Вопрос 2. Творчество шолохова. Роман-эпопея Тихий дон: судьба народа, вопрос об авторстве, система образов, жанровое своеобразие. Наследие Шолохова в современном литературоведении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 «Тихий Дон»

Цель – показать жизнь народа в переломный момент исторического развития. Шолохов начинает повествование с изображения картин дореволюционнной жизни на Дону, подробно описывает быт, нравы, обычаи казаков, патриархальную земледельческую культуру, которая претерпит коренные трансформации в революционные годы. Шолохов запечатлел глобальный процесс разрушения традиционной земледельческой цивилизации, патриархального семейного уклада. В привычные связи людей по родству, землячеству, совместному труду, воинское братство вмешиваются мотивы идейные, классовые, порождая острейшие противоречия.

В центре произведения находится обобщённый образ донского казачества, представленный в многообразии присущих ему типов и индивидуальных проявлений. По разным подсчётам, в произведении от 600 до 800 персонажей, и большинство погибает. Представлены все социальные слои населения Дона (бедняки Кошевые, середняки Мелеховы, зажиточные казаки Коршуновы, купцы Моховы, помещики Листницкие). Вымышленные персонажи соседствуют с реальными историческими лицами (генералы Корнилов, Алексеев, Деникин, Каледин, большевики Сырцов, Подтелков, Кривошлыков). В своих героях Шолохов подчёркивает те или иные черты. Идейную непримиримость и прямолинейность олицетворяет Михаил Кошевой, семейно-патриархальные устои жизни – Пантелей Прокофьевич Мелехов, стихию народного юмора – Прохор Зыков.

Герои группируются по семьям. Важную функцию выполняют женские образы. Они воплощают в себе устойчивое начало жизни, которое несёт в себе женщина – хозяйка, хранительница домашнего очага, жена , мать. Величие и мудрость материнства олицетворяет мать Григория – Ильинична, высокую нравственность и верность – его жена Наталья, надежду на возрождение и продолжение почти уничтоженного войной рода Мелеховых – Дуняшка. Особое место отведено Аксинье, ставшей символом страстной, преодолевающей все испытания на своём пути любви.

 

Жанр - роман-эпопея. Для романа-эпопеи характерна широта художественного пространства. Шолохов изобразил не только донские хутора и станицы, но и Москву, Петроград, Новочеркасск, Восточную Пруссию, Могилёв, Ростов, Новороссийск. События романа охватывают большой период жизни России: с мая 1912 г. по март 1922 г. Тысячи обыденных сюжетов: сватовство, похороны, проводы на военную службу, военные будни, цикл сельскохозяйственных работ, патриархальные и личные отношения героев. Сочетаются жанровые принципы романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в её взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращённой к общезначимому, к судьбам целых народов.

Многоаспектность изображения приводит к синтезу различных жанровых черт: исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно-бытового (сцены мирной жизни), публицистического, психологического, философского; используются элементы трагедии, драмы, лирические отступления.

 Центральным предметом изображения является судьба народа. Это заявлено в заглавии произведения, имеющем фольклорные корни. Тихий Дон – это не только место действия. Образ Тихого Дона символизирует судьбу народа, живущего на берегах великой реки, подчёркивая эпический характер повествования. Тему народной судьбы несут эпиграфы к первой книге романа, взятые из старинных казачьих песен. Эти песни связаны с историческими событиями жизни казаков и задают тревожную ноту суровых испытаний, трагических потерь. Мысль народная,  оценка происходящего с позиции национального идеала является важнейшей чертой эпоса.

Художественные достоинства произведения были настолько высоки, что особый интерес вызвала фигура автора(Совсем молодой человек создал великое произведение). В 1974 г. вышла книга «Стремя Тихого Дона» с предисловием Солженицына. Была создана гипотеза о наличии двух авторских начал. Солженицын высказал мнение, что истинным автором является донской писатель Ф. Крюков. После публикации книги критики эмиграции Струве, Слоним, Ермолаев сочли эту версию бездоказательной. Тезис об авторстве Крюкова отвергла шведско-норвежская группа учёных, которые провели сравнительное исследование текстов Шолохова и Крюкова и с использованием количественных методов анализа и электронной обработки данных. Обнаружение считавшихся утерянными рукописей Шолохова поставило точку в полемике об авторстве.

БИЛЕТ 22

Дата: 2019-05-28, просмотров: 259.