ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭС НА НАСЕЛЕНИЕ ПРИ АВАРИЯХ
В.В. Кляус
РУП «Научно-практический центр гигиены», г. Минск, Беларусь
По данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) сегодня в мире эксплуатируется 438 реакторов и еще 70 находятся в процессе строительства (по данным на 2014 г.). Ядерная энергетика вносит значительный вклад в мировую экономику и позволяет произвести более 2400 ТВт/ч электрической энергии в год. Одним из условий развития ядерной энергетики, наряду с экономической конкурентоспособностью и полным использованием сырьевого потенциала, является ее экологическая приемлемость. Строительство и эксплуатация АЭС может оказывать многофакторное воздействие на окружающую среду, однако повышенное внимание приковано к радиационному фактору, специфичному для ядерного энергопроизводства.
Проектирующиеся и строящиеся сегодня АЭС – это АЭС новых поколений, характеризующиеся повышенной безопасностью и надежностью, увеличенным сроком эксплуатации до 50-60 лет, использованием принципов глубокоэшелонированной защиты. Однако, несмотря на все меры предосторожности, принимаемые при проектировании и эксплуатации ядерных установок, а также при осуществлении деятельности в ядерной области, существует вероятность того, что отказ, преднамеренное действие или авария может привести к возникновению ядерной или радиационной аварийной ситуации. В некоторых случаях это может привести к выбросу радиоактивных материалов внутри установок и/или в окружающую среду, что может потребовать принятия мер аварийного реагирования.
Во всех странах мира проводятся работы по прогнозированию последствий в случае аварий на АЭС, расположенных как внутри стран, так и за их пределами. С этой целью используются методы моделирования аварийных сценариев. Для прогнозирования возможного аварийного сценария на конкретной атомной станции используются, чаще всего, данные о типе и мощности реактора, наличии определенных систем защиты, метеорологических условий. В основу всех существующих моделей заложены принципы радиоэкологического прогнозирования с учетом различных типов выпадений, защитных свойств зданий и сооружений, особенностей поведения людей, рационов питания, особенностей перехода радионуклидов по пищевым цепям и т.п.
Для верификации и валидации моделей, а также сравнения результатов прогнозных оценок реализуются различные международные проекты. Специалисты научно-практического центра гигиены принимали участие в реализации таких международных проектов по оценке нормализованных и аварийных выбросов АЭС как EMASII, MODAIA, INPO-EN, INPO-EN-PE, PEPAE и др.
Аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и на АЭС Фукусима-1 в 2011 г., которые были охарактеризованы МАГАТЭ как аварии уровня 7 (крупная авария) по Международной шкале ядерных и радиологических событий (ИНЕС), т.е. характеризующиеся сильным выбросом и тяжелыми последствиями для здоровья населения и для окружающей среды, продемонстрировали экспертам со всего мира необходимость моделирования и оценки возможных последствий тяжелых запроектных аварий. Особенностью аварии на АЭС Фукусима-1 стал длительный выброс радионуклидов в окружающую среду. Оценка применимости существующих моделей и программ для оценки последствий длительных аварийных выбросов, а также проверки планов аварийной готовности и применимости радиусов зон проведения защитных мероприятий в странах ЕС на основании результатов оценки тяжелых запроектных аварий (уровня 5-7 по шкале ИНЕС) стали задачами проекта Европейского союза PEPAE, который реализовывался в 2013-2016 гг. Особое внимание в проекте было уделено необходимости оценки трансграничных аварийных выбросов и оценке радиационной безопасности производимой продукции (в том числе непищевой) для оценки возможного радиационного воздействия на население сопредельных государств. Результаты проекта показали необходимость доработки программ моделирования аварийных ситуаций на АЭС для учета выбросов длительностью от одной недели и более (ранее большинство программ учитывали максимальную длительность выброса от нескольких часов до одной недели). Большинство европейских стран подтвердили применимость ранее установленных радиусов зон проведения защитных мероприятий в случае тяжелых аварий.
Разработка общей методологии оценки риска возникновения на АЭС аварийных ситуаций различной степени тяжести стала задачей проекта МАГАТЭ «Воздействие на окружающую среду потенциальных аварийных выбросов ядерных энергетических систем (INPO-EN-PE)», который реализован в 2012-2014 гг. Результаты проекта также показали необходимость учета тяжелых запроектных аварий при принятии решения о строительстве новых объектов и необходимость гармонизация методов, применяемых в различных странах для оценки воздействия АЭС на население окружающую среду в ситуации потенциального облучения.
Для строящейся Белорусской АЭС в 2009-2010 гг. в рамках подготовки отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) также было проведено моделирование возможных аварийных ситуаций: максимальной проектной аварии (МПА) уровня 5 по шкале ИНЕС и запроектной аварии (ЗА) уровня 6 по шкале ИНЕС и оценка возможных последствий для населения. Результаты оценки проведенной с использованием программного пакета INTEAS (TheIteratioal adiological Assesmet System) для проекта-аналога − АЭС с реактором ВВЭР-1000 показали, что в случае МПА проведения мер по защите населения не потребуется. В случае ЗА проведение защитных мер потребуется в пределах установленных радиусов зон аварийного реагирования.
Согласно рекомендациям МАГАТЭ, оценка радиационного воздействия АЭС на население и окружающую среду, включающая в себя оценку воздействия АЭС в штатном режиме и в случае аварий, должна проводиться на различных этапах жизненного цикла АЭС: от этапа выбора площадки (первоначальная оценка) и до снятия АЭС с эксплуатации (оценка перед выводом АЭС из эксплуатации). Для Белорусской АЭС в настоящее время требуется проведение уточненной оценки для этапа строительства с учетом всей доступной на сегодняшний день информации об особенностях конструкции реактора ВВЭР-1200 и других параметров, которые могут повлиять на результаты оценки.
Наличие результатов моделирования возможных аварийных ситуаций на АЭС и результатов прогно зирования возможных последствий для здоровья населения позволит на количественном уровне оценить не обходимость и масштаб проведения защитных мероприятий в случае аварии, и заблаговременно обосновать систему мер по защите населения, которую необходимо внедрить в общую систему аварийной готовности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.