ОПТИНА ПУСТЫНЬ (в Калужской епархии) была весьма древней по происхождению (ХV в.), но в ХVIII в. пришла в полное запустение, в ней было всего 3 монаха и их них один слепой; здания полуразрушены, без крыш. В 1796 г. на нее обратил внимание митр. Платон, стараниями которого обитель была возобновлена. После Платона о ней много заботился Феофилакт (Русанов) Калужский. Слава Оптиной пустыни возросла тогда, когда там поселились ученики известного старца Паисия Величковского, которые ввели там свою особенность подвижничества - подвиг старчества и прием мирян для духовного наставления. Оптина пустынь украсилась именами многих старцев (как иеромонах Леонид; игумен Макарий, старец Амвросий прозорливый), сделалась лучшей школой иноческой жизни, образцом для других монастырей, выпустила из своих стен много деятелей на пользу как иночества, так и Церкви. На ее уроках воспитался известный епископ кавказский Игнатий Брянчанинов, иеромонах Антоний - духовник Киевской лавры, оставивший до 2 тысяч вероучительных писем. Оптина пустынь развила у себя обширную издательскую деятельность, выпустив в свет много переводов свв. отцов, оригинальных аскетических писаний.
Влияние старца Паисия отразилось и на других монастырях, в частности, на Валаамской обители (на Ладожском озере), где подолгу жили известные вожди старчества. Валаам славился также строгостью иноческой жизни, трудолюбием братии, которая именно своим трудолюбием победила тамошнюю суровую природу.
Не менее Оптиной пустыни прославилась подъемом нравственной жизни пустынь Саровская (Тамбоской епархии). Жизнь ее началась около 1700 г. с келейного и пещерного подвижничества некоторых отшельников, под руководством иеросхимонаха Иоанна. Обитель чуть было не прекратила своего существования во время политических розысков 1730 годов, когда сам Иоанн попал в Тайную канцелярию и умер в Петербурге.
Обитель особенно прославилась, когда в Сарове в 1778 г. поселился известный впоследствии старец Серафим. В обитель пришел
он 18-летним юношей. Принял монашеский постриг и, рукоположенный в 1793 г. в иеромонаха, перешел из обители в лесную келию для уединенных подвигов. Насколько велики были эти подвиги, можно судить по тому, что он однажды простоял на камне 1000 суток, сходя с него лишь на короткое время для принятия пищи.
После 17 лет затвора в самой обители он в 1825 г. открыл свою келию и стал принимать посетителей, которых собиралось к нему до 2000-5000 людей всякого звания ежедневно.
Еще при жизни своей Серафим прославил себя даром прозрения и исцеления. В 1833 году на 74-м году жизни старец скончался, стоя на коленях пред иконой Богоматери. 19 июля 1903 г. последовало открытие его мощей (см. “Ж.М.П.”, 1954, 8)
Почаевская лавра; преп. Иов Почаевский (+1651)
Православное монашество на Почаевской горе было известно еще в половине ХIII в. Необитаемые пещеры Почаевской горы, покрытой дремучим лесом, стали спокойным приютом для иноков, бежавших из разрушенной татарами Киево-Печерской лавры. Согласно сохранившемуся преданию, около 1261 г. было явление Божией Матери в огненном столбе на скале, и это явилось видимым свидетельством освящения Почаевской горы небесным покровом Богоматери, Которая оставила и след своей правой стопы, наполненной чистой водой.
Чудеса и исцеления от источника, вытекающего из стопы Божией Матери, стали привлекать множество богомольцев. У подошвы горы вместо деревянной выстроена была каменная церковь во имя Успения Божией Матери.
В ХVI в. Почаев стал центром религиозной жизни украинского народа. В 1597 г. в Почаевский монастырь была перенесена чудотворная икона Божией Матери с Орли - замка украинской дворянки Анны Гойской, вдовы луцкого судьи. Икона эта подарена Гойской в 1559 г. греческим митрополитом Неофитом. После прозрения от иконы брата Гойской последняя отдала эту величайшую святыню Почаевской обители.
Анна Томская, видя материальные трудности монастыря, наделила монастырь земельными угодьями. При монастыре после этого устраивается типография, где печатаются богослужебные книги и полемическая литература против латинства. В половине ХVII в. Феодором и Евой Домашевскими воздвигается над стопою Божией Матери каменная церковь во имя Пресвятой Троицы.
Этот период устроения обители тесно связан с подвижничеством Иова, игумена Почаевского. Обитель в это время была сильным оплотом православия в борьбе с униатами и латинством. Борцом за веру православную был ее игумен, оставивший для славы своей обители свои нетленные мощи.
После Брестской унии Почаевский монастырь оставался православным еще на протяжении 125 лет.
В 1675 г. Почаевская обитель перешла тяжелую осаду турок и татар, союзников гетмана Петра Дорошенка, которым Польша объявила войну, Дорошенко, не соглашаясь с Андрусовским договором (1667 г.), согласно которому Левобережная Украина отошла к Моск ве, а правобережная - к Польше, стал помогать туркам в завоевании Подолии и Галиции. Турки заняли Каменец-Подольский и двигались на Галицию и Волынь. Уничтожив многие города, они подступили к Почаевскому монастырю, в котором нашло прибежище множество народа. Внезапное отступление турок и спасение обители было делом Небесного покровительства Божией Матери, что и увековечила историческая песня "Ой зійшла зоря".
В 1721 г. под натиском иезуитов обитель стала униатской и переименована в базилианский монастырь. Обитель была униатскою 110 лет.
Народ, как и ранее, чтил Стопу Божией Матери. Ее чудотворный образ и мощи преп. Иова (которые во время унии были сокрытыми). Латиняне вынуждены были признать Почаевскую икону Божией Матери чудотворной: в 1773 г. она была коронована с согласия папы по латинскому обычаю. В 1771-1785 гг. графом Я. Потоцким на месте Троицкой церкви был построен великолепный теперешний Успенский собор, высота которого достигает 56 м, и братский корпус. Н. Потоцкий по женской линии был потомком молдавских господарей Могил, но воспитание получил в католической вере (потом принял унию).
В 1831 г. монастырь был возвращен православным, а в 1833 г. указом Св. Синода наименован лаврой. После этого были построены: св. ворота, свечной завод, гостиницы, аптека, колокольня.
В 1906-1911 гг. в лавре по инициативе архиепископа Антония Храповицкого был построен огромный Троицкий собор в старо-московском стиле ХVII в.
В 1915 г. лавра со всем своим имуществом эвакуировалась в Россию. Чудотворная икона и мощи преп. Иова были вывезены в г. Житомир.
Лавру заняли австрийцы, богослужение прекратилось. В конце 1918 г. святыни возвращены из Житомира. Жизнь Лавры начала налаживаться.
Святынями лавры являются: чудотворная икона Почаевской Божией Матери, живоносный источник, нетленные мощи преп. Иова Почаевского, которые почивают в серебряной раке в пещерной церкви.
Преподобный ИОВ ЖЕЛЕЗО родился в Галиции в православной религиозной семье. Десятилетним мальчиком он покидает родительский дом и уходит в Угорницкий монастырь, где подвигами своими удивляет всю братию. В молодых годах он принял постриг, а вскоре удостоен был принятия сана иеромонаха и великой схимы. Слава о молодом иеросхимнике вскоре разошлась по всей Галиции и Волыни. О нем узнал известный защитник православия кн. Константин Острожский, который просил Иова перейти в Дубенский монастырь и занять место игумена. Хотя преподобный не для того пришел в монастырь, чтобы достигнуть власти, но помня слова Спасителя (Мф. 5, 19), он переходит в Дубенский монастырь, где становится для братии примером истинной монашеской жизни.
Время жизни преп. Иова совпало с первыми десятилетиями введения в Юго-Западной Руси унии православной Церкви с Римом. Преподобный Иов своими подвигами, жизнью и деятельностью много способствовал укреплению православных в истинной вере.
Упорядочив монастырскую жизнь в Дубенском монастыре, св. Иов удалился на гору Почаевскую, где предался уединенной молитве и подвигам. Насельники горы Почаевской жили в пещерах и зданиях под горой, не было здесь знаменитых храмов, даже отпечаток стопы Божией Матери, которая 400 лет тому назад явилась здесь, тоже находился под открытым небом. Монахи, узнав, что к ним пришел великий подвижник, просили преп. Иова стать у них игуменом. Напрасно угодник Божий указывал инокам, что он отошел от власти и прибыл сюда не для славы человеческой, однако, пришлось ему принять управление монастырем.
Преподобный и теперь не оставил своих подвигов, но еще умножил. Он часто удалялся в свою пещеру и там по несколько дней без еды и питья проводил время в уединеной молитве. Предсказав время своей кончины, св. угодник 28 октября 1651 г. тихо скончался. Через 7 лет и 10 месяцев, 28 августа 1659 г., мощи его обретены нетленными (см. “Ж.М.П.”, 1949, 10; 1953, 10).
Образование в старообрядчестве "поповщины", "беспоповщины" и прочих толков
Вначале все раскольники шли в полном единомыслии по всем церковным вопросам, но вскоре начались у них раздоры и разделения на партии, или толки. Пока у раскольников находились священники, отделившиеся от православное церкви, то они и исправляли все таинства и требы. Но когда священники все перемерли, тогда возник вопрос: кто же будет совершать богослужение, и где брать священников при отсутствии своего епископа? Вопрос этот был разрешен в расколе неодинаково: одни решили, что можно обойтись без священства, предоставив все требоисправления мирянам; другие стали переманивать себе священников из православной Церкви и, по отречении их от никонианства, дозволяли им совершать все церковные таинства и службы.
Так возникло два основных толка в расколе: ПОПОВЩИНА (или БЕГЛОПОПОВЩИНА - принимающие беглых попов) и БЕСПОПОВЩИНА.
Центром беспоповщины на первых порах было Поморье, в частности Выговская пустынь на р. Выге, основанная в конце ХVII в. Данилой Викулиным и вполне организованная братьями Андреем и Семеном Денисовыми. Центром поповщины были: на польской границе Ветка и в Черниговской губернии Стародубье. Здесь у раскольников были свои церкви.
В скором времени поповщина и беспоповщина стали дробиться на отдельные толки. Причиной такого деления стали споры по разным вопросам: у поповцев, например, произошло разделение по вопросам о чине принятия беглых попов и способе каждения, у беспоповцев по вопросу, писать ли титло на кресте Спасителя: И.Н.Ц.И. (Иисус Назарянин Царь Иудейский) или И.Хр.Царь Славы, отчего возникла секта под именем ТИТЛОВЩИНЫ.
Решение церковных вопросов стало в беспоповщине принимать такой характер, который сближал раскол уже с ересью. Так, беспоповцы отвергли иерархию и таинство евхаристии, священство и брак; некоторые заменяли евхаристию пасхальным хлебом и богоявленской водою. Но особенно отрицательное отношение ко всем церковным учреждениям, таинствам и обрядам выразилось в секте НЕТОВЦЕВ, или СПОСОБОМ СОГЛАСИИ. Последователями этой секты спасение предоставлено "Спасу": "Пусть спасает, как знает".
Вопрос об отношении раскольников к государству также вел за собой дробление беспоповщины на толки. На почве этого вопроса возникли толки с крайним направлением. Таковы, например, ФИЛИППОВЦЫ, отрицающие молитву за царя, и особенно СТРАННИКИ, или БЕГУНЫ. Выходя из того положения, что на земле воцарился антихрист и положил свою печать на все церковные и гражданские порядки, они не хотели подчиняться никаким законам и не признавали никаких порядков общежития, бродили с места на место, жили в лесах и пустынях и только скрыто в городах и селениях. В последнем случае они находили себе приют у оседлых членов своей секты - СТРАННОПРИИМЦЕВ, которые, однако, к концу своей жизни, ради спасения души превращаются в бегунов.
С течением времени раскол осложнился еще протестами против изменения таких порядков и обычаев, которые не имеют никакого отношения к жизни религиозной. Все нововведения Петра, касавшиеся житейского быта - брадобритие, замена русского национального кафтана немецким платьем и многие другие обычаи, распространившиеся в русском общество под влиянием Запада (курение и нюхание табака, театры и т.п.), в глазах раскольников получили религиозную окраску; в них они готовы были видеть измену православию.
Когда при Екатерине II раскольникам предоставлена была свобода веры, приниженный раскол заметно поднял голову. Кроме прежних центров раскола - Поморья, Стародубья и Керженца, у него явились новые центры: на Иргизе образовались общины с богатыми скитами, в которых были не только часовни, но и церкви. В самой Москве возникли большие общины: поповщинская - Рогожское кладбище, и беспоповщинская - Преображенное кладбище ФЕДОСЕЕВЦЕВ, и Покровская часовня поморцев. Основателем согласия федосеевцев был некто Феодосий, современник дьячка Викулина, основателя поморского толка. Во второй половине ХVIII в. федосеевцы утвердились в Москве на Преображенском кладбище, которое было устроено в 1771 г. по случаю чумы хитрым и ловким московским купцом ИЛЬЕЙ КОВЫЛИНЫМ (тогда же и таким же образом возникло в Москве у поповцев Рогожское кладбище). Федосеевцы отвергали брак, взамен чего допускали открытый разврат, детей от таких сожитий крестили и топили.
Кроме этих более крупных согласий беспоповщина раздробилась на множество мелких толков, как: согласие приемлющих браки, средников (празднуют Пасху в среду и счет дням тоже ведут со среды), дырники (которые не поклоняются ни старым, ни новым иконам, т.к. без священства иконы некому освятить, а поклоняются на восток через небольшую дыру, сделанную в восточной стороне избы) и ряд других толков.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.