Нарушения развития и закономерности их проявления:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· исследования психологических механизмов нарушений развития в связи с деятельностью мозга

· установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития

· классификация нарушений психического развития

· разработка методов выявления нарушений психического развития и определение их структуры

Закономерности освоения социокультурного опыта:

· исследование особенностей освоения социокультурного опыта и разработка методов оценки овладения социокультурным опытом

Система помощи лицам разных возрастных категорий с атИпиями развития:

Общественные установки по отношению к людям с атипиями развития и разработка системы воздействия на эти установки:

Практико-ориентированные задачи:

· разработка технологий психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям

· обоснование и разработка психологических и социальных мер, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипиями развития

· разработка технологий формирования обществ. мнения по отнош. к людям с атипией развития

· профессиональная подготовка специальных психологов

· повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного уровня

Организационные задачи

· определение стратегии, направления и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе и разработка взаимодействия параллельных служб

Коррекционная педагогика как наука оперирует рядом категорий:

Воспитание (от рус. «питание» и приставки «вос», что означает – «воспоить», «воскормить») – процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.

Обучение детей – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний,

умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к

жизни и труду.

Развитие личности – сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых сферах: в деятельности, познавательных процессах, отражении окружающей действительности, отношении к окружающим

явлениям, людям. Развитие ребенка с ОПФР в большей степени,

чем в случае нормативного развития, зависит от организованного

обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию ребенка, тормозится формирование его психических функций, углубляется отставание от сверстников; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

Коррекция (от лат. correctio – исправление) – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития

детей с ОПФР. Это может быть как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения или зрения), так и целостное

влияние на личность ребенка в целях достижения положительного

результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.

Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к

изменившимся негативным условиям существования и попытка

заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно

работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами. Например, компенсация нарушенных или

утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, т.е. с

помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.

Интеграция (от лат. integratio – восстановление, соединение) – в контексте коррекционной педагогики, это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции

является интегрированное обучение – процесс совместного образования детей с нормальным психофизическим развитием и особенностями психофизического развития.

Абилитация (от лат. abilitas – оборудовать умением, способностью) – комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.

Социальная реабилитация (от лат. re – вновь, habilitas –восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium –общество) – это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности. По

словам В.Н. Ярской, реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь детям с проблемами.

Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) –активное приспособление к условиям социальной среды путем 15 усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. У детей с ОПФР затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм

и Р. Мертон. Под аномией они понимали разрушение имеющихся

cоциокультурных представлений, норм, установок, которое может сопровождаться фрустрационными состояниями. Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация (от лат. de(s) – прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

22
. Выделите современные проблемы специального образования.

Проблемы специального образования на современном этапе:

· недостаточно развита в целом система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям;

· отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей;

· не разработан государственный образовательный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии;

· имеются существенные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого-педагогической работы с детьми;

· не соответствует требованиям специального образования в большинстве образовательных учреждений материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая специфику данных учреждений;

· острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования и в высшей педагогической школе;

· наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;

· недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;

· неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

· полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

 

23. Выскажите общее суждение об интегрированном и инклюзивном образовании. Раскройте принципы интегративной педагогики. Охарактеризуйте виды и формы интеграции.

Интегрированное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Один из основных аспектов интеграции в образовании - правильно организованные условия обучения для конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае можно говорить и о готовности к данному процессу как самого ребенка, так и его окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Инклюзия - глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Благодаря этому школа превращается в такое образовательное пространство, которое стимулирует и поддерживает не только учеников, но и собственных сотрудников. Сообщество, которое поддерживает и высоко ценит достижения каждого члена.

Основной принцип интегративной педагогики – как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.

Основные виды интеграции: социальная и образовательная. Некоторые ученые выделяют еще и физическую (нахождение в одном помещении) интеграцию, функциональную (деятельностную: предметно-пространственное объединение) и социоэтальную (включенную: полное снятие социальной дистанции, равноправное партнерство в деятельности).

Формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция имеет место внутри системы специального образования. Экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с ЗПР и с тяжелыми речевыми нарушениями и др.

 

Интеграция (от лат. integratio – восстановление, соединение) – это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение – процесс совместного образования детей с нормальным психофизическим развитием и особенностями психофизического развития.

В последние годы за рубежом (США, Канада, Великобритания и другие страны) на смену понятию «интеграция» приходит понятие «инклюзия» (включение – inclusion). Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании

Основной принцип интегративной педагогики – как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации. Основные виды интеграции: социальная и образовательная. Некоторые ученые выделяют еще и физическую (нахождение в одном помещении) интеграцию, функциональную (деятельностную: предметно-пространственное объединение) и социоэтальную (включенную: полное снятие социальной дистанции, равноправное партнерство в деятельности). Формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция имеет место внутри системы специального образования. Экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с ЗПР и с тяжелыми речевыми нарушениями и др.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 326.