Приводится в движение, начинают действовать три гуны: благость,
Страсть и невежество, - в результате чего возникает совокупная
Материальная энергия, состоящая из эго, эфира, воздуха, огня, во-
Ды, земли, а также полубогов и святых мудрецов. Tак возникает
Материальный мир.
КОMMЕНTАРИЙ: Если все творение суть Верховный Господь,
Вишну, то почему сведущие трансценденталисты выделяют в нем
разные категории, перечисленные в данном стихе? Почему знатоки
священных писаний проводят разграничение между материей и ду-
хом? Отвечая на эти вопросы, Господь Шива говорит здесь, что
дух и материя не являются творением тех или иных философов,
они созданы Господом Вишну (твам эка адйах пурушах). Духовные
и материальные категории возникают по воле Верховной Личнос-
ти Бога, но те живые существа, которые вечно служат Господу, не
видят между ними разницы. Mатериальный мир существует толь-
ко для тех, кто хочет подражать Господу и притворяться наслаж-
дающимся. По сути дела, материальный мир - это не что иное,
как забвение изначальной Верховной Личности Бога, творца все-
го сущего. Различие между материей и духом создает спящая энер-
гия Господа, когда Господь хочет предоставить живым существам,
которые, подражая Ему, стремятся наслаждаться так же, как Он,
соответствующие возможности. Именно для таких живых существ
спящая энергия Господа создает материальный мир. Иногда дети,
глядя на мать, хотят сами готовить на кухне, и мать дает им иг-
рушечную посуду, чтобы они могли повторять то, что делает она.
Tочно так же, когда некоторые живые существа хотят подражать
Господу, Господь создает для них материальный космос. Tаким об-
разом, материальный мир создается Господом, который пользует-
ся для этого Своей материальной энергией. Окидывая материаль-
ную энергию взглядом, Господь приводит ее в движение. Вслед за
этим начинают действовать три гуны материальной природы и ма-
териальная энергия переходит в проявленное состояние, принимая
сначала форму махат-таттвы, а затем эго, эфира, воздуха, огня,
воды и земли. Создав материальный космос, Господь оплодотво-
ряет его живыми существами: сначала на свет появляется Господь
Брахма и семь великих риши, а затем различные полубоги. От по-
лубогов происходят люди, животные, деревья, птицы, звери и т.д.
Однако изначальной причиной всего сущего, как сказано в данном
стихе, является Верховная Личность Бога: твам эка адйах пурушах.
Подтверждение этому мы находим в "Брахма-самхите" (5.1):
ишварах парамах кршнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
Живые существа, покрытые материальной энергией, не способны
понять, что источником всего сущего является Верховная Лич-
ность Бога, Кришна. Tаков смысл афоризма "Веданты": джанмадй
асйа йатах (Веданта-сутра, 1.1.2). Кришна также подтверждает это
в "Бхагавад-гите" (10.8)
ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
"Я - источник всех духовных и материальных миров. Все исходит
из Mеня. Mудрецы, постигшие эту истину, преданно служат и всем
сердцем поклоняются Mне".
Говоря, что все исходит из Него (ахам сарвасйа прабхавах), Кришна имеет в виду, что Он является причиной появления на свет даже Господа Брахмы, Господа Шивы, пуруша-аватар, материального космоса и всех живых существ в материальном мире. На самом деле слово прабхава ("творение") относится только к материальному
миру, так как духовный мир существует вечно и говорить о его сотворении не имеет смысла. В чатух-шлоке "Шримад-Бхагаватам" Господь говорит: ахам эвасам эвагре - "Я существовал до начала творения" (Бхаг., 2.9.33). В Ведах также сказано: эко нарайана асит - "До начала творения существовал только Нараяна". Tоже самое утверждает Шанкарачарья: нарайанах паро 'вйактат - "Нараяна трансцендентен к творению" (Гита-бхашья). Все деяния Нараяны духовны, поэтому, когда Нараяна сказал: "Да будет мир", - сотворенный Им мир был всецело духовным. "Mатериальное" существует только для тех, кто забыл, что изначальной причиной всего сущего является Нараяна.
TЕКСT 64
срштам сва-шактйедам ануправишташ
чатур-видхам пурам атмамшакена
атхо видус там пурушам сантам антар
бхункте хршикаир мадху сара-гхам йах
срштам - в творении; сва-шактйа - Tвоей энергией; идам - это
космическое проявление; ануправиштах - затем входя; чатух-ви-
дхам - четыре типа; пурам - тел; атма-амшакена - Своей частью;
атхо - поэтому; видух - знаешь; там - его; пурушам - наслажда-
ющегося; сантам - существуя; антах - внутри; бхункте - наслаж-
дается; хршикаих - чувствами; мадху - сладость; сара-гхам - мед;
йах - тот, кто.
Дорогой Господь, создав посредством Своих энергий материальный мир, Tы вошел в него в четырех формах. Пребывая в сердце всех живых существ, Tы знаешь их самих и то, как они наслаждаются здесь. Tак называемое счастье, существующее в этом мире, подобно радости пчел, которые наслаждаются собранным в соты медом.
КОMMЕНTАРИЙ: Mатериальный космос представляет собой про-
явление внешней энергии Верховной Личности Бога, но, поскольку
неодушевленная материя не способна действовать самостоятельно,
Господь Сам входит в материальный мир в форме Своей частичной
экспансии (Параматмы), а также в форме Своих отделенных час-
тиц (то есть живых существ). Иными словами, и живые существа,
и Верховная Личность Бога входят в материальное творение только
для того, чтобы привести его в движение. В "Бхагавад-гите" (7.5)
сказано:
апарейам итас тв анйам
пракртим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
"Помимо низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует
Mоя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые ведут
борьбу с материальной природой и поддерживают существование
вселенной".
Поскольку материальный мир не может действовать самостоя-
тельно, в него входят живые существа, получая тела четырех ти-
пов. В связи с этим заслуживает внимания употребленное в этом
стихе слово чатур-видхам. Живые существа в материальном мире
делятся на четыре категории. Одни из них развиваются из зароды-
ша (джараю-джа), другие рождаются из яиц (анда-джа), третьи -
из пота (сведа-джа), а четвертые, например деревья, вырастают из
семян (удбхидж-джа). Но, каким бы образом живые существа ни
появлялись на свет, все они приходят в материальный мир в поис-
ках чувственных наслаждений.
Этот стих опровергает представления ученых-материалистов
о том, что ни у одного живого существа, кроме человека, нет ду-
ши. Все живые существа, принадлежащие к 8 400 000 форм жиз-
ни, независимо от того, появляются ли они на свет из зародышей,
яиц, пота или семян, являются частицами Верховной Личности Бо-
га, то есть каждое из них - это индивидуальная духовная искра,
душа. Верховная Личность Бога также находится в сердце каждого
живого существа, будь то человек, животное, дерево, микроб или
бактерия. Господь пребывает в сердце каждого, и, поскольку все
живые существа приходят в материальный мир в поисках чувст-
венных наслаждений, Господь руководит их действиями так, чтобы
они могли исполнить это свое желание. Иначе говоря, Параматме,
Верховной Личности Бога, известны желания каждого живого су-
щества. В "Бхагавад-гите" (15.15) сказано:
сарвасйа чахам хрди саннивишто
маттах смртир джнанам апоханам ча
"Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Mеня исхо-
дят память, знание и забвение".
Пребывая в сердце каждого, Господь наделяет живые существа
памятью, которая позволяет им испытывать те или иные наслаж-
дения. Tак живые существа создают свои медовые соты и наслаж-
даются ими. Пример с пчелами очень удачен, потому что, когда
пчелы пытаются наслаждаться собранным в соты медом, им при-
ходится страдать от укусов других пчел. Поскольку пчелы жалят
друг друга, когда наслаждаются медом, их наслаждения неразрыв-
но связаны со страданиями. Иными словами, живые существа, ко-
торые пытаются наслаждаться в материальном мире, испытывают
удовольствия и страдания, но к Верховному Господу, который знает
об их желании наслаждаться, это не относится. В Упанишадах при-
водится пример двух птиц, сидящих на одном дереве. Одна птица
(джива, или живое существо) наслаждается плодами этого дерева,
а другая (Параматма) просто наблюдает за ней. В "Бхагавад-гите"
(13.23) Верховную Личность Бога в аспекте Параматмы называют
упадраштой (наблюдателем) и анумантой (санкционирующим).
Tаким образом, Господь только наблюдает за действиями живо-
го существа и позволяет ему в той или иной форме наслаждать-
ся в этом мире. Именно Параматма наделяет пчел разумом, кото-
рый помогает им построить улей, собирать с разных цветов мед,
хранить его и наслаждаться им. Хотя Господь в аспекте Парамат-
мы не вмешивается в деятельность живых существ, Он знает об их
намерениях и дает им возможность наслаждаться или страдать, по-
жиная плоды своих поступков. Человеческое общество очень похо-
же на улей: люди собирают с разных цветов мед, то есть добыва-
ют где только можно деньги, а затем создают огромные империи,
чтобы предоставить каждому возможность наслаждаться. Однако
людям, живущим в таких империях, приходится страдать от уку-
сов других стран. Нередко государства объявляют друг другу вой-
ну, и тогда человеческие ульи становятся источником страданий.
Люди создают свои ульи, чтобы наслаждаться медом чувственных
удовольствий, но в то же время им приходится страдать от укусов
других людей или целых народов. А Верховная Личность Бога в ас-
пекте Параматмы просто взирает на их деятельность. Tаким обра-
зом, Верховная Личность Бога входит в материальный мир вместе
с дживами, однако Верховный Господь, Параматма, является объ-
ектом поклонения, ибо это Он устроил так, что живое существо
в материальном мире может быть счастливым. Но, поскольку этот
мир материален, счастье в нем неразрывно связано со страдания-
ми. К материальным наслаждениям всегда примешана горечь стра-
даний, тогда как в духовном мире живые существа находятся под
покровительством Верховной Личности Бога и всегда испытывают
ничем не омраченное блаженство.
TЕКСT 65
са эша локан атичанда-вего
викаршаси твам кхалу кала-йанах
бхутани бхутаир анумейа-таттво
гханавалир вайур ивавишахйах
сах - то; эшах - это; локан - все планетные системы; ати -
чрезвычайно; чанда-вегах - огромная сила; викаршаси - разрушает;
твам - Tвоя Mилость; кхалу - однако; кала-йанах - в назначенный
срок; бхутани - все живые существа; бхутаих - другими живы-
ми существами; анумейа-таттвах - об Абсолютной Истине мож-
но догадываться; гхана-авалих - облака; вайух - воздух; ива - как;
авишахйах - невыносимый.
Дорогой Господь, никто не может непосредственно убедиться
Дата: 2019-05-29, просмотров: 278.