Восстановление в гражданстве РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С учетом состояния законодательства о гражданстве в Россий­ской Федерации институт восстановления в гражданстве понимался неоднозначно1.

Согласно статье 15 ФЗ о гражданстве РФ иностранные граж­дане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ по правилам приема в граж­данство РФ в общем порядке (т.е. в соответствии с частью 1 статьи 13 указанного закона). При этом срок их проживания на территории Рос­сии сокращается до трех лет.

К иным основаниям, пожалуй, можно отнести оптацию, т.е. выбор гражданства при изменении Государственной границы России. Если в соответствии с международным договором РФ изме-

169

йена Государственная граница России, то лица, проживающие на тер­ритории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, опреде­ленные соответствующим международным договором РФ (статья 17 ФЗ о гражданстве РФ).

В ФЗ о гражданстве (статья 16) указаны основания, по кото­рым заявления лиц о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ отклоняются. Заявления отклоняются, если они по­даны лицами, которые а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя России или иными действиями созда­ют угрозу ее безопасности; б) в течение 5 лет, предшествовавших дню обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ или о восстанов­лении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы России в соответ­ствии с федеральным законом; в) использовали подложные докумен­ты или сообщили заведомо ложные сведения; г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено меж­дународным договором РФ; д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории России или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом; е) преследуются в уголовном порядке компе­тентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); ж) осуждены и отбывают наказание в виде лише­ния свободы за действия, преследуемые в соответствии с федераль­ным законом (до истечения срока наказания); 3) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ или в течение 5 лет непрерывного прожи­вания на территории России, если иной срок проживания на террито­рии России, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен ФЗ о гражданстве.

6. Прекращение гражданства. В статье 18 ФЗ о гражданстве РФ названы два основания прекращения российского гражданства:

а) вследствие выхода из гражданства;

б) по иным основаниям, предусмотренным Законом о граж-' данстве РФ или международным договором РФ.

170

Согласно статье 19 названного закона выход из гражданства РФ может осуществляется в общем и в упрощенном порядке. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории России, осу­ществляется на основании его добровольного волеизъявления в об­щем порядке, если нет предусмотренных статьей 20 ФЗ о гражданст­ве оснований отказать ему в реализации его намерения. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ: а) имеет не вы­полненное перед Россией обязательство, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обви­няемого по уголовному делу либо в отношении него имеется всту­пивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приоб­ретения.

Упрощенный порядок выхода из российского гражданства возможен в следующих случаях. Если лицо проживает на территории иностранного государства и добровольно пожелало выйти из россий­ского гражданства и при этом отсутствуют основания, позволяющие отказать ему в реализации его волеизъявления. Такой порядок, но по заявлению обоих родителей или одного из родителей, применяется и в отношении ребенка, если один родитель является гражданином РФ, а другой - гражданином иностранного государства либо если у него единственный родитель является гражданином иностранного госу­дарства.

К иным основаниям прекращения российского гражданства может быть отнесена описанная выше оптация.

7. Отмена решения по вопросам российского гражданст­ва. ФЗ о гражданстве РФ (статья 22) устанавливает, что решение о приобретении или прекращении российского гражданства отменяет­ся, если будет установлено, что оно принималось на основании пред­ставленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт представления таких документов и сведений устанав­ливается в судебном порядке. Отмена решений по вопросам россий­ского гражданства осуществляется Президентом или иным полно­мочным органом, ведающими делами о российском гражданстве и принявшими такое решение. При этом отмененное решение считается недействительным со дня его принятия.

171

8. Гражданство детей и недееспособных лиц. По общему правилу, гражданство детей в возрасте до 14 лет следует граж­данству родителей. Для приобретения или прекращения гражданст­ва РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согла­сие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в ре­зультате этого он становится лицом без гражданства. Если родители лишены родительских прав, то изменение их гражданства не ведет к изменению гражданства детей. На изменение гражданства детей не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав (части 2-3 статьи 9 ФЗ о гражданстве).

Согласно ФЗ о гражданстве, при приобретении или прекраще­нии гражданства РФ родителей вопрос о гражданстве ребенка реша­ется с соблюдением следующих правил.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответ­ственно изменяется и гражданство детей. Но если в результате пре­кращения гражданства РФ обоих родителей или единственного роди­теля ребенок может оказаться лицом без гражданства, то гражданство ребенка не изменяется (статья 24 ФЗ о гражданстве).

Если гражданство РФ у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином РФ, то ребенок сохраняет гражданство РФ. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином РФ, гражданство РФ у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приоб­ретает гражданство РФ, то их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести гражданство РФ по заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приоб­ретает гражданство РФ, то их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.

Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приоб­ретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без граж­данства, то их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявле-' нию родителя, приобретающего гражданство РФ.

172

Если один из родителей, приобретающих гражданство РФ, яв­ляется лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное граж­данство, то их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявле­нию обоих его родителей.

Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет российское гражданство. Гражданство РФ ребенка все же может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей, но при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (статьи 24 и 25 ФЗ о гражданстве).

Согласно ФЗ о гражданстве, вопросы гражданства детей при усыновлении (удочерении) решаются следующим образом.

Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами сохраняет свое россий­ское гражданство. Гражданство РФ ребенка, усыновленного (удоче­ренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыно­вителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися - гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданст­ва, приобретает российское гражданство со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющеюся гражданином РФ.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ре­бенка. Если в течение одного года со дня усыновления (удочерения) такого заявления не было, то ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории России (статья 26 ФЗ о гражданстве).

В ФЗ о гражданстве нашли определенное решение и вопросы гражданства детей и недееспособных лиц, над которыми уста-

173

новлены опека и попечительство. Согласно статье 27 ФЗ о граж­данстве, дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попе­чителя. Если ребенок или недееспособное лицо находятся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреж­дении, учреждении социальной защиты населения либо другом ана­логичном учреждении РФ, то российское гражданство приобретается ими в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо. Если над ребенком или недееспособным лицом установлены опека или попечи­тельство иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, то этот ребенок или это недееспособное лицо может приобрести российское гражданство одновременно с указанным гражданином по его заявлению. Если ребенок или недееспособное лицо являются гра­жданами РФ, то они сохраняют свое российское гражданство и при установлении над ними опеки или попечительства иностранного гра­жданина.

9. Полномочные органы, ведающие делами о российском гражданстве. Согласно статье 28 ФЗ о гражданстве РФ такими орга­нами являются:

• Президент;

• Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопро­сами внутренних дел, и его территориальные органы;

• Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопро­сами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ. Порядок рассмотрения этими органами вопросов гражданства

Российской Федерации детально прописан в Положении, утвержден­ном Указом Президента РФ № 1325 от 14 ноября 2002 года Здесь же отметим лишь, что рассматривает и решает в этой части Президент: Он решает следующие вопросы:

а) приема в гражданство РФ в общем порядке;

б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;

в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;

г) отмена решения по вопросам гражданства РФ.

174

Кроме того, Президент утверждает положение о порядке рас­смотрения вопросов гражданства РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведаю­щих делами о российском гражданстве, в связи с исполнением ФЗ о гражданстве РФ.

В осуществление своих полномочий, предусмотренных ФЗ о гражданстве РФ, Президент издает указы, т.е. второй вид его актов, -распоряжения (статья 90 Конституции РФ), - здесь не применяет­ся. Организационное обеспечение функций, отнесенных законом к компетенции Президента РФ, осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам гражданства, входящее в струк­туру Администрации Президента.

10. Производство по делам о российском гражданст­ве. Исполнение решений. Рассмотрим наиболее характерные сторо­ны этих вопросов.

Подача заявлений. По ФЗ о гражданстве (статья 32) общим правилом является то, что заявления по вопросам гражданства РФ подаются:

• по месту жительства заявителя;

• лицом, проживающим на территории России, - в территори­альный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;

• лицом, проживающим за пределами России и не имеющим места жительства на территории России, - в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ, находя­щиеся за пределами России.

Заявление подается заявителем лично. Если же он в силу под­твержденных документально обстоятельств, имеющих исключитель­ный характер, не может осуществить это, то заявление и необходи­мые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, при­лагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариаль­ными записями.

Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспо­собного лица подается их родителями либо другими законными пред­ставителями.

175

Заявления по вопросам гражданства РФ составляются пись­менно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостове­ряется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ. Если же заявитель не может подписать заявление в силу негра­мотности или физических недостатков, то заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удо­стоверяется нотариальной записью. За пределами России такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, находящихся за пределами России. В предусмотренных ФЗ о гражданстве случаях согласие заинтересованных лиц на приобрете­ние или прекращение российского гражданства дается в письменном виде, подлинность подписи указанных лиц удостоверяется нотари­альной записью. Подлинность подписи лиц, проживающих за преде­лами России, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреж­дений РФ, находящихся за пределами России. Форма заявления и пе­речень указанных в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения и прекраще­ния российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждаемым Президентом (статья 33 ФЗ о гражданстве).

В порядке, установленном российским законодательством, при приеме в гражданство РФ, восстановлении в нем или выходе из него, а также при определении гражданства РФ на территории России взимается государственная пошлина, а за ее пределами - консуль­ский сбор (статья 34 ФЗ о гражданстве).

11. Обжалование решений и действий, разрешение споров по вопросам гражданства РФ. Эти вопросы разрешены в статьях 39 - 41 ФЗ о гражданстве. Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ, об отклонении заявления по вопросам гра­жданства РФ может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотрен­ном российским законодательством. Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства РФ и иные нарушающие порядок производ­ства по делам о гражданстве РФ и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ действия должностных лиц полномочных

176

органов, ведающих делами о гражданстве РФ, могут быть обжалова­ны вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу ли­бо в суд. Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица раз­решаются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

12. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданст­ва (апатридов). С институтом гражданства тесно связано правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Отношение к чуже­странцам (так порой именуют эти две группы населения) претерпело в мировой истории длительную эволюцию: от полной нетерпимости (чужой — значит враг, варвар) - к постепенному преодолению такого предрассудка; от полного бесправия, абсолютной незащищенности (стать своим среди чужих - это было немыслимо) - к наделению тем или иным объемом прав, обеспечению определенной защитой. В силу этого проблема правового положения иностранцев и лиц без граждан­ства возникла не сегодня и не вчера. Она существует, возможно, три тысячи, а, возможно, и большее количество лет. По существу, она возникла, как только на планете появились первые человеческие ци­вилизации, первичные, ранние государства.

Однако особую актуальность тема правового положения ино­странцев и лиц без гражданства приобрела в XX века. С началом XXI столетия по ряду позиций эта тема обострилась.

Анализ показывает, что законодательство каждой страны в определении правового положения иностранцев и лиц без гражданст­ва имеет свои особенности. Но в законодательстве любой страны при­нимается во внимание (с различной степенью обстоятельности) то обстоятельство, что иностранный гражданин, находящийся за преде­лами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, правовой статус гражданина своего государства, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. Вместе с тем, иностран­ный гражданин, оказавшийся в пределах не своего государства, под­падает под юрисдикцию этого государства и вынужден соблюдать законы и ряд иных правовых актов страны пребывания.

В советский период правовое положение иностранцев опреде­лялось Законом СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР", который длительное время действо-

177

вал в части, не противоречащей Конституции РФ, и после ее принятия и введения в действие. По этому закону они обладали всем комплек­сом личных и социально-экономических прав и свобод.

Конституция РФ (часть 3 статьи 62) закрепляет важный прин­цип, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданст­ва пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражда­нами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовое положение указанной категории лиц регулируется также российским федеральным законодательством.

Конституционный принцип предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (ста­тья. 63) получил развитие в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года.

Порядок въезда в РФ и выезда из нее иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральным законом от 15 авгу­ста 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Закон устанавливает конкретные исчерпы­вающие основания, при которых въезд в РФ указанной категории лиц может быть разрешен, ограничен либо не разрешается.

Закон РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи­тельства в пределах территории Российской Федерации" предостав­ляет такое право лицам, не являющимся гражданами РФ и законно находящимся на ее территории, которое осуществляется ими в соот­ветствии с Конституцией и законами РФ и международными догово­рами РФ.

Детально же правовое положение иностранных граждан в Рос­сийской Федерации прописано в федеральном законе от 25 июля 2002 года.

13. Беженцы и вынужденные переселенцы. Правовое регу­лирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев осуществ­ляется, прежде всего, двумя законами - "О беженцах" и "О вынуж­денных переселенцах", принятыми 19 февраля 1993 года (в редакциях федеральных законов, соответственно, от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ и от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ).

178

Эти законы определяют понятия беженца и вынужденного пе­реселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о при­знании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужден­ным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и ре­шают другие сопутствующие вопросы.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Рос­сийской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной соци­альной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защи­той этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследст­вие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и нахо­дясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в ре­зультате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

За прошедшие 10 лет по разным оценкам в Россию переехало до 10 миллионов человек. Но официально зарегистрировано чуть бо­лее 700 тысяч вынужденных переселенцев. В основе этого явления много различных причин, и они образуют предмет изучения ученых и специалистов, представляющих различные области науки, в частно­сти, социологию, криминологию Для нас же в данном случае особый интерес представляет конституционно-правовая сторона этого явле­ния. Выясняется, что понятие "вынужденный переселенец" во многом изобретение российского законодателя, которое малоизвестно ино­странному конституционно-правовому законодательству.

В отличие от беженца, понятие вынужденного переселенца относится, как правило, к гражданину РФ, который был вынужден покинуть место своего постоянного жительства на территории ино­странного государства и прибыл на территорию России, либо кото­рый был вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибыл на территорию другого субъек­та. Вынужденным переселенцем может быть признано лицо и не имеющее гражданства РФ, т.е. иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории РФ и изменившее место постоянного жительства на ее

179

территории, а также на указанных в Законе основаниях гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.

Установленный указанными выше законами порядок оформ­ления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обя­занности аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатай­ство лица в соответствующий орган федеральной миграционной службы России по месту его пребывания в любом из субъектов РФ. Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассмат­ривается в течение трех-пяти дней. После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установ­ленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения. Здесь ему предоставляются необходи­мые для поддержания жизни условия: питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др.

Законы устанавливают и обязанности ходатайствующих: по получении направления на временное поселение они должны отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный поря­док проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган федеральной миграционной службы или в суд в течение месяца.

Решение о признании беженцем, вынужденным переселенцем принимается соответствующим органом миграционной службы субъ­екта РФ в течение трех месяцев.

Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселен­цем, выдается удостоверение установленного образца.

При отказе лицу вручается письменное уведомление с указа­нием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано в том же порядке, что и отказ в принятии ходатайства.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселен­цами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

180

Они вправе в течение трех месяцев избрать место своего по­стоянного жительства либо населенный пункт из числа предложен­ных им органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники, при условии их согласия.

Установлены льготные условия для приобретения ими рос­сийского гражданства. Органы государственной власти и органы ме­стного самоуправления обязываются оказывать беженцам и вынуж­денным переселенцам всестороннюю помощь и содействовать в ре­шении жизненных проблем устройства на новом месте жительства.

Каковы перспективы института гражданства?

Александр Сергеевич Пушкин на вопрос "Где вы теперь слу­жите?" гордо отвечал: "Я числюсь по России". То есть он, как страст­ный патриот своей страны, считал, что для свободного человека нет большего призвания, чем быть гражданином своего Отечества и слу­жить ему. А вот князь Дмитрий Иванович Шаховской находил, что этого мало. По его представлениям получалось, что все человечество планеты есть не что иное, как сложный кооператив. И, по его мне­нию, настоящий россиянин (русский демократ-интеллигент) по суще­ству есть член этого кооператива.

И не только он. Многие великие мыслители, крупные ученые, обращаясь к теме гражданства, в конечном итоге приходили к выво­ду: недостаточно быть патриотом только своей страны, а надо еще ощущать себя сыном или дочерью Земли. Они полагали, что для ут­верждения идей гуманизма и демократии в масштабе всей планеты, необходим еще институт гражданина мира. Действительно, не это ли направление общетеоретической и конституционно-правовой мыс­ли является наиболее продуктивным, когда идет поиск ответа на дан­ный вопрос?

Примечания

1 Сурен Адибекович Авакьян считал, что указание на восстановление в гражданстве как на особый вид его приобретения можно считать делом вкуса или тактики составителей закона, поскольку в формально-юридическом смысле применяется известный способ - в порядке регистрации. Вениамин Евгеньевич Чиркин же находил, что в целом восстановление в фаждансгве -разновидность натурализации, но особая разновидность; восстановление в гражданстве обычно применяется для бывших граждан соответствующего государства. См.: Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. -М.:

181

Российский Юридический Издательский Дом, 1994.- С.36; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М: Юристь, 1997.-С.58

2 Подробнее об этой проблеме см.: Лимонова Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: Учеб. пособие для вузов / Под ред. профессора Т.Н. Радько. - М.: Книжный мир, 2001.

3 После принятия нового закона о гражданстве появились новые ра­боты. Например: Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М.: Юристь, 2003; Гражданство: Сборник документов / Сост. А.В. Мазуров. - М.: Юрайт-Издат, 2003. Нами эти работы не комментируются, т.к. они появились уже после того, как курс лекций был подготовлен к изданию. Однако студентам мы на­стоятельно рекомендовали бы их внимательно изучить.

182

Раздел IV

Дата: 2019-05-29, просмотров: 191.