Щества, движущиеся и неподвижные, появляются из земли и че-
Рез некоторое время возвращаются в нее, став прахом. Подобно
Этому, все сущее исходит из Верховного Господа и в положенный
Срок снова входит в Него.
КОMMЕНTАРИЙ: Из-за скудости своих знаний философы-импер-
соналисты не способны понять, каким образом все сущее выходит
из Верховного Господа, а затем вновь погружается в Него. В "Брах-
ма-самхите" (5.40) сказано:
йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти-
котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам
тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
Tрансцендентные лучи исходят от тела Кришны, и в этих лучах,
которые образуют сияние Брахмана, покоится все сущее. Это под-
тверждается в "Бхагавад-гите" (9.4): мат-стхани сарва-бхутани.
Хотя Кришна в Своей личностной форме не находится всюду, из
Его энергии возникает все мироздание. Весь материальный кос-
мос - не что иное, как проявление энергии Кришны.
В этом стихе приведены два очень наглядных примера. В сезон
дождей выпадающие на землю осадки способствуют росту расте-
ний, от которых люди и животные получают жизненную энергию.
Если дожди не выпадают, возникает нехватка пищи, приводящая
к гибели людей и животных. Все растения, равно как и движущи-
еся живые существа, изначально возникают из земли. Они выхо-
дят из земли, чтобы снова вернуться в нее. Tочно так же, когда из
тела Кришны появляется совокупная материальная энергия, весь
материальный космос переходит в проявленное состояние. А ког-
да Кришна сворачивает Свою энергию, все исчезает. В "Брахма-
самхите" (5.48) это объясняется следующим образом:
йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-виладжа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
Все мироздание возникает из тела Верховного Господа, а когда
приходит время уничтожения этого мироздания, оно снова входит
в Господа. Mатериальный мир возникает и разрушается благодаря
дыханию Mаха-Вишну, который является лишь частичной экспан-
сией Господа Кришны.
TЕКСT 16
этат падам тадж джагад-атманах парам
сакрд вибхатам савитур йатха прабха
йатхасаво джаграти супта-шактайо
дравйа-крийа-джнана-бхида-бхраматйайах
этат - это космическое проявление; падам - место обитания;
тат - той; джагат-атманах - Верховной Личности Бога; па-
рам - трансцендентной; сакрт - иногда; вибхатам - проявлено; са-
витух - солнца; йатха - как; прабха - свет; йатха - как; асавах -
чувства; джаграти - проявляются; супта - бездействующие; шак-
тайах - энергии; дравйа - материальные элементы; крийа - дея-
тельность; джнана - знание; бхида-бхрама - различия, возникаю-
щие из-за неправильного понимания; атйайах - исчезающие.
Как солнечный свет неотличен от солнца, так и проявленный космос неотличен от Верховного Господа. Поэтому Личность Бога пронизывает Собой все материальное творение. Когда органы чувств действуют, они кажутся составной частью тела, но, когда тело спит, деятельность чувств прекращается. Подобно этому, все мироздание кажется одновременно отличным и неотличным
От Верховной Личности Бога.
КОMMЕНTАРИЙ: Этот стих подтверждает философию ачинтья-
бхедабхеда-таттвы (философию одновременного тождества и раз-
личия), которой учил Господь Шри Чайтанья Mахапрабху. Господь,
Верховная Личность Бога, отличен от проявленного космоса и в то
же время неотличен от него. В одном из предыдущих стихов уже
говорилось, что Верховная Личность Бога, подобно корню дерева,
является изначальной причиной всего сущего. Кроме того, было
объяснено, почему Верховную Личность Бога называют вездесу-
щей. Верховный Господь находится в каждом атоме материального
творения. Энергия Всевышнего неотлична от Него Самого, поэто-
му материальное мироздание тоже неотлично от Господа, хотя мо-
жет казаться, что это не так. Солнечный свет одновременно отли-
чен и неотличен от самого солнца. Находиться в лучах солнца -
еще не значит быть на Солнце. Обитатели материального мира
живут в лучах, исходящих от тела Верховной Личности Бога, но,
обусловленные материей, они лишены возможности лицезреть Са-
мого Господа.
Употребленное в этом стихе слово падам относится к обители
Верховной Личности Бога. Как сказано в "Ишопанишад", иша-
васйам идам сарвам. Владелец дома может занимать в нем всего од-
ну комнату, но ему принадлежит весь дом. Английский король мо-
жет занимать только одну комнату Букингемского дворца, но весь
дворец считается его собственностью. Чтобы все комнаты дворца
принадлежали королю, ему не нужно жить в каждой из них. Он
может не присутствовать в них физически, тем не менее весь дво-
рец считается королевской резиденцией.
Солнечные лучи, так же как планета Солнце и бог Солнца, из-
лучают свет, но солнечные лучи не тождественны богу Солнца,
Вивасвану. В этом смысл философии одновременного тождества
и различия (ачинтья-бхедабхеда-таттвы). Все планеты покоятся
на солнечных лучах, и благодаря исходящему от Солнца теплу все
они движутся по своим орбитам. На всех планетах деревья и тра-
вы растут и меняют свой цвет благодаря свету Солнца. Солнечный
свет - это лучи Солнца, поэтому он неотличен от самого Солнца.
Планеты тоже неотличны от Солнца, поскольку все они покоятся
на его лучах. Весь материальный мир порожден Солнцем и пото-
му полностью зависит от него. Будучи причиной, в скрытом ви-
де Солнце присутствует во всех своих следствиях. Подобно этому,
причиной всех причин является Кришна, поэтому Он присутству-
ет во всех следствиях. Весь проявленный космос следует считать
экспансией энергии Верховного Господа.
Когда человек спит, органы его чувств бездействуют, но это не
значит, что они перестают существовать. Стоит нам проснуться,
как чувства начинают действовать вновь. Подобно этому, матери-
альный космос тоже переходит то в проявленное, то в непрояв-
ленное состояние, как сказано в "Бхагавад-гите" (бхутва бхутва
пралийате). После уничтожения вселенной материальный космос
как бы пребывает в спящем, бездеятельном состоянии. Но, неза-
висимо от того, проявлен материальный космос или нет, энергия
Верховного Господа существует вечно. Поэтому слова "появление"
и "исчезновение" относятся только к мирозданию.
TЕКСT 17
йатха набхасй абхра-тамах-пракаша
бхаванти бхупа на бхавантй анукрамат
эвам паре брахмани шактайас тв аму
раджас тамах саттвам ити правахах
йатха - как; набхаси - в небе; абхра - тучи; тамах - тьма; пра-
кашах - и свет; бхаванти - существуют; бху-пах - о цари; на бха-
ванти - не появляются; анукрамат - последовательно; эвам - так;
паре - в верховном; брахмани - Абсолюте; шактайах - энергии;
ту - тогда; амух - те; раджах - страсть; тамах - тьма; саттвам -
благость; ити - так; правахах - эманация.
Дорогие цари, иногда небо затянуто тучами, иногда покрыто
Дата: 2019-05-29, просмотров: 286.