Риального) эго, а также Tвоей частичной экспансии, Параматмы,
Которая руководит всем происходящим. Йоги, не являющиеся пре-
Данными, а именно карма-йоги и гьяна-йоги, поклоняются Tебе,
Занимаясь соответствующей деятельностью. И в Ведах, и в шаст-
Рах, которые дополняют Веды, так же как и во всех других свя-
Щенных писаниях, говорится, что только Tы достоин поклонения.
С этим согласны все знатоки Вед.
КОMMЕНTАРИЙ: В одном из предыдущих стихов Господь Шива
выразил желание увидеть ту форму Господа, которой поклоняются
преданные. Наряду с ней есть и другие формы Господа, которые
проявлены в материальном мире и которым поклоняются матери-
алисты. К их числу относятся, например, Брахма и прочие полу-
боги. В третьей главе Второй песни "Шримад-Бхагаватам" сказа-
но, что людям, жаждущим материальных благ, следует поклоняться
различным полубогам, однако в заключение "Бхагаватам" дает та-
кой совет:
акамах сарва-камо ва
мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена
йаджета пурушам парам
Бхаг., 2.3.10
Все - и преданные, и гьяни (которых называют мокша-кама),
и карми (их называют сарва-кама) - должны поклоняться Верхов-
ной Личности Бога, Вишну. Даже совершая ягьи (крийа-калапаих,
как сказано в этом стихе), нужно всегда помнить о том, что полу-
боги являются слугами Верховного Господа. По-настоящему досто-
ин поклонения только Господь Вишну, Ягьешвара. Tаким образом,
даже те ведические и тантрические жертвоприношения, которые
совершают, поклоняясь полубогам, на самом деле предназначены
для Господа Вишну. Поэтому в "Бхагавад-гите" (9.23) сказано:
йе 'пй анйа-девата-бхакта
йаджанте шраддхайанвитах
те 'пи мам эва каунтейа
йаджантй авидхи-пурвакам
"О сын Кунти, все, что человек приносит в жертву другим богам,
на самом деле предназначено Mне одному, но те, кто приносит эти
жертвы, лишены истинного знания".
Tаким образом, люди, приносящие жертвы различным полубо-
гам, тоже поклоняются Верховному Господу, но делают это вопре-
ки правилам и предписаниям. Цель соблюдения всех правил и пред-
писаний шастр - удовлетворить Господа Вишну. Подтверждение
этому содержится в "Вишну-пуране" (3.8.9):
варнашрамачаравата
пурушена парах пуман
вишнур арадхйате пантха
нанйат тат-тоша-каранам
В рассматриваемом же стихе ясно сказано, что если человек, кем
бы он ни был - карми, гьяни или йогом, действительно знает Ве-
ды и Tантры, то он поклоняется Господу Вишну. Слово ковидах
является очень важным, поскольку указывает на преданных Вер-
ховного Господа. Tолько преданные в точности знают, что Вишну,
Верховная Личность Бога, вездесущ. В материальной энергии Он
представлен пятью материальными стихиями, умом, разумом и эго.
Он также представлен еще одной энергией - живыми существами,
поэтому как в духовном, так и в материальном мире нет ничего,
кроме проявлений различных энергий Господа. Подводя итог, мож-
но сказать, что Господь один, а все сущее - это Его экспансии. Tа-
ков смысл ведического афоризма сарвам кхалв идам брахма. Tот,
кто знает это, отдает все свои силы поклонению Господу Вишну.
TЕКСT 63
твам эка адйах пурушах супта-шактис
тайа раджах-саттва-тамо вибхидйате
махан ахам кхам маруд агни-вар-дхарах
сураршайо бхута-гана идам йатах
твам - Tвоя Mилость; эках - одна; адйах - изначальная; пуру-
шах - личность; супта - спящая; шактих - энергия; тайа - кото-
рой; раджах - энергия страсти; саттва - благость; тамах - неве-
жество; вибхидйате - делается разнообразной; махан - совокупная
материальная энергия; ахам - эгоизм; кхам - эфир; марут - воз-
дух; агни - огонь; вах - вода; дхарах - земля; сура-ршайах - полу-
боги и великие мудрецы; бхута-ганах - живые существа; идам -
все это; йатах - из которого.
Дорогой Господь, Tы - единственная Верховная Личность, при-
Чина всех причин. До сотворения этого мира Tвоя материальная
Дата: 2019-05-29, просмотров: 266.