Лекция 9
РОССИЯ - ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
Человеческое единство сможет
реализоваться в виде свободной федерации ...
Это - не уничтожение отечеств,
а их облагораживание.
Жан Жорес
1. Немного о понятиях. В целях лучшего понимания проблемы и в достаточной степени удовлетворительного объяснения всего, что связано с ней, необходимо предварительно определиться в некоторых исходных понятиях. Теоретическая непроясненность, «затем-ненность» в понятиях рождает трудности как в теории, так и на практике, особенно если принять во внимание сложную историю российской государственности, непростые сегодняшние политические реалии.
Слово "федерация" восходит к латинским словам foederatio -союз, объединение; foedus - договор или соглашение между лицами или между государствами, лига. Ныне оно используется не только для характеристики государств, но и в других целях. Например, федерация свободных профсоюзов, Международная шахматная федерация, Всемирная федерация женщин и т.д. А когда рассматриваются вопросы, относящиеся к государству, наряду с понятием «федерация» часто употребляются еще и понятия «федерализм», «федерализация». Можно ли рассматривать и использовать их как равнозначные, взаимозаменяемые?
По мнению Р.Г. Абдулатипова и Л Ф. Болтенковой, федерализм - «это принцип государственного устройства, принцип, означающий признание и конституционное закрепление федеративного характера государственности, основанное на договоре разделение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий; наличие права у субъектов федерации заключать соглашения любого (не политического) характера; возможность в судебном порядке решать спорные вопросы между Федерацией и ее субъектами и т.д.» . С точки зрения Г.В. Атаманчука, «федерализм - это:
, - конституционно установленная форма государственного
устройства, при которой составные части единого государства
184
(штаты, земли, провинции, республики, области и тому подобное) обладают большим объемом самостоятельных полномочий по государственному управлению в различных сферах общественной жизни;
- конституционный принцип разделения государственной власти, принадлежащей народу, «по вертикали», при котором каждый уровень государственной структуры, включая и местное самоуправление, имеет строго определенный, взаимосвязанный и ограничивающий друг друга объем властных полномочий;
- конституционно согласованная составная часть механизма общественного самоуправления в целом и конкретно, поскольку федерализм предполагает осуществление власти народа через все организационные структуры;
конституционная (и организационная) гарантия прав и свобод человека и гражданина, ибо только распределенная государственная власть с системой сдержек и противовесов способна как-то уберечь общество от попыток узурпации власти какой-либо структурой или личностью»2.
С.М. Шахрай находит, что федерализм - принцип организации государственной власти, форма государственного устройства, которая ни в единой стране не оставалась чем-то однозначным, раз и навсегда данным. По его мнению, независимо от специфики видов и форм федерализма, существующих на сегодняшний день, все они в конечном счете решают одну и ту же широкую задачу — как добиться эффективного сочетания единого управления государством с высоким самоуправлением его частей, как построить эффективную и справедливую систему соучастия во власти на государственном и региональном уровнях3.
Любопытна характеристика федерализма, даваемая П.М. Силиновым. «Федерализм ~ это особый тип политического устройства общества, основанный на неразрывном сочетании двух базовых взаимодействующих компонентов, один из которых — это механизм разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви по всей территориальной горизонтали государства, а второй - долевое соучастие центральных органов государственной власти, органов государственного управления административно-территориальных единиц, местного самоуправления и в управлении обществом на основе договора при разграничении предметов ведения компетенции) между ними, взаимной ответственности и сочетании корреспондирующих прав и обязанностей»4.
М.С. Саликов, проведя сравнительный анализ взглядов амери-
185
конских и русских (российских) ученых на федерализм и федерацию, находит возможным рассматривать федерализм и федерацию в рамках соотношения понятий «содержание» и «форма». По его мнению, федерализм — гармоническая концепция взаимодействия различных уровней публичного властвования, функционирующая на основе взаимно согласованных правил, для достижения целей, стоящих перед данным обществом, и при использовании способов и методов, свойственных достигнутому им уровню цивилизованного порядка. Федерация же, - считает он, - представляет собой систему территориально-политического устройства того или иного государства, базирующаяся на сугубо определенных конституционно-правовых основах1.
В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и другие авторы энциклопедического словаря, разъясняющего принципы и понятия Конституции Российской Федерации, пишут: «Федерация - государство, составными частями которого являются относительно само-стоятечьные государственные образования (штаты, земли, кантоны и т.п.) .
По мнению Б.С. Крылова, «федерация - одна из форм государственного устройства, в соответствии с которой суверенное государство образовано государствами-членами. Каждое государство -член федерации в пределах, установленных образовавшим федерацию основополагающим документом (договором или конституцией), самостоятельно определяет свою внутреннюю организацию, исходя из принадлежащего ему права на самоопределение» .
Многими исследователями Испания характеризуется как «государство автономий», «региональная автономизация», обращая внимание на то, что здесь наблюдается становление в механизме государства ряда институтов, характерных для федерации. По мнению отдельных исследователей, Конституция Испании 1978 г. «обеспечивает условия для функционирования трехуровневой взаимосвязанной системы национального, автономно-коммунального и местного управления - структуры, которая хотя организационно не претендует на то, чтобы считаться федеративной, но фактически стимулирует движение Испании в орбиту федерированных народов, особенно через усиление межправительственных, федеративного типа соглашений и через межправительственные отношения»8. В этой связи они находят возможным к таким случаям применять такие понятия и термины, как «незавершенный федерализм», «федерирование», «федерализация». Но некоторые из них склоняются к тому, что если территория госу-
186
дарства состоит из автономных образований, то налицо региональное (регионалистское) государство.
Можно найти еще немало характеристик приведенных понятий и явлений9. Но достаточно. Для нас в данном случае важно то, что все эти понятия имеют единую основу возникновения, но каждое из них имеет свое содержание.
Условимся: федерализм — система взглядов, учений, концепций, теорий на становление и развитие одной из форм государственно-территориального государства.
Федерализация же - цель и метод, процесс образования и дальнейшего развития государства в рамках определенной модели федерации.
А федерация - одна из форм государственного устройства.
Если взять все государства современного мира, а их более 200, то 24 из них имеют федеративное государственно-территориальное устройство: шесть - в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Югославия, а также Сербо-Хорватская федерация в Боснии и Герцеговине), одна - в Евразии (Российская Федерация); четыре - в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Пакистан); шесть - в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре - в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три - в Океании (Австралия, Папуа - Новая Гвинея. Соединенные Штаты Микронезии). Словом, федеративных государств почти в 20 раз меньше, чем унитарных государств. Но в федеративных государствах - по величине крупных и небольших, с экономической точки зрения развитых и отсталых - проживает около 1/3 населения планеты. Нет одинаковых федераций. Одни созданы на принципах союза (Танзания, 1964), другие - на основе автономии составных частей (Пакистан, 1971). Одни (Индия) строятся с учетом этнических факторов. Другие (Нигерия) стремятся к тому, чтобы в субъектах федерации ни одна этническая группа не доминировала. Третьи (США) используют территориальный признак. Четвертые (Россия) - и то, и другое. Различно и число субъектов федераций - от 2 (Танзания) до 89 (Россия). Взаимоотношения между федерацией как целым и ее субъектами как частями целого развиваются противоречиво. В ряде областей происходит усиление общефедеральной власти. В некоторых - ослабление. Поэтому при анализе федеративных госу-
187
дарств выделяются разновидности федерализма: «гегемонистский», «нейтралистский», «децентралистский», «классический», «американский дуалистический», «канадский», «монархический», «республиканский», «кооперативный», «исполнительный», «бюджетный», «экономический», «судебный» и т.д. По подсчетам М.В. Золотаревой, существует около шестидесяти моделей федерализма и их разновидностей.
Но лучшая модель федерализма - это сам федерализм. При всем разнообразии федераций существует нечто такое, что позволяет отличить федеративное государство от других. В таком государстве два уровня государственной власти, каждый в пределах, установленных в одной «Большой Конституции», осуществляет единый суверенитет в отношении одной территории и одного населения11. По мнению В.Е. Чиркина, в самом общем виде федеративное государство есть «союзная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип их согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федераций и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации»12.
Вопрос о федерации как форме государственно-территориального устройства весьма дискуссионен. Существует большой разброс мнений о том, что лучше: симметричная или асимметричная; территориальная, или национальная, или национально-территориальная, взятые в известной пропорции; конституционная, или договорная, или конституционно-договорная (договорно-конституционная) федерация.
На наш взгляд, все эти варианты имеют право на существование, так как федеративные государства многообразны. Но теоретически более привлекательна и практически более надежна классическая федерация: территориальная, симметричная, конституционная.
В территориальной федерации субъекты выделены в отдельные государственно-правовые единицы не по национальному, конфессиональному или другому разделительному признаку, характеризующему особенности определенного этноса, а по одному, , решающему критерию - территориальному.
Отличительным признаком симметричной федерации явля-
188
ется то, что все ее субъекты юридически равны, равноправны. Она не предполагает предоставления одному или нескольким субъектам особого правового статуса, поскольку это нарушает конституционный принцип равноправия субъектов. Однако юридически симметричная федерация не устраняет фактическую асимметрию, что обусловлено особенностями экономического и социального развития. Реальная асимметрия, в основе которой лежат главным образом причины социально-экономического порядка, представляет серьезную угрозу государственному единству и территориальной целостности государства. Следовательно, если исходить из общего интереса, согласно которому сохранение государственности составляет непременное условие справедливой организации общественных отношений в федерации, нужно добиваться не юридической асимметрии в области федеративных отношений, а выравнивания экономического и социального развития ее субъектов, исключения крайних форм бедности и социального неравенства.
Наконец, конституционную федерацию характеризует единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федеральной Конституции, федеральных конституционных и обычных законов. Не случайно общепризнанный принцип всех федераций: «Право союза ломает право земель». А это значит, что все законы и договоры, которые противоречат федеральной конституции, должны признаваться недействительными в установленном законом порядке.
Конституционная федерация не исключает возможности заключения договоров между общефедеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, но эти договоры не могут противоречить конституции, исключать ее действие, а могут лишь дополнять и развивать ее преимущественно в области совместной компетенции федерации и ее субъектов.
При этом важным условием устойчивого, демократического развития такой федерации является единство политического режима по всей вертикали власти, основанного на верховенстве права, на разделении властей. Нужно, чтобы законодательная, исполнительная, судебная ветви власти уравновешивали и контролировали друг друга, а правительство субъектов федерации уравновешивало федеральное правительство; федеральное правительство контролировало правительство субъектов федерации.
189
Современная Россия - крупная евразийская полиэтническая страна. Его территория составляет 17,1 млн. кв. км. Протяженность границ более 58. тыс. км., из них примерно 20 тыс. км. - сухопутный участок, а 38 тыс. км. - морской. Население России - около 150 млн. человек. Это представители более 140 этносов, которые в единстве, что обусловлено исторически, образую один могучий российский народ. Россия - одно из федеративных государств мира. Особенности ее конституционно-правового устройства и занимают нас.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.