Конституционно-правовые принципы института прав и свобод человека и гражданина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституционно-правовые принципы - это основные начала, которые определяют характер и содержание института прав и свобод человека и гражданина. Они являются базовыми не только для данно­го института, но и для всей отрасли конституционного права. Анализ основных источников прав и свобод человека позволяет выделить три основополагающих принципа прав и свобод человека и гражданина.

1) первенство прав и свобод человека перед государством и иными коллективными формами общественной жизни. Как уже отмечалось, права и свободы являются выражением свободы - основ­ного свойства природы человека, указывающего на действительность его автономного существования в обществе. Поэтому ценности сво­боды, в том числе формы ее выражения, возводятся в ранг высшего приоритета, а их обеспечение является первейшей обязанностью го-• сударства и соответствующих должностных лиц. Это положение на-

132

шло юридическое закрепление в основополагающих международно-правовых актах и современных конституциях демократических стран, в том числе и Российской Федерации. Что является логическим след­ствием утверждения автономии личности, ибо признание приоритета прав и свобод человека есть ее необходимое условие.

2) неотчуждаемость естественных прав и свобод челове­ка. Положение об обладании человеком изначально ему принадле­жащими, неумаляемыми и неотъемлемыми правами является цен­тральным среди всех принципов конституционного права.

Естественные права и свободы принадлежат человеку с мо­мента его рождения, он обладает ими неограниченно в силу факта своего существования. Исходя из этого, всеобщее признание получи­ли также конституционно-правовые нормы, которые гласят: каждый имеет право на жизнь, права и свободы человека принадлежат ему от рождения, все люди рождаются равными и свободными в своем дос­тоинстве и правах. Значимость этих положений заключается в том, что права человека не могут рассматриваться как чей бы то ни было дар, не есть они и "подарок" государства человеку. Они абсолютны, изначальны, человек обладает ими по факту своего рождения.

С утверждением данного принципа встает весьма важный для конституционного права вопрос: имеются ли пределы естественной свободы, и, если имеются, то как они определяются? Человек сущест­вует в обществе, и, следовательно, свобода одного индивида всегда связана (ограничена) свободой другого. Поэтому конституционное право закрепляет общеограничительные нормы, согласно которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены толь­ко законом и только необходимостью соблюдения прав и свобод дру­гих лиц при осуществлении свободы индивида. Причем, такие огра­ничения допускаются лишь в тех случаях, исчерпывающий перечень которых определен в основополагающих нормах: в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей.

Названные нормы имеют общеобязательную силу, если они выступают в качестве требований демократического государства. При авторитарном политическом режиме осуществление прав и свобод человека возможно при условии изменения государственной формы, и поэтому общее правило в полном объеме выполняться не мо-

133

жет. При защите от тиранической власти международным правом признаются правомерными и не предусмотренные законом средства ограничения свободы в отношении представителей произвольно пра­вящей политической элиты. Однако и в данной ситуации внезаконное ограничение свободы отдельных граждан должно быть подчинено требованию восстановления прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными международными принципами и нормами.

Наряду с приведенным существует другое ограничение прав и свобод — запрещается использовать их для насильственного измене­ния конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Приведенное требование подлежит безусловному исполнению независимо от того, какой тип политического режима имеет то или иное государство. Отказ от насилия, взаимной ненависти, войны -одна из важнейших общечеловеческих норм и ценностей.

И, наконец, является допустимым временное ограничение прав и свобод человека и гражданина в случае введения чрезвычайно­го положения на основании и в пределах, установленных зако­ном. Данная норма, именуемая правом отступления, предусмотрена конституционным правом и является исключительной. Вследствие этого ее введение и исполнение облекается в процедуру, закреплен­ную в международно-правовых актах. В то же время право отступле­ния не используется даже в условиях чрезвычайного положения, если оно касается соблюдения естественных прав, применения пыток или жесткого бесчеловечного обращения, запрета рабства и содержания в подневольном состоянии, принципа неотвратимости ответственности, нарушения обязанностей, вытекающих из гражданско-правовых дого­воров.

3) Равенство всех людей в своем достоинстве и пра­вах. Свобода человека непосредственно связана с принципом равен­ства и может осуществляться только на его основе. Любое вызванное необходимостью совместного существования ограничение свободы человека оправданно лишь в том случае, если все люди признаются изначально равными. Равенство означает исключение возможности любых преимуществ и привилегий одного человека над другим по признаку расы, цвета кожи, языка, национальности, пола, религии, политических и иных убеждений. Исходя из этого, в конституцион-

134

ном праве устанавливаются нормы, в соответствии с которыми каж­дый человек обладает всеми правами и свободами без какого то ни было различия; исключается различие по политическому, правовому и международному статусу страны или территории, к которой чело­век принадлежит, а также устанавливается юридическое равенство всех граждан.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина 3.1. Основания классификации прав и свобод человека и гражданина. Классификация прав и свобод может осуществляться по различным основаниям. При этом следует учитывать, что она не все­гда является строгой, так как одно и то же право или свобода может включаться одновременно в две и более классификационные группы, например, право на труд относится к экономическим и социальным правам, а свобода совести - к личным и политическим и т.д.

В зависимости от вида субъектов различают а) права и сво­боды человека и б) права и свободы гражданина. К первой группе относятся те из них, которые принадлежат как гражданам данного государства, так и негражданам (иностранцам, лицам без гражданст­ва). Ко второй - права и свободы, субъектами которых являются только граждане. Перечень последних шире первой. По субъектному составу выделяются а) индивидуальные и б) коллективные права и свободы. Коллективные могут осуществляться только определенной группой субъектов (например, право собраний, право на забастовку и др.), индивидуальные права реализуются и отдельно взятым лицом и группой (право на предпринимательскую деятельность). По характе­ру прав и свобод выделяют а) естественные и б) позитивные права и свободы. Первые из них принадлежат каждому в силу рожде­ния. Определение этих прав и свобод, как правило, дается в доктрине конституционного права. На основе естественных формируются по­зитивные права и свободы. Позитивными являются те права и свобо­ды, которые получили юридическое выражение в международно-правовых актах и конституциях. Эти права и свободы подразделяются в свою очередь на а) основные и б) дополнительные. К основным обычно относятся предельно общие конституционные права и свобо­ды. Хотя встречается и иной подход, при котором в эту группу вклю­чаются только конституционно определенные личные права и свобо­ды. Так, право участвовать в управлении - это основное право, а право

135

на государственную и муниципальную службу и право участвовать в отправлении правосудия - есть его конкретные проявления.

В особую группу конституционных прав и свобод в современ­ных условиях можно выделить региональные права и свободы, кото­рые особенно выразительно представлены в субъектах Российской Федерации. Это - право на самостоятельность в организации власти и управления и на выбор их форм; право на самостоятельное устройст­во местного самоуправления; право на экономическую самостоятель­ность; право на координацию горизонтальных связей хозяйствующих субъектов; право на вступление в горизонтальные правоотношения друг с другом в пределах федерации.

Большое значение имеет классификация прав и свобод по со­держанию. По этому критерию все они подразделяются на а) личные (или гражданские), б) политические, в) экономические, г) социальные и д) культурные.

3.2. Личные права и свободы человека и граждани­на. Личные права и свободы человека - это совокупность определен­ных возможностей лица, связанных с осуществлением индивидуаль­ной свободы, уважением достоинства, частной жизни, а также приоб­ретением и прекращением гражданства. Личные права и свободы принадлежат каждому человеку вне зависимости от того, является ли он гражданином данной страны или нет. Именно эту категорию прав и свобод доктрина рассматривает как естественные, которые не даро­ваны государством, а лишь юридически признаны им. Достаточно многочисленные личные права и свободы подразделяются на виды. К их числу относятся:

1) право на жизнь. Юридически это означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. В конституциях и междуна­родно-правовых актах устанавливаются жесткие ограничения на при­менение смертной казни. Например, в Российской Федерации она до­пускается только как исключительная мера уголовного наказания и только за особо тяжкие преступления против жизни по приговору су­да с участием присяжных. В то же время во многих государствах, и прежде всего во всех, которые входят в Совет Европы, смертная казнь отменена. Следуя этой гуманистической традиции, Конституция Рос­сии закрепляет положение, согласно которому смертная казнь как ис­ключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против

136

жизни может устанавливаться федеральным законом впредь до ее от­мены;

2) право на достоинство личности. Это право в конститу­циях связано с уважением достоинства и его защитой - и прежде все­го со стороны государства. Оно выражается в запрещении пыток, жестокого и негуманного обращения, унижающего человека, меди­цинских и иных экспериментов без согласия лица. Защита достоинст­ва осуществляется в порядке, установленном законом. Судебная за­щита производится посредством гражданского, административного, уголовного и иных форм судопроизводства;

3) право свободы и личной неприкосновенности. Право сво­боды юридически означает возможность совершать любые действия, не запрещенные правовым законом. Человек вправе сам распоряжать­ся своей судьбой, выбирать свой жизненный путь. В неразрывной связи с этим правом находится личная неприкосновенность, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь и достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принудить человека к действиям, при­чиняющим ущерб этим ценностям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Лишение свободы допускается по су­дебному решению на определенный срок и с обязательным соблюде­нием установленных законом процедур. До судебного решения может быть произведено административное задержание на срок, который составляет обычно 48-72 часа. Юридической гарантией против не­обоснованного задержания является правовой институт "Habeas cor­pus", в соответствии с которым задержанный по его требованию дол­жен быть немедленно доставлен к судье и тот должен решить, осво­бодить задержанного под залог или отправить в место содержания под стражей.

Исходя из права свободы и личной неприкосновенности, меж­дународное право признало противоречащим природе человека и тяг­чайшим международным преступлением содержание лица в рабстве, ином подневольном состоянии и работорговлю;

4) право на частную жизнь. Частную жизнь составляют об­стоятельства личного характера, которые человек вправе не предавать огласке. Это право конкретизируется в а) праве на личную и семей­ную тайну, на защиту чести и доброго имени; б) праве на тайну пере­писки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообще-

137

ний; в) запрещении сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; г) обязанности органов власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и ма­териалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; д) праве на неприкосновенность жилища. Гарантии соблюдения права частной жизни устанавливаются конституцией и законом;

5) свобода передвижения и выбора места жительст­ва. Каждый, кто законно находится на территории определенного го­сударства, вправе свободно передвигаться и выбирать себе место жи­тельства. Человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Это право может быть ограничено на основании закона;

6) свобода совести. Это право заключается в возможности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях. Верующие вправе совершать религиозные культы;

7) право на приобретение и прекращение гражданст­ва. Каждый человек имеет право на гражданство. Он приобретает его по рождению или иным способом, предусмотренным зако­ном. Человек вправе прекратить гражданство определенного государ­ства с последующим приобретением гражданства другого государства или без такового. Порядок прекращения гражданства устанавливается законом.

3.3. Политические права и свободы граждани­на. Политические права и свободы - это определенная совокупность возможностей лица по осуществлению публичной власти или иной деятельности публичного характера. Названные права прежде всего призваны обеспечить реализацию политической свободы человека и народного суверенитета при осуществлении государственной власти на основе фундаментального принципа, в соответствии с которым воля народа должна быть основой власти правительства. Исходя из этого, определяются конкретные возможности выполнения гражда­нами публичных функций как индивидуально, так и коллектив­но. Политические права и свободы принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства и многие из них реализуются коллек-'тивно.

138

1) свобода мысли, слова, печати. Мысль человека свободна в силу естественной ее природы. Заставить человека мыслить не по его воле невозможно. Поэтому международные акты и конституции при­знают это право.

Наряду со свободой мысли закрепляется и свобода слова как необходимая и естественная форма выражения первой.

Содержание свободы слова состоит в праве высказывать свои мысли, а также в совокупности мнений, идей, убеждений, выражен­ных как устно, так и в печати, в произведениях изобразительного ис­кусства, научных исследованиях, художественной литературе и др. Злоупотребление свободой слова недопустимо. Опыт политиче­ской истории свидетельствует, что злоупотребление публичным сло­вом нередко подрывает общественные устои и приводит в конечном счете к несвободе. Поэтому признание свободы слова всегда означает признание возможности его ограничения. В международно-правовых актах прямо устанавливается необходимость на основе закона огра­ничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Свобода выражения мнений, идей, убеждений в печати озна­чает отсутствие цензуры - разрешительной системы, определяющей возможность опубликования определенных материалов, документов, и др. Автор вправе опубликовать или иным способом делать обще­доступными свои идеи, но за нарушение закона о печати, средствах массовой информации он несет ответственность. Ответственность наступает и за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету и дезинформацию. В этом случае ее несут и автор, и редак­тор. Не подлежит разглашению также профессиональная тайна (вра­чебная, следственная, коммерческая). В конституционном праве уста­навливаются и другие ограничения. Запрещаются пропаганда и аги­тация, возбуждающие социальную, расовую, религиозную, нацио­нальную вражду, пропаганда идей национального, языкового и иного превосходства;

2) свобода объединений (ассоциаций). В конституционном праве определяется возможность создания общественных (негосудар­ственных) объединений: политических партий, профсоюзов и иных общественных организаций. Каждый человек вправе вместе с други­ми без предварительного разрешения органов власти создавать такие

139

объединения, добровольно вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Особо регламентируется деятельность политических партий. Во многих де­мократических странах приняты специальные законы о политических партиях, которые устанавливают более жесткие требования к их ин-ституализации;

3) свобода собраний, митингов и демонстраций. Она явля­ется коллективной формой публичного выражения общего мнения участников по общественно значимым вопросам. Иногда это право уточняется и дополняется, например, в праве собираться мирно и без оружия. Мирными и безоружными должны быть как собрания, так и иные публичные формы коллективного волеизъявления. Правовая регламентация собраний осуществляется в зависимости от того, про­водятся ли они вне помещений под открытым небом или в закрытом помещении. Первые проводятся после предварительного уведомления или разрешения властей, для проведения вторых предварительного уведомления не требуется. Места проведения собраний могут быть ограничены. Не разрешается проводить собрания в местах располо­жения высших правительственных учреждений, в зонах, где сущест­вуют острые национальные противоречия. Более жесткие требования устанавливаются для демонстраций (мэрией может быть ограничено число участников движения, предварительно утверждается его мар­шрут).

Разновидностью публичной формы выражения коллективного или индивидуального мнения является пикетирование. Оно проводит­ся путем размещения у определенных объектов граждан с плакатами или иными изобразительными средствами. В этом случае шествие и звукоусиление не предусматривается;

4) право петиций. Это право состоит в возможности индиви­дуального и коллективного письменного обращения граждан в орга­ны власти. Гарантируется обязанностью должностных лиц рассмат­ривать подобные обращения в установленном порядке и принимать адекватные меры по их разрешению;

5) право участвовать в осуществлении власти. Это право реализуется гражданами непосредственно путем выборов и референ­думов, а также опосредованно через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

140

Право выборов гарантируется активным и пассивным избира­тельным правом совершеннолетних граждан. Путем выборов осуще­ствляется формирование выборных органов власти. На референдуме путем голосования принимаются решения по наиболее важным во­просам государственной или местной власти. Порядок осуществления права на референдум устанавливается законом. Участие граждан в работе органов власти связано с правом участвовать в управле­нии. Оно выражается в законодательно гарантированном праве на го­сударственную и муниципальную службу, в праве участвовать в от­правлении правосудия;

6) право на сопротивление угнетению. Это право носит ин­дивидуальный и коллективный характер и закрепляется как право на сопротивление угнетающему правительству (Декларация независимо­сти США 1776 года) ипи право на сопротивление власти мирными средствами, включая кампании гражданского неповиновения (кон­ституции Бенина, Ганы и др.) либо как право каждого гражданина на сопротивление всякому, кто попытается устранить демократический строй, если иные средства не могут быть использованы (Германия, Словакия).

3.4. Экономические права и свободы человека и гражда­нина. Экономические права и свободы - это основанная на призна­нии права собственности совокупность определенных возможностей лица в сфере производств, обмена, распределения и потребления ма­териальных и духовных благ.

Исходным принципом в сфере экономических отношений яв­ляется признание права каждого быть собственником, т.е. обладать определенными ее объектами для обеспечения жизнен­ных потребностей. Оно выражается в правах, связанных с владением, пользованием и распоряжением благами, которыми лицо облада­ет. Право собственности может быть как индивидуальным (частным), так и коллективным (общим, совместным). Правом собственности обладают граждане, иностранцы, лица без гражданства, институци­онно-территориальные образования (государство, субъекты федера­ции, муниципальные образования) и объединения граждан. Право собственности может быть ограничено. В конституционном праве допускается изъятие отдельных объектов собственности для государ­ственных нужд на основе закона по решению суда и после равноцен-

141

ного возмещения. Ограничивается право собственности иностранцев на земли и иные природные ресурсы. Кроме того, изъяты из оборота и не могут находиться в собственности отдельных лиц некоторые объ­екты (яды, определенные виды взрывчатых веществ, оружие и т. д.).

Особым видом собственности является интеллектуальная соб­ственность, связанная с творческим трудом. Речь идет об авторских правах, например, на имя автора, на неприкосновенность произведе­ния, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.

Производным и тесно связанным с правом частной собствен­ности является:

1) право наследования. Объекты собственности могут быть унаследованы лицом по закону или по завещанию собственника в случае его смерти. Наследник вправе вступить в наследство в поряд­ке, установленном законодательством;

2) право на свободную хозяйственную инициативу и пред­принимательскую деятельность. Это право означает возможность заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая дея­тельность не запрещена законом. Злоупотребление этим правом недо­пустимо. В демократических странах запрещена монополистическая и другая деятельность, направленная на ограничение конкуренции;

3) право на труд и свобода труда. Право свободы в сфере труда определяется в конституции и международном праве как воз­можность а) зарабатывать себе на жизнь своим трудом, который че­ловек свободно без какого бы то ни было принуждения выбирает или на который он свободно соглашается; б) получать равное вознаграж­дение за равный труд, обеспечивающее справедливую заработную плату каждому; в) свободно выбирать профессию или род занятий; и г) на безопасные и здоровые условия труда;

4) право на участие в управлении предприятиями. Оно со­стоит в совокупности предусмотренных законом и иными правовыми актами правомочий, связанных с принятием решений непосредствен­но работниками предприятий или их представителями. Эти решения связаны, как правило, с охраной, улучшением условий труда и его оплатой, повышением эффективности и рационализацией производ­ства и др.

3.5. Социальные права и свободы человека и граждани-'на. Социальные права и свободы - это совокупность конституционно

142

определенных возможностей каждого в сфере отношений с работода­телем, оказания материальной помощи, в том числе обеспечения жильем, сохранения здоровья и получения образования. Так, отношения с работодателем определяются:

1) правом на отдых. Оно означает предоставление лицам, ра­ботающим по найму, еженедельно одного или двух оплачиваемых выходных дней, установление предельной продолжительности рабо­чей недели, оплачиваемого ежегодно отпуска на определенный срок;

2) правом на забастовку. Группа лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, может коллективно прекратить работу с выдвижением определенных экономических требований. Забастовки осуществляются в рамках законов о разрешении трудовых конфлик­тов. Право на забастовку может быть ограничено законом. Не разре­шаются забастовки на предприятиях жизнеобеспечения (например, водо- и энергоснабжения) и на транспорте (в последнем случае ино­гда делаются исключения, но ужесточаются требования к подобным забастовкам).

Оказание материальной помощи осуществляется путем пре­доставления:

1) права на пенсионное обеспечение. Лицам, достигшим не­трудоспособного возраста, предоставляется право на получение уста­новленного размера пенсии, обеспечивающей достаточный жизнен­ный уровень;

2) права на социальную помощь нетрудоспособным (инвали­дам), лицам, потерявшим кормильца, для воспитания детей и т. д.;

3) права на жилье. В соответствии с ним каждый вправе при­обретать себе жилое помещение на всей территории страны, а мало­имущим гражданам жилье предоставляется за низкую плату или бес­платно из государственных или муниципальных жилищных фон­дов. При аренде жилья арендодатель не вправе произвольно растор­гать договор аренды. Лица, арендующие жилье, могут быть выселены в судебном порядке и по основаниям, указанным в законе.

Охрану здоровья обеспечивают:

1) право на здоровую окружающую среду. Оно означает обя­занность осуществлять меры по защите среды обитания человека, не­допустимость экологических правонарушений, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу этими правонарушениями;

143

2) право на медицинскую помощь. Это правомочие связано с обеспечением возможности каждого обращаться за медицинской по­мощью и получить ее за плату или бесплатно (за счет средств госу­дарственного либо муниципального бюджетов, страховых взносов, других поступлений) в медицинских учреждениях.

Получение образования связано с установлением:

1) права каждого на образование. Это право определяется возможностью получать образование в системе учреждений образо­вания бесплатно и за определенную плату. Оно обеспечивается разви­тием сети школ всех ступеней, системой стипендий, созданием мате­риальных условий труда преподавателей;

2) свободы образования. Она заключается в возможности по­лучать образование любым способом - открытое и доступное для всех среднее образование в его различных формах, одинаково доступное для всех, на основе способностей каждого высшее образование;

3) академической свободы - свободы обучения, преподавания в соответствии со взглядами и концепциями преподавателя на основе принципа объективности. Академическая свобода связана с правом учредителя учебного заведения заключать (не заключать) контракт с преподавателем.

3.6. Культурные права и свободы человека и граждани­на. Культурные права и свободы - это совокупность конституционно-правовых возможностей лица, связанных с осуществлением его инте­ресов в культурной жизни. Они выражаются:

1) в свободе творчества - литературного, художественного, научного и др.;

2) в праве пользоваться результатами научного прогресса, в том числе в праве их практического применения;

3) в праве на защиту моральных и материальных интере­сов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или другими художественными трудами, автором которых он является, т. е. в праве автора на свое произведение;

4) в свободном доступе к культурным ценностям.

4. Конституционные обязанности человека и гражда­нин. Конституционные обязанности - это совокупность конституци-t онно-правовых предписаний, определяющих должное поведение ин­дивида. Обязанности есть составная часть института прав и свобод

144

человека. Они тесно связаны с его основными возможностями и по­этому закрепляются в тех частях конституции, которые определяют основные права и свободы.

Конституции закрепляют принцип равенства обязанно­стей. Однако одни обязанности могут относиться к каждому (в этом случае ни один индивид не должен освобождаться или уклоняться от соответствующих предписаний), другие — только к гражданам, что означает: бремя конституционного долженствования в равной мере распространяется на всех граждан и не распространяется на ино­странцев и лиц без гражданства.

В большинстве стран прямо или косвенно устанавливаются следующие виды конституционных обязанностей: 1) подчинение кон­ституции и законам; 2) платить налоги; 3) сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богатствам; 4) за­бота родителей о детях и забота трудоспособных совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях.

Гражданин несет и дополнительные обязанности. Его долг -защита Отечества. В ряде стран существует всеобщая воинская обя­занность для граждан (Россия, Германия и др.). Если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, последняя может быть заменена альтернативной гражданской служ­бой. Гражданин обязан получить образование того уровня, который установлен конституцией. Это может быть начальное, основное об­щее (в России) или среднее образование. В ряде стран (Италия, Бель­гия и др.) гражданин обязан участвовать в выборах.

Согласно Конституции РФ (статьи 57-59) каждый обязан: пла­тить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатст­вам. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет во­енную службу в соответствии с федеральным законом. При этом если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случа­ях, то он имеет право на замену ее альтернативной гражданской служ­бой.

145

5. Гарантии прав и свобод человека и граждани­на. Гарантии прав и свобод человека и гражданина - это совокупность условий, форм, способов их осуществления, охраны и защиты.

Различают экономические, социальные и политические усло­вия осуществления прав и свобод человека и гражданина. В теории основной экономической гарантией прав человека считается облада­ние собственностью. Это дает возможность лицу независимо осуще­ствлять действия, направленные на удовлетворение его материальных и духовных интересов. Социальными гарантиями является наличие государственных социальных программ, связанных с удовлетворени­ем тех необходимых интересов и потребностей, которые человек не может осуществить самостоятельно в достаточной мере без помощи государства (образование, здравоохранение, социальное обеспече­ние). Под политическими гарантиями, как правило, понимаются не­посредственные формы осуществления власти народом (выборы, ре­ферендум, собрания), а также другие публичные формы коллективно­го (шествия, митинги, пикетирования, петиции) и индивидуального (обращения граждан) волеизъявления граждан, эффективный меха­низм разделения государственной власти, многопартийность, участие граждан в управлении.

Формы и средства охраны и защиты прав и свобод составляют систему юридических гарантий. К ним относятся прежде всего закре­пленные конституционно-правовыми нормами: 1) право граждан об­ращаться в определенном порядке за защитой своих основных прав в специальные государственные органы (главе государства, главам ис­полнительной власти субъектов федерации, уполномоченному по правам человека, суды и международные организации) или осуществ­лять защиту своих прав самостоятельно всеми способами, не запре­щенными законом, а также 2) обязанность специально уполномочен­ных государственных органов обеспечивать охрану прав и свобод с целью недопущения их нарушения и содействовать их осуществле­нию, создавая для этого необходимые условия; 3) ответственность за нарушение основных прав.

В числе других юридических гарантий особо следует выде­лить судебные. К таковым относятся процессуально обеспеченное . право каждого на рассмотрение его дела компетентным и беспристра­стным независимым судом, а в необходимых случаях - судом с уча-

146

стием присяжных, право на обжалование судебных решений, на об­ращение за защитой основных прав в высшие судебные инстанции, вплоть до конституционной и в международные судебные органы, право на защиту и помощь адвоката и т. д.

6. Некоторые вопросы реализации прав человека. Многое свидетельствует о том, что правосознание как явление ныне пережи­вает кризис. Выход из этого кризиса предполагает поиск новых идей, которые были бы не только надежной опорой в настоящем, но и слу­жили бы маяком, "путеводной звездой" в течение достаточно про­должительного времени, может быть, вечно, пока существует чело­век и человечество. В постсоветский период в качестве такой основы и такого маяка, в качестве такой "путеводной звезды" принято рас­сматривать права человека. Если еще недавно популярным был поэт, говоривший, что единица - ноль, один - ничто, ему не поднять и про­стое бревно пятивершковое, не говоря уже о доме пятиэтажном, то в последние годы потихоньку на передний план выдвигаются те, кто хочет восстановить в правах единицу, индивидуум, личность. Иначе говоря, в отличие от прежнего, социоцентристского взгляда на мно­гие вещи, складывается персоноцентристский подход. И для этого имеются определенные основания. Ведь человек — мера всех вещей, высшая ценность. В этой связи, что может быть важнее прав и свобод человека. Если вдуматься, вся история человечества - это, по сущест­ву, поле деятельности человека за утверждение прав и свобод челове­ка.

Однако не все просто. Результатом крайне заниженной само­оценки личности является мнение, согласно которому "не нужны мне права человека, ибо я давно уже не человек". К аналогичному выводу ведет и крайне завышенное самомнение личности, особенно если та­кая личность занимает высокую должность и может оказывать то или иное влияние на развитие событий. Примером тому может служить позиция руководства бывшего Союза ССР. До сих пор не все знают, что принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 года Союз ССР не поддержал. Делегация Советского Союза в числе всего четы­рех делегаций при голосовании о принятии Декларации воздержа­лась. Вплоть до подписания хельсинского Заключительного акта в 1975 году идеологами административно-командной системы слова "права человека" заключались в кавычки. Считалось, что с правами

147

человека в Союзе ССР, в отличие от капиталистических стран, все в порядке. Как же иначе, если в массовом сознании утверждался взгляд, что Союз ССР - это страна развитого социализма, которая вот-вот должна стать коммунистическим обществом, каковое всеми пред­ставлялось раем на земле.

Как известно, имеются как сторонники монистического взгляда на развитие истории и человечества, так и сторонники плю­ралистической картины мира и образа человека. Последние склоня­ются к тому, что права человека - это "ахиллесова пята" юриспруден­ции и не только ее, а всего комплекса гуманитарных, а также естест­венных наук. По их мнению, не существует научного понятия "чело­века вообще". Соответственно, не могут быть найдены и, тем более, реализованы "права" такого человека. С их точки зрения, плюрали­стическая картина мира и образа человека, многообразие конкури­рующих цивилизационных и культурологических моделей мира и че­ловека не дает возможности создать универсального масштаба Homo Sapiens, не позволяет сконструировать универсальную систему прав и свобод человека. Следовательно, абстрактный подход к решению проблем человека, его прав и свобод непродуктивен. Но достаточно продуктивным является тот метод, когда проблема человека, его прав и свобод, считают они, начинает осваиваться с позиций конкретных (биологических, психологических и т. д.) характеристик человека.

Очень неплохо обосновано, что следует различать институт прав человека (ИПЧ) и международное гуманитарное право (МГП) -две части одной правовой системы, которые находятся в отношениях взаимодополняемости. Если принять эту логику, то даже у горячего сторонника прав человека не остается оснований для абсолютизации этого института. Ситуация усложняется, если принять во внимание то, что наряду с названной Декларацией существуют еще и другие, как универсальные, так и региональные, декларации по правам чело­века, в которых получило закрепление несколько иное видение и по­нимание вопроса.

Тем не менее, права и свободы человека остаются той гумани­стической и демократической основой, может быть, единственной, которая задает верные ориентиры законодателю и правоприменителю в их многотрудной деятельности. Но и здесь - не без проблем. Вот ' некоторые, наиболее очевидные.

148

Если национальная система права любого государства, в том числе Российской Федерации, более или менее структурирована, то вопрос о классификации прав и свобод человека до конца не ре­шен. Все ли права и свободы человека одинаково ценны и важны или существует их иерархия? Если права и свободы человека иерархичны, то что (какое право) для человека наиболее ценно и важно? Нередко говорят, что наиболее фундаментальным является право на жизнь. С этим можно согласиться. Но не лучше ли в этом случае вести речь не просто о праве на жизнь, а о праве на счастливую жизнь? Но воз­можна ли счастливая жизнь, если личность лишена свободы и собст­венности?

В известном противоречии с концепцией прав и свобод чело­века находятся международно-правовые акты, посвященные правам коренных народов. Отсутствуют удовлетворительные решения про­блемы меньшинств, в частности, национальных меньшинств. Нет об­щепризнанного определения понятия "национальное меньшинст­во". Думается, с точки зрения концепции прав и свобод человека надо бы поискать новые подходы к решению этих проблем. Если исходить из интересов мира, свободы и демократии, справедливости и права, то, возможно, на путях утверждения института гражданства и реа­лизации учения о гражданском обществе и лежат их решения...

О праве, правах и свободах человека стало модно говорить и писать. Да, право - величайшая культурная ценность. Вместе с тем, право в какой-то степени - трагедия, драма общества. Права и свобо­ды человека не только ограничиваются, а в ряде случаев грубо попи­раются во имя частного или общего интереса. Причем, зачастую за общим интересом тоже скрывается частный интерес. Думается, права и свободы человека станут стержневой идеей нового, просветленного, просвещенного, обогащенного сознания и правосознания, важнейшим побудительным мотивом благородных поступков Homo Sapiens. Но при условии, если всеобщий человеческий ум переработает различ­ные взгляды на права и свободы человека представителей различных цивилизаций, культур и на этой основе примет такой подход, который гармонично соединит в себе многое, что пока кажется несоединимым, несовместимым.

149

Примечания

1 Часть этой лекции (п. 1-5) представляют материалы В.А. Кочева, которые включены в данный курс с его любезного согласия.

2 Ряд философов (например, Д. Локк, И.Г. Фихте) находят, что госу­дарство должно гарантировать прежде всего три основных права личности: право на жизнь, свободу и собственность.

150

Лекция 8

Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.