Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Н.А. Некрасов
1. Общее понятие гражданства. В самом общем виде гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Отсюда — наиболее существенные признаки общего понятия гражданства.
Во-первых, гражданство - это связь двух субъектов: человека и государства. Иначе говоря, гражданство - это некое единство, которое возможно лишь при естественной и одновременно осознанной, разумной принадлежности друг другу человека и государства как лиц, обладающих определенным объемом прав и обязанностей (ответственности).
Но связи могут быть фактические и правовые. Гражданство -это правовая связь. А это значит, что вопросы пребывания в гражданстве регулируются правом (законом, договором). Никто - ни отдельный человек, ни должностное лицо, ни государственный орган - не может договориться по вопросам гражданства фактически, если отсутствуют соответствующие нормативные правовые посылки. Для решения вопросов гражданства нужны соответствующие юридические действия. Это, во-вторых.
В-третьих, по своему характеру гражданство - это устойчивая правовая связь. А это значит, что гражданство существует постоянно. Оно не подвержено воздействию никакого автоматизма.
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (статья 15), записано:
«1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
Соответствующие этому положению нормы получили закрепление в Конституции РФ и в Законе о гражданстве РФ.
151
В-четвертых, по своему юридическому содержанию гражданство представляет собой совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
В-пятых, гражданство — это такая устойчивая правовая связь человека с государством, которая имеет определенную нравственную отраженность; она основана на признании и уважении достоинства человека.
Достоинство — это такое свойство сознания, которое характеризует особое отношение человека к самому себе, а также со стороны других, общества, в котором признается ценность человека. С одной стороны, гражданство предполагает, чтобы в человеке достаточно хорошо были развиты самосознание и самоконтроль, известная требовательность лица к самому себе. Человек не должен совершать поступков, роняющих, порочащих его достоинство, и вместе с тем он вправе требовать того же и от других. С другой стороны, гражданство требует, чтобы государство, а также общество, проявляли уважение к человеку, признавали за ним определенные права и обязанности.
Если исходить из гуманистических и демократических представлений о праве и государстве, то необходимо, чтобы государство признавало и уважало основные права и свободы человека. Эти права и свободы перечислены в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. (статьи 17-54). Однако перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
По общему правилу, в России не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Только в порядке исключения они могут быть ограничены, но лишь на основе федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения защиты прав и свободы человека и гражданина, защиты конституционного строя. В частности, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, но в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Конституция РФ (ст. 88) правом введения чрезвычайного поло-
152
жения наделила Президента. Однако ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.
В конституционном праве зарубежных стран наряду с понятием "гражданство" используется еще и понятие "подданство". Каково их соотношение?
В отличие от гражданства, подданство распространено в государствах, имеющих монархическое устройство. Подданство отражает личную связь человека с монархом, т.е. не обычным человеком, а "божеством" или "полубожеством", который стоит над всеми ("подданный его величества").
Правда, в странах с развитыми демократическими традициями различия между этими понятиями носят лишь вербальный характер: Великобритания - конституционная монархия, а Франция - республика, но основы правового положения личности схожи. В Японии оба понятия (гражданин и подданный) используются как равнозначные и взаимозаменяемые. Причем, чаще используется не "подданный", а "гражданин". В некоторых странах первый термин вообще исключен. Но в развивающихся странах (в государствах Арабского Востока, в Африке) различия между этими понятиями имеют существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано.
В советском и постсоветском российском законодательстве применительно к россиянам используется понятие "гражданин", а не "подданный", но распространенность последнего понятия в законодательстве других стран принимается во внимание.
Если взглянуть на гражданство с точки зрения структуры отечественной системы права, то гражданство - один из важнейших институтов конституционного права. По своему юридическому содержанию этот институт представляет собой нормы права, закрепляющие принципы российского гражданства, отношения, связанные с приобретением и прекращением российского гражданства, а также устанавливающие порядок производства по делам о гражданстве, обеспечивающие развитие этих отношений в неконфликтных и конфликтных условиях. Отсюда следует, что
153
гражданство как институт конституционного права состоит из, по меньшей мере, следующих пединститутов:
• принципы российского гражданства;
• приобретение российского гражданства;
• прекращение российского гражданства;
• полномочные органы, ведающие делами о гражданстве
• производство по вопросам гражданства.
2. Становление и развитие российского законодательства о гражданстве. В дореволюционной царской России существовало подданство, поэтому не было законодательства о гражданстве. Все российские подданные подразделялись на разряды с особым правовым статусом:
1. Природные подданные. В их составе различались: а) дворянство (потомственное и личное); б) духовенство (делилось по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели; Кроме того, природные подданные законодательно делились на лиц податного и неподатного состояния.
2. Инородцы (евреи и восточные народы);
3. Финляндские обыватели.
С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Между империей Романовых и советской Россией располагается короткий по времени период демократического развития, отмеченный деятельностью Временного правительства.
В законодательстве этого периода достаточно широко используется понятие "гражданин". Гражданами демократической России признавались все подданные прежней империи без каких-либо различий, т.е. без деления на русских и инородцев, на православных и иноверцев и т.д. Высшее достижение юридической мысли того времени - Положение о выборах в Учредительное собрание, утвержденное Временным правительством по частям 20 июля, Ни 23 сентября 1917 г. По этому документу "правом участия в выборах в Учредительное собрание пользуются российские граждане обоего пола, коим ко дню выборов исполнится 20 лет ".
После событий 7 ноября 1917 г. первым актом советской республики по вопросам гражданства был «Декрет об уничтожении , сословий и гражданских чинов» от 19 (23) ноября 1917 г. В нем про-
возглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и
154
сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и проч.), титулы — княжеские, графские и проч., и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — гражданин.
Первого апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О приобретении прав российского гражданства". Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах России, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Конституция РСФСР 10 июля 1918 г. закрепила за местными Советами полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР и работали, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству. Такой упрощенный порядок приема в российское гражданство трудящихся иностранцев был обусловлен тем, что российскому рабочему иностранец пролетарского происхождения казался ближе и роднее, чем собственный помещик и кулак.
До образования в 1922 году Союза ССР Российская Федерация самостоятельно регулировала все актуальные для нее вопросы гражданства. Но после ситуация изменилась. С одной стороны, в связи с тем что Союз ССР изначально имел договорную природу, ее образовали некогда независимые государства, позже - суверенные союзные республики, последние сохранили элементы прежнего независимого статуса в виде собственного гражданства, а с другой стороны - Союз ССР развивался под нарастающим по мощности воздействием авторитаризма и партийно-политической диктатуры. Это не могло не сказаться на эволюции института гражданства: усложненном порядке приема, появлением института лишения гражданства и принудительной высылки из страны и т.д.
Конституция СССР, утвержденная 31 декабря 1924 г. вторым Съездом Советов СССР, закрепила единое гражданство для граждан союзных республик (ст. 7), а 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним, правом принятия в союзное гражданство обладали ВЦИК и ЦИК союзных республик. Трудящихся-иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конститу-
155
ции СССР 1924 г., не возвратившиеся из-за границы, лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.
В соответствии с Положением о гражданстве от 1931 г., каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев -рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР и работающих, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.
Конституция СССР 5 декабря 1936 г. подтвердила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила в ведении Союза ССР законодательство о союзном гражданстве и о правах иностранцев.
По Закону о гражданстве Союза ССР от 18 августа 1938 г. гражданами Советского Союза признавались "а) все состоявшие к 7 ноября 1917 г. подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке". Иностранцы, независимо от их национальности и расы, принимались в гражданство СССР по их ходатайству Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета Союзной Республики, в пределах которой они проживали. Выход из гражданства СССР разрешался Президиумом Верховного Совета СССР.
Вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, не имеющим гражданства СССР, не вело к изменению гражданства. При изменении гражданства родителей, вследствие которого они оба становились гражданами СССР или оба выходили из гражданства СССР, изменялось соответственно и гражданство их детей, не достигших 14-летнего возраста. Изменение же гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет могло последовать только с их согласия. В прочих случаях изменение гражданства детей, не достигших 18 лет, могло последовать только в общем порядке.
156
Лишение гражданства СССР могло иметь место: а) по приговору суда — в случаях, предусмотренных законом; б) в силу особого в каждом случае указа Президиума Верховного Совета СССР.
Лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся в силу указанного Закона гражданами СССР и не располагающие доказательствами своей принадлежности к иностранному гражданству, считались лицами без гражданства.
Конституция СССР 7 октября 1977 г. более широко урегулировала область отношений, связанных с гражданством. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. В соответствии с конституциями союзных республик право принимать в гражданство СССР закреплялось и за Президиумами Верховных Советов союзных республик.
На основании статьи 33 Конституции СССР 1 декабря 1978 г. был принят Закон о гражданстве СССР, который вступил в силу с 1 июля 1979 г.
Если Закон о гражданстве СССР 18 августа 1938 г. состоял всего лишь из 8 статей, то новый включил в себя уже 29 статей, распределенных по б разделам. Кроме того, он содержал еще и преамбулу.
Внешне Закон о гражданстве СССР выглядел демократически. Однако в содержательном плане он каких-либо существенных перемен в себе не нес.
Курс на "перестройку", учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость обновления союзного законодательства о гражданстве: 23 мая 1990 г. принимается Закон "О гражданстве СССР". Этот закон объемный и структурно достаточно сложный: состоит из 10 разделов, включающих преамбулу и 51 статью. Вступив в действие с 1 января 1991 г., он знаменовал некоторые шаги вперед в направлении гуманизации и демократизации законодательного регулирования отношений гражданства.
Новым в Законе было то, что в нем содержались нормы об органах, уполномоченных принимать решение по вопросам гражданства СССР; о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам; об исполнении и обжаловании решений. Тем самым Закон до некоторых пределов восполнил пробелы,
157
имевшиеся в прежнем законодательстве и оставлявшие значительный простор для произвольного применения правовых установлений.
Полномочия по принятию решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, теперь по закону переходили к Президенту СССР.
С распадом Союза ССР и образованием на его территории независимых государств в РСФСР и так называемом в ближнем зарубежье принимаются новые законы о гражданстве.
Верховным Советом РСФСР 28 ноября 1991 г. был принят Закон о гражданстве РФ (первоначально РСФСР). Он состоял из небольшой преамбулы и 9 глав, включающих 51 статью.
Глава 1. Общие положения (ст. 1-19).
Глава 2. Приобретение гражданства РФ (ст. 20-21).
Глава 3. Прекращение гражданства РФ (ст. 22-24).
Глава 4. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных и ограниченно дееспособных лиц (ст. 25-31).
Глава 5. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве РФ, и их полномочия (ст. 32-36).
Глава 6. Производство по делам о гражданстве РФ (ст. 37-42).
Глава 7. Исполнение решений о гражданстве РФ (ст. 43-45).
Глава 8. Обжалование решений по вопросам о гражданстве РФ (ст. 46-47).
Глава 9. Заключительные и переходные положения (ст. 48-51).
Этот закон был призван обеспечить осуществление принципов и норм международного права и Конституции РФ, относящихся к гражданству и правам человека, создать наиболее благоприятные правовые условия для каждого гражданина РФ, обеспечить защиту и покровительство России гражданам РФ, находящимся за ее пределами. Он был принят на ранних стадиях переходного периода, в условиях, когда всем было ясно, что жить по-прежнему (острословы шутили - no -Брежневу) нельзя, но как жить по-новому, никто не знал. Еще действовала советская конституция, латанная-перелатанная, а потому, несмотря на обновление, не ставшая новой. В ней институт российского гражданства не был предусмотрен. Все были гражданами СССР. По своему характеру из всех известных законов о гражданстве он был, пожалуй, одним из наиболее либеральных, по своим основным параметрам отвечал современным международно-правовым стандартам. Однако с реализацией его возникли определенные сложности, так как он вступил в силу 6 февраля 1992 года, а вскоре на всенародном референдуме была
158
принята новая конституция - Конституция РФ 12 декабря 1993 года, которая ряд принципиальных вопросов российского гражданства решала несколько иначе, чем в данном законе. Тем не менее, благодаря заложенному гуманистическому и демократическому потенциалу, Закон о гражданстве РФ с изменениями и дополнениями (от 28 ноября 1991 года и от 17 июня 1993 года) действовал более 10 лет, до 1 июля 2002 года.
С этой даты в России действует принятый Госдумой 19 апреля 2002 года новой закон, посвященный российскому гражданству, -ФЗ о гражданстве Российской Федерации. От действовавшего Закона "О гражданстве РФ" он отличается тем, что по содержанию и форме (структуре), юридико-техническим характеристикам в большей степени соответствует стандартам международного права и требованиям, предъявляемым к качеству, надежности и эффективности российского законодательства
При равном количестве глав, в новом законе нет преамбулы, а число статей на 6 меньше (45 против 51). В целом структура ФЗ о гражданстве такова:
Глава I . Общие положения (ст.] - 10);
Глава II . Приобретение гражданства РФ (ст. 11 - 17);
Глава III . Прекращение гражданства РФ (18 - 21);
Глава IV . Отмена решений по вопросам гражданства РФ (ст. 22 - 23);
Глава V . Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей Гражданство недееспособных лиц (ст. 24 - 27);
Глава VI . Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ (ст. 28 - 31);
Глава УН. Производство по делам о гражданстве РФ ( cm 32 -38);
Глава VIII . Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ. Разрешение споров по вопросам о гражданстве РФ (ст. 39 - 41);
Глава IX . Заключительные положения (ст. 42 - 45).
По признаку содержания можно обратить внимание на то, что в ФЗ о гражданстве отсутствуют положения о почетном гражданстве. К основаниям приобретения российского гражданства не отнесены признание и регистрация. Установлены, что является правовой новеллой, два порядка - общий и упрощенный - рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства. В качестве обычного условия приема в гражданство РФ срок проживания
159
на территории России увеличен с 3 до 5 лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. В интересах лучшего обеспечения интересов Российской Федерации как суверенного демократического государства условия приобретения российского гражданства дополнены: обязательством соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство; условием наличия законного источника существования и некоторыми другими положениями. Конкретизирован и расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении российского гражданства, а также оснований отказа в выходе из него. Более основательно, с учетом новейшего российского законодательства и практики его применения, международно-правовых стандартов, прописаны процедурно-процессуальные вопросы. И что очень важно, ФЗ о гражданстве устранил имевшиеся в прежнем законе положения, не соответствующие Конституции РФ.
В ФЗ о гражданстве определено, что современное российское законодательство о гражданстве состоит из Конституции РФ, международных договоров РФ, названного закона и принимаемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов РФ. Предметом же его являются принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с российским гражданством, определяющие основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
Принятие ФЗ о гражданстве и вступление его в юридическую силу ведет к изменениям действующего законодательства. Полностью теряют юридическую силу два закона - Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке приема в гражданство РСФСР", "ФЗ от 6 февраля 1995 года № 13 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации " и два указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года - "О порядке приема в гражданство РСФСР" и "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР вопросов, связанных с приемом в гражданство РСФСР". Закон РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации " утрачивает юридическую силу, за исключением пунктов "а" - "в" статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный по сравнению с ФЗ о гражданстве порядок приобретения или прекращения российского гражданства лицами, заявления которых по вопросам гражданства приняты к рассмотрению до вступлению в си-
лу указанного ФЗ. Закон РФ от 17 июня 1993 года № 5206-1 прекращает свое действие в части пунктов 2-4, 7 -18, а ФЗ от 24 мая 1999 года № 99 - ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" - в части статьи 11.
3. Основные понятия института российского гражданства по новому федеральному законодательству. Приведем те из них, которые прямо указаны в статье 3 ФЗ о гражданстве.
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей.
Иное гражданство - гражданство (подданство) иного государства.
Двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Проживание - проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Территория Российской Федерации - территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом
160
161
Упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Изменение гражданства - приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации.
Вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию
4. Принципы гражданства по современному российскому законодательству. Под принципами российского гражданства принято понимать основополагающие начала, идеи института гражданства РФ. В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ о гражданстве различаются следующие принципы российского гражданства:
Важнейший из них - открытый и свободный характер. А это значит, что каждый, кто находится в пределах России, имеет право на российское или иное гражданство. При этом Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России. Никому не дано право в одностороннем порядке лишать кого-то российского гражданства, если оно приобретено на законном основании и в установленном законом порядке. Нормы, посвященные праву на гражданство, сформулированы таким образом, что право на гражданство не означает право только на российское гражданство, ибо никто не может быть лишен права изменить свое гражданство. Если лицо без гражданства желает приобрести не российское, а иное гражданство, то Российская Федерация не препятствует этому.
Существенен принцип, согласно которому российское гражданство является единым и равным. В соответствии со статьей 6 и пунктом "в" статьи 71 Конституции РФ в части 2 статьи 4 ФЗ о гражданстве прямо записано: "гражданство Российской Федерации явля-'ется единым и равным независимо от оснований его приобрете-
162
ния". А это, прежде всего, значит: Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов (принцип симметрии). Следовательно, несмотря на то, что в части 2 статьи 5 Конституции РФ указано, что республика - государство, необходимо исходить из того, что граждане РФ остаются, прежде всего, российскими гражданами, в какой бы части территории России они временно или постоянно ни находились. Хотя каждый субъект РФ имеет свое административно-территориальное деление, суверенитет России распространяется на всю ее территорию, которая целостна и неприкосновенна (статья 4 Конституции РФ).
Анализ конституционного законодательства зарубежных стран показывает, что в зависимости от двух основных способов приобретения гражданства - филиации (от лат. "filialis" - сыновний) и натурализации - различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане. Кроме того, в отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие "ассоциированный гражданин". Правовое положение их неодинаково. В отличие от законодательства этих государств, российское гражданство является равным независимо от оснований приобретения. Не имеет юридического значения и время приобретения гражданства. Гражданами РФ признаются, а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу ФЗ о гражданстве РФ; б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным законом (статья 5 ФЗ о гражданстве).
Важным принципом института российского гражданства является его правовая защита. Это проявляется в следующем. Прежде всего, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его (часть 4 статьи 4 ФЗ о гражданстве). Далее, проживание российского гражданина за границей не ведет автоматически к потере им гражданства (часть 3 статьи 4 ФЗ о гражданстве). Более того, российский гражданин, находящийся за пределами России, пользуется защитой и покровительством Российской Федерации. Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными
163
законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы (статья 61 Конституции РФ, статья 7 ФЗ о гражданстве). Существенное значение для понимания природы данного принципа имеет и правило, согласно которому гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству (пункт 5 статьи 4 ФЗ о гражданстве). Это правило вытекает из содержания принципа ответственности гражданина перед своим государством: если российский гражданин совершил правонарушение за границей, то он подлежит юридической ответственности по законам РФ.
По законодательству отдельных стран вступление в брак с иностранцем или расторжение брака приводит к изменению гражданства. Так, в некоторых латиноамериканских странах женщины, вступившие в брак, автоматически приобретают гражданство своего супруга. В этом и подобных случаях возникают сложности с определением гражданства детей, что порождает споры, особенно при разводах родителей, имеющих различное гражданство. Российское гражданство основано на принципе отрицания автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства России, а также при изменении гражданства другим супругом. Согласно статье 8 ФЗ о гражданстве заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.
Принцип института российского гражданства образует и общее положение, согласно которому гражданство детей определяется в соответствии с ФЗ о гражданстве (статья 9 ФЗ о гражданстве).
Двойное гражданство. Закон СССР от 23 мая 1990 г. "О гражданстве СССР" устанавливал, что "за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству ино-
164
странного государства" (статья 2), т.е. он не признавал двойного гражданства. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. (статья 62) допускает двойное гражданство. Суть его по российскому законодательству заключается в том, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство), если это предусмотрено международным договором РФ или федерачьным законом.
В некоторых субъектах РФ в одно время в содержание понятия "двойное гражданство" вкладывался иной смысл. Так, в пояснительной записке к проекту Закона РБ "О гражданстве Республики Башкортостан" говорится, что "гражданство Республики Башкортостан является институтом государственности, имеющим в основном внутреннее, республиканское значение...". Здесь проводится идея о необходимости и возможности в Республике Башкортостан "системы двойного гражданства", означающего, что гражданин Республики Башкортостан одновременно является и гражданином Российской Федерации. Параллельное существование двух институтов гражданства якобы определено различием в комплексе прав, свобод, обязанностей и гарантий граждан Республики Башкортостан и граждан Российской Федерации, связанными с наличием у Республики Башкортостан дополнительных полномочий и предметов ведения, т.е. расширительным пониманием содержания статуса гражданства Республики Башкортостан по сравнению с гражданством Российской Федерации. Однако такое понимание института "двойного гражданства", думается, является некорректным, так как оно противоречит принципам и нормам современного российского законодательства о гражданстве РФ. Все же правовой институт российского гражданства един для всей России. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории любой республики в составе РФ, являются, прежде всего, гражданами РФ. Ни одна республики в составе РФ не является по отношению к России в целом иностранным государством. Следовательно, не может быть применен и принцип двойного гражданства в отношениях между РФ в целом и республиками. Противное - абсурдно, свидетельство абсолютного непонимания природы современной России как сложного, но единого государства.
Сказанное не значит, что республики не могут развивать свое законодательство о гражданстве. Но такое законодательство мыслимо и возможно лишь в рамках единого института российского гражданства как субсидиарного по отношению к федеральному законодательству о гражданстве; ни один субъект РФ не может
165
принимать законы, ведущие к ухудшению конституционно-правового статуса российского гражданина. Если допущено двойное гражданство, то возможно ли тройное, четверное и т.д. гражданство, т.е. множественность гражданства? Закон не дает прямого ответа на этот вопрос. Однако конституционно-правовой практике зарубежных стран ситуация, сопряженная с множественностью гражданства, известна. Следовательно, таковое нельзя абсолютно исключить и применительно к российским гражданам, так как в принципе договоры, допускающие двойное гражданство, Россия может заключать со многими государствами.
Однако лицо с множественным гражданством обязано знать и соблюдать законы страны пребывания, в данном случае - Российской Федерации. Наличие иностранного гражданства (одного, двух, трех и т.д.) не умаляет прав и свобод гражданина РФ внутри страны, не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом или международным договором. Чтобы исключить состояние двойного, тройного обременения (явная несправедливость), государство непременно должно оговорить взаимный учет выполнения гражданином обязанностей перед ним. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам), например, служба в армии, разрешаются по дипломатическим каналам.
Важный принцип российского гражданства - документальное подтверждение гражданства. ФЗ о гражданстве (статья 10) требует, чтобы гражданство было подтверждено документально. Документами, удостоверяющими российское гражданство, являются паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.
5. Приобретение российского гражданства. ФЗ о гражданстве (статья 11) устанавливает следующие четыре основания, ведущие к приобретению российского гражданства:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство РФ;
в) в результате восстановления в гражданстве;
г) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ о гражданстве •или международным договором РФ.
166
г) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ о гражданстве или международным договором РФ.
Рассмотрим указанные в законе варианты приобретения российского гражданства
Приобретение гражданства РФ по рождению (филиация). Известны два основных принципа приобретения гражданства по рождению: права крови и права почвы.
Эти два принципа имеют определенные исключения, но суть их в следующем. Первый предполагает, что независимо от места рождения ребенок приобретает гражданство родителей. Второй означает, что ребенок считается гражданином того государства, на территории которого он родился; гражданство родителей не имеет существенного значения.
ФЗ о гражданстве (статья 12) исходит из следующего.
Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ. При этом место рождения ребенка не имеет существенного значения;
б) один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно. В этом случае место рождения ребенка тоже не существенно;
в) один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России либо если в ином случае он становится лицом без гражданства;
г) оба родителя, проживающие на территории России, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории России, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.
Гражданином РФ становится также ребенок, который находится на территории России, родители которого неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Таким образом, в российском законодательстве о гражданстве действуют оба начала: и право крови, и право почвы.
167
Прием в российское гражданство. ФЗ о гражданстве (статьями 13 и 14) установлены, по существу, два порядка приема в российское гражданство: общий и упрощенный
В общем порядке, прописанном в части 1 статьи 13 ФЗ, в гражданство РФ принимаются по их заявлению достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью иностранные граждане и лица без гражданства, если они а) проживают на территории России со дня получения вида на жительства и до обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно; б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; д) владеют русским языком.
Срок проживания на территории России считается непрерывном, если лицо выезжало за пределы России не более чем на 3 месяца в течение одного года. Указанный 5-летний срок сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; б) состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет; в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, предоставляющими интерес для России; д) предоставление лицу политического убежища на территории России; е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Для принятия в российское гражданство отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или ФЗ о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.
Насколько глубоко иностранный гражданин или лицо без гражданства должен знать Конституцию РФ, чтобы принять обязательство соблюдает ее? В ФЗ о гражданстве не дается ответ на этот вопрос. Что же касается владения русским языком, то уровень знания его определяется в порядке, установленном положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.
168
Необходимо иметь в виду, что без соблюдения условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 ФЗ о гражданстве, может быть принято в гражданство РФ лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией (часть 3 статьи 13 ФЗ о гражданстве).
В упрощенном порядке, прописанном в части 1 статьи 14 ФЗ, в российское гражданство по заявлению принимаются достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью иностранные граждан и лица без гражданства, если они а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Прием в гражданство РФ осуществляется в упрощенном порядке, но без соблюдения этих условий, если речь идет о детях или недееспособных лицах (часть 2 статьи 14 ФЗ о гражданстве). Ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, принимается в гражданство РФ по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение данного гражданства. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории России. Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, принимается в гражданство РФ по заявлению родителя. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлена опека или попечительство, принимаются в гражданство РФ по заявлению опекуна или попечителя, имеющих российское гражданство
Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.