Пьеса «Свои люди – сочтёмся»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главные герои пьесы – купцы. Изображается быт, речевое поведение купеческой среды. Использование приёма говорящих имён (Самсон Силыч Большов). В этой пьесе заложены основные параметры пьес: детальное изображение купеческого быта. Модель купеческого дома – модель соответствующего варианта русской жизни.

Купеческая среда показана с точки зрения натуральной школы (аморализм).

Язык персонажей становится языком изображения.

Впервые пьеса была поставлена в 1861 г.

Помимо написания оригинальных пьес, Островский занимается переводами драматургии (Шекспир «Усмирение своенравной»; древнегреческие авторы – Сенека, Теренций). Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин» (журнал славянофильского направления) (+ «Банкрут» и «Бедная невеста»).

В пьесе «Бедная невеста» изображаются московские чиновники.

С этих пор начинается «москвитянский» период творчества Островского (1852-1855 гг.). Принципы: любовь к России и её истории. Платформа будущего «почвенничества» (Достоевский). В этот период реализм в разных формах становится критическим. Однако, Островский пытался изображать положительные черты русского быта и характера, как дворянского, так и купеческого («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»).

В 50-е гг. начинают заключаться браки между дворянами и купцами. Островский показывает коллизию межсословных отношений.

Критика по-разному воспринимает пьесы Островского:

Чернышевский, Добролюбов (демократическая критика): негативное отношение к изображению купцов как носителей русской традиции.

Апполон-Григорьев: новое слово в русской драматургии и русской литературе.

Во второй половине 50-х гг. Островский начинает публиковаться в журнале «Современник» (Островский). Островский начинает изображать чиновничье-бюрократическую систему («В чужом пиру похмелье»).

1856 г. – экспедиция на Волгу для изучения русской жизни, в которую едет Островский. Основы для изображения русской провинции.

Трилогия о Бальзаминове («Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся – чужая не приставай», «Зачем пойдёшь – то и найдёшь»). Бальзаминов – мелкий чиновник, вариант «маленького человека». Островский возвращается к традиции водевиля. Сатира отсутствует.

60-е гг. – создание ряда исторических пьес (отмена крепостного права, споры о будущем России, попытка найти в истории или предвидеть в будущем перспективу развития России). Создание новых исторических трудов: Соловьёв, Костомаров, Забелин.

Исторические пьесы Островского: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода» («Сон на Волге»), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Василиса Милентьевна», «Комик 17-го столетия». В основе сюжета пьес – исторические события, изложенные в трудах Карамзина, Соловьёва, Забелина.

70-80-е гг. – появление нового героя Островского – героя-дельца, буржуа, циничного человека новой формации («Горячее сердце», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Не всё коту Масленица»).

1873 г. – пьеса «Снегурочка» (сказка-феерия, «весенняя сказка»). Обращение к доисторическим, дохристианским временам (в русской литературе появляется жанр утопии). В то время люди жили в гармонии с природой. Снегурочка – персонаж иного мира. Гибель – плата за любовь.

1879 г. – пьеса «Бесприданница». Проблема женской эмансипации и личности вообще. Тема купли-продажи.

ГРОЗА

А.Н. Островский пришел в литературу, имея много ново­го, непривычного материала. Проработав несколько лет в Мо­сковском совестном суде, он был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и самодурство, совершались бесчестные сделки и проливались слезы. Именно так живут и обитатели города Калинова, где происходит действие пьесы «Гроза». А.Н. Островский прие­хал на Волгу в 1848 году и был поражен открывавшимися с берега реки видами. В основу сюжета легла реальная история в мещанской семье Клыковых: в ней покончила с собой, бро­сившись в Волгу, молодая женщина, уставшая от преследова­ния свекрови, бесхарактерного мужа и трагической тайной любви к почтовому чиновнику.

Пьеса открывается разговором Кудряша и Кулигина на бе­регу Волги. Реплики механика-самоучки Кулигина наполнены восторженными восклицаниями («Вид необыкновенный! Кра­сота! Душа радуется». «Восторг!.. Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита»). Герой любует­ся чудесным видом русской природы. Однако миролюбивое созерцание окрестностей нарушается вдруг неприглядной сценой ругани. Это Савел Прокофьевич Дикой отчитывает своего племянника.

Кудряш заявляет, что с такими людьми разговаривать уме­ет и быстро бы нашел на них управу: «Вчетвером этак, впяте­ром в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил и оглядывался». Герой знает, что такие люди, как Дикой, только и понимают, когда с ними говорят с позиции силы. Сами они привыкли решать свои проблемы волевыми методами (приказами, унижением близких и запугиванием). Своего работника Ваню Кудряша он, например, хотел отдать в солдаты. Герой дает Дикому красноречивую характеристику, утверждая, что тот без ругани «дышать не может», единственный способ дать ему отпор — действовать его же приемами. «Он слово, а я десять», — хва­стается Кудряш. У Кулигина на этот счет иное мнение. Он не станет уподобляться хамовитому Дикому: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть».

В следующем явлении А.Н. Островский раскрывает при­чину, по которой Борис, племянник Дикого, вынужден сно­сить брань своего дядюшки. Оказывается, они с сестрой во время холерной эпидемии остались сиротами. А бабушка ос­тавила им наследство, которое они должны по достижении со­вершеннолетия получить от Дикого при одном условии: если племянники будут к нему почтительны. Видя манеру общения дядюшки, Борис понимает, что тот может вообще ничего не выплатить. А.Н. Островский подчеркивает, что Борис терпит все надругательства над своей личностью не ради себя, а ради любимой сестры. Герой живет у Дикого фактически в услуже­нии, отрабатывая свое иллюзорное наследство. «Живи, гово­рит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу», — так заявил ему дядюшка.

А.Н. Островский решительно высмеивает жадность и стя­жательство представителей «темного царства». Смысл жизни Дикого заключается в том, чтобы увеличивать свое богатство. Для достижения этой цели он не брезгует никакими средства­ми. Дикой привык держать вокруг себя людей в рабстве, поль­зуясь их зависимым положением. Груб и высокомерен он со всеми («Целый день ко всем придирается», «Всех мужиков переругает»).

На жалобы Бориса о том. что не может он принять мест­ных обычаев, Кулигин, наиболее интеллектуальный герой пьесы, читавший и М.В. Ломоносова, и Г.Р. Державина, заяв­ляет, что тот и не сможет никогда привыкнуть. В его репликах А.Н. Островский подчеркивает символическое значение пье­сы: город Калинов, в котором разворачивается действие про­изведения, есть не что иное, как символ общества, живущего по законам мещанства. Мещанство в XIX веке в России суще­ствовало как особый социальный класс, объединяющий людей мастеровых, торговых, которые, как правило, не обладали вы­соким уровнем образования, не отличались тонкостью в об­щении, но твердо стояли на ногах в материальном плане. Фи­лософию этой социальной среды метко характеризует Борису Кулигин: «В мещанстве, сударь, не выбиться из этой норы! Потому что честным трудом никогда не заработать нам боль­ше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Подобное поведение в общественной жизни, основанное на обмане и мошенничестве, становится нормой. Своей нечестности по отношению к мужикам Дикой не скры­вает даже в разговорах с городничим, рассказывая ему о том, как недоплачивает по копейке каждому, кто у него работает. Так и составляются его тысячи. «Много у меня в год-то наро­ду перебывает; вы-то поймите: не доплачу я им по какой- нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи состав­ляются, так оно мне и хорошо!» — рассказывает Дикой го­родничему, даже не стесняясь своей непорядочности.

Сравним, например, отношения купца и городничего в «Грозе» (1855) и в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1835). Если у Н.В. Гоголя провинившиеся купцы, кланяясь в ночи, умоляют Антона Антоновича о пощаде, то Дикой ведет себя с городни­чим совсем по-другому. «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!» — заявляет он в ответ на просьбу не обсчитывать мужиков, панибратски по­трепав городничего по плечу. Зато Кабаниха мгновенно дает Дикому отпор: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты най­ди подешевле меня!» Кабаниха ему ровня, так как она сама очень богата. Кабаниха любит командовать сынком и рада лишний разок унизить невестку. Богатые представители «тем­ного царства» чувствуют полную безнаказанность. Этим и объясняется их самодурство.

Островский показывает, что люди, подобные Дикому и Кабанихе, тянутся друг к другу: им интересно поговорить, так как они друг друга стоят. Не случайно заявляет Дикой Каба­новой: «Ты только одна во всем городе умеешь меня разгово­рить». Оба они могут быть откровенны друг с другом. Дикой сознается куме в собственной жадности («Кому своего добра не жалко!»).

А.Н. Островский гневно критикует произвол сильных ми­ра сего. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую. За­хочу — раздавлю», — нагло заявляет Дикой Кулигину. А тот лепечет в ответ лишь жалкие оправдания. Дикой постоянно изводит своих домашних и окружающих. Он безжалостно из­девается над племянником Борисом, находящимся в денежной зависимости от него. И никто не может дать обидчику отпор, так как у Дикого есть власть. Поведение героя носит классо­вый характер: в руках купечества находилось в то время эко­номическое могущество страны, дополненное в результате развития капитализма политической силой.

Зависть, вражда, кляузы, суды — вот мир города Калинова, в который погружает читателя А.Н. Островский. И это не сказочный город ужасов, а реальный мир, который существует не только в каждом уездном городке, но и в купеческом Замо­скворечье, быт и нравы которого писатель хорошо изучил. На просьбу Бориса изобразить эти нравы в литературе Кулигин заявляет, что боится: «Съедят, живого проглотят. Мне уж и гак. сударь, за мою болтовню достается». Герой хочет найти иной, более реалистичный и действенный выход из создав­шейся ситуации: он мечтает изобрести перпетуум-мобиле («вечный двигатель», который обеспечил бы мещанство рабо­той).

Однако основное внимание А.Н. Островский уделяет в пьесе не хозяйственным, а семейным конфликтам. Именно в этой среде, где герои, подобные Дикому и Кабанихе, раскры­ваются во всей красе, срывая на домашних свои самые нега­тивные эмоции. Во время второй встречи с Борисом Кулигин вновь рассказывает ему о городских нравах. На этот раз он, как обещал при первом разговоре, освещает семейную тему.

Большую часть времени калиновцы просиживают дома. В городе сделали бульвар, но народ по нему не гуляет: все сидят за заборами, «чтобы люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят».

Из газет читают только «Биржевые ведомости», да и то не во всех домах. Свои представления о жизни калиновцы чер­пают из рассказов странниц-богомолок. Они готовы поверить, что есть земли, где все люди с песьими головами. Странница Феклуша для них не просто разносчик новостей. Она мысли­тель, поставляющий в купеческие дома духовную пищу.

Стремясь нагнать на капиновцев побольше страху, Феклуша не жалеет фантазии, рассказывая разные небылицы о Москве и дальних странах. На ее примере А.Н. Островский разоблача­ет убогое мировоззрение представителей мещанской среды.

Основное оружие странницы Феклуши — лесть. Не слу­чайно она в разговоре с Кабановой расхваливает тишь и бла­годать уездного города Капинова и саму Кабанову, которая, по словам странницы, и создает этот «райский уголок» своей добродетельностью. В других же городах, по мнению Феклу­ши, царит содом. Содом в библейской мифологии — город, уничтоженный богом за грехи его жителей. Сцена, о которой с жаром говорит Феклуша, есть не что иное, как беспутство, беспорядок и суматоха. Еще более яркий религиозный оттенок, принимает рассказ странницы о своем видении, когда Феклу- ше видится в Москве на высоком-превысоком доме «кто-то лицом черен», разбрасывающий плевелы! Плевелы — сорная трава, растущая в хлебах. Согласно религиозным верованиям, плевелы (то есть разные грехи и соблазны) сеял между людь­ми дьявол. Чтобы убедить темных капиновцев в своей право­те, Феклуша использует любые приемы, например, вечное се­тование людей на то, что им не хватает времени. Странница подчеркивает, что время убавляется за людские грехи, хотя это объективный закон существования живой материи.

Атмосфера в доме Кабановых полна взаимной неприязни, необъяснимой ревности. Здесь царят скандалы, свидетельст­вующие о непримиримости взаимных интересов и низком культурном уровне обитателей. На любые реплики домашних Кабаниха отвечает грубыми окриками и обвинениями. Пора­зительно, что героиня обвиняет членов своей семьи прежде всего в нелюбви и неблагодарности, еще больше отталкивая при этом от себя близких. Свою грубость героиня называет строгостью и прикрывает чувством родительской любви. На самом же деле ею движет элементарный эгоизм, желание дик­товать людям свои правила жизни, навязывать свою филосо­фию и идеалы. Сына Тихона она упрекает в том, что ему жена милее матери. Невестке же она вообще советует помолчать, когда та уверяет ее в своем почтении.

Кабаниха чувствует свою власть над домашними и всеми способами старается удержать ее. «Я давно вижу, что вам во­ли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете», — заявляет она.

Основой семейных отношений Кабаниха считает порядок, при котором жена должна бояться мужа и свекровь.

Размеренно и монотонно изматывает Кабаниха домашних своими нравоучениями. Она неустанно повторяет, что забо­тится о детях, старается показать свою религиозность. Каба­ниха поддерживает суеверие и предрассудки, решительно пре­секает всякие проявления свободомыслия. Она является выразителем идеологии «темного царства», по которой сла­бый должен бояться сильного. Тихон же вообще не имеет соб­ственного голоса в семье, во всем стараясь угодить маменьке. Свидетельницей этой семейной драмы является дочь Кабани­хи Варвара. Она дает брату дельный совет: молчать, когда ма­менька ругается. Не случайно А.Н. Островский дает герою «говорящее» (в традициях литературы классицизма) имя Ти­хон, Тиша (как называет его Катерина). Оно красноречиво подчеркивает мягкотелость героя, его неспособность решить конфликтную ситуацию. Варвара и сама привыкла жить обма­ном. У Тихона тоже есть выход расслабиться, выбраться хоть на время на свободу из-под маменькиного ига: поехать по де­лам да и запить по дороге. Одной из ключевых сцен пьесы яв­ляется сцена прощания Кабанихи с сыном перед одной из та­ких поездок. Мать Тихона делает строгие наказы, а Катерине велит мужа ждать. А суть этих наказов сводится к следующе­му: уважать и слушаться свекровь, работать и на молодых парней не заглядываться. На просьбу Катерины взять ее с со­бой Тихон отказывает. Ему важна свобода для себя, свой ду­шевный комфорт. Сцена завершается унизительными прика­зами Кабанихи прилюдно мужу в ноги кланяться. «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! С любовником прощаешься? Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяй­ся!» — грубо прикрикивает она на Катерину в сцене прощания с Тихоном. И Катерина вынуждена ей подчиниться, но у этой молодой женщины сильный характер, глубокая, тонкая душа.

Романтическая натура Катерины задыхается в череде се­мейных проблем и неурядиц. «Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...».

Таким образом, уже в самом начале пьесы Волга воспри­нимается главной героиней как своеобразный выход из соз­давшейся ситуации и ассоциируется с символом воли, а соот­ветственно, и счастья, и любви. В своей страшном грехе — любви к другому мужчине — Катерина исповедуется Варваре. Однако с ее стороны она встречает не осуждение, а понима­ние. Варвара даже берется по-женски помочь Катерине орга­низовать любовное свидание. Символично явление восьмое, в котором барыня, указывает на Волгу, предрекает страшный финал пьесы: «Что смеетесь! Не радуйтесь. Все в огне гореть будете неугасимом». Самоубийство в православии считается одним из самых тяжких грехов. Не случайно богобоязненная Катерина совершит именно его, обрекая тем самым свою ду­шу на вечные адские муки.

Другим важным символом в произведении является «Гро­за». Это природное явление издревле ассоциировалось в на­родном миропонимании с божьей карой. Не случайно гроза застает Катерину и Варвару после разговора с барыней. Кате­рине она внушает ужас и желание спрятаться дома, чтобы об­разам и богу помолиться. Варвара же утверждает, что гроза еще далеко, а от судьбы и дома не спрячешься. Читатель по­нимает, что Катерина боится не Кабанихи, а своих грехов и лукавых помыслов. Женщина страшится не смерти, а божьего суда. Варвара, узнав о ее чувствах к Борису, советует их скры­вать и встречаться тайно. Катерина же предпочитает другой выход. «Конечно, не даст бог этому случиться! А- уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой си­лой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» — признается она Варваре.

А.Н. Островскому важно показать, что мещанские домо­строевские устои подрывают сущность самого понятия любви как чувства, основанного на взаимной поддержке и уважении. Когда отношения для одного из супругов превращаются в эгоистическое потребительство, а для другого — в рабскую повинность и показную покорность, хрупкое чувство любви безвозвратно разрушается. В супружеских отношениях начи­нает доминировать иное чувство: чувство долга, но это уже не личное счастье, а стремление выдержать правильную линию поведения в глазах общества.

Циничная Кабаниха, грубо вмешиваясь в отношения суп­ругов, еще и обсуждает после этой навязанной ею сцены про­щания их поведение: «Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится. Пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на позор да смех добрым людям».

После отъезда Тихона женщина не унимается, а продол­жает унижать невестку, предлагая ей лежать на крыльце и полтора часа выть после отъезда мужа. Эта гиперболизиро­ванная реплика нужна писателю для того, чтобы еще раз вы­смеять и осудить выпячивание чувств, которых на деле, как выясняется, уже давно и нет.

Символический образ свободы ассоциируется в мечтах Катерины не только с Волгой, но и с полетом.

В одном из ее монологов с таким надземным парением не­расторжимо связан мотив смерти: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабоч­ка». Примечательно, что почти в каждом подобном размышле­нии героини присутствует религиозный аспект. Не случайно Катерина мечтает умереть маленькой, так как дети, по ее мне­нию, подобны ангелам. Ее опять-таки беспокоит двойствен­ность ее положения с точки зрения религиозного видения си­туации. По христианским законам она должна терпеть все испытания, которые выпали на ее долю. А любая попытка об­рести свободу оказывается грешной. Единственной возможно­стью хотя бы временного выхода из-под гнета Кабанихи была поездка с мужем, в чем он ей отказывает, лишая тем самым ее своей поддержки. Измена же или уход из жизни — это выходы, ведущие, по сути, к тупику: к греху, которого Катерина как раз и страшится. Важно понимать, что А.Н. Островский выставляет свою героиню на суд читателей уже в тот момент, когда та мысленно продумывала эти выходы, но выбрала все-таки путь терпения. Знание читателем этой ситуации помогает автору в финале пьесы усилить художественный эффект сцены само­убийство. Известно, что самый яростный протест рождается в душе самых угнетенных и униженных людей. Возникает во­прос: насколько же силен и невыносим должен быть гнет Каба­нихи, чтобы такая терпеливая и тонкая женщина, как Катерина, решилась на самый тяжкий грех?

Тема греха развивается в пьесе последовательно. Варвара после отьезда брата дает Катерине ключ от дальней калитки, через которую можно выскользнуть на свидание. Этот ключ становится символом греховного искушения. Не случайно Ка­терина хочет выбросить его в Волгу.

Решаясь на измену мужу, Катерина понимает, что этот шаг в конечном итоге приведет ее к гибели. На грешный поступок толкает Катерину любовь к Борису, а также душевная сла­бость Тихона, ставшего орудием произвола Кабанихи.

Чтобы подчеркнуть всю тяжесть положения Катерины в доме Кабановых. А.Н. Островский подробно рассказывает о ее жизни до замужества. Героиня вспоминает об этом в разгово­ре с Варварой, единственным близким ей существом в доме, ставшем для нее своег о рода темницей. Катерина рассказывает о том, как ходила с матерью в церковь, гуляла в саду, любила заниматься рукоделием и слушать разные рассказы странниц. Катерина сравнивает себя с вольной птичкой и мечтает, пре­вратившись в птицу, улететь, как из тесной клетки, из ненави­стного ей дома Кабановых. Образ птицы, воплотивший тоску героини но свободе, несколько раз появляется на страницах произведения. Наиболее ярко он воплощен в монологе Кате­рины: «Отчего люди не летают, как птицы?.. Мне иногда ка­жется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет ле­теть». Уже в самих этих поэтичных строках угадывается тонкость душевной натуры героини, ее поэтичность, умение глубоко чувствовать и понимать красоту.

Символично, что Катерина признается мужу в измене именно перед грозой. Ее страх быть убитой громом подогре­вают пустые разг оворы обывателей о том, что в грозовой туче что-то живое ворочается, а необыкновенный цвет ее возвеща­ет какое-то несчастье: либо дом сгорит, либо убьет кого- нибудь. Эти домыслы довершает монолог уже известной чита- телю барыни (которая, по слухам, сама в молодости много грешила) о том, что красота дана человеку на погибель. Бары­ня вновь говорит Катерине об огне неугасимом, в котором все гореть будут. «Ад! Ад! Геенна огненная!» — восклицает в страхе богобоязненная Катерина.

Тихон готов простить Катерине грех, но в дело вмешива­ется воинствующая маменька, которая считает, что невестку за ее провинность надо живой закопать в землю. После трога­тельной сцены прощания с Борисом Катерина уже не может вернуться домой. Она выбирает добровольную смерть и бро­сается в Волгу. Символично, что нравственную оценку по­ступку Катерины дает в пьесе Кулигин, который восклицает: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Божий суд, по его мне­нию, окажется милосерднее, чем тот миропорядок, который установлен Дикими и Кабанихами на земле.

Но все чаще поднимают голову обиженные и угнетенные. Дочь Кабанихи Варвара давно не подчиняется своей матери. Она смела, решительна и не суеверна. Варвара не соблюдает старые обычаи. Девушка привыкла тайно вершить свои дела. Она даже дает Катерине совет: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было».

Критикует нравы «темного царства» и Кулигин, но у по­добных героев еще нет достаточных сил, чтобы открыто вы­ступать в защиту своих прав. Символична сцена, в которой изобретатель Кулигин (фамилия его не случайно созвучна с фамилией Кулибин) просит у Дикого десять рублей на строи­тельство громоотвода. Тот подозревает его в воровстве. Кули­гин же продолжает уговаривать богатого Дикого, утверждая, что дело это необходимое для города, где часто бывают грозы. Таким образом, гроза — образ, вынесенный в заглавие пьесы, выступает в ней символом борьбы с мещанством и стяжатель­ством, с косностью нравов и собственнической психологией. Довольно развернутый диалог Дикого с Кулигиным от финан­сового вопроса переходит к спору о том, нужен ли городу громоотвод. В ходе этого спора становится ясным, что люди, подобные Дикому и Кабанихе, просто используют религиоз­ные страхи в своих целях. Гроза для них — это символ божьей кары за грехи. Этой карой они и устрашают тех, кто отказыва­ет им повиноваться.

Кулигин пытается настоять на своем, цитируя строки Г.Р. Державина: «Я телом в прахе истлеваю, громом повеле­ваю». В этих словах поэт воплотил непобедимую силу интел­лектуальной мысли, способной на любые подвиги. Дикой же угрожает отправить за эти слова Кулигина к городничему, уничтожая тем самым веру человека в себя, в свое могущест­во, в возможность изменить существующий миропорядок. Ку­лигин призывает не бояться грозы, а любоваться красотой природы: «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это. а благодать! Да благодать! У вас все гроза! Север­ное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря», а вы ужасае­тесь да придумываете: к войне это или к мору». Научный и поэтический взгляд на мир в этом монологе противопоставлен убогой косности мещанских нравов. В монологе не случайно используются строки из оды «Вечернее размышление» М.В. Ломоносова, который в пьесе выступает символом на­родного таланта, выходца из крестьянской среды, ставшего одним из самых образованных людей не только своей эпохи, но и всей российской истории. Именем его назван основанный им Московский государственный университет — лучшее учебное заведением нашей страны. М.В. Ломоносов внес вклад в различные области науки, его отличали не только эн­циклопедическая эрудиция, но и тонкий поэтический талант.

А.Н. Островский показывает, что обстановка в обществе накалилась до предела и скоро терпение угнетенных лопнет. Непокорных еще мало, но люди уже поднимают свои головы. Представители «темного царства» понимают, что близок час их падения. Стремясь сохранить хоть ненадолго свою власть, они становятся рьяными защитниками старых обычаев.

Символично, что драма заканчивается не сценой покаяния Катерины, а сценой ее самоубийства. Трагический характер этого эпизода подчеркивает, что истинными виновниками драмы являются представители «темного царства», загубив­шие чистую и светлую душу. А.Н. Островский подчеркивает, что поступок Катерины не был случайной слабостью. Героиня хорошо обдумала свое решение и сознательно выбрала смерть. Она предпочла ее беспросветной жизни под гнетом Кабанихи. Упрекая маменьку в гибели жены, в порыве отчая­ния Тихон в финале пьесы восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Основным пороком «темного царства» является его анти­гуманистическая сущность. В нем человек перестает быть че­ловеком. Оно разлагает, калечит души людей. А.Н. Остров­ский выносит представителей «темного царства» на всеобщее поругание и одновременно призывает к борьбе за свободу и справедливость.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.