Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

50-60-е гг. – попытка осмысления мира через критический анализ. Литература обращает внимание на негативные явления.

Один из создателей жанра семейной хроники.

Писал стихи «в духе мрачного романтизма». Традиции гоголевского творчества.

 «Губернские очерки» под псевдонимом Н.Щедрин (1856-1857 гг., «Русский вестник»). 1857 г. – отдельная книга. Демократическая критика восприняла произведение положительно (Чернышевский, Добролюбов). Жанр очерка (меньшая степень обобщения, типизации, в отличие от рассказа; пишется под влиянием определённого события; хроника русской общественной жизни). «Губернские очерки»: действия происходят в провинции (большой успех произведения). Предреформенная действительность – вторая половина 50-х гг. Салтыков-Щедрин показывает быт, нравы, новую мораль дворян; чиновников, купцов, мещан. Цикл очерков: общая тема (изображение предреформенной русской провинции), образ общего рассказчика Н.Щедрина, сквозные герои. Хронотоп дороги и русского постоялого двора. Изображены дворянская усадьба, острог.

Очерк «Приятное семейство»: город Крутогорск – модель дворянского мира. Показана жизнь дворянской провинциальной семьи. Искусственная праздничная атмосфера. Члены семьи лицемерны. Гротескные детали (гоголевская традиция). Очерк в виде одноактной драмы. В Крутогорске дороги обрываются.

Все персонажи разноплановые.

Гоголевские традиции в творчестве Салтыкова-Щедрина: мотив дороги и лирических отступлений и образ дороги.

 «История одного города», сборник «Сатиры в прозе», «Невинные рассказы» (1857-1863 гг.)

1860-е гг. – «Глуповский цикл» и «История одного города». Разоблачение самодержавия. Цикл очерков «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Каплуны»; «Клевета» (образ горшка, в котором живут глуповцы).

 «История одного города» (начало 60-х гг.): первое крупное произведение Салтыкова-Щедрина. Осмысление русской истории. Обращение к сатирическому изображению русской истории. Главная тема: философское осмысление исторических судеб России. На примере города Глупова показана вся Россия. Попытка увидеть историческое прошлое и исторические перспективы. Авторское название очерков – романс (ироническое осмысление исторических фактов). В основе произведения не «История государства Российского» Карамзина, а фольклорные «Сказания» Сахарова. Народная версия возникновения отечественной государственности (объединение славянских племён). Центральная тема – тема народов и власти. География: описание Ташкента и его жителей. Город Глупов – символическое изображение любого города, где царит самовластие.

История создания

На время оставив работу над циклом «Помпадуры и помпадурши», Салтыков-Щедрин загорелся идеей создания «Истории одного города», тематически родственной «Помпадурам и помпадуршам».

В январе 1869 года сатирик выступает с первыми главами «Опись градоначальникам» и «Органчик» в журнале «Отечественные записки» (№ 1), но до конца года приостанавливает работу, чтобы осуществить идею создания сказок («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик»). Кроме этого, наметилось произведение «Господа ташкентцы», нужно было довести до логического конца «Признаки времени» и «Письма о провинции». Не оставляет Салтыков-Щедрин работу в журнале: появляется серия публицистических и литературно-критических статей и рецензий.

Вернувшись к работе над повестью, уже в № 1-4, 9 («Отечественные записки») 1870 года он публикует продолжение «Истории одного города». В 1870 году книга вышла отдельным изданием под названием «История одного города». По подлинным документам её издал М. Е. Салтыков-Щедрин.

«История одного города» вызвала массу толкований и негодований, что заставило Салтыкова-Щедрина ответить на статью известного публициста А. Суворина. Автор критической статьи «Историческая сатира», появившейся в апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории, не проникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения. И. С. Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия».

М. Е. Салтыков-Щедрин знал, что «писатель, которого сердце не переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего». Тем не менее прежний интерес читающей публики к творчеству Салтыкова-Щедрина после публикации повести несколько угас.

Сюжет

Начинается повесть со слов автора, представляющегося исключительно издателем, который якобы нашёл настоящую летопись с рассказом о вымышленном городе Глупове. После небольшого вступления от лица вымышленного летописца идёт рассказ о «корни происхождения глуповцев», в котором автор даёт первые зарисовки сатиры на исторические факты. Но собственно основная часть повествует о самых выдающихся градоначальниках города Глупова.

Дементий Варламович Брудастый, восьмой градоначальник Глупова, правил очень непродолжительный срок, но оставил заметный след в истории города. Он выделился среди других тем, что не был обыкновенным человеком, а в голове вместо мозга у него был странный приборчик, выдававший одну из нескольких запрограммированных в него фраз (напоминает человекоподобного робота). После того, как об этом стало известно, начались междоусобицы, приведшие к свержению градоначальника и началу безвластия. За недолгий срок в Глупове сменилось шесть правительниц, которые под разными предлогами подкупали солдат, чтобы захватить власть. После в Глупове воцарился на много лет Двоекуров, образ которого напоминал Александра I, потому что он, оробев, не выполнил какого-то поручения, из-за чего всю жизнь грустил.

Пётр Петрович Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, градоначальник «предприимчивый, легкомысленный и увлекающийся»[1], подверг город за время своей власти голоду, пожару, а умер от обжорства, когда отправился в путешествие по подконтрольным ему землям, чтобы почувствовать себя подобным императорам, совершавшим путешествия по стране.

Но дольше всех правил Глуповым Василиск Семёнович Бородавкин, за время своей власти подвергший уничтожению Стрелецкую и Навозную слободы.

Бородавкин, стремлением к проведению реформ, направленных на просвещение, напоминает Петра I.

Пфейфер («голштинский выходец») — Петр III.

Негодяев («бывый гатчинский истопник») — Павел I.

Микаладзе («черкашенин») — возможно, Д. Е. Цицианов (а также грузинский царевич Мириан Ираклиевич).

Беневоленский — М. М. Сперанский (глава «Комиссии составления законов» 1804—1808 гг.)

Грустилов — Александр I.

Перехват-Залихватский — Николай I.

Угрюм-Бурчеев — граф Аракчеев.

Сатирическая направленность

По своей направленности роман является сатирой на многих исторических персон Российской империи и на некоторые события указанной в Описи Градоначальниковэпохи.

Сам Щедрин говорил:

«Если бы я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы „Сказанием о шести градоначальницах“»

Но кроме явных параллелей в Сказании о шести градоначальницах, которое содержит аллюзии на императриц XVIII века Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну,Елизавету Петровну и Екатерину II и их приход к власти через дворцовые перевороты, в повести большое количество пародий на других исторических деятелей той эпохи — Павла I, Александра I, Сперанского, Аракчеева и других. В мультфильме, снятом по мотивам произведения, в качестве города Глупова выступает реальный город Кострома: показаны существующие и существовавшие в описываемую эпоху здания (например, пожарная каланча).

 

Салтыков-Щедрин – ведущий российский сатирик (создатель обличительной традиции), но было и много критики.

Салтыков-Щедрин вводит в литературу жанр литературной сказки(отчасти продолжатель традиции Пушкина, отчасти Жуковского(балладный сюжет), Екатерина 2), однако нарушает традицию адресованности сказок. Популярной как детский жанр сказка становится в начале XIX в. (В.Ф.Одоевский «Морозко», Погорельский «Чёрная курица», сказки Пушкина).

Сказки Салтыкова-Щедрина адресованы взрослым. Жанр сказки подчёркивает иносказательный характер повествования.

«Господа Головлёвы» (1880 г.). «Господа Головлёвы» — роман М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанный в 1875—1880 годах. Изначально замысел автора был ограничен созданием отдельных рассказов, входящих в сатирический цикл «Благонамеренные речи» и публиковавшихся на страницах журнала «Отечественные записки»; в первых очерках Иудушка Головлёв выглядел второстепенным персонажем, образ которого начал развиваться по мере работы над семейной хроникой[1].

Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.