Лекция 6
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
Самое ценное в Конституции —
совершенство её фундамента;
если он разрушен, то всё остальное
не заслуживает сохранения.
Фукс
1. О понятии основ конституционного строя. Включающая 16 статей глава первая Конституции РФ именуется "Основы конституционного строя". Б.А. Страшун находит, что эта глава "конституция в конституции", ибо никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Конституции РФ). По его мнению, положения главы первой обладают более высокой юридической силой, чем все остальные положения Конституции1. Несомненно, глава первая Конституции РФ - исключительная. Ее положения "составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией" (часть 1 статьи 16 Конституции РФ).
Наличие главы, специально посвященной основам конституционного строя, придает всей правовой конструкции Конституции известную прочность. Однако, на наш взгляд, понятие "основы конституционного строя" как сквозная идея проходит через оба раздела и все 9 глав, 137 статей Конституции РФ. Следовательно, понятие "основы конституционного строя" достаточно богатое и более содержательное, чем текст главы первой Конституции РФ. На этом основании некоторые ученые-юристы (например, А.В. Зиновьев) даже считают, что точнее было бы назвать главу первую "Основы государственного строя"2. Но эта точка зрения не является общепризнанной.
По мнению О.Г. Румянцева, "вообще основы - суть важнейшие, исходные данные, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его прочность. Так же, как в геометрии основание всякой фигуры есть нижняя грань, на которой она покоится; в алгебре - количество, возводимое в степень; в медицине - главное вещество, входящее в лекарство; в
109
строительстве - грунт, подготовленный к возведению на нем фундамента какого-либо сооружения, - так и в конституционном строе выделяются его сущностные характеристики, представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы, действующие в государстве. ... Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих" .
В целом с таким подходом, думается, можно согласиться. Однако следует иметь в виду то, что понятие "основы конституционного строя" архисложное. Оно состоит из ряда слагаемых, из которых наиболее значимы следующие: верховенство права, права и свободы человека и гражданина, суверенитет, социальное государство, разделение властей, федерализм, плюрализм, местное самоуправление.
2. Содержание основ конституционного строя Российской Федерации. Рассмотрим детальнее каждый из названных элементов основ конституционного строя Российской Федерации. Идя таким путем, можно получить достаточно полное представление о их содержании.
Верховенство права. Достаточно популярна идея о верховенстве закона. В настоящее время все чаще говорят о диктатуре закона. Некоторыми дело представляется таким образом, что именно принцип верховенства закона образует один из элементов основ конституционного строя Российской Федерации. В действительности же требование верховенства закона - лишь составная часть более основательного принципа - верховенства права, который и является важнейшим слагаемым основ конституционного строя современной России.
Право не равно закону. Право более значимое явление, чем закон.
Верховенство права символизирует наиболее существенные аспекты гуманистического и демократического правления. В самом общем виде суть верховенства права заключается в следующем: праву - воплощению разумной меры свободы и порядка, справедливого регулятора общественных отношений, должна соответствовать вся правовая система. И прежде всего — Конституция, имеющая прямое дей-'ствие и непосредственно применяемая при рассмотрении конкретных
110
I
дел. Законам, принятым в установленном порядке, не могут противоречить никакие иные решения. Внутригосударственная система права и международное право должны находиться в отношениях гармонии, согласованности (статья 15 Конституции РФ). Быть приверженцем принципа верховенства права - значит противостоять грубой силе, произвольным решениям и действиям, в основе которых заинтересованность в политической выгоде или личной прибыли.
В Конституции РФ принцип верховенства права наиболее полное воплощение получил в положении, согласно которому Россия - правовое государство (статья 1 Конституции РФ). Правовое государство - это то, где власть самоограничена правом. Следовательно, верховенство права - высший принцип правового государства. Вместе с тем, верховенство права необходимое условие для развития структур гражданского общества, без которого трудно представить себе полноценное правовое государство.
Права и свободы человека и гражданина. Статья 2 Конституции РФ закрепляет: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Здесь получил воплощение гуманистический и демократический принцип взаимоотношений между личностью и государством: не человек существует для государства, а государство для человека, для обеспечения его прав и свобод.
В специально-юридическом плане для реализации этого исключительно важного положения имеет институт гражданства. Поэтому наиболее существенные стороны этого института включены в содержание основ конституционного строя. Согласно части 1 статьи 6 Конституции РФ "гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения". В части 2 статьи 6 Конституции РФ подчеркивается, что "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". С точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина важным является правило, заключенное в части 3 статьи 6 Конституции РФ: "Гражданин Рос-
111
сийской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его".
Суверенитет. Исторически понятие "суверенитет" вошло в юридический и политический оборот еще в XVI веке. По Ж. Бодену, "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства"4. Однако ныне принято различать следующие виды суверенитета: государственный, народный, национальный. Существует достаточно большое число теорий о суверенитете.
По своему изначальному смыслу суверенитет (от франц. souverain - верховный, независимый, высший <позднелат. superamis - находящийся над чём-л., от лат. superans -высоко вздымающийся, одерживающий верх, от superare - подниматься, всходить, возвышаться, одерживать верх, от superus - верхний, высший, неземной, небесный, от super - верхний (небесный); поверх, сверх) - это такое свойство власти, которое обеспечивает ее носителю возможность быть свободным, самостоятельным в вопросах внешней и внутренней политики. Если взять государство, то суверенитет обеспечивает ему независимость во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. Суверенитет является одной из важнейших категорий не только конституционного, но и международного права. Содержание его не является неизменным. По мере развития общественных отношений происходят изменения в пространственной и функциональной сферах его применения.
В Конституции РФ исповедуется принцип народного суверенитета. "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", - говорится в части 1 статьи 3 Конституции РФ. Здесь закреплен принцип единства и неделимости народного суверенитета. Поскольку носителем суверенитета является весь полиэтнический российский народ в целом (а это более 145 млн. человек), а не население, проживающее на территории отдельных субъектов Российской Федерации, и не тот или иной этнос, то действия, совершаемые теми или иными структурами от имени какой-то части народа России (будь то население территории или какой-то этнос), не могут рассматриваться в качестве суверенных акций. Провозглашение государственного суверенитета, не основанного на воле полиэтнического народа
112
Российской Федерации в целом, противоречит основам конституционного строя России.
Часть 2 статьи 3 Конституции РФ устанавливает, что "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Отсюда М.В. Баглай заключает, что "осуществление власти народа происходит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органы государственной власти и органы местного самоуправления"5. По мнению же Е.И. Колюшина, "установлены три канала осуществления власти народа: непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления"6. На наш взгляд, в данном случае речь, по сути дела, идет о том, что народовластие может осуществляться через институты прямой (непосредственной) демократии и институты косвенной (представительной) демократии. Носитель верховной власти, народ, эту власть может осуществлять непосредственно при решении как государственных вопросов федерального и регионального уровней, так и местных вопросов. Вместе с тем, народ вправе осуществлять свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Но поскольку согласно статье 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то едва ли правильно осуществление власти народа через органы государственной власти и через органы местного самоуправления объединять в одну форму. Скорее всего, здесь налицо две схожие, но тем не менее различные формы косвенного (представительного) народовластия. Таким образом, в рассматриваемом случае более верной представляется точка зрения Е.И. Колюшина: Конституция РФ устанавливает три канала (формы) осуществления народовластия: а) непосредственно, б) через органы государственной власти (федерального или регионального уровней), в) через органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции РФ). Из смысла статьи 32 Конституции РФ вытекает, что право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации. Прямое (непосредственное) народовластие возможно и в других формах, но они в Конституции РФ не указаны. Специалисты же в области теории
113
права и государства, конституционного права указывают, например, на такие формы: всенародное обсуждение законопроектов, институт народной инициативы, собрания избирателей, петиции, индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.
Последовательное осуществление принципов и норм представительной демократии требует установления республиканской формы правления. Поэтому постсоветская Россия - государство, которое по форме правления является республикой (часть 1 статьи 1 Конституции РФ).
В части 4 статьи 3 Конституции РФ установлена противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Народный суверенитет нельзя противопоставлять правам и свободам человека и гражданина. Эти два института находятся в отношениях единства. Кроме того, народный суверенитет предполагает уважительное отношение к правам и свободам социальных общностей, выделяющихся по определенным признакам, например, по языковым, религиозным, этническим и др.
Социальное государство. Формула "социальное государство" имеет место в конституциях ряда западноевропейских государств (Италия, ФРГ, Франция и др.). Так именуют государство, которое заботится о социально слабо защищенных слоях населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидах и др.), стремясь к тому, чтобы свобода и социальная справедливость были одинаково дороги личности, обществу и государству. Этим социальное государство в корне отличается от системы диктатуры пролетариата, социалистического государства, которые пытаются обеспечить всеобщее счастье, социальную справедливость, благополучие трудящимся, отказываясь от свободы, сводя принцип юридического равенства к уравниловке, сковывающей инициативу, активность, предприимчивость.
В Конституции РФ (часть 1 статьи 7) Россия представлена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это достаточно абстрактная формулировка. Но, судя по
114
ключевым понятиям "достойная жизнь" и "свободное развитие человека", заключенным в ней, можно сделать вывод, что здесь речь идет о намерении государства обеспечить гражданам возможность материального благополучия на уровне мировых стандартов, доступа к ценностям культуры, достижениям науки и техники, личной безопасности, умственного, физического, нравственного, эстетического совершенствован ия.
Этим определяется содержание социальной политики российского государства. В Российской Федерации, согласно ее Конституции (часть 2 статьи 7), охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Разделение властей. В отличие от всех предшествующих конституций советского типа, в ныне действующей реализован классический принцип разделения властей, который характерен для всех современных государств - приверженцев гуманистических и демократических традиций. В статье 10 Конституции РФ прямо записано: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Согласно статье 11 Конституции РФ, на общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Возникающая при этом проблема разграничения предметов ведения и полномочий между общефедеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должна разрешаться Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
115
Федерализм. В понимании федерализма разброс мнений достаточно широкий. Но существует известное единство в том, что федерализм - один из структурообразующих принципов основ конституционного строя постсоветской России. Последовательное проведение этого принципа в жизнь позволяет избежать крайностей, в основе которых - имперские амбиции, тоталитаристские устремления одних политических сил и сепаратизм, национализм других. Позволяя органически сочетать централизацию и децентрализацию, федерализм вместе с тем способствует развитию демократии, широкому вовлечению граждан в процессы принятия решений на всех уровнях государственной власти, управления и самоуправления. Федерализм - это свобода и ответственность, диалог, открытое обсуждение сложных вопросов, а в конфликтных ситуациях - совместный поиск путей к компромиссу.
Согласно статье 1 Конституции РФ, Россия - федеративное государство. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Это означает, что государственное устройство в России основано на принципе федерализма.
Российская Федерация состоит из 89 субъектов. Хотя эти субъекты имеют различные названия (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), но юридически они являются равноправными. Федеративное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5 Конституции РФ).
Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними. Несмотря на сложный состав, территория Российской Федерации представляет собой целостное образование. Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации - важнейший элемент безопасности государства, необходимое условие реализации суверенитета (статьи 4 и 67 Конституции РФ).
116
Иногда федерализм толкуется излишне широко. В его содержание включают еще культурную автономию и местное самоуправление. Между тем, культурная автономия и местное самоуправление -самостоятельные явления, не находящиеся в тесной связи с федерализмом. При достаточно прочных демократических традициях институты культурной автономии и местного самоуправления могут успешно развиваться и в условиях унитарного государства. Вместе с тем, полноценный федерализм обязательно предполагает установление системы хорошо отлаженных связей и взаимоотношений с институтами культурной автономии и местного самоуправления.
Декларация России в ее Конституции федеративным государством - это одно. Утверждение же этого принципа на деле - это уже другое. В развитии федеративных отношений в современной России достаточно выразительно проявляются две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, наблюдается тенденция к расширению самостоятельности субъектов Российской Федерации, а с другой - тенденция к укреплению единства Российской Федерации как государства, воплощающего суверенитет всего российского народа, обеспечение его целостности, независимости и безопасности. С этим связаны сложности, возникающие на пути устойчивого развития Российской Федерации. Кроме того, существуют проблемы в области правового, законодательного обеспечения федеративных отношений.
Плюрализм (от лат. pluralis - множественность, множественное число). В советское время популярная среди западных либералов концепция плюралистической демократии подвергалась резкой критике. В постсоветской России плюрализм в смысле идеологического•, политического и даже экономического плюрализма образует один из элементов основ конституционного строя.
Принцип идеологического плюрализма закреплен в части 1 статьи 13 Конституции РФ: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие". Это значит, что каждый (в отдельности или входя в состав какой-то партии, какого-то общественного объединения) волен свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции о политическом, экономическом и социальном развитии общества, предлагать властным и иным структурам рекомендации, публично выражать и защищать свои взгляды и убеждения и т.п. Принцип идеологического плюрализма,
117
распространяя свое значение на философию, науку, культуру и искусство, способствует преодолению застоя в этих сферах человеческой деятельности, развитию нового.
В условиях идеологического плюрализма никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (часть 2 статьи 13 Конституции РФ). Эта норма - конституционная гарантия против сползания государства к тоталитаризму, тирании, которые представляют собой исключительную опасность для свободы и демократии.
С принципом идеологического плюрализма теснейше связан принцип политического плюрализма. В отличие от тоталитарных государств, государств с крайне низким уровнем правовой и политической культуры, в демократических государствах имеют место различные партийные системы: двухпартийные, многопартийные. Конституция Российской Федерации сделала выбор в пользу многопартийной системы. Это естественно, поскольку Россия - демократическое государство. Согласно части 3 статьи 13 Конституции РФ, "в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность". Из смысла этой конституционной нормы вытекает, что в постсоветской России правомерна только такая партийная система, которая включает в себя как минимум две партии.
Однако какая бы партийная система - двухпартийная или многопартийная - в Российской Федерации ни установилась, все они, как и общественные объединения, равны перед законом (часть 4 статьи 13 Конституции РФ). Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности.
Идеологический и политический плюрализм имеют, однако, границы.
Каждому гарантируется свобода мнений и слова, но не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (части 1 и 2 статьи 29 Конституции РФ). Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение це-
118
лостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции РФ).
Идеологический и политический плюрализм ведут к толерантному отношению к. религии.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28 Конституции РФ). Но Российская Федерация не теократическое, а светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Развитие идеологического и политического плюрализма, способствующих человеку свободно выражать свои взгляды и, в зависимости от своих убеждений, с той или иной степенью активности участвовать в политической жизни, в какой-то степени компенсирующих несовершенства отдельного человека (ума, физических возможностей и т.п.), позволяет образовать известное социальное пространство, которое свободно от непосредственного государственного контроля. А это серьезная компенсация того, что никто не может знать все, и никому не дано осуществлять то, что могут лишь многие. В душах человеческих вряд ли кто может быть Великим учителем или Верховным судьей. Преследующей свою цель социально активной личности лучше полагаться лишь на собственное разумение, надеясь на успех, веря в удачу и любя свое дело. При этом для законопослушного человека его дело в конечном счете всегда борьба за утверждение своих прав и законных интересов, где ставкой являются истина и справедливость.
Действие принципа плюрализма, получившего отражение в Конституции РФ, не ограничивается сферами идеологии и политики, а распространяется и на область экономики.
В отличие от советских конституций, Конституция РФ закрепляет различные формы собственности, которые в равной степени защищены государством. "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная
119
и иные формы собственности", - говорится в части 2 статьи 8 Конституции РФ. При этом земля и другие природные ресурсы тоже могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9), владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, важно лишь, чтобы не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц (часть 2 статьи 36). Но нельзя забывать и о том, что по Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи
9).
В целях создания основ рыночной экономики и обеспечения ее устойчивого развития Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 9).
Местное самоуправление. Существенным шагом вперед в направлении гуманизации и демократизации является признание в качестве основ конституционного строя России местного самоуправления. Местное самоуправление - одно из проявлений народного суверенитета. Оно предполагает такую степень самоорганизации населения определенной территории, когда все вопросы местного значения решаются гражданами самостоятельно и под свою ответственность. Согласно статье 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
3. Формирование основ конституционного строя: некоторые вопросы теории и практики. Перевод темы основ конституционного строя в практическую плоскость - именно эта задача решается в постсоветской России с 1993 года, с момента принятия новой Конституции Российской Федерации. И задача эта рождает ряд проблем, имеющих теоретическое и практическое значение. Обозначим некоторые из них.
Казалось бы, в Конституции РФ дано предельно ясное решение вопроса об основах конституционного строя. Но анализ консти-
120
туционного законодательства и практики его применения, изучение литературы показывает, что существуют сложности в понимании и объяснении содержания таких понятий, как "конституционный строй", "основы конституционного строя". Наметилось несколько подходов и большое число авторских интерпретаций. Классификация этих подходов и их фундаментальный анализ - серьезнейшая научная проблема.
Конституция РФ устанавливает, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (статья 3). Вместе с тем, в Конституции РФ говорится о "равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации" (часть 3 статьи 5); о народах, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); о народах, которым гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68); о коренных малочисленных народах (статья 69). Таким образом, в тексте Конституции РФ понятие "народ" используется в различных значениях. Столь же многозначно это понятие употребляется в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в других правовых актах федерального и регионального законодательства.
Можно заметить, что в конституционном и текущем законодательстве не проводится строгое различие между понятиями "народ" и "нация". Этого тем более не делается в обыденной речи. Понятия "народ" и "нация" могут отождествляться. Но нередко понятие "народ" используется как более широкое, чем понятие "нация" (в этом случае вполне закономерно появление понятия "многонациональный народ"). А в других случаях, наоборот, понятие "нация" используется как более широкое, чем понятие "народ" (в этом случае может появиться такое словообразование как "многонародная нация"). Принято говорить о поиске общенациональной идеи России, а не общенародной, т. е. здесь в понятие "нация" вкладывается тоже более широкое значение, чем в понятие "народ". В результате возникают не только чисто терминологические трудности, но и сложности при принятии политических решений, а также при их практическом осуществлении.
Складывается впечатление, что действующая конституция и основанное на ней законодательство не вполне свободны от стереотипов доперестроечного мышления. Так, понятие "многонациональ-
121
ный народ" предполагает, что в России существуют сложившиеся нации, которые в совокупности и есть российский многонациональный народ. Но в СССР господствовал взгляд, что в дореволюционной, царской России шел процесс формирования буржуазных наций (русской, татарской и др.), но революция прервала этот процесс. Начался новый процесс: процесс формирования советских социалистических наций (русской, татарской, башкирской и т.д.). Логика этого взгляда такова, что здесь допустимо использование понятия "многонациональный народ". Причем, доктрина развитого социализма предполагала, что многонациональный народ СССР "переплавится" в новую социальную общность людей - "советский народ". О каком же многонациональном народе можно вести речь применительно к современной России, если в ней нет сложившихся ни буржуазных, ни социалистических наций, ибо современная Россия - ни буржуазная, ни социалистическая, а постсоциалистическая, постсоветская, постиндустриальная? Напрашивается вывод, что понятие "многонациональный народ" в Конституции РФ использовано некорректно. Гуманистическая и демократическая традиция требует новой идеи. Но этого нет. Конституция РФ, подойдя некритически к доперестроечной идеологии, использовала привычное понятие "многонациональный народ", хотя оно не адекватно новой социальной ситуации, устарело.
На наш взгляд, современным реалиям, гуманистическим и демократическим традициям более соответствует понятие "народ" (российский народ, народ России) в смысле совокупности всех граждан Российской Федерации. В необходимых случаях в пределах этого понятия возможны дифференциальные и интегральные операции. Например, весь российский народ как совокупность граждан может быть разделен на части по территориальному признаку (применительно к территории того или иного субъекта Российской Федерации, самоуправляемой единице). Но возможно разделение всего российского народа и по этническому происхождению граждан (русские, татары, другие этносы) или по признаку вероисповедания (христиане, мусульмане, буддисты, иудеи, язычники, атеисты). Возможны и иные классификации (по признакам пола, возраста, образования и .т. д.). Однако ни одна классификация не должна вести к деформации сознания граждан Российской Федерации, способствовать их разоб-
122
щению. Где бы кто ни жил и ни находился, кем бы он ни был по этническому происхождению, каково бы ни было его отношение к религии, что бы ни стряслось с ним, если он гражданин Российской Федерации, то он в конституционно-правовом отношении живая частичка единого народа - одной гражданской нации.
По Конституции Россия - республика. Но существует мнение, что это низкая форма правления, характерная странам и людям с невысоким уровнем культуры, с изъянами в нравственности, духовно незрелым. С этой точки зрения более высокой формой правления является монархия, а еще боле высокой - правление судей. Вместе с тем, существуют разногласия в определении вида республиканской формы правления. Какова она: президентская, парламентская? По всему республиканская форма правления в современной России смешанная, но это устраивает не всех. Некоторые считают, что для постсоветской России более подходит президентская республика, и это следует уточнить в статье 1 Конституции РФ. Словом, есть проблема, и она требует обсуждения и нахождения приемлемых решений.
Существуют неясности в вопросе о федеративном устройстве России. Конституция РФ устанавливает, что все субъекты в составе Российской Федерации равноправны, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Но при этом республики обозначены как государства. Одни субъекты (республики) имеют конституции, а все другие (края, области и т. д.) - уставы. Республикам предоставлено право устанавливать свои государственные языки, а в отношении других субъектов Российской Федерации этот вопрос не решен. Чтобы эти и другие подобные им противоречия не привели к конституционному кризису, надо бы, на наш взгляд, проявить большую последовательность в конституционно-правовом обеспечении равноправия субъектов Российской Федерации, ее единства и целостности.
Считалось, что РСФСР - федерация на началах советской автономии. В этой связи теория советского конституционализма, государственное право и советское строительство широко оперировали понятием "автономия". Различались три формы советской автономии: АССР, автономная область, автономный округ. По Конституции СССР 1977 года в СССР насчитывалось 16 АССР в РСФСР, две в Грузии, по одной в Азербайджане и Узбекистане (всего 20 АССР); 5
123
автономных областей в РСФСР, по одной в Азербайджане, Грузии и Таджикистане (всего 8 АО); 10 автономных округов (все в РСФСР). Советские автономные образования в определенных пределах самостоятельно решали соответствующие вопросы. Таким образом, использование понятия "автономия" в советских конституциях, в том числе в Конституции РСФСР 1978 года, было вполне оправданным.
Обоснованно ли используются понятия "автономная область" и "автономный округ" в Конституции РФ 1993 года? Этот вопрос нуждается в обсуждении. На наш же взгляд, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, которым обладают автономная область и автономный округ по Конституции РФ (статьи 5 и 65), сложно совместить с правовым положением территориальных автономных образований. Складывается впечатление, что Конституция РФ сохранила характерные советским конституциям понятия "автономная область" и "автономный округ", но за ними уже ничего нет, они не отвечают их реальному конституционно-правовому статусу. Понятия стали бессодержательными. С нашей точки зрения, на сегодня в Российской Федерации территориальных автономных образований нет. Следовательно, при характеристике основ конституционного строя Российской Федерации вполне можно было бы обойтись понятиями "область" и "округ" без прилагательных "автономная", "автономный".
Вместе с тем, актуальная тема культурной автономии в Конституции РФ представлена весьма скромно. А ведь культурная автономия в ряде случаев может оказаться более надежной и эффективной формой для развития находящихся в инокультурной среде этносов или части их, чем обретение той или иной формы государственности, сопряженной с развитием бюрократических структур. Если вдуматься, то положения о культурной автономии достойны включения в состав принципов основ конституционного строя не менее, чем, например, положения, относящиеся к местному самоуправлению.
Примечания
1 См.: Страшун Б.А. Историко-правовой комментарий к Конституции РФ 12 декабря 1993 г. // Конституция Российской Федерации: Официальный 'текст с историко-правовым комментарием. - М.: Издат. группа ИНФРА«М -НОРМА, 1996.-С.71.
124
Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. -М.; СПб: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - С.48.
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. Понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юрист, 1994. - С.28.
4Bodinus, de Republica libri sex, Francoforti, 1594. - C.123 и ел.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Изд группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-С. 107.
Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. - С.5
125
Лекция 7
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА1
Legibus idcirco omnes servimus ,
ut liberi esse possimus.
Цицерон .
Свобода — это право делать все,
что разрешает закон.
Ш. Монтескье
О вольность, вольность, дар бесценный!
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
А. Н. Радищев
L Понятие прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются объектом исследования философии, социологии, политологии и юриспруденции. В юридической науке они рассматриваются как важнейший элемент основ конституционного строя и как комплексный институт - ядро конституционного права. В основе понятийного инструмента этого института следующие категории: "человек", "свобода", "свободы" и "права" человека, "основные права и свободы", "права и свободы гражданина". Рассмотрим, в чем их суть.
Человек - первичная конституционно-правовая категория. Как особое явление бытия (мира), человек имеет два общих сущностных свойства. Во-первых, природа человека не может быть сведена только к сущности или какой-то отдельно взятой стороне бытия. Например, к тем или иным интересам и видам деятельности людей, формам социальной и политической общности и т. д. Человек есть основа всех вещей и явлений, единственная исходная частица социального мира и его субстанция.
Эти свойства природы человека были выявлены еще на ранней стадии философского осмысления мира и выражены в древнейших учениях Индии (брахманизм, буддизм), Китая (даосизм, конфуцианство), Греции (пифагорейцы, софисты, стоики) и др. Гуманистическая доктрина начинает формироваться в эпоху Про-'свещения (Вольтер, Гольбах, Дидро, Локк, Мабли, Мильтон, Монтес-
126
кье, Руссо, Юм и др.) и приобретает наиболее совершенное выражение в Новое Время в философской концепции экзистенционализма (Бубер, Бердяев, Камю, Сартр, Хайдеггер, Шестов, Ясперс и др.).
Значимость этого положения заключается в том, что конституционное право возводит человека на высшую ступень в иерархии ценностей. Существование человека как первосущности бытия и всеохватной субстанциональности позволяет рассматривать его в качестве мерила всех вещей и явлений мира. Поэтому различные формы общности, будь то государство, негосударственные объединения (партии, общественные организации), территориальные общины и другие создаваемые людьми формы совместной жизни рассматриваются как необходимые условия его (человека) существования и оцениваются с точки зрения того, способствуют ли они развитию человека и достижению "благой жизни".
Во-вторых, человек есть наиболее совершенный и универсальный субъект бытия и как таковой оказывает творческое преобразующее воздействие на окружающий его мир. В человеке заложены первичные импульсы и энергии, которые в соответствии с поставленной им целью приводят в действие личностные и социальные механизмы, вносят качественные изменения в окружающую природу и объекты материального мира. В этом ряду человек - центральная фигура исторического развития мира в целом, ведущая сила прогресса.
Общие свойства определяют основные взаимосвязанные характеристики сущности человека: индивидуальность, духовность и социальность.
Индивидуальность. В мире нет абсолютно тождественных людей, все люди разные. Каждый человек в единстве своего внутреннего строения и внешних черт единичен и неповторим, а потому - индивидуален. Индивидуальность определяет многообразие форм и способов существования людей, многообразие связей и взаимодействий.
Духовность представляет собой целостное качественно определенное внутреннее начало человеческого существования, содержание которого являют наиболее общие черты биоэнергетической, психологической (ментальной) и астральной природы индивида, обеспечивающие в их единстве устойчивость субстанционального существования человека. Духовность отражается в сознании как наиболее
127
тонкая "материя" человеческой природы (его первоначало). Наиболее полно она может быть проявлена в верхней точке напряжения - посредством озарения и, наоборот, остается закрытой для психического восприятия в нижней его точке, называемой затмением.
Всем людям свойственен своеобразный индивидуальный и в то же время субстанционально единый духовный мир. Единое духовное начало выступает внутренним связующим звеном между людьми и является сущностной основой их общности, а соответственно - солидарности независимо от внешних различий по признаку расы, пола, социальной принадлежности и индивидуальных особенностей. Духовность - это такая единственная в своем роде стержневая основа объединения людей, благодаря которой социум выделяется из царства животных.
Определяемый Э. Фроммом такой признак сущности человека, как творчество, следует рассматривать в качестве необходимой социально-исторической (внешней) характеристики человеческой экзистенции. Духовность же - это внутренняя родовая первооснова сущности индивида.
Социальность. По природе своей человек - существо множественное, действительно формирующееся и существующее только в обществе. Вне общества человека нет. Этот весьма важный для теории вывод сделан еще древними философами и получил эмпирическое подтверждение, поэтому бытие человека вне общественных связей может означать только одно - перед нами или божество, или животное (Аристотель).
То есть человек по природе своей - существо сугубо индивидуальное и автономное и в то же время "обреченное" на совместное жительство с себе подобными. Человек является первоосновой бытия и активным преобразующим его началом. Как таковой, он занимает в ранге общественных ценностей наивысшую ступень, являясь мерилом всех вещей и явлений.
Свобода. Важнейшим выражением действительности существования человека в обществе как автономного индивида и формой сохранения индивидуальности является свобода. Поэтому многие гуманистические доктрины рассматривают человека как истинное су-1 ществование свободы. С этой точки зрения человек представляет собой суть свободы, а свобода предстает перед нами в человеческом
128
обличий, то есть человек и свобода - это два неразрывно связанные перманентные феномена единой сущности. Без свободы человек не существует, а вне человека немыслима свобода. Исходя из этого, теория конституционного права не разделяет понятие "свобода" и "человек", а исследует их в единстве и целостности как свободу человека. Различаются внутренняя и внешняя стороны свободы.
Внутренняя сторона свободы представляет собой ядро всех возможностей человека. В силу естественной природы человеческих возможностей (существуют вне социальной материи) они не могут быть ограничены и в этом смысле являются бесконечными и абсолютными. Бесконечная абсолютность - суть свободы.
Своей внешней стороной свобода выступает как источник деяний (поведения) человека. Поведение есть внешнее выражение естественных (внутренних) возможностей индивида. Внешней стороной свободы человек связан и взаимодействует с окружающим его миром вещей и явлений, в том числе с другими индивидами. Данное обстоятельство весьма значимо для юридической науки вообще и для теории конституционного права в частности. Дело в том, что вовне человек выступает не просто как естественный субъект бытия, а прежде всего - как индивид, перманентно связанный с себе подобными, он атомарная частица сообщества людей. Поэтому внешняя сторона человеческого бытия социализирована. В социальной материи действия одного человека находятся в бесчисленных, в основном встречно направленных, связях и взаимодействиях с другими. И эти социальные отношения предопределены внутренними возможностями (свободами) каждой из сторон - участников человеческого сообщества. В том же случае, если действия (бездействие) одного субъекта социальных отношений определяются лишь внутренним естественным состоянием свободы, неизбежно противоречие в совместном существовании.
Возникшие противоречия в свою очередь при известных условиях становятся препятствием в осуществлении внутренних возможностей. Здесь имеют место отношения, при которых внешняя сторона свободы блокирует внутреннюю ее сторону. Нарастание неблагоприятных для внутренних возможностей последствий взаимных акций может привести к состоянию, опасному для существования самого человека. Опасность эта осознается с момента становления человече-
129
ского общества, вследствие чего пришло осознание необходимости взаимно согласованного поведения людей. Результатом такого согласования стало определение внешней границы человеческого поведения в форме запретов (табу). В Новое время основанием человеческого поведения становится исходный принцип: свобода одного человека не должна ограничивать свободы другого. Данное правило означает, что человек свободен в выборе своих действий в соответствии со своими естественными возможностями при условии соблюдения и уважения свободы других.
Проблема поиска конкретных рамок свободной в силу своего естества человеческой деятельности - архисложная. Она решается более и менее успешно на каждом этапе социальной эволюции. Меняются границы поведения, уточняются и корректируются соответственно уровню развития общества и особенностям его бытия. Наиболее полезный позитивный опыт взаимосогласованного существования накапливается и закрепляется в общественном сознании и практике, а негативные действия, подрывающие нормальные социальные условия деятельности человека или порождающие гибельные для него последствия, нейтрализуются. Позитивный опыт человеческого общения при многократном его повторении сохраняется и закрепляется в форме обычаев, традиций и других стандартов и ценностей. В целом же он генерируется общечеловеческой культурой.
Внешняя граница человеческого поведения называется в теории рамками свободы. Данное понятие интерпретируется по-разному. Нередко она обозначается терминами "мера", "масштаб", "норма" свободы. Подобное словесно-языковое различие не меняет самой формы регулирования поведения, и поэтому неслучайно в юриспруденции используется обобщающая категория - право, которое в корневом своем значении представляет собой не что иное, как образец свободы человека, определяющий условия его существования в обществе.
Свобода и право. Внутренняя сторона свободы, определяемая как возможности людей, осознается в их конкретности (например, свобода творчества, свобода мысли и слова, свобода совести и т. д.). Конкретизация возможностей выступает в форме свобод человека. Свободы человека составляют непосредственный предмет кон-' ституционного права и закрепляются в конституционно-правовых
130
нормах. Право, характеризующее внешнюю сторону свободы, также имеет конституционно-правовое определение, например, в виде прав человека. Права человека - это позитивно определенные границы действия людей, в пределах которых обеспечивается свободное развитие человека в обществе в соответствии с его внутренними возможностями. Права человека как образцы свободы в социальном мире наряду со свободами человека составляют предмет конституционно-правового регулирования.
В свете проблемы поиска адекватных форм внешнего существования человека следует отметить, что по мере исторического развития человека основное "поле" его деятельности становится менее ограниченным. Наряду с универсализацией и сужением сферы запретов устанавливается норма - разрешено все, что не запрещено законом. Рамки свободы расширяются в первую очередь в гражданско-правовых отношениях. В частности, в предпринимательской деятельности утверждается общее правило: человек производит все то, что пользуется спросом, и оценивает результаты своего труда в таком размере, по какому они могут быть реализованы. Запрет или иные ограничения налагаются лишь на производство опасных для жизни и здоровья веществ (наркотиков, сильно действующих ядов и др.) и в некоторых иных случаях. В то же время постепенно усиливается регулирование политических и особенно - государственно-политических институтов, прежде всего, в той сфере, которая связана с правами и свободами человека. В гражданском обществе в отношении государственных формирований применяется правило: разрешено только то, что дозволено правовым законом. И это не случайно. Любая власть, а государственная власть в первую очередь, всегда стремится к своей абсолютизации, не считаясь с какой-либо внешней волей и интересами, в том числе определяемых свободой личности. Поэтому в целях обеспечения прав и свобод необходимость четкой регламентации деятельности властных структур чрезвычайно важна. В противном случае, о чем свидетельствует опыт политической истории, власть всегда генерирует произвол и тиранию.
Основные права и свободы. Из совокупности прав и свобод выделяются наиболее важные - основные права и свободы. Основными являются такие признанные мировым сообществом стандарты и ценности, которые являются необходимыми и достаточ-
131
ными для существования и развития человека. Основные права и свободы в своей социальной сущности являются естественными, они есть в каждый данный момент исторического процесса. Но только в своей совокупности они выражают свободу человека и его нормальное существование в общественных условиях. Поэтому основные права и свободы принадлежат каждому человеку и являются неотъемлемыми. Воспрепятствование реализации их, хотя бы и частичное, подрывает систему основных прав и свобод в целом, что в свою очередь выступает угрозой человеческому бытию. В конституционном праве к основным относятся, как правило, личные (гражданские) права и свободы человека.
Права и свободы гражданина. Составными частями этой категории являются понятия "права и свободы" и "гражданин". С учетом вышеизложенного остановимся на характеристике последнего. Слово "гражданин" производно от понятия "гражданство". Гражданином является человек, обладающий гражданством. Граждане имеют конституционно установленные права и свободы. Конституционно определенные и гарантированные права и свободы называются правами и свободами гражданина. Как правило, их объем шире основных прав и свобод. Но все основные права и свободы являются правами гражданина.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.