ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 6

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

Самое ценное в Конституции —

совершенство её фундамента;

если он разрушен, то всё остальное

не заслуживает сохранения.

Фукс

1. О понятии основ конституционного строя. Включающая 16 статей глава первая Конституции РФ именуется "Основы консти­туционного строя". Б.А. Страшун находит, что эта глава "конституция в конституции", ибо никакие другие ее положения не могут противо­речить основам конституционного строя Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Конституции РФ). По его мнению, положения гла­вы первой обладают более высокой юридической силой, чем все ос­тальные положения Конституции1. Несомненно, глава первая Консти­туции РФ - исключительная. Ее положения "составляют основы кон­ституционного строя Российской Федерации и не могут быть измене­ны иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией" (часть 1 статьи 16 Конституции РФ).

Наличие главы, специально посвященной основам конститу­ционного строя, придает всей правовой конструкции Конституции известную прочность. Однако, на наш взгляд, понятие "основы кон­ституционного строя" как сквозная идея проходит через оба раздела и все 9 глав, 137 статей Конституции РФ. Следовательно, понятие "ос­новы конституционного строя" достаточно богатое и более содержа­тельное, чем текст главы первой Конституции РФ. На этом основании некоторые ученые-юристы (например, А.В. Зиновьев) даже считают, что точнее было бы назвать главу первую "Основы государственного строя"2. Но эта точка зрения не является общепризнанной.

По мнению О.Г. Румянцева, "вообще основы - суть важней­шие, исходные данные, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его проч­ность. Так же, как в геометрии основание всякой фигуры есть нижняя грань, на которой она покоится; в алгебре - количество, возводимое в степень; в медицине - главное вещество, входящее в лекарство; в

109

строительстве - грунт, подготовленный к возведению на нем фунда­мента какого-либо сооружения, - так и в конституционном строе вы­деляются его сущностные характеристики, представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к кото­рой сводятся все отдельные нормы, действующие в государстве. ... Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих" .

В целом с таким подходом, думается, можно согласить­ся. Однако следует иметь в виду то, что понятие "основы конституци­онного строя" архисложное. Оно состоит из ряда слагаемых, из кото­рых наиболее значимы следующие: верховенство права, права и сво­боды человека и гражданина, суверенитет, социальное государство, разделение властей, федерализм, плюрализм, местное самоуправле­ние.

2. Содержание основ конституционного строя Российской Федерации. Рассмотрим детальнее каждый из названных элементов основ конституционного строя Российской Федерации. Идя таким путем, можно получить достаточно полное представление о их со­держании.

Верховенство права. Достаточно популярна идея о верховен­стве закона. В настоящее время все чаще говорят о диктатуре зако­на. Некоторыми дело представляется таким образом, что именно принцип верховенства закона образует один из элементов основ кон­ституционного строя Российской Федерации. В действительности же требование верховенства закона - лишь составная часть более основа­тельного принципа - верховенства права, который и является важ­нейшим слагаемым основ конституционного строя современной Рос­сии.

Право не равно закону. Право более значимое явление, чем за­кон.

Верховенство права символизирует наиболее существенные аспекты гуманистического и демократического правления. В самом общем виде суть верховенства права заключается в следующем: праву - воплощению разумной меры свободы и порядка, справедливого ре­гулятора общественных отношений, должна соответствовать вся пра­вовая система. И прежде всего — Конституция, имеющая прямое дей-'ствие и непосредственно применяемая при рассмотрении конкретных

110

I

дел. Законам, принятым в установленном порядке, не могут противо­речить никакие иные решения. Внутригосударственная система права и международное право должны находиться в отношениях гармонии, согласованности (статья 15 Конституции РФ). Быть приверженцем принципа верховенства права - значит противостоять грубой силе, произвольным решениям и действиям, в основе которых заинтересо­ванность в политической выгоде или личной прибыли.

В Конституции РФ принцип верховенства права наиболее полное воплощение получил в положении, согласно которому Россия - правовое государство (статья 1 Конституции РФ). Правовое госу­дарство - это то, где власть самоограничена правом. Следовательно, верховенство права - высший принцип правового государства. Вместе с тем, верховенство права необходимое условие для развития струк­тур гражданского общества, без которого трудно представить себе полноценное правовое государство.

Права и свободы человека и гражданина. Статья 2 Консти­туции РФ закрепляет: "Человек, его права и свободы являются выс­шей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина - обязанность государства". Здесь получил во­площение гуманистический и демократический принцип взаимоот­ношений между личностью и государством: не человек существует для государства, а государство для человека, для обеспечения его прав и свобод.

В специально-юридическом плане для реализации этого ис­ключительно важного положения имеет институт гражданст­ва. Поэтому наиболее существенные стороны этого института вклю­чены в содержание основ конституционного строя. Согласно части 1 статьи 6 Конституции РФ "гражданство Российской Федерации при­обретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобрете­ния". В части 2 статьи 6 Конституции РФ подчеркивается, что "каж­дый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмот­ренные Конституцией Российской Федерации". С точки зрения защи­ты прав и свобод человека и гражданина важным является правило, заключенное в части 3 статьи 6 Конституции РФ: "Гражданин Рос-

111

сийской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его".

Суверенитет. Исторически понятие "суверенитет" вошло в юридический и политический оборот еще в XVI веке. По Ж. Бодену, "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государст­ва"4. Однако ныне принято различать следующие виды суверенитета: государственный, народный, национальный. Существует достаточно большое число теорий о суверенитете.

По своему изначальному смыслу суверенитет (от франц. souverain - верховный, независимый, высший <позднелат. superamis - находящийся над чём-л., от лат. superans -высоко вздымающийся, одерживающий верх, от superare - подни­маться, всходить, возвышаться, одерживать верх, от superus - верх­ний, высший, неземной, небесный, от super - верхний (небесный); поверх, сверх) - это такое свойство власти, которое обеспечивает ее носителю возможность быть свободным, самостоятельным в вопро­сах внешней и внутренней политики. Если взять государство, то суве­ренитет обеспечивает ему независимость во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутрен­них. Суверенитет является одной из важнейших категорий не только конституционного, но и международного права. Содержание его не является неизменным. По мере развития общественных отношений происходят изменения в пространственной и функциональной сферах его применения.

В Конституции РФ исповедуется принцип народного сувере­нитета. "Носителем суверенитета и единственным источником вла­сти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", - говорится в части 1 статьи 3 Конституции РФ. Здесь закреплен принцип единства и неделимости народного суверените­та. Поскольку носителем суверенитета является весь полиэтнический российский народ в целом (а это более 145 млн. человек), а не насе­ление, проживающее на территории отдельных субъектов Российской Федерации, и не тот или иной этнос, то действия, совершаемые теми или иными структурами от имени какой-то части народа России (будь то население территории или какой-то этнос), не могут рассматри­ваться в качестве суверенных акций. Провозглашение государствен­ного суверенитета, не основанного на воле полиэтнического народа

112

Российской Федерации в целом, противоречит основам конституци­онного строя России.

Часть 2 статьи 3 Конституции РФ устанавливает, что "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Отсюда М.В. Баглай заключает, что "осуществление власти народа происхо­дит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органы государст­венной власти и органы местного самоуправления"5. По мнению же Е.И. Колюшина, "установлены три канала осуществления власти на­рода: непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления"6. На наш взгляд, в данном случае речь, по сути дела, идет о том, что народовластие может осуществ­ляться через институты прямой (непосредственной) демократии и ин­ституты косвенной (представительной) демократии. Носитель вер­ховной власти, народ, эту власть может осуществлять непосредствен­но при решении как государственных вопросов федерального и ре­гионального уровней, так и местных вопросов. Вместе с тем, народ вправе осуществлять свою власть через органы государственной вла­сти и органы местного самоуправления. Но поскольку согласно статье 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то едва ли правильно осу­ществление власти народа через органы государственной власти и через органы местного самоуправления объединять в одну фор­му. Скорее всего, здесь налицо две схожие, но тем не менее различ­ные формы косвенного (представительного) народовластия. Таким образом, в рассматриваемом случае более верной представляется точ­ка зрения Е.И. Колюшина: Конституция РФ устанавливает три канала (формы) осуществления народовластия: а) непосредственно, б) через органы государственной власти (федерального или регионального уровней), в) через органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа явля­ются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции РФ). Из смысла статьи 32 Конституции РФ вытекает, что право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации. Прямое (не­посредственное) народовластие возможно и в других формах, но они в Конституции РФ не указаны. Специалисты же в области теории

113

права и государства, конституционного права указывают, например, на такие формы: всенародное обсуждение законопроектов, институт народной инициативы, собрания избирателей, петиции, индивидуаль­ные и коллективные обращения в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Последовательное осуществление принципов и норм предста­вительной демократии требует установления республиканской формы правления. Поэтому постсоветская Россия - государство, которое по форме правления является республикой (часть 1 статьи 1 Конститу­ции РФ).

В части 4 статьи 3 Конституции РФ установлена противоправ­ность действий, посягающих на народовластие в России. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федерально­му закону.

Народный суверенитет нельзя противопоставлять правам и свободам человека и гражданина. Эти два института находятся в от­ношениях единства. Кроме того, народный суверенитет предполагает уважительное отношение к правам и свободам социальных общно­стей, выделяющихся по определенным признакам, например, по язы­ковым, религиозным, этническим и др.

Социальное государство. Формула "социальное государство" имеет место в конституциях ряда западноевропейских государств (Италия, ФРГ, Франция и др.). Так именуют государство, которое за­ботится о социально слабо защищенных слоях населения (безработ­ных, нетрудоспособных, инвалидах и др.), стремясь к тому, чтобы свобода и социальная справедливость были одинаково дороги лично­сти, обществу и государству. Этим социальное государство в корне отличается от системы диктатуры пролетариата, социалистического государства, которые пытаются обеспечить всеобщее счастье, соци­альную справедливость, благополучие трудящимся, отказываясь от свободы, сводя принцип юридического равенства к уравниловке, ско­вывающей инициативу, активность, предприимчивость.

В Конституции РФ (часть 1 статьи 7) Россия представлена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это достаточно абстрактная формулировка. Но, судя по

114

ключевым понятиям "достойная жизнь" и "свободное развитие чело­века", заключенным в ней, можно сделать вывод, что здесь речь идет о намерении государства обеспечить гражданам возможность матери­ального благополучия на уровне мировых стандартов, доступа к цен­ностям культуры, достижениям науки и техники, личной безопасно­сти, умственного, физического, нравственного, эстетического совер­шенствован ия.

Этим определяется содержание социальной политики россий­ского государства. В Российской Федерации, согласно ее Конститу­ции (часть 2 статьи 7), охраняются труд и здоровье людей, устанавли­вается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспе­чивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соци­альных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Разделение властей. В отличие от всех предшествующих конституций советского типа, в ныне действующей реализован клас­сический принцип разделения властей, который характерен для всех современных государств - приверженцев гуманистических и демокра­тических традиций. В статье 10 Конституции РФ прямо записано: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Согласно статье 11 Конституции РФ, на общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществ­ляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госу­дарственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Рос­сийской Федерации. В субъектах Российской Федерации государст­венную власть осуществляют образуемые ими органы государствен­ной власти. Возникающая при этом проблема разграничения пред­метов ведения и полномочий между общефедеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должна разрешаться Консти­туцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

115

Федерализм. В понимании федерализма разброс мнений дос­таточно широкий. Но существует известное единство в том, что феде­рализм - один из структурообразующих принципов основ конститу­ционного строя постсоветской России. Последовательное проведение этого принципа в жизнь позволяет избежать крайностей, в основе ко­торых - имперские амбиции, тоталитаристские устремления одних политических сил и сепаратизм, национализм других. Позволяя орга­нически сочетать централизацию и децентрализацию, федерализм вместе с тем способствует развитию демократии, широкому вовлече­нию граждан в процессы принятия решений на всех уровнях государ­ственной власти, управления и самоуправления. Федерализм - это свобода и ответственность, диалог, открытое обсуждение сложных вопросов, а в конфликтных ситуациях - совместный поиск путей к компромиссу.

Согласно статье 1 Конституции РФ, Россия - федеративное государство. Наименования Российская Федерация и Россия равно­значны. Это означает, что государственное устройство в России осно­вано на принципе федерализма.

Российская Федерация состоит из 89 субъектов. Хотя эти субъекты имеют различные названия (республики, края, области, го­рода федерального значения, автономная область, автономные окру­га), но юридически они являются равноправными. Федеративное уст­ройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5 Конституции РФ).

Территория Российской Федерации включает в себя террито­рии ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздуш­ное пространство над ними. Несмотря на сложный состав, территория Российской Федерации представляет собой целостное образова­ние. Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации - важнейший элемент безопасности государ­ства, необходимое условие реализации суверенитета (статьи 4 и 67 Конституции РФ).

116

Иногда федерализм толкуется излишне широко. В его содер­жание включают еще культурную автономию и местное самоуправ­ление. Между тем, культурная автономия и местное самоуправление -самостоятельные явления, не находящиеся в тесной связи с федера­лизмом. При достаточно прочных демократических традициях инсти­туты культурной автономии и местного самоуправления могут ус­пешно развиваться и в условиях унитарного государства. Вместе с тем, полноценный федерализм обязательно предполагает установле­ние системы хорошо отлаженных связей и взаимоотношений с инсти­тутами культурной автономии и местного самоуправления.

Декларация России в ее Конституции федеративным государ­ством - это одно. Утверждение же этого принципа на деле - это уже другое. В развитии федеративных отношений в современной России достаточно выразительно проявляются две взаимосвязанные тенден­ции: с одной стороны, наблюдается тенденция к расширению само­стоятельности субъектов Российской Федерации, а с другой - тенден­ция к укреплению единства Российской Федерации как государства, воплощающего суверенитет всего российского народа, обеспечение его целостности, независимости и безопасности. С этим связаны сложности, возникающие на пути устойчивого развития Российской Федерации. Кроме того, существуют проблемы в области правового, законодательного обеспечения федеративных отношений.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественность, множествен­ное число). В советское время популярная среди западных либералов концепция плюралистической демократии подвергалась резкой кри­тике. В постсоветской России плюрализм в смысле идеологического•, политического и даже экономического плюрализма образует один из элементов основ конституционного строя.

Принцип идеологического плюрализма закреплен в части 1 статьи 13 Конституции РФ: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие". Это значит, что каждый (в отдельно­сти или входя в состав какой-то партии, какого-то общественного объединения) волен свободно разрабатывать, исповедовать и пропа­гандировать идеи, теории, концепции о политическом, экономиче­ском и социальном развитии общества, предлагать властным и иным структурам рекомендации, публично выражать и защищать свои взгляды и убеждения и т.п. Принцип идеологического плюрализма,

117

распространяя свое значение на философию, науку, культуру и искус­ство, способствует преодолению застоя в этих сферах человеческой деятельности, развитию нового.

В условиях идеологического плюрализма никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель­ной (часть 2 статьи 13 Конституции РФ). Эта норма - конституцион­ная гарантия против сползания государства к тоталитаризму, тирании, которые представляют собой исключительную опасность для свобо­ды и демократии.

С принципом идеологического плюрализма теснейше связан принцип политического плюрализма. В отличие от тоталитарных го­сударств, государств с крайне низким уровнем правовой и политиче­ской культуры, в демократических государствах имеют место различ­ные партийные системы: двухпартийные, многопартий­ные. Конституция Российской Федерации сделала выбор в пользу многопартийной системы. Это естественно, поскольку Россия - демо­кратическое государство. Согласно части 3 статьи 13 Конституции РФ, "в Российской Федерации признаются политическое многообра­зие, многопартийность". Из смысла этой конституционной нормы вы­текает, что в постсоветской России правомерна только такая партий­ная система, которая включает в себя как минимум две партии.

Однако какая бы партийная система - двухпартийная или многопартийная - в Российской Федерации ни установилась, все они, как и общественные объединения, равны перед законом (часть 4 ста­тьи 13 Конституции РФ). Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности.

Идеологический и политический плюрализм имеют, однако, границы.

Каждому гарантируется свобода мнений и слова, но не допус­каются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расо­вую, национальную или религиозную ненависть и враж­ду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (части 1 и 2 статьи 29 Конституции РФ). Запрещается создание и деятельность обществен­ных объединений, цели или действия которых направлены на насиль­ственное изменение основ конституционного строя и нарушение це-

118

лостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расо­вой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конститу­ции РФ).

Идеологический и политический плюрализм ведут к толе­рантному отношению к. религии.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероиспове­дания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно вы­бирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28 Конституции РФ). Но Российская Федерация не теократическое, а светское государст­во. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государст­венной или обязательной. Религиозные объединения отделены от го­сударства и равны перед законом.

Развитие идеологического и политического плюрализма, спо­собствующих человеку свободно выражать свои взгляды и, в зависи­мости от своих убеждений, с той или иной степенью активности уча­ствовать в политической жизни, в какой-то степени компенсирующих несовершенства отдельного человека (ума, физических возможностей и т.п.), позволяет образовать известное социальное пространство, ко­торое свободно от непосредственного государственного контроля. А это серьезная компенсация того, что никто не может знать все, и ни­кому не дано осуществлять то, что могут лишь многие. В душах чело­веческих вряд ли кто может быть Великим учителем или Верховным судьей. Преследующей свою цель социально активной личности луч­ше полагаться лишь на собственное разумение, надеясь на успех, веря в удачу и любя свое дело. При этом для законопослушного человека его дело в конечном счете всегда борьба за утверждение своих прав и законных интересов, где ставкой являются истина и справедливость.

Действие принципа плюрализма, получившего отражение в Конституции РФ, не ограничивается сферами идеологии и политики, а распространяется и на область экономики.

В отличие от советских конституций, Конституция РФ закреп­ляет различные формы собственности, которые в равной степени за­щищены государством. "В Российской Федерации признаются и за­щищаются равным образом частная, государственная, муниципальная

119

и иные формы собственности", - говорится в части 2 статьи 8 Консти­туции РФ. При этом земля и другие природные ресурсы тоже могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных фор­мах собственности (часть 2 статьи 9), владение, пользование и распо­ряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, важно лишь, чтобы не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц (часть 2 статьи 36). Но нельзя забывать и о том, что по Конститу­ции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраня­ются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности на­родов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи

9).

В целях создания основ рыночной экономики и обеспечения ее устойчивого развития Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономиче­ской деятельности (часть 1 статьи 9).

Местное самоуправление. Существенным шагом вперед в направлении гуманизации и демократизации является признание в качестве основ конституционного строя России местного само­управления. Местное самоуправление - одно из проявлений народно­го суверенитета. Оно предполагает такую степень самоорганизации населения определенной территории, когда все вопросы местного значения решаются гражданами самостоятельно и под свою ответст­венность. Согласно статье 12 Конституции РФ, в Российской Федера­ции признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного само­управления не входят в систему органов государственной власти.

3. Формирование основ конституционного строя: некото­рые вопросы теории и практики. Перевод темы основ конституци­онного строя в практическую плоскость - именно эта задача решается в постсоветской России с 1993 года, с момента принятия новой Кон­ституции Российской Федерации. И задача эта рождает ряд проблем, имеющих теоретическое и практическое значение. Обозначим неко­торые из них.

Казалось бы, в Конституции РФ дано предельно ясное реше­ние вопроса об основах конституционного строя. Но анализ консти-

120

туционного законодательства и практики его применения, изучение литературы показывает, что существуют сложности в понимании и объяснении содержания таких понятий, как "конституционный строй", "основы конституционного строя". Наметилось несколько подходов и большое число авторских интерпретаций. Классификация этих подходов и их фундаментальный анализ - серьезнейшая научная проблема.

Конституция РФ устанавливает, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являет­ся ее многонациональный народ" (статья 3). Вместе с тем, в Консти­туции РФ говорится о "равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации" (часть 3 статьи 5); о народах, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); о народах, кото­рым гарантируется право на сохранение родного языка, создание ус­ловий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68); о коренных малочисленных народах (статья 69). Таким образом, в тексте Консти­туции РФ понятие "народ" используется в различных значени­ях. Столь же многозначно это понятие употребляется в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в других правовых актах федерального и регионального законодательства.

Можно заметить, что в конституционном и текущем законода­тельстве не проводится строгое различие между понятиями "народ" и "нация". Этого тем более не делается в обыденной речи. Понятия "народ" и "нация" могут отождествляться. Но нередко понятие "на­род" используется как более широкое, чем понятие "нация" (в этом случае вполне закономерно появление понятия "многонациональный народ"). А в других случаях, наоборот, понятие "нация" используется как более широкое, чем понятие "народ" (в этом случае может поя­виться такое словообразование как "многонародная нация"). Принято говорить о поиске общенациональной идеи России, а не общенарод­ной, т. е. здесь в понятие "нация" вкладывается тоже более широкое значение, чем в понятие "народ". В результате возникают не только чисто терминологические трудности, но и сложности при принятии политических решений, а также при их практическом осуществлении.

Складывается впечатление, что действующая конституция и основанное на ней законодательство не вполне свободны от стерео­типов доперестроечного мышления. Так, понятие "многонациональ-

121

ный народ" предполагает, что в России существуют сложившиеся на­ции, которые в совокупности и есть российский многонациональный народ. Но в СССР господствовал взгляд, что в дореволюционной, царской России шел процесс формирования буржуазных наций (рус­ской, татарской и др.), но революция прервала этот процесс. Начался новый процесс: процесс формирования советских социалистических наций (русской, татарской, башкирской и т.д.). Логика этого взгляда такова, что здесь допустимо использование понятия "многонацио­нальный народ". Причем, доктрина развитого социализма предпола­гала, что многонациональный народ СССР "переплавится" в новую социальную общность людей - "советский народ". О каком же мно­гонациональном народе можно вести речь применительно к совре­менной России, если в ней нет сложившихся ни буржуазных, ни со­циалистических наций, ибо современная Россия - ни буржуазная, ни социалистическая, а постсоциалистическая, постсоветская, постинду­стриальная? Напрашивается вывод, что понятие "многонациональный народ" в Конституции РФ использовано некоррект­но. Гуманистическая и демократическая традиция требует новой идеи. Но этого нет. Конституция РФ, подойдя некритически к допере­строечной идеологии, использовала привычное понятие "многона­циональный народ", хотя оно не адекватно новой социальной ситуа­ции, устарело.

На наш взгляд, современным реалиям, гуманистическим и де­мократическим традициям более соответствует понятие "народ" (российский народ, народ России) в смысле совокупности всех гра­ждан Российской Федерации. В необходимых случаях в пределах этого понятия возможны дифференциальные и интегральные опера­ции. Например, весь российский народ как совокупность граждан может быть разделен на части по территориальному признаку (при­менительно к территории того или иного субъекта Российской Феде­рации, самоуправляемой единице). Но возможно разделение всего российского народа и по этническому происхождению граждан (рус­ские, татары, другие этносы) или по признаку вероисповедания (хри­стиане, мусульмане, буддисты, иудеи, язычники, атеисты). Возможны и иные классификации (по признакам пола, возраста, образования и .т. д.). Однако ни одна классификация не должна вести к деформации сознания граждан Российской Федерации, способствовать их разоб-

122

щению. Где бы кто ни жил и ни находился, кем бы он ни был по эт­ническому происхождению, каково бы ни было его отношение к ре­лигии, что бы ни стряслось с ним, если он гражданин Российской Фе­дерации, то он в конституционно-правовом отношении живая частич­ка единого народа - одной гражданской нации.

По Конституции Россия - республика. Но существует мнение, что это низкая форма правления, характерная странам и людям с не­высоким уровнем культуры, с изъянами в нравственности, духовно незрелым. С этой точки зрения более высокой формой правления яв­ляется монархия, а еще боле высокой - правление судей. Вместе с тем, существуют разногласия в определении вида республиканской формы правления. Какова она: президентская, парламентская? По всему рес­публиканская форма правления в современной России смешанная, но это устраивает не всех. Некоторые считают, что для постсоветской России более подходит президентская республика, и это следует уточ­нить в статье 1 Конституции РФ. Словом, есть проблема, и она требует обсуждения и нахождения приемлемых решений.

Существуют неясности в вопросе о федеративном устройстве России. Конституция РФ устанавливает, что все субъекты в составе Российской Федерации равноправны, суверенитет Российской Феде­рации распространяется на всю ее территорию. Но при этом респуб­лики обозначены как государства. Одни субъекты (республики) име­ют конституции, а все другие (края, области и т. д.) - уста­вы. Республикам предоставлено право устанавливать свои государст­венные языки, а в отношении других субъектов Российской Федера­ции этот вопрос не решен. Чтобы эти и другие подобные им противо­речия не привели к конституционному кризису, надо бы, на наш взгляд, проявить большую последовательность в конституционно-правовом обеспечении равноправия субъектов Российской Федера­ции, ее единства и целостности.

Считалось, что РСФСР - федерация на началах советской ав­тономии. В этой связи теория советского конституционализма, госу­дарственное право и советское строительство широко оперировали понятием "автономия". Различались три формы советской автономии: АССР, автономная область, автономный округ. По Конституции СССР 1977 года в СССР насчитывалось 16 АССР в РСФСР, две в Грузии, по одной в Азербайджане и Узбекистане (всего 20 АССР); 5

123

автономных областей в РСФСР, по одной в Азербайджане, Грузии и Таджикистане (всего 8 АО); 10 автономных округов (все в РСФСР). Советские автономные образования в определенных преде­лах самостоятельно решали соответствующие вопросы. Таким обра­зом, использование понятия "автономия" в советских конституциях, в том числе в Конституции РСФСР 1978 года, было вполне оправдан­ным.

Обоснованно ли используются понятия "автономная область" и "автономный округ" в Конституции РФ 1993 года? Этот вопрос ну­ждается в обсуждении. На наш же взгляд, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, которым обладают автоном­ная область и автономный округ по Конституции РФ (статьи 5 и 65), сложно совместить с правовым положением территориальных авто­номных образований. Складывается впечатление, что Конституция РФ сохранила характерные советским конституциям понятия "авто­номная область" и "автономный округ", но за ними уже ничего нет, они не отвечают их реальному конституционно-правовому стату­су. Понятия стали бессодержательными. С нашей точки зрения, на сегодня в Российской Федерации территориальных автономных обра­зований нет. Следовательно, при характеристике основ конституци­онного строя Российской Федерации вполне можно было бы обойтись понятиями "область" и "округ" без прилагательных "автономная", "автономный".

Вместе с тем, актуальная тема культурной автономии в Кон­ституции РФ представлена весьма скромно. А ведь культурная авто­номия в ряде случаев может оказаться более надежной и эффективной формой для развития находящихся в инокультурной среде этносов или части их, чем обретение той или иной формы государственности, сопряженной с развитием бюрократических структур. Если вдумать­ся, то положения о культурной автономии достойны включения в со­став принципов основ конституционного строя не менее, чем, напри­мер, положения, относящиеся к местному самоуправлению.

Примечания

1 См.: Страшун Б.А. Историко-правовой комментарий к Конституции РФ 12 декабря 1993 г. // Конституция Российской Федерации: Официальный 'текст с историко-правовым комментарием. - М.: Издат. группа ИНФРА«М -НОРМА, 1996.-С.71.

124

Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. -М.; СПб: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - С.48.

Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. Понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юрист, 1994. - С.28.

4Bodinus, de Republica libri sex, Francoforti, 1594. - C.123 и ел.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федера­ции. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Изд группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-С. 107.

Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. - С.5

125

Лекция 7

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА1

Legibus idcirco omnes servimus ,

ut liberi esse possimus.

Цицерон .

Свобода — это право делать все,

что разрешает закон.

Ш. Монтескье

О вольность, вольность, дар бесценный!

Позволь, чтоб раб тебя воспел.

А. Н. Радищев

L Понятие прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются объектом исследования философии, социологии, политологии и юриспруденции. В юридиче­ской науке они рассматриваются как важнейший элемент основ кон­ституционного строя и как комплексный институт - ядро конституци­онного права. В основе понятийного инструмента этого института следующие категории: "человек", "свобода", "свободы" и "права" че­ловека, "основные права и свободы", "права и свободы граждани­на". Рассмотрим, в чем их суть.

Человек - первичная конституционно-правовая категория. Как особое явление бытия (мира), человек имеет два общих сущностных свойства. Во-первых, природа человека не может быть сведена только к сущности или какой-то отдельно взятой стороне бытия. Например, к тем или иным интересам и видам деятельности людей, формам соци­альной и политической общности и т. д. Человек есть основа всех ве­щей и явлений, единственная исходная частица социального мира и его субстанция.

Эти свойства природы человека были выявлены еще на ран­ней стадии философского осмысления мира и выражены в древней­ших учениях Индии (брахманизм, буддизм), Китая (даосизм, конфу­цианство), Греции (пифагорейцы, софисты, стоики) и др. Гуманистическая доктрина начинает формироваться в эпоху Про-'свещения (Вольтер, Гольбах, Дидро, Локк, Мабли, Мильтон, Монтес-

126

кье, Руссо, Юм и др.) и приобретает наиболее совершенное выраже­ние в Новое Время в философской концепции экзистенционализма (Бубер, Бердяев, Камю, Сартр, Хайдеггер, Шестов, Ясперс и др.).

Значимость этого положения заключается в том, что консти­туционное право возводит человека на высшую ступень в иерархии ценностей. Существование человека как первосущности бытия и все­охватной субстанциональности позволяет рассматривать его в качест­ве мерила всех вещей и явлений мира. Поэтому различные формы общности, будь то государство, негосударственные объединения (партии, общественные организации), территориальные общины и другие создаваемые людьми формы совместной жизни рассматрива­ются как необходимые условия его (человека) существования и оце­ниваются с точки зрения того, способствуют ли они развитию челове­ка и достижению "благой жизни".

Во-вторых, человек есть наиболее совершенный и универ­сальный субъект бытия и как таковой оказывает творческое преобра­зующее воздействие на окружающий его мир. В человеке заложены первичные импульсы и энергии, которые в соответствии с поставлен­ной им целью приводят в действие личностные и социальные меха­низмы, вносят качественные изменения в окружающую природу и объекты материального мира. В этом ряду человек - центральная фи­гура исторического развития мира в целом, ведущая сила прогресса.

Общие свойства определяют основные взаимосвязанные ха­рактеристики сущности человека: индивидуальность, духовность и социальность.

Индивидуальность. В мире нет абсолютно тождественных людей, все люди разные. Каждый человек в единстве своего внутрен­него строения и внешних черт единичен и неповторим, а потому - ин­дивидуален. Индивидуальность определяет многообразие форм и способов существования людей, многообразие связей и взаимодейст­вий.

Духовность представляет собой целостное качественно опре­деленное внутреннее начало человеческого существования, содержа­ние которого являют наиболее общие черты биоэнергетической, пси­хологической (ментальной) и астральной природы индивида, обеспе­чивающие в их единстве устойчивость субстанционального сущест­вования человека. Духовность отражается в сознании как наиболее

127

тонкая "материя" человеческой природы (его первоначало). Наиболее полно она может быть проявлена в верхней точке напряжения - по­средством озарения и, наоборот, остается закрытой для психического восприятия в нижней его точке, называемой затмением.

Всем людям свойственен своеобразный индивидуальный и в то же время субстанционально единый духовный мир. Единое духов­ное начало выступает внутренним связующим звеном между людьми и является сущностной основой их общности, а соответственно - со­лидарности независимо от внешних различий по признаку расы, пола, социальной принадлежности и индивидуальных особенно­стей. Духовность - это такая единственная в своем роде стержневая основа объединения людей, благодаря которой социум выделяется из царства животных.

Определяемый Э. Фроммом такой признак сущности челове­ка, как творчество, следует рассматривать в качестве необходимой социально-исторической (внешней) характеристики человеческой эк­зистенции. Духовность же - это внутренняя родовая первооснова сущности индивида.

Социальность. По природе своей человек - существо множе­ственное, действительно формирующееся и существующее только в обществе. Вне общества человека нет. Этот весьма важный для тео­рии вывод сделан еще древними философами и получил эмпириче­ское подтверждение, поэтому бытие человека вне общественных свя­зей может означать только одно - перед нами или божество, или жи­вотное (Аристотель).

То есть человек по природе своей - существо сугубо индиви­дуальное и автономное и в то же время "обреченное" на совместное жительство с себе подобными. Человек является первоосновой бытия и активным преобразующим его началом. Как таковой, он занимает в ранге общественных ценностей наивысшую ступень, являясь мерилом всех вещей и явлений.

Свобода. Важнейшим выражением действительности сущест­вования человека в обществе как автономного индивида и формой сохранения индивидуальности является свобода. Поэтому многие гу­манистические доктрины рассматривают человека как истинное су-1 ществование свободы. С этой точки зрения человек представляет со­бой суть свободы, а свобода предстает перед нами в человеческом

128

обличий, то есть человек и свобода - это два неразрывно связанные перманентные феномена единой сущности. Без свободы человек не существует, а вне человека немыслима свобода. Исходя из этого, тео­рия конституционного права не разделяет понятие "свобода" и "чело­век", а исследует их в единстве и целостности как свободу челове­ка. Различаются внутренняя и внешняя стороны свободы.

Внутренняя сторона свободы представляет собой ядро всех возможностей человека. В силу естественной природы человеческих возможностей (существуют вне социальной материи) они не могут быть ограничены и в этом смысле являются бесконечными и абсо­лютными. Бесконечная абсолютность - суть свободы.

Своей внешней стороной свобода выступает как источник дея­ний (поведения) человека. Поведение есть внешнее выражение естественных (внутренних) возможностей индивида. Внешней сторо­ной свободы человек связан и взаимодействует с окружающим его миром вещей и явлений, в том числе с другими индивидами. Данное обстоятельство весьма значимо для юридической науки вообще и для теории конституционного права в частности. Дело в том, что вовне человек выступает не просто как естественный субъект бытия, а пре­жде всего - как индивид, перманентно связанный с себе подобными, он атомарная частица сообщества людей. Поэтому внешняя сторона человеческого бытия социализирована. В социальной материи дейст­вия одного человека находятся в бесчисленных, в основном встречно направленных, связях и взаимодействиях с другими. И эти социаль­ные отношения предопределены внутренними возможностями (сво­бодами) каждой из сторон - участников человеческого сообщества. В том же случае, если действия (бездействие) одного субъекта социаль­ных отношений определяются лишь внутренним естественным со­стоянием свободы, неизбежно противоречие в совместном существо­вании.

Возникшие противоречия в свою очередь при известных усло­виях становятся препятствием в осуществлении внутренних возмож­ностей. Здесь имеют место отношения, при которых внешняя сторона свободы блокирует внутреннюю ее сторону. Нарастание неблагопри­ятных для внутренних возможностей последствий взаимных акций может привести к состоянию, опасному для существования самого человека. Опасность эта осознается с момента становления человече-

129

ского общества, вследствие чего пришло осознание необходимости взаимно согласованного поведения людей. Результатом такого согла­сования стало определение внешней границы человеческого поведе­ния в форме запретов (табу). В Новое время основанием человеческо­го поведения становится исходный принцип: свобода одного человека не должна ограничивать свободы другого. Данное правило означает, что человек свободен в выборе своих действий в соответствии со своими естественными возможностями при условии соблюдения и уважения свободы других.

Проблема поиска конкретных рамок свободной в силу своего естества человеческой деятельности - архисложная. Она решается бо­лее и менее успешно на каждом этапе социальной эволю­ции. Меняются границы поведения, уточняются и корректируются соответственно уровню развития общества и особенностям его бы­тия. Наиболее полезный позитивный опыт взаимосогласованного су­ществования накапливается и закрепляется в общественном сознании и практике, а негативные действия, подрывающие нормальные соци­альные условия деятельности человека или порождающие гибельные для него последствия, нейтрализуются. Позитивный опыт человече­ского общения при многократном его повторении сохраняется и за­крепляется в форме обычаев, традиций и других стандартов и ценно­стей. В целом же он генерируется общечеловеческой культурой.

Внешняя граница человеческого поведения называется в тео­рии рамками свободы. Данное понятие интерпретируется по-разному. Нередко она обозначается терминами "мера", "масштаб", "норма" свободы. Подобное словесно-языковое различие не меняет самой формы регулирования поведения, и поэтому неслучайно в юриспруденции используется обобщающая категория - право, кото­рое в корневом своем значении представляет собой не что иное, как образец свободы человека, определяющий условия его существования в обществе.

Свобода и право. Внутренняя сторона свободы, определяемая как возможности людей, осознается в их конкретности (например, свобода творчества, свобода мысли и слова, свобода совести и т. д.). Конкретизация возможностей выступает в форме свобод чело­века. Свободы человека составляют непосредственный предмет кон-' ституционного права и закрепляются в конституционно-правовых

130

нормах. Право, характеризующее внешнюю сторону свободы, также имеет конституционно-правовое определение, например, в виде прав человека. Права человека - это позитивно определенные границы действия людей, в пределах которых обеспечивается свободное раз­витие человека в обществе в соответствии с его внутренними воз­можностями. Права человека как образцы свободы в социальном ми­ре наряду со свободами человека составляют предмет конституцион­но-правового регулирования.

В свете проблемы поиска адекватных форм внешнего сущест­вования человека следует отметить, что по мере исторического разви­тия человека основное "поле" его деятельности становится менее ог­раниченным. Наряду с универсализацией и сужением сферы запретов устанавливается норма - разрешено все, что не запрещено зако­ном. Рамки свободы расширяются в первую очередь в гражданско-правовых отношениях. В частности, в предпринимательской деятель­ности утверждается общее правило: человек производит все то, что пользуется спросом, и оценивает результаты своего труда в таком размере, по какому они могут быть реализованы. Запрет или иные ограничения налагаются лишь на производство опасных для жизни и здоровья веществ (наркотиков, сильно действующих ядов и др.) и в некоторых иных случаях. В то же время постепенно усиливается ре­гулирование политических и особенно - государственно-политических институтов, прежде всего, в той сфере, которая связана с правами и свободами человека. В гражданском обществе в отноше­нии государственных формирований применяется правило: разреше­но только то, что дозволено правовым законом. И это не случай­но. Любая власть, а государственная власть в первую очередь, всегда стремится к своей абсолютизации, не считаясь с какой-либо внешней волей и интересами, в том числе определяемых свободой лично­сти. Поэтому в целях обеспечения прав и свобод необходимость чет­кой регламентации деятельности властных структур чрезвычайно важна. В противном случае, о чем свидетельствует опыт политиче­ской истории, власть всегда генерирует произвол и тиранию.

Основные права и свободы. Из совокупности прав и свобод выделяются наиболее важные - основные права и свобо­ды. Основными являются такие признанные мировым сообществом стандарты и ценности, которые являются необходимыми и достаточ-

131

ными для существования и развития человека. Основные права и сво­боды в своей социальной сущности являются естественными, они есть в каждый данный момент исторического процесса. Но только в своей совокупности они выражают свободу человека и его нормаль­ное существование в общественных условиях. Поэтому основные права и свободы принадлежат каждому человеку и являются неотъ­емлемыми. Воспрепятствование реализации их, хотя бы и частичное, подрывает систему основных прав и свобод в целом, что в свою оче­редь выступает угрозой человеческому бытию. В конституционном праве к основным относятся, как правило, личные (гражданские) пра­ва и свободы человека.

Права и свободы гражданина. Составными частями этой ка­тегории являются понятия "права и свободы" и "гражданин". С уче­том вышеизложенного остановимся на характеристике последне­го. Слово "гражданин" производно от понятия "гражданст­во". Гражданином является человек, обладающий гражданст­вом. Граждане имеют конституционно установленные права и свобо­ды. Конституционно определенные и гарантированные права и сво­боды называются правами и свободами гражданина. Как правило, их объем шире основных прав и свобод. Но все основные права и свобо­ды являются правами гражданина.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 175.