С учетом состояния законодательства о гражданстве в Российской Федерации институт восстановления в гражданстве понимался неоднозначно1.
Согласно статье 15 ФЗ о гражданстве РФ иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ по правилам приема в гражданство РФ в общем порядке (т.е. в соответствии с частью 1 статьи 13 указанного закона). При этом срок их проживания на территории России сокращается до трех лет.
К иным основаниям, пожалуй, можно отнести оптацию, т.е. выбор гражданства при изменении Государственной границы России. Если в соответствии с международным договором РФ изме-
169
йена Государственная граница России, то лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определенные соответствующим международным договором РФ (статья 17 ФЗ о гражданстве РФ).
В ФЗ о гражданстве (статья 16) указаны основания, по которым заявления лиц о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ отклоняются. Заявления отклоняются, если они поданы лицами, которые а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя России или иными действиями создают угрозу ее безопасности; б) в течение 5 лет, предшествовавших дню обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом; в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ; д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории России или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом; е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания); 3) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ или в течение 5 лет непрерывного проживания на территории России, если иной срок проживания на территории России, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен ФЗ о гражданстве.
6. Прекращение гражданства. В статье 18 ФЗ о гражданстве РФ названы два основания прекращения российского гражданства:
а) вследствие выхода из гражданства;
б) по иным основаниям, предусмотренным Законом о граж-' данстве РФ или международным договором РФ.
170
Согласно статье 19 названного закона выход из гражданства РФ может осуществляется в общем и в упрощенном порядке. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в общем порядке, если нет предусмотренных статьей 20 ФЗ о гражданстве оснований отказать ему в реализации его намерения. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ: а) имеет не выполненное перед Россией обязательство, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Упрощенный порядок выхода из российского гражданства возможен в следующих случаях. Если лицо проживает на территории иностранного государства и добровольно пожелало выйти из российского гражданства и при этом отсутствуют основания, позволяющие отказать ему в реализации его волеизъявления. Такой порядок, но по заявлению обоих родителей или одного из родителей, применяется и в отношении ребенка, если один родитель является гражданином РФ, а другой - гражданином иностранного государства либо если у него единственный родитель является гражданином иностранного государства.
К иным основаниям прекращения российского гражданства может быть отнесена описанная выше оптация.
7. Отмена решения по вопросам российского гражданства. ФЗ о гражданстве РФ (статья 22) устанавливает, что решение о приобретении или прекращении российского гражданства отменяется, если будет установлено, что оно принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт представления таких документов и сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решений по вопросам российского гражданства осуществляется Президентом или иным полномочным органом, ведающими делами о российском гражданстве и принявшими такое решение. При этом отмененное решение считается недействительным со дня его принятия.
171
8. Гражданство детей и недееспособных лиц. По общему правилу, гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате этого он становится лицом без гражданства. Если родители лишены родительских прав, то изменение их гражданства не ведет к изменению гражданства детей. На изменение гражданства детей не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав (части 2-3 статьи 9 ФЗ о гражданстве).
Согласно ФЗ о гражданстве, при приобретении или прекращении гражданства РФ родителей вопрос о гражданстве ребенка решается с соблюдением следующих правил.
Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответственно изменяется и гражданство детей. Но если в результате прекращения гражданства РФ обоих родителей или единственного родителя ребенок может оказаться лицом без гражданства, то гражданство ребенка не изменяется (статья 24 ФЗ о гражданстве).
Если гражданство РФ у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином РФ, то ребенок сохраняет гражданство РФ. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином РФ, гражданство РФ у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, то их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести гражданство РФ по заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, то их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, то их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявле-' нию родителя, приобретающего гражданство РФ.
172
Если один из родителей, приобретающих гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, то их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет российское гражданство. Гражданство РФ ребенка все же может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей, но при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (статьи 24 и 25 ФЗ о гражданстве).
Согласно ФЗ о гражданстве, вопросы гражданства детей при усыновлении (удочерении) решаются следующим образом.
Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами сохраняет свое российское гражданство. Гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися - гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства, приобретает российское гражданство со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющеюся гражданином РФ.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. Если в течение одного года со дня усыновления (удочерения) такого заявления не было, то ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории России (статья 26 ФЗ о гражданстве).
В ФЗ о гражданстве нашли определенное решение и вопросы гражданства детей и недееспособных лиц, над которыми уста-
173
новлены опека и попечительство. Согласно статье 27 ФЗ о гражданстве, дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя. Если ребенок или недееспособное лицо находятся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, то российское гражданство приобретается ими в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо. Если над ребенком или недееспособным лицом установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, то этот ребенок или это недееспособное лицо может приобрести российское гражданство одновременно с указанным гражданином по его заявлению. Если ребенок или недееспособное лицо являются гражданами РФ, то они сохраняют свое российское гражданство и при установлении над ними опеки или попечительства иностранного гражданина.
9. Полномочные органы, ведающие делами о российском гражданстве. Согласно статье 28 ФЗ о гражданстве РФ такими органами являются:
• Президент;
• Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
• Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ. Порядок рассмотрения этими органами вопросов гражданства
Российской Федерации детально прописан в Положении, утвержденном Указом Президента РФ № 1325 от 14 ноября 2002 года Здесь же отметим лишь, что рассматривает и решает в этой части Президент: Он решает следующие вопросы:
а) приема в гражданство РФ в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;
в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;
г) отмена решения по вопросам гражданства РФ.
174
Кроме того, Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о российском гражданстве, в связи с исполнением ФЗ о гражданстве РФ.
В осуществление своих полномочий, предусмотренных ФЗ о гражданстве РФ, Президент издает указы, т.е. второй вид его актов, -распоряжения (статья 90 Конституции РФ), - здесь не применяется. Организационное обеспечение функций, отнесенных законом к компетенции Президента РФ, осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам гражданства, входящее в структуру Администрации Президента.
10. Производство по делам о российском гражданстве. Исполнение решений. Рассмотрим наиболее характерные стороны этих вопросов.
Подача заявлений. По ФЗ о гражданстве (статья 32) общим правилом является то, что заявления по вопросам гражданства РФ подаются:
• по месту жительства заявителя;
• лицом, проживающим на территории России, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;
• лицом, проживающим за пределами России и не имеющим места жительства на территории России, - в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России.
Заявление подается заявителем лично. Если же он в силу подтвержденных документально обстоятельств, имеющих исключительный характер, не может осуществить это, то заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.
Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями.
175
Заявления по вопросам гражданства РФ составляются письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ. Если же заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, то заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами России такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, находящихся за пределами России. В предусмотренных ФЗ о гражданстве случаях согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение российского гражданства дается в письменном виде, подлинность подписи указанных лиц удостоверяется нотариальной записью. Подлинность подписи лиц, проживающих за пределами России, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ, находящихся за пределами России. Форма заявления и перечень указанных в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения и прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждаемым Президентом (статья 33 ФЗ о гражданстве).
В порядке, установленном российским законодательством, при приеме в гражданство РФ, восстановлении в нем или выходе из него, а также при определении гражданства РФ на территории России взимается государственная пошлина, а за ее пределами - консульский сбор (статья 34 ФЗ о гражданстве).
11. Обжалование решений и действий, разрешение споров по вопросам гражданства РФ. Эти вопросы разрешены в статьях 39 - 41 ФЗ о гражданстве. Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ, об отклонении заявления по вопросам гражданства РФ может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном российским законодательством. Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства РФ и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве РФ и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ действия должностных лиц полномочных
176
органов, ведающих делами о гражданстве РФ, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
12. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). С институтом гражданства тесно связано правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Отношение к чужестранцам (так порой именуют эти две группы населения) претерпело в мировой истории длительную эволюцию: от полной нетерпимости (чужой — значит враг, варвар) - к постепенному преодолению такого предрассудка; от полного бесправия, абсолютной незащищенности (стать своим среди чужих - это было немыслимо) - к наделению тем или иным объемом прав, обеспечению определенной защитой. В силу этого проблема правового положения иностранцев и лиц без гражданства возникла не сегодня и не вчера. Она существует, возможно, три тысячи, а, возможно, и большее количество лет. По существу, она возникла, как только на планете появились первые человеческие цивилизации, первичные, ранние государства.
Однако особую актуальность тема правового положения иностранцев и лиц без гражданства приобрела в XX века. С началом XXI столетия по ряду позиций эта тема обострилась.
Анализ показывает, что законодательство каждой страны в определении правового положения иностранцев и лиц без гражданства имеет свои особенности. Но в законодательстве любой страны принимается во внимание (с различной степенью обстоятельности) то обстоятельство, что иностранный гражданин, находящийся за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, правовой статус гражданина своего государства, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. Вместе с тем, иностранный гражданин, оказавшийся в пределах не своего государства, подпадает под юрисдикцию этого государства и вынужден соблюдать законы и ряд иных правовых актов страны пребывания.
В советский период правовое положение иностранцев определялось Законом СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР", который длительное время действо-
177
вал в части, не противоречащей Конституции РФ, и после ее принятия и введения в действие. По этому закону они обладали всем комплексом личных и социально-экономических прав и свобод.
Конституция РФ (часть 3 статьи 62) закрепляет важный принцип, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Правовое положение указанной категории лиц регулируется также российским федеральным законодательством.
Конституционный принцип предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (статья. 63) получил развитие в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года.
Порядок въезда в РФ и выезда из нее иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Закон устанавливает конкретные исчерпывающие основания, при которых въезд в РФ указанной категории лиц может быть разрешен, ограничен либо не разрешается.
Закон РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации" предоставляет такое право лицам, не являющимся гражданами РФ и законно находящимся на ее территории, которое осуществляется ими в соответствии с Конституцией и законами РФ и международными договорами РФ.
Детально же правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации прописано в федеральном законе от 25 июля 2002 года.
13. Беженцы и вынужденные переселенцы. Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев осуществляется, прежде всего, двумя законами - "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", принятыми 19 февраля 1993 года (в редакциях федеральных законов, соответственно, от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ и от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ).
178
Эти законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
За прошедшие 10 лет по разным оценкам в Россию переехало до 10 миллионов человек. Но официально зарегистрировано чуть более 700 тысяч вынужденных переселенцев. В основе этого явления много различных причин, и они образуют предмет изучения ученых и специалистов, представляющих различные области науки, в частности, социологию, криминологию Для нас же в данном случае особый интерес представляет конституционно-правовая сторона этого явления. Выясняется, что понятие "вынужденный переселенец" во многом изобретение российского законодателя, которое малоизвестно иностранному конституционно-правовому законодательству.
В отличие от беженца, понятие вынужденного переселенца относится, как правило, к гражданину РФ, который был вынужден покинуть место своего постоянного жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России, либо который был вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибыл на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем может быть признано лицо и не имеющее гражданства РФ, т.е. иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории РФ и изменившее место постоянного жительства на ее
179
территории, а также на указанных в Законе основаниях гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.
Установленный указанными выше законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности аналогичны.
Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган федеральной миграционной службы России по месту его пребывания в любом из субъектов РФ. Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассматривается в течение трех-пяти дней. После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения. Здесь ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия: питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др.
Законы устанавливают и обязанности ходатайствующих: по получении направления на временное поселение они должны отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.
Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган федеральной миграционной службы или в суд в течение месяца.
Решение о признании беженцем, вынужденным переселенцем принимается соответствующим органом миграционной службы субъекта РФ в течение трех месяцев.
Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем, выдается удостоверение установленного образца.
При отказе лицу вручается письменное уведомление с указанием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано в том же порядке, что и отказ в принятии ходатайства.
Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
180
Они вправе в течение трех месяцев избрать место своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предложенных им органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники, при условии их согласия.
Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязываются оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействовать в решении жизненных проблем устройства на новом месте жительства.
Каковы перспективы института гражданства?
Александр Сергеевич Пушкин на вопрос "Где вы теперь служите?" гордо отвечал: "Я числюсь по России". То есть он, как страстный патриот своей страны, считал, что для свободного человека нет большего призвания, чем быть гражданином своего Отечества и служить ему. А вот князь Дмитрий Иванович Шаховской находил, что этого мало. По его представлениям получалось, что все человечество планеты есть не что иное, как сложный кооператив. И, по его мнению, настоящий россиянин (русский демократ-интеллигент) по существу есть член этого кооператива.
И не только он. Многие великие мыслители, крупные ученые, обращаясь к теме гражданства, в конечном итоге приходили к выводу: недостаточно быть патриотом только своей страны, а надо еще ощущать себя сыном или дочерью Земли. Они полагали, что для утверждения идей гуманизма и демократии в масштабе всей планеты, необходим еще институт гражданина мира. Действительно, не это ли направление общетеоретической и конституционно-правовой мысли является наиболее продуктивным, когда идет поиск ответа на данный вопрос?
Примечания
1 Сурен Адибекович Авакьян считал, что указание на восстановление в гражданстве как на особый вид его приобретения можно считать делом вкуса или тактики составителей закона, поскольку в формально-юридическом смысле применяется известный способ - в порядке регистрации. Вениамин Евгеньевич Чиркин же находил, что в целом восстановление в фаждансгве -разновидность натурализации, но особая разновидность; восстановление в гражданстве обычно применяется для бывших граждан соответствующего государства. См.: Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. -М.:
181
Российский Юридический Издательский Дом, 1994.- С.36; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М: Юристь, 1997.-С.58
2 Подробнее об этой проблеме см.: Лимонова Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: Учеб. пособие для вузов / Под ред. профессора Т.Н. Радько. - М.: Книжный мир, 2001.
3 После принятия нового закона о гражданстве появились новые работы. Например: Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М.: Юристь, 2003; Гражданство: Сборник документов / Сост. А.В. Мазуров. - М.: Юрайт-Издат, 2003. Нами эти работы не комментируются, т.к. они появились уже после того, как курс лекций был подготовлен к изданию. Однако студентам мы настоятельно рекомендовали бы их внимательно изучить.
182
Раздел IV
Дата: 2019-05-29, просмотров: 191.