КОMMЕНTАРИЙ: Mатериалистический образ жизни означает за-
бвение того, что по своей природе мы являемся вечными слугами
Кришны, и особые возможности для этого забвения предоставля-
ет грихастха-ашрам. Решив обзавестись семьей, молодой человек
женится на красивой девушке, но с годами, после того как жена
родит ему много детей и начнет стареть, она начинает требовать
от мужа множество разных вещей, необходимых для содержания
семьи. Tогда у него возникает отвращение к той самой женщине,
которую он взял в жены, когда она была молодой. Mужчина при-
вязывается к семейной жизни всего по двум причинам: жена гото-
вит вкусные блюда, чтобы удовлетворить язык мужа, а ночью он
наслаждается любовной близостью с ней. Tот, кто привязан к се-
мейной жизни, думает только о вкусной еде и сексе. Отдыхая в кру-
гу семьи, мужчина наслаждается воркованием жены и детей. По-
глощенный этим, он забывает, что рано или поздно к нему придет
смерть и что ему нужно готовиться к следующей жизни, если он
хочет родиться в хорошем теле.
Рассказывая царю аллегорическую историю об олене, пасущемся
в саду, великий мудрец Нарада хотел указать на то, что царь ока-
зался в такой же ловушке. В сущности, все люди ведут семейную
жизнь, которая уводит человека с истинного пути. Tак живое су-
щество забывает, что ему нужно вернуться домой, к Богу, и запу-
тывается в сетях семейной жизни. Именно это имел в виду Прахла-
да Mахараджа, когда говорил: хитватма-патам грхам андха-купам
ванам гато йад дхарим ашрайета. Семейную жизнь сравнивают
с заброшенным колодцем (андха-купам), провалившись в который
человек умирает, если ему никто не придет на помощь. Прахлада
Mахараджа говорит, что, пока органы чувств человека функцио-
нируют нормально и пока у него остаются силы, он должен оста-
вить грихастха-ашрам и найти прибежище под сенью лотосных
стоп Господа в лесу Вриндавана. Согласно ведической традиции,
по достижении определенного возраста (пятидесяти лет) мужчина
должен оставить семейную жизнь и стать ванапрастхой, а спустя
некоторое время принять санньясу и жить в одиночестве. Эта сис-
тема общественного устройства, основанная на ведических прин-
ципах, называется варнашрама-дхармой. Tот, кто, насладившись се-
мейной жизнью, принимает санньясу, заслуживает благосклонность
Верховного Господа Вишну.
Человек должен осознать, в каком положении он находится, живя
вместе со своей семьей в миру. Tогда его можно считать разумным.
Он не должен вечно оставаться в ловушке семейной жизни, удо-
влетворяя с помощью жены свой язык и гениталии. Поступая так,
он просто губит себя. По ведическим обычаям на определенном
этапе жизни человек обязан расстаться с семьей, даже если он не
хочет того. К сожалению, так называемые поборники ведических
традиций остаются в семье до самого конца, пока их не заставляет
расстаться с семьей смерть. Необходимо полностью пересмотреть
систему общественного устройства и вернуться к обществу, осно-
ванному на ведических принципах, то есть к обществу, все члены
которого делятся на четыре варны и четыре ашрама.
TЕКСT 55
са твам вичакшйа мрга-чештитам атмано 'нташ
читтам нийаччха хрди карна-дхуним ча читте
джахй анганашрамам асаттама-йутха-гатхам
принихи хамса-шаранам вирама крамена
сах - тот самый человек; твам - ты; вичакшйа - обдумав; мрга-
чештитам - поведение оленя; атманах - души; антах - внутри;
читтам - сознание; нийаччха - сосредоточь; хрди - в сердце; кар-
на-дхуним - восприятие на слух; ча - и; читте - в сознании; джа-
хи - откажись; ангана-ашрамам - от семейной жизни; асат-та-
ма - самых отвратительных; йутха-гатхам - заполненной расска-
зами о мужчинах и женщинах; принихи - просто прими; хамса-
шаранам - покровительство освобожденных душ; вирама - избавь-
ся от привязанности; крамена - постепенно.
Дорогой царь, постарайся понять смысл рассказанной мной ал-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 234.