ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой.

Н.А. Некрасов

1. Общее понятие гражданства. В самом общем виде граж­данство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении досто­инства, основных прав и свобод человека. Отсюда — наиболее суще­ственные признаки общего понятия гражданства.

Во-первых, гражданство - это связь двух субъектов: человека и государства. Иначе говоря, гражданство - это некое единство, кото­рое возможно лишь при естественной и одновременно осознанной, разумной принадлежности друг другу человека и государства как лиц, обладающих определенным объемом прав и обязанностей (ответст­венности).

Но связи могут быть фактические и правовые. Гражданство -это правовая связь. А это значит, что вопросы пребывания в граждан­стве регулируются правом (законом, договором). Никто - ни отдель­ный человек, ни должностное лицо, ни государственный орган - не может договориться по вопросам гражданства фактически, если от­сутствуют соответствующие нормативные правовые посылки. Для решения вопросов гражданства нужны соответствующие юридиче­ские действия. Это, во-вторых.

В-третьих, по своему характеру гражданство - это устойчи­вая правовая связь. А это значит, что гражданство существует посто­янно. Оно не подвержено воздействию никакого автоматизма.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генераль­ной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (статья 15), записано:

«1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего граждан­ства или права изменить свое гражданство».

Соответствующие этому положению нормы получили закреп­ление в Конституции РФ и в Законе о гражданстве РФ.

151

В-четвертых, по своему юридическому содержанию граждан­ство представляет собой совокупность взаимных прав, обязанно­стей и ответственности человека и государства.

В-пятых, гражданство — это такая устойчивая правовая связь человека с государством, которая имеет определенную нравственную отраженность; она основана на признании и уважении достоин­ства человека.

Достоинство — это такое свойство сознания, которое характе­ризует особое отношение человека к самому себе, а также со стороны других, общества, в котором признается ценность человека. С одной стороны, гражданство предполагает, чтобы в человеке достаточно хорошо были развиты самосознание и самоконтроль, известная тре­бовательность лица к самому себе. Человек не должен совершать по­ступков, роняющих, порочащих его достоинство, и вместе с тем он вправе требовать того же и от других. С другой стороны, гражданство требует, чтобы государство, а также общество, проявляли уважение к человеку, признавали за ним определенные права и обязанности.

Если исходить из гуманистических и демократических пред­ставлений о праве и государстве, то необходимо, чтобы государство признавало и уважало основные права и свободы человека. Эти права и свободы перечислены в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. (статьи 17-54). Однако перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

По общему правилу, в России не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражда­нина. Только в порядке исключения они могут быть ограничены, но лишь на основе федерального закона и в той мере, в какой это необ­ходимо в целях обеспечения защиты прав и свободы человека и граж­данина, защиты конституционного строя. В частности, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, но в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положе­ние на территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться в порядке, установленном федеральным конституционным зако­ном. Конституция РФ (ст. 88) правом введения чрезвычайного поло-

152

жения наделила Президента. Однако ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конститу­ции РФ.

В конституционном праве зарубежных стран наряду с поняти­ем "гражданство" используется еще и понятие "подданство". Каково их соотношение?

В отличие от гражданства, подданство распространено в госу­дарствах, имеющих монархическое устройство. Подданство отражает личную связь человека с монархом, т.е. не обычным человеком, а "божеством" или "полубожеством", который стоит над всеми ("под­данный его величества").

Правда, в странах с развитыми демократическими традициями различия между этими понятиями носят лишь вербальный характер: Великобритания - конституционная монархия, а Франция - респуб­лика, но основы правового положения личности схожи. В Японии оба понятия (гражданин и подданный) используются как равнозначные и взаимозаменяемые. Причем, чаще используется не "подданный", а "гражданин". В некоторых странах первый термин вообще исклю­чен. Но в развивающихся странах (в государствах Арабского Востока, в Африке) различия между этими понятиями имеют существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано.

В советском и постсоветском российском законодательстве применительно к россиянам используется понятие "гражданин", а не "подданный", но распространенность последнего понятия в законода­тельстве других стран принимается во внимание.

Если взглянуть на гражданство с точки зрения структуры оте­чественной системы права, то гражданство - один из важнейших ин­ститутов конституционного права. По своему юридическому со­держанию этот институт представляет собой нормы права, за­крепляющие принципы российского гражданства, отношения, связанные с приобретением и прекращением российского граж­данства, а также устанавливающие порядок производства по де­лам о гражданстве, обеспечивающие развитие этих отношений в неконфликтных и конфликтных условиях. Отсюда следует, что

153

гражданство как институт конституционного права состоит из, по меньшей мере, следующих пединститутов:

• принципы российского гражданства;

• приобретение российского гражданства;

• прекращение российского гражданства;

• полномочные органы, ведающие делами о гражданстве

• производство по вопросам гражданства.

2. Становление и развитие российского законодательства о гражданстве. В дореволюционной царской России существовало подданство, поэтому не было законодательства о гражданст­ве. Все российские подданные подразделялись на разряды с особым правовым статусом:

1. Природные подданные. В их составе различались: а) дворян­ство (потомственное и личное); б) духовенство (делилось по веро­исповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: по­четные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обывате­ли; Кроме того, природные подданные законодательно делились на лиц податного и неподатного состояния.

2. Инородцы (евреи и восточные народы);

3. Финляндские обыватели.

С принадлежностью к той или иной категории подданных за­конодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Между империей Романовых и советской Россией располага­ется короткий по времени период демократического развития, от­меченный деятельностью Временного правительства.

В законодательстве этого периода достаточно широко ис­пользуется понятие "гражданин". Гражданами демократической России признавались все подданные прежней империи без каких-либо различий, т.е. без деления на русских и инородцев, на право­славных и иноверцев и т.д. Высшее достижение юридической мысли того времени - Положение о выборах в Учредительное собрание, утвержденное Временным правительством по частям 20 июля, Ни 23 сентября 1917 г. По этому документу "правом участия в выбо­рах в Учредительное собрание пользуются российские граждане обоего пола, коим ко дню выборов исполнится 20 лет ".

После событий 7 ноября 1917 г. первым актом советской рес­публики по вопросам гражданства был «Декрет об уничтожении ,        сословий и гражданских чинов» от 19 (23) ноября 1917 г. В нем про-

возглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и

154

сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и проч.), титулы — княжеские, графские и проч., и наименования граждан­ских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименова­ние — гражданин.

Первого апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О приобретении прав российского гражданства". Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах России, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство ино­странцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 10 июля 1918 г. закрепила за местными Советами полномочия предоставлять права российского граждан­ства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР и работали, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянст­ву. Такой упрощенный порядок приема в российское гражданство трудящихся иностранцев был обусловлен тем, что российскому ра­бочему иностранец пролетарского происхождения казался ближе и роднее, чем собственный помещик и кулак.

До образования в 1922 году Союза ССР Российская Федерация самостоятельно регулировала все актуальные для нее вопросы гра­жданства. Но после ситуация изменилась. С одной стороны, в связи с тем что Союз ССР изначально имел договорную природу, ее обра­зовали некогда независимые государства, позже - суверенные союз­ные республики, последние сохранили элементы прежнего независи­мого статуса в виде собственного гражданства, а с другой сторо­ны - Союз ССР развивался под нарастающим по мощности воздей­ствием авторитаризма и партийно-политической диктатуры. Это не могло не сказаться на эволюции института гражданства: ус­ложненном порядке приема, появлением института лишения граж­данства и принудительной высылки из страны и т.д.

Конституция СССР, утвержденная 31 декабря 1924 г. вторым Съездом Советов СССР, закрепила единое гражданство для граж­дан союзных республик (ст. 7), а 29 октября 1924 г. было утвер­ждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним, правом принятия в союзное гражданство обладали ВЦИК и ЦИК союзных республик. Трудящихся-иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конститу-

155

ции СССР 1924 г., не возвратившиеся из-за границы, лишенные гра­жданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.

В соответствии с Положением о гражданстве от 1931 г., каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, если не была доказана его принадлеж­ность к гражданству иностранного государства. Положение за­крепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает.

Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев -рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР и работающих, а также иностранцев, пользующихся правом политического убе­жища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

Конституция СССР 5 декабря 1936 г. подтвердила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила в ведении Союза ССР законодательство о союзном гражданстве и о правах ино­странцев.

По Закону о гражданстве Союза ССР от 18 августа 1938 г. гражданами Советского Союза признавались "а) все состоявшие к 7 ноября 1917 г. подданными бывшей Российской империи и не ут­ратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом поряд­ке". Иностранцы, независимо от их национальности и расы, прини­мались в гражданство СССР по их ходатайству Президиумом Вер­ховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета Союз­ной Республики, в пределах которой они проживали. Выход из гра­жданства СССР разрешался Президиумом Верховного Совета СССР.

Вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, не имеющим гражданства СССР, не вело к изменению гражданст­ва. При изменении гражданства родителей, вследствие которого они оба становились гражданами СССР или оба выходили из граж­данства СССР, изменялось соответственно и гражданство их де­тей, не достигших 14-летнего возраста. Изменение же гражданст­ва детей в возрасте от 14 до 18 лет могло последовать только с их согласия. В прочих случаях изменение гражданства детей, не дос­тигших 18 лет, могло последовать только в общем порядке.

156

Лишение гражданства СССР могло иметь место: а) по приго­вору суда — в случаях, предусмотренных законом; б) в силу особого в каждом случае указа Президиума Верховного Совета СССР.

Лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся в силу указанного Закона гражданами СССР и не располагающие до­казательствами своей принадлежности к иностранному граждан­ству, считались лицами без гражданства.

Конституция СССР 7 октября 1977 г. более широко урегулиро­вала область отношений, связанных с гражданством. Получил кон­ституционное выражение важный принцип гражданства: гражда­не СССР за границей пользуются защитой и покровительством Со­ветского государства. Принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в ком­петенцию Президиума Верховного Совета СССР. В соответствии с конституциями союзных республик право принимать в гражданст­во СССР закреплялось и за Президиумами Верховных Советов союз­ных республик.

На основании статьи 33 Конституции СССР 1 декабря 1978 г. был принят Закон о гражданстве СССР, который вступил в силу с 1 июля 1979 г.

Если Закон о гражданстве СССР 18 августа 1938 г. состоял всего лишь из 8 статей, то новый включил в себя уже 29 статей, распределенных по б разделам. Кроме того, он содержал еще и пре­амбулу.

Внешне Закон о гражданстве СССР выглядел демократиче­ски. Однако в содержательном плане он каких-либо существенных перемен в себе не нес.

Курс на "перестройку", учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость обновления союзного законодательства о гражданстве: 23 мая 1990 г. принимается Закон "О гражданстве СССР". Этот закон объемный и структурно достаточно слож­ный: состоит из 10 разделов, включающих преамбулу и 51 ста­тью. Вступив в действие с 1 января 1991 г., он знаменовал некото­рые шаги вперед в направлении гуманизации и демократизации зако­нодательного регулирования отношений гражданства.

Новым в Законе было то, что в нем содержались нормы об ор­ганах, уполномоченных принимать решение по вопросам граждан­ства СССР; о производстве по рассмотрению заявлений и пред­ставлений по этим вопросам; об исполнении и обжаловании реше­ний. Тем самым Закон до некоторых пределов восполнил пробелы,

157

имевшиеся в прежнем законодательстве и оставлявшие значитель­ный простор для произвольного применения правовых установлений.

Полномочия по принятию решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, теперь по закону переходили к Президенту СССР.

С распадом Союза ССР и образованием на его территории не­зависимых государств в РСФСР и так называемом в ближнем зару­бежье принимаются новые законы о гражданстве.

Верховным Советом РСФСР 28 ноября 1991 г. был принят За­кон о гражданстве РФ (первоначально РСФСР). Он состоял из не­большой преамбулы и 9 глав, включающих 51 статью.

Глава 1. Общие положения (ст. 1-19).

Глава 2. Приобретение гражданства РФ (ст. 20-21).

Глава 3. Прекращение гражданства РФ (ст. 22-24).

Глава 4. Гражданство детей и гражданство родителей, опе­кунов и попечителей. Гражданство недееспособных и ограниченно дееспособных лиц (ст. 25-31).

Глава 5. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве РФ, и их полномочия (ст. 32-36).

Глава 6. Производство по делам о гражданстве РФ (ст. 37-42).

Глава 7. Исполнение решений о гражданстве РФ (ст. 43-45).

Глава 8. Обжалование решений по вопросам о гражданстве РФ (ст. 46-47).

Глава 9. Заключительные и переходные положения (ст. 48-51).

Этот закон был призван обеспечить осуществление принципов и норм международного права и Конституции РФ, относящихся к гражданству и правам человека, создать наиболее благоприятные правовые условия для каждого гражданина РФ, обеспечить защиту и покровительство России гражданам РФ, находящимся за ее пре­делами. Он был принят на ранних стадиях переходного периода, в условиях, когда всем было ясно, что жить по-прежнему (остросло­вы шутили - no -Брежневу) нельзя, но как жить по-новому, никто не знал. Еще действовала советская конституция, латанная-перелатанная, а потому, несмотря на обновление, не ставшая но­вой. В ней институт российского гражданства не был предусмот­рен. Все были гражданами СССР. По своему характеру из всех из­вестных законов о гражданстве он был, пожалуй, одним из наибо­лее либеральных, по своим основным параметрам отвечал совре­менным международно-правовым стандартам. Однако с реализаци­ей его возникли определенные сложности, так как он вступил в силу 6 февраля 1992 года, а вскоре на всенародном референдуме была

158

принята новая конституция - Конституция РФ 12 декабря 1993 года, которая ряд принципиальных вопросов российского граждан­ства решала несколько иначе, чем в данном законе. Тем не менее, благодаря заложенному гуманистическому и демократическому потенциалу, Закон о гражданстве РФ с изменениями и дополнения­ми (от 28 ноября 1991 года и от 17 июня 1993 года) действовал бо­лее 10 лет, до 1 июля 2002 года.

С этой даты в России действует принятый Госдумой 19 апре­ля 2002 года новой закон, посвященный российскому гражданству, -ФЗ о гражданстве Российской Федерации. От действовавшего За­кона "О гражданстве РФ" он отличается тем, что по содержа­нию и форме (структуре), юридико-техническим характеристикам в большей степени соответствует стандартам международного права и требованиям, предъявляемым к качеству, надежности и эффективности российского законодательства

При равном количестве глав, в новом законе нет преамбулы, а число статей на 6 меньше (45 против 51). В целом структура ФЗ о гражданстве такова:

Глава I . Общие положения (ст.] - 10);

Глава II . Приобретение гражданства РФ (ст. 11 - 17);

Глава III . Прекращение гражданства РФ (18 - 21);

Глава IV . Отмена решений по вопросам гражданства РФ (ст. 22 - 23);

Глава V . Гражданство детей при изменении гражданства ро­дителей, опекунов и попечителей Гражданство недееспособных лиц (ст. 24 - 27);

Глава VI . Полномочные органы, ведающие делами о граждан­стве РФ (ст. 28 - 31);

Глава УН. Производство по делам о гражданстве РФ ( cm 32 -38);

Глава VIII . Обжалование решений полномочных органов, ве­дающих делами о гражданстве РФ. Разрешение споров по вопросам о гражданстве РФ (ст. 39 - 41);

Глава IX . Заключительные положения (ст. 42 - 45).

По признаку содержания можно обратить внимание на то, что в ФЗ о гражданстве отсутствуют положения о почетном гражданстве. К основаниям приобретения российского гражданст­ва не отнесены признание и регистрация. Установлены, что явля­ется правовой новеллой, два порядка - общий и упрощенный - рас­смотрения и принятия решений по вопросам гражданства. В каче­стве обычного условия приема в гражданство РФ срок проживания

159

на территории России увеличен с 3 до 5 лет, что отвечает поло­жениям Европейской конвенции о гражданстве. В интересах лучше­го обеспечения интересов Российской Федерации как суверенного демократического государства условия приобретения российского гражданства дополнены: обязательством соблюдать Конститу­цию РФ и российское законодательство; условием наличия законно­го источника существования и некоторыми другими положения­ми. Конкретизирован и расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении российского гражданства, а также ос­нований отказа в выходе из него. Более основательно, с учетом но­вейшего российского законодательства и практики его применения, международно-правовых стандартов, прописаны процедурно-процессуальные вопросы. И что очень важно, ФЗ о гражданстве устранил имевшиеся в прежнем законе положения, не соответст­вующие Конституции РФ.

В ФЗ о гражданстве определено, что современное российское законодательство о гражданстве состоит из Конституции РФ, международных договоров РФ, названного закона и принимаемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов РФ. Предметом же его являются принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с российским граж­данством, определяющие основания, условия и порядок приобрете­ния и прекращения гражданства РФ.

Принятие ФЗ о гражданстве и вступление его в юридическую силу ведет к изменениям действующего законодательст­ва. Полностью теряют юридическую силу два закона - Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке приема в гражданство РСФСР", "ФЗ от 6 февраля 1995 года № 13 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Феде­рации " и два указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года - "О порядке приема в гражданство РСФСР" и "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР вопросов, связанных с приемом в граж­данство РСФСР". Закон РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации " утрачивает юридическую си­лу, за исключением пунктов "а" - "в" статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный по сравнению с ФЗ о гражданстве порядок приобретения или прекра­щения российского гражданства лицами, заявления которых по во­просам гражданства приняты к рассмотрению до вступлению в си-

лу указанного ФЗ. Закон РФ от 17 июня 1993 года № 5206-1 пре­кращает свое действие в части пунктов 2-4, 7 -18, а ФЗ от 24 мая 1999 года № 99 - ФЗ "О государственной политике Российской Фе­дерации в отношении соотечественников за рубежом" - в части статьи 11.

3. Основные понятия института российского гражданства по новому федеральному законодательству. Приведем те из них, которые прямо указаны в статье 3 ФЗ о гражданстве.

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей.

Иное гражданство - гражданство (подданство) иного госу­дарства.

Двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранный гражданин - лицо, не являющееся граждани­ном Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия граж­данства (подданства) иностранного государства.

Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Проживание - проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Территория Российской Федерации - территория Россий­ской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федера­ции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Общий порядок приобретения или прекращения граждан­ства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гра­жданства и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные на­стоящим Федеральным законом

160

161

Упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения во­просов гражданства и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отно­шении лиц, на которых распространяются льготные условия, преду­смотренные настоящим Федеральным законом.

Изменение гражданства - приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации.

Вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на по­стоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию

4. Принципы гражданства по современному российскому законодательству. Под принципами российского гражданства при­нято понимать основополагающие начала, идеи института гражданст­ва РФ. В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ о гражданстве разли­чаются следующие принципы российского гражданства:

Важнейший из них - открытый и свободный характер. А это значит, что каждый, кто находится в пределах России, имеет пра­во на российское или иное гражданство. При этом Российская Феде­рация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России. Никому не дано право в одностороннем порядке лишать кого-то российского граж­данства, если оно приобретено на законном основании и в установ­ленном законом порядке. Нормы, посвященные праву на гражданст­во, сформулированы таким образом, что право на гражданство не оз­начает право только на российское гражданство, ибо никто не может быть лишен права изменить свое гражданство. Если лицо без граж­данства желает приобрести не российское, а иное гражданство, то Российская Федерация не препятствует этому.

Существенен принцип, согласно которому российское граж­данство является единым и равным. В соответствии со статьей 6 и пунктом "в" статьи 71 Конституции РФ в части 2 статьи 4 ФЗ о граж­данстве прямо записано: "гражданство Российской Федерации явля-'ется единым и равным независимо от оснований его приобрете-

162

ния". А это, прежде всего, значит: Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов - равноправных субъектов (принцип симметрии). Следовательно, несмотря на то, что в части 2 статьи 5 Конституции РФ указано, что республика - государство, не­обходимо исходить из того, что граждане РФ остаются, прежде всего, российскими гражданами, в какой бы части территории России они временно или постоянно ни находились. Хотя каждый субъект РФ имеет свое административно-территориальное деление, суверенитет России распространяется на всю ее территорию, которая целостна и неприкосновенна (статья 4 Конституции РФ).

Анализ конституционного законодательства зарубежных стран показывает, что в зависимости от двух основных способов при­обретения гражданства - филиации (от лат. "filialis" - сыновний) и натурализации - различаются урожденные в данной стране и нату­рализованные граждане. Кроме того, в отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие "ассоциированный гражда­нин". Правовое положение их неодинаково. В отличие от законода­тельства этих государств, российское гражданство является рав­ным независимо от оснований приобретения. Не имеет юридиче­ского значения и время приобретения гражданства. Гражданами РФ признаются, а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу ФЗ о гражданстве РФ; б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным законом (статья 5 ФЗ о гражданстве).

Важным принципом института российского гражданства явля­ется его правовая защита. Это проявляется в следующем. Прежде всего, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изме­нить его (часть 4 статьи 4 ФЗ о гражданстве). Далее, проживание рос­сийского гражданина за границей не ведет автоматически к потере им гражданства (часть 3 статьи 4 ФЗ о гражданстве). Более того, россий­ский гражданин, находящийся за пределами России, пользуется защи­той и покровительством Российской Федерации. Органы государст­венной власти РФ, дипломатические представительства и консуль­ские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспе­чена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, ус­тановленными Конституцией РФ, федеральными конституционными

163

законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граж­дан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые зако­ном интересы (статья 61 Конституции РФ, статья 7 ФЗ о гражданст­ве). Существенное значение для понимания природы данного прин­ципа имеет и правило, согласно которому гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству (пункт 5 статьи 4 ФЗ о гражданстве). Это правило вытекает из содер­жания принципа ответственности гражданина перед своим государст­вом: если российский гражданин совершил правонарушение за гра­ницей, то он подлежит юридической ответственности по законам РФ.

По законодательству отдельных стран вступление в брак с иностранцем или расторжение брака приводит к изменению граждан­ства. Так, в некоторых латиноамериканских странах женщины, всту­пившие в брак, автоматически приобретают гражданство своего суп­руга. В этом и подобных случаях возникают сложности с определени­ем гражданства детей, что порождает споры, особенно при разводах родителей, имеющих различное гражданство. Российское гражданст­во основано на принципе отрицания автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака граждани­ном РФ с лицом, не имеющим гражданства России, а также при изменении гражданства другим супругом. Согласно статье 8 ФЗ о гражданстве заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изме­нение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супру­га. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства ро­дившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Принцип института российского гражданства образует и об­щее положение, согласно которому гражданство детей определя­ется в соответствии с ФЗ о гражданстве (статья 9 ФЗ о граждан­стве).

Двойное гражданство. Закон СССР от 23 мая 1990 г. "О гра­жданстве СССР" устанавливал, что "за лицом, являющимся гражда­нином СССР, не признается принадлежность к гражданству ино-

164

странного государства" (статья 2), т.е. он не признавал двойного гра­жданства. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. (статья 62) допускает двойное гражданство. Суть его по российскому законодательству за­ключается в том, что гражданин РФ может иметь гражданство ино­странного государства (двойное гражданство), если это предусмотре­но международным договором РФ или федерачьным законом.

В некоторых субъектах РФ в одно время в содержание поня­тия "двойное гражданство" вкладывался иной смысл. Так, в пояс­нительной записке к проекту Закона РБ "О гражданстве Республи­ки Башкортостан" говорится, что "гражданство Республики Башкортостан является институтом государственности, имею­щим в основном внутреннее, республиканское значение...". Здесь проводится идея о необходимости и возможности в Республике Башкортостан "системы двойного гражданства", означающего, что гражданин Республики Башкортостан одновременно является и гражданином Российской Федерации. Параллельное существова­ние двух институтов гражданства якобы определено различием в комплексе прав, свобод, обязанностей и гарантий граждан Респуб­лики Башкортостан и граждан Российской Федерации, связанными с наличием у Республики Башкортостан дополнительных полномо­чий и предметов ведения, т.е. расширительным пониманием содер­жания статуса гражданства Республики Башкортостан по срав­нению с гражданством Российской Федерации. Однако такое пони­мание института "двойного гражданства", думается, является некорректным, так как оно противоречит принципам и нормам со­временного российского законодательства о гражданстве РФ. Все же правовой институт российского гражданства един для всей России. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории любой республики в составе РФ, являются, прежде всего, гражда­нами РФ. Ни одна республики в составе РФ не является по отноше­нию к России в целом иностранным государством. Следовательно, не может быть применен и принцип двойного гражданства в от­ношениях между РФ в целом и республиками. Противное - абсурд­но, свидетельство абсолютного непонимания природы современной России как сложного, но единого государства.

Сказанное не значит, что республики не могут развивать свое законодательство о гражданстве. Но такое законодательство мыслимо и возможно лишь в рамках единого института российско­го гражданства как субсидиарного по отношению к федеральному законодательству о гражданстве; ни один субъект РФ не может

165

принимать законы, ведущие к ухудшению конституционно-правового статуса российского гражданина. Если допущено двойное гражданство, то возможно ли трой­ное, четверное и т.д. гражданство, т.е. множественность граждан­ства? Закон не дает прямого ответа на этот вопрос. Однако конститу­ционно-правовой практике зарубежных стран ситуация, сопряженная с множественностью гражданства, известна. Следовательно, таковое нельзя абсолютно исключить и применительно к российским гражда­нам, так как в принципе договоры, допускающие двойное гражданст­во, Россия может заключать со многими государствами.

Однако лицо с множественным гражданством обязано знать и соблюдать законы страны пребывания, в данном случае - Российской Федерации. Наличие иностранного гражданства (одного, двух, трех и т.д.) не умаляет прав и свобод гражданина РФ внутри страны, не ос­вобождает его от обязанностей, вытекающих из российского граж­данства, если иное не предусмотрено законом или международным договором. Чтобы исключить состояние двойного, тройного обреме­нения (явная несправедливость), государство непременно должно оговорить взаимный учет выполнения гражданином обязанностей пе­ред ним. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к не­скольким государствам), например, служба в армии, разрешаются по дипломатическим каналам.

Важный принцип российского гражданства - документальное подтверждение гражданства. ФЗ о гражданстве (статья 10) требу­ет, чтобы гражданство было подтверждено документаль­но. Документами, удостоверяющими российское гражданство, явля­ются паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержа­щие указание на гражданство лица. Виды документов, удостоверяю­щих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

5. Приобретение российского гражданства. ФЗ о граждан­стве (статья 11) устанавливает следующие четыре основания, веду­щие к приобретению российского гражданства:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство РФ;

в) в результате восстановления в гражданстве;

г) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ о гражданстве •или международным договором РФ.

166

г) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ о гражданстве или международным договором РФ.

Рассмотрим указанные в законе варианты приобретения рос­сийского гражданства

Приобретение гражданства РФ по рождению (филиа­ция). Известны два основных принципа приобретения гражданства по рождению: права крови и права почвы.

Эти два принципа имеют определенные исключения, но суть их в следующем. Первый предполагает, что независимо от места ро­ждения ребенок приобретает гражданство родителей. Второй означа­ет, что ребенок считается гражданином того государства, на террито­рии которого он родился; гражданство родителей не имеет сущест­венного значения.

ФЗ о гражданстве (статья 12) исходит из следующего.

Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба родителя или единственный родитель имеют граждан­ство РФ. При этом место рождения ребенка не имеет существенного значения;

б) один из родителей имеет гражданство РФ, а другой роди­тель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутст­вующим, или место его нахождения неизвестно. В этом случае место рождения ребенка тоже не существенно;

в) один из родителей имеет гражданство РФ, а другой роди­тель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России либо если в ином случае он становится лицом без гражданства;

г) оба родителя, проживающие на территории России, явля­ются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории России, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Гражданином РФ становится также ребенок, который нахо­дится на территории России, родители которого неизвестны и не объ­явятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Таким образом, в российском законодательстве о гражданстве действуют оба начала: и право крови, и право почвы.

167

Прием в российское гражданство. ФЗ о гражданстве (стать­ями 13 и 14) установлены, по существу, два порядка приема в россий­ское гражданство: общий и упрощенный

В общем порядке, прописанном в части 1 статьи 13 ФЗ, в гражданство РФ принимаются по их заявлению достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью иностранные граждане и лица без гражданства, если они а) проживают на территории России со дня получения вида на жительства и до обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно; б) обязуются соблю­дать Конституцию РФ и российское законодательство; в) имеют за­конный источник средств к существованию; г) обратились в полно­мочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; д) владеют русским языком.

Срок проживания на территории России считается непрерыв­ном, если лицо выезжало за пределы России не более чем на 3 месяца в течение одного года. Указанный 5-летний срок сокращается до од­ного года при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; б) состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет; в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, пре­доставляющими интерес для России; д) предоставление лицу полити­ческого убежища на территории России; е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Для принятия в российское гражданство отказ от иного граж­данства не требуется, если это предусмотрено международным дого­вором РФ или ФЗ о гражданстве либо если отказ от иного гражданст­ва невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Насколько глубоко иностранный гражданин или лицо без гражданства должен знать Конституцию РФ, чтобы принять обяза­тельство соблюдает ее? В ФЗ о гражданстве не дается ответ на этот вопрос. Что же касается владения русским языком, то уровень знания его определяется в порядке, установленном положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

168

Необходимо иметь в виду, что без соблюдения условий, пре­дусмотренных частью 1 статьи 13 ФЗ о гражданстве, может быть принято в гражданство РФ лицо, имеющее особые заслуги перед Рос­сийской Федерацией (часть 3 статьи 13 ФЗ о гражданстве).

В упрощенном порядке, прописанном в части 1 статьи 14 ФЗ, в российское гражданство по заявлению принимаются достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью иностранные граждан и лица без гражданства, если они а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Прием в гражданство РФ осуществляется в упрощенном по­рядке, но без соблюдения этих условий, если речь идет о детях или недееспособных лицах (часть 2 статьи 14 ФЗ о гражданстве). Ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, принимается в гражданство РФ по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение данного гражданства. Такое согла­сие не требуется, если ребенок проживает на территории Рос­сии. Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, принимается в гражданство РФ по заявлению родителя. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлена опека или попе­чительство, принимаются в гражданство РФ по заявлению опекуна или попечителя, имеющих российское гражданство

Дата: 2019-05-29, просмотров: 179.