Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1846 г. – роман «Обыкновенная история».

1853 г. – двухлетнее кругосветное путешествие на военном фрегате «Паллада» à серия очерков «Фрегат Паллада».

Гончаров также критик и публицист: «Заметки о личности Белинского», «Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда» (обзор литературы, современного героя), «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» (авторский комментарий, научное обоснование принципов реализма).

«Лучше поздно, чем никогда» (1879 г.): формулировка собственных эстетических принципов (Гончаров – учёный), определение художественного творчества как «мышления в образах»; существование двух типов творчества: бессознательный (впечатления преобладают над анализом) сознательный (творчество, в котором превалирует анализ; но существует опасность «высказаться помимо образа», т.е. создать тенденцию). Гончаров относит своё творчество к бессознательному, а творчество Чернышевского – к сознательному. Белинский: «Это великолепная способность рисовать».

Процесс создания образа – «зеркальное отражение быта, среды, эпохи».

Хронология романов Гончарова:

1) 1846 г. – «Обыкновенная история»;

2) 1859 г. - «Обломов»;

3) 1869 г. – «Обрыв».

Каждый из романов отражает переход от одной эпохи русской жизни к другой.

Гончаров был одним из создателей формы русского классического реалистического романа.

1. «Обыкновенная история»: первый в истории русский роман, в котором исследуются формы общественного прогресса в России (как экономические изменения формируют новый тип человека). Новаторство: попытка в судьбе отдельного человека увидеть проявление общественных закономерностей (принцип реализма – исследование жизни).

История жизни Александра Адуева (Сашеньки), который на протяжении романа из романтика превращается в прагматика буржуазной формации (новая Россия и новый тип людей). Роман написан по типу хроники. Действие происходит сначала в деревне Грачи, затем в городе. Романтизм и жестокая реальность – старая Россия. Роман-исследование.

В описании кругосветного плавания «Фрегат «Паллада» Гончаров максимально объективен.

 

В 30-е гг. XIX в. романтизм исчерпывает себя («Повести Белкина» и переходный этап – «Герой нашего времени»).роман – исследование форм общественного прогресса (как закономерности общественные сказываются на развитии личности)

 

2. Роман «Обломов» - масштабное исследование русской жизни.

Илья Ильич – родовая замкнутость.

Сон Обломова описан в жанре идиллия.

Становление архетипа русского романа. Тургенев – идеологический роман (2 противоположных героя).

Гончаров характеризует героя через окружающие его вещи (Гоголь).

Гончаров пытается определить причину появления такого типа, как Обломов.

Масштабность и фундаментальность в исследовании русской жизни («Почему я такой?») Вопрос связан с менталитетом. Обломов – обломок старой традиции (обло-облако-тучное, толстое).

Часть 1. 1 день – появление разных героев – разных сфер жизни – разных судеб – разного будущего.

Идеальный герой – герой гармоничный, энергичный, счастливый во всем и дающий счастье людям, которые с ним (образ Штольца стремился к идеалу, но не получился).

В русском романе всегда будет два героя, но необязательно противопоставленных друг другу.

Ольга Ильинская – тип, похожий на Татьяну Ларину («Онегин») – девушка-дворянка, более практичная,чем ее окружение. Пыталась возбудить в Обломове интерес к жизни. Она любит себя за свою способность влиять на Обломова. Она чувствовала в себе силы вытащить Обломова из болота сна. Ольга,как Пигмалеон, создавала свою Галатею. Ольга заблуждалась и верила в свои заблуждения.

Новый тип героини – Ольга – новый тип отношений.

Условия, в которых появляется Обломов – старая Россия(все зиждется на рабстве, губительном для обеих сторон). Обломов теряет все по причине своей лени.

Появление его совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Первая часть романа «Обломов», включающая «Сон Обломова», посвящена описанию всех подробностей, «мелочей» бытия героя романа в его петербургской квартире — миниатюрной петербургской «Обломовке» — с Захаром, знаменитым диваном, халатом. Портрет Обломова говорит о многом в его характере: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Далее отмечает автор «выражение усталости или скуки», нездоровый цвет лица от недостатка воздуха и движения; обрюзгшее тело. Апатия Обломова доходила до того, что ему была безразлична паутина, напитанная пылью, которая лепилась в виде фестонов вокруг картин, ковры, покрытые пятнами, запыленные зеркала, «которые могли служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память».

Захар, слуга Ильи Ильича, под стать хозяину. Если дорогой восточный халат Обломова «засалился», то у Захара — постоянная прореха под мышкой, из которой торчит нижняя рубашка. Для своей нерадивости и лени он всегда находит оправдание. Разве он виноват, что «уберешь, а завтра опять пыль наберется». Сам ленивый, он благоденствовал на лени хозяина. С дивана Обломова не могут поднять даже неотложные дела: нужно ответить на письмо старосты Обломовки, переехать на новую квартиру, заплатить по счетам.

Обломова навещают приятели, пытаясь соблазнить на гуляние в Петергоф, но он отговаривается тем, что ему вредна сырость, хотя на улице солнечный день. Обломов видит суету и пустоту светской жизни, понимает, как обезличивается человек, посвятивший себя карьере. Особенно умны слова, обращенные к

писателю Пенкину, о назначении литературы — сострадать людям из любви к ним. Однако за этими словами, при всей их безусловной правоте, угадывается желание оправдать свою бездеятельность. Обломов и читать ленится, и писательский труд его страшит: «И все писать, все писать, как колесо, как

машина, пиши завтра, послезавтра: праздник придет, лето настанет — а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» Не только заняться каким-либо полезным делом, но даже переменить образ жизни у него не хватает воли. Не имея привычки действовать, он свои желания облекает в форму мечтаний: «Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда

мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...» Гордясь своей независимостью, тем, что он «барин». Обломов в силу своей неприспособленности к жизни становится рабом чужой воли, начиная со слуги Захара и кончая жуликами, которые чуть было не присвоили его имение. И только иногда, в редкую минуту он начинает с грустью и болью понимать свое истинное положение: «А между тем он болезненно чувствовал, что в нем

зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото, в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью... Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли... Ум и воля давно парализованы, и, кажется, безвозвратно...» Ответ на этот вопрос дан в главе «Сон Обломова». В ней рассказывается о семье Обломова, об их поместье и обычаях: «...забота о пище была первая и главная жизненная забота в

Обломовке...» Труд воспринимался как наказание, посланное за грехи. У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги.

Годы учения тоже не воспитали в Обломове дисциплины ума. И родители всячески спасали любимое дитя от мук учения.

Параллельно с Обломовым прослеживается судьба его школьного товарища Андрея Штольца, сына управляющего имением. Отец Андрея Штольца с немецкой педантичностью и последовательностью приучал его к труду, умственному и физическому, к ответственности за выполненный урок или поручение. И

Обломов, и Штольц окончили Московский университет, оба направились в Петербург служить. Но уже через год Илья Ильич вышел в отставку: служба тяготила его, требовала внимания, усидчивости, трудолюбия. Деятельный Штольц заставляет «беспокоиться» русского барина Обломова, навязывает ему свои идеи. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки: «Теперь или никогда!» Он заставляет его бывать в обществе, читать книги, посещать театры. Усилия его оказались тщетны.

Последняя возможность излечиться от «обломовщины» предстала перед героем в образе прекрасной русской девушки Ольги Ильинской. Любовь к ней на время воскресила Обломова. Здесь обнаружилось и «золотое сердце» Обломова, способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородство

души, сказавшееся в письме к Ольге, в котором он «готов пожертвовать своим счастьем, так как не достоин ее». Но любовь требует от человека не только порывов, но и постоянного внутреннего роста, преображения души, развития ума, чувства. Любовь не принимает «сна», неподвижности. «Обломовщина»

победила и на этот раз. Ольга Ильинская расстается с Обломовым. Тонкая и глубокая натура, не останавливающаяся в своем развитии, она поняла, что ее чувство обречено, не имеет перспективы: в затхлом обломовском мирке она задохнулась бы, умерла как личность. Поэтому итог жизни самого Обломова (еще задолго до смерти физической) она воспринимает как катастрофу. Ольга выходит замуж за Штольца. Союз со Штольцем — это любящая семья: «...работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и апатии проводили они дни». Но

несмотря на идеальность Штольца, который сочетает черты дельца с высокими нравственными качествами, Ольга чувствует, что ей чего-то не хватает в жизни, ее тяготит спокойствие и безмятежность, которая сродни «обломовщине», так как она — тип русской женщины того периода, когда в России стало пробуждаться самосознание женщин, когда они почувствовали свое право на участие в общественной жизни. В финале мы наблюдаем медленное умирание Обломова в доме его жены, мещанки Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала ему «идеал нерушимого покоя жизни». Но и сама она приобрела новое человеческое существование, наполненное серьезной внутренней работой и обретшее смысл.

Таким образом, роман И. А. Гончарова «Обломов» можно считать не только произведением, в котором раскрывается явление «обломовщины» как национального порока, но и предостережением против засилья прагматиков, подобных Штольцу, деятелей, лишенных полета, не имеющих таланта «душевности».

 

Критика:

Добролюбов и Л.Толстой: антикрепостнический роман.

Дружинин: ностальгия по прошлому – нежизнеспособный тип духовного человека.

Обломов – отмирающий тип «лишнего человека» (Тургенев «Дневник лишнего человека» - ретроспективное использование термина).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.