Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития.
Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились к взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребенка. Для этого необходимо:
1. Помощь родителям в осознании истоков своей эмоциональной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту развития. (помочь родителям побороть в себе негативные эмоции, чувство безысходности, взглянуть фактам в лицо и стать активными участниками обучения, воспитания и развития собственного ребенка. Научить воспринимать не дефект, а ребенка.)
2. Получение родителями правдивой, содержательной и точной медицинской информации, психолого-педагогической оценки состояния и перспектив развития ребенка. (Врач или комиссия, сообщающая родителям конечный диагноз, в максимальной степени должны отразить в нем, что может делать ребенок, каковы его перспективы, сильные стороны. Родителям необходимо сообщать факты, ибо они развязывают инициативу, дают требуемые понимание и мудрость, а вместе с ними и практические знания, необходимые для участия в воспитании ребенка).
3. Подведение родителей к полному пониманию программы обучения и реабилитации их ребенка.
4. Привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности это процесса на каждой его стадии.
Дети, имеющие осведомленных и активных родителей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям.
Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с недостатками в развитии, является отношение родителей к его дефекту. От этого зависит стратегия и тактика воспитания. Переоценка нарушения может привести к излишней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же охранительное воспитание в семье в свою очередь вызывает развитие эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. Недооценка также негативно влияет на развитие личности ребенка.
27. Дайте определение понятию "специальное образование". Раскройте структуру специального образования. Охарактеризуйте действующие нормативно правовые акты, регулирующие организацию специального образования.
1. Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психо-физического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
В Республике Беларусь продолжает формироваться социальная модель государственной политики в реализации прав детей с особенностями психофизического развития на получение образовательных услуг.
Механизм реализации конституционного права лиц с особенностями психофизического развития на образование определен в Концепции реформирования специального образования и Программе по ее реализации, в новом пакете нормативных правовых документов Министерства образования Республики Беларусь и закреплен в Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (№285-3, от 18 мая 2004 года).
Республика Беларусь первой среди государств СНГ приняла такой закон. Его принятие явилось важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имеет огромную социальную значимость. Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание условий для получения специального образования лицами с особенностями психофизического развития, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Впервые на законодательном уровне закреплены права на получение образования детьми с особенностями психофизического развития как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях общего типа, создавших условия для получения образования названными лицами (классы интегрированного обучения, специальные классы), на бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, коррекционнно-педагогическую помощь, получение ранней коррекционно-педагогической помощи детьми в возрасте до 3-х лет, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.
В Беларуси создан национальный банк данных о детях с особенностями психофизического развития и сети специальных учреждений образования. Это позволяет отслеживать тенденции в развитии современного специального образования, прогнозировать расширение или свертывание сети специальных учреждений, применять скоординированные меры по улучшению качества управления системой специального образования.
В республике заложены основы национальной системы специального образования, успешно реализуются новые подходы к образованию лиц с особенностями. В контексте современных образовательных тенденций обеспечиваются:
- всеобщий характер специального образования, позволяющий реализовать образовательный постулат «все дети обучаемы»;
- вариативность системы специального образования, что предполагает создание разнообразных специальных учреждений и оказание коррекционно-педагогических услуг широкого спектра;
- преодоление отчужденности и закрытости специального образования, свобода выбора и форм организации образования, типа учебного заведения;
- обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, их особая целенаправленная подготовка силами специалистов;
- просоциальный характер обучения с ориентацией на личность ученика, его социально-эмоциональное развитие;
- разработка и внедрение специального образовательного стандарта, предполагающего не только достижение ребенком определенного образовательного уровня, но и формирование его жизненной компетенции.
В настоящее время лица (в том числе и дети) с особенностями психофизического развития получают образовательные услуги и коррекционно-педагогическую помощь
на уровне дошкольного образования:
- в республиканском центре реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха;
- в 43 специальных дошкольных учреждениях;
- в 9 специальных детских домах;
- в 1275специальных группах;
- в 110интегрированных группах;
- на 522пунктах коррекционно-педагогической помощи;
на уровне общего среднего образования:
- в 64 специальных школах-интернатах;
- в 20 специальных школах;
- в 146 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- в 250 специальных классах;
- в 5113 классах интегрированного обучения;
- на 1075пунктах коррекционно-педагогической помощи;
на уровне профессионально-технического образования:
- в 84 специальных группах;
- в 20 интегрированных группах.
В основе современной государственной политики образования лежит идея интеграции детей с особенностями развития в общество, обучение не рядом, а вместе со здоровыми сверстниками, обучение в более благоприятных условиях, чем изоляция и обучение среди себе подобных. Для интеграции создана и совершенствуется нормативная правовая база, закрепляющая финансовые гарантии оказания детям с особенностями психофизического развития образовательных услуг.
Развитие сети учреждений для детей с особенностями психофизического развития в современных условиях
Основными векторами развития сети специальных учреждений можно считать: дифференциацию и дальнейшее совершенствование существующей сети специальных учреждений, создание новых служб реабилитации и помощи детям с психофизическими нарушениями; развитие моделей интегрированного обучения.
На современном этапе актуальной становится задача формирования общественно-государственной системы специального образования. Реформирование специального образования в Республике Беларусь проходит по трем основным направлениям:
· организационно-структурные преобразования (создание специальных школ нового типа для незрячих и слабовидящих (гимназии и лицеи), увеличение срока обучения на один год, введение подготовительного класса, расширение сети интегрированных учреждений, обеспечение оптимальных условий получения профессионального образования, уменьшение числа интернатов, создание службы коррекционной психолого-педагогической помощи и др.)
· обновление содержания специального образования;
· совершенствование образовательных технологий и методик обучения.
С 1992 года широкое распространение в Республике Беларусь получил новый тип учреждения – центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). В рамках ЦКРОиР реализуется создание комплексной системы социально-педагогической, психологической, медицинской реабилитации детей с ОПФР с целью интеграции их в общество. Достижение поставленной цели осуществляется средствами ранней диагностики и глубокого изучения аномального развития, формированием банка данных детей с ОПФР; тесного сотрудничества с органами исполнительной власти по вопросам создания рациональной сети учреждений специального образования; координации и методического руководства деятельностью учителей-дефектологов, учителей, ведущих обучение на дому, психологов и других специалистов системы образования; проведения консультативной работы среди родителей по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка.
Учебный план ЦКРОиР обеспечивает получение специального образования детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. В ЦКРОиР образовательный процесс нацелен на формирование у детей способов деятельности и средств коммуникации, развитие сенсорных представлений, расширения практического жизненного опыта с целью приспособления к жизни в масштабах возможностей каждого. Учащиеся усваивают программный материал каждого года (I-IX класс) на уровне своих возможностей и переводятся в следующий класс. Оценка результатов учебной деятельности осуществляется с использованием безотметочного оценивания.
Разновидностью учреждений по оказанию квалифицированных дефектологических услуг детям с ОПФР являются пункты коррекционно-педагогической помощи. Пункты коррекционно-педагогической помощи (далее – пункты) создаются в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего образования, для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.
Количество пунктов, открытых при общеобразовательных школах и детских дошкольных учреждениях, за последние годы значительно увеличилось. По статистическим данным Министерства образования Республики Беларусь по состоянию на начало 2004 / 2005 учебного года число пунктов составило 1642, что по сравнению с 1999 / 2000 учебным годом больше на 516, в том числе – школьных пунктов стало больше на 259, пунктов при детских дошкольных учреждениях – на 257.
Изучение мирового опыта формирования сети учреждений для людей с психическими и физическими недостатками показывает, что формами социализации личности индивида бывают общины (самостоятельные обособленные поселения) и в отдаленных сельских местностях, и в небольших городах, и в промышленных регионах, в которых появляется возможность самовыражения, а не крайне важность подстраиваться под нормальное большинство («кэмпхилл-общины»). Это своеобразная форма изоляции с элементами интеграции. Наиболее известными являются общины Карла Кенинга Кэмпхилл в Абердине (Шотландия, 1940), Жана Ванье – общины «Ковчег» (недалеко от Парижа, 1964), «Вера и Свет» (1971), которые положили начало широкому движению по всему миру.
Опыт лечебной педагогики накоплен в «кэмпхилл-общинах». В рамках кэмпхиллов организуются детские сады и школы интегрированного типа. Здесь дети с отклонениями находятся вместе с братьями и сестрами, детьми сотрудников, где каждый получает должный уход и внимание. Индивидуальная психолого-педагогическая работа и дополнительные лечебные мероприятия рассчитаны на все категории.
В опыте мировой практики имеют место такие объединения, как детские деревни SOS, целью которых является помощь осиротевшим и покинутым детям. Основателем этого движения является Герман Гмайнер, который организовал первую SOS-деревню в 1949 году в Австрии. Сейчас насчитывается 343 такие деревни в 125 странах, в том числе в Беларуси и других бывших советских республиках, а также более 1000 связанных с ними заведений типа SOS – детских садов, молодежных, социальных и медицинских центров им. Германа Гмайнера.
Еще одной разновидностью форм учреждений для детей является хоспис - ϶ᴛᴏ лечебно-воспитательное учреждение для безнадежно больных людей, где им помогают без боли и лишних страданий оставить данный мир, наполнить каждый уходящий день радостью. Современный детский хоспис - ϶ᴛᴏ особая система взглядов, мировосприятия, иная философия общества, заключающаяся в осознании того, что, если в силу обстоятельств (онкология, миопатия) дальнейшая жизнь ребенка невозможна и его неминуемо ждет смерть, нужно сделать все, чтобы оставшееся время он прожил по возможности полноценно, в нормальных условиях.
В Республике Беларусь права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов ООН: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти: Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь «Об образовании».
Декларация о правах умственно отсталых лиц принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 ᴦ. В ней провозглашаются равные права умственно отсталых лиц с другими людьми: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение; право на образование, восстановление трудоспособности и покровительство; право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.
В Декларации о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1975 ᴦ., определяется неотъемлемое право инвалидов на уважение их человеческого достоинства; на основные права граждан их возраста; право на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе; право на образование, ремесленную профессиональную подготовку. Οʜᴎ имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место, жить в кругу семьи или в условиях, благоприятных для них, участвовать в общественной деятельности и досуге, пользоваться квалифицированной юридической помощью.
В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 ᴦ., определен перечень прав детей депривелигированных категорий (в том числе и детей с психофизическими аномалиями) и обязанности государства по защите и помощи таким детям, закреплены права таких детей на соответствующий уровень медицинского обслуживания (ст. 20 – 26).
Глава 10 закона Республики Беларусь «Об образовании» (от 29 октября 1991 ᴦ.) определяет возможности получения образования лицами с ОПФР (на дому, в условиях стационарных лечебных учреждений и учреждений социальной защиты). Организация образовательного процесса и содержание образования таких лиц должны строиться в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего и специального образования и обеспечивать дополнительную коррекционно-образовательную помощь, предупреждение и преодоление нарушений в развитии (ст. 39). В ст. 38 говорится, что специальное образование призвано обеспечить доступность образования лицам с ОПФР, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество.
Закон «О правах ребенка» (от 19 ноября 1993 ᴦ.) в Республике Беларусь определяет права детей-инвалидов и детей с недостатками умственного и физического развитии (ст. 27): дети, у которых есть физические и умственные недостатки, имеют право на особую защиту, бесплатное медицинское обслуживание, помощь в получении профессии и устройстве на работу.
В законе «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (18 мая 2004 года) определены правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования с целью создания необходимых условий для получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ОПФР. Структура закона представлена восьмью главами, включающими 38 статей. Содержательная часть закона отражает все аспекты специального образования: цели, государственную политику в сфере специального образования, права лиц с ОПФР в обществе, международное сотрудничество в сфере специального образования, структуру, организации и учреждения, обеспечивающие получение специального образования, содержание образовательного процесса и др.
Организация интегрированного обучения и воспитания регламентируется Инструкцией о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп) интегрированного (совместного) обучения, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.06. № 85.
28. Систематизируйте структуру специального образования.
Структура системы специального образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; республиканские органы государственного управления и местные исполнительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере специального образования (статья 3.1.). Уровни специального образования: дошкольное, общее базовое и общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное, высшее и послевузовское образование (статья 7.2.). Законом определены дифференцированные возможности в выборе форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам (статья 10.2).
Основными принципами построения системы специального образования являются: государственный характер; общедоступность образования; приоритет общечеловеческих ценностей; опора на наследие национальной культуры; адаптивность системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки учащихся; коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процессе; преемственность в работе всех звеньев образования и др. Организация специального образованияосуществляется: 1) в учреждениях, обеспечивающихполучение специального образования (специальные дошкольные учреждения, специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты), вспомогательные школы (школы-интернаты), центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицам с особенностями психофизического развития (спецклассы, классы интегрированного обучения и воспитания; пункты коррекционной помощи и др.); 2) на дому; 3) в условиях организаций здравоохранения; в условиях учреждений социального обслуживания.
К учреждениям, обеспечивающим специальное образование, относятся учреждения: для лиц с интеллектуальной недостаточностью; для лиц с нарушениями речи; для лиц с нарушениями слуха; для лиц с нарушениями зрения; для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для лиц с тяжелыми множественными (комбинированными нарушениями, а также учреждения образования общего типа, создавшие условия для обучения таких лиц.
Содержание образования во всех типах специальных учебных заведений разрабатывается в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования, соответствующих учебных планов и программ с использованием различных форм организации специального образования, средств и методов обучения с учетом специфики физических и психических нарушений.
В соответствии с возрастной периодизацией развития личности система специального образования включает пять уровней: период младенчества и раннего детства (от рождения до трех лет); дошкольный период (от 3 до 6-7 лет); период обязательного обучения (от 6-7 лет до 16 лет); период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет вплоть до 21 года – для незрячих, глухих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата); период обучения взрослых – инвалидов.
Система специального образования представлена тремя ступенями: дошкольная, школьная (общее образование) и профессиональная (см. таблицу 1).
Психолого-медико-педагогическая комиссия занимается комплектованием, зачислением ребенка в специализированное дошкольное (школьное) учреждение и выводом из него.
Специальная школа является основным типом учебного заведения, в котором обучаются дети, имеющие различные особенностями психофизического развития. Образовательный процесс в специальной школе носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. Школа состоит из двух ступеней: начальной (4 года) и базовой (5 лет). Наполняемость классов от 8 до 12 человек, при комбинированных дефектах – 6 человек. В школе осуществляется лечебно-восстановительный процесс (медицинский осмотр, консультации у специалистов, выполнение лечебных рекомендаций и др.).
В настоящее время система специального школьного образования включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 (6) основных видах специальных школ. Для детей с эмоциональными нарушениями и девиантным поведением специальных учебных учреждений в нашей стране нет. Все специальные школы (классы), кроме вспомогательных, дают цензовое образование, обеспечивающее формирование базового объема знаний и оказание коррекционной помощи. Нецензовое образование (для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости) обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь, профессионально-трудовое обучение. Нецензовое, абилитационное образование рекомендуется для детей с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями. Оно обеспечивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и социализацию.
Наиболее острой является проблема профессионального образования лиц с нарушениями психофизического развития. В соответствии с Положениям о специальной общеобразовательной школе для детей с особенностями психофизического развития (2002 г.) в структуре специальной школы может открываться отделение социальной адаптации и реабилитации, которое, наряду с консультационными реабилитационными задачами, может оказывать помощь в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.
Дальнейшее развитие сети специальных учреждений идет по следующим направлениям:
- организационно-структурные преобразования (создание гимназий, лицеев для незрячих и слабовидящих; увеличение срока обучения на один год, введение подготовительного класса; расширение сети интегрированных учреждений; обеспечение оптимальных условий получения профессионального образования; уменьшение числа интернатов и разукрупнение специальных школ-интернатов с целью возвращения учащихся в семью; создание службы коррекционной психолого-педагогической помощи и др.);
- обновление содержания специального образования;
- совершенствование образовательных технологий и методик обучения.
Выявлением детей с особенностями психофизического развития, проведением дифференциальной диагностики отклонений в развитии, определением условий, формы и программы специального образования занимаются специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). На начало 2003 года по данным Министерства образования в Беларуси действовало 146 таких центров. Кроме того, в структуре дошкольных и школьных учреждений могут открываться пункты коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 684.