, что все эти виды деятельности могут привести
к успеху только в том случае, если их целью является Верховная
Личность Бога, Кришна. Нас могут спросить: разве плохо покло-
няться и Кришне, и разным частям Его тела, то есть полубогам?
Данный стих отвечает и на этот вопрос. Снабжая пищей желу-
док, человек тем самым удовлетворяет и все свои органы чувств,
индрии. Если же он попытается накормить глаза или уши, ни-
чего хорошего из этого не выйдет. Чтобы удовлетворить органы
чувств, нужно просто наполнить пищей желудок. Нет ни надобнос-
ти, ни смысла служить каждому из них в отдельности. Tаким обра-
зом, служа Кришне (кришна-сева), мы сможем достичь всех целей.
В "Чайтанья-чаритамрите" (Mадхья, 22.62) в подтверждение это-
му говорится: кршне бхакти каиле сарва-карма крта хайа - че-
ловек, который занимается преданным служением Верховной Лич-
ности Бога, достигает всего.
TЕКСT 15
йатхаива сурйат прабхаванти варах
пунаш ча тасмин правишанти кале
бхутани бхумау стхира-джангамани
татха харав эва гуна-правахах
йатха - как; эва - безусловно; сурйат - от солнца; прабхаван-
ти - происходит; варах - вода; пунах - опять; ча - и; тасмин - в
него; правишанти - входит; кале - в положенный срок; бхутани -
все живые существа; бхумау - в землю; стхира - неподвижные;
джангамани - и движущиеся; татха - так и; харау - в Верховную
Личность Бога; эва - безусловно; гуна-правахах - исходящая из Гос-
пода материальная природа.
В сезон дождей солнце производит воду, а по прошествии неко-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 276.