Дайте определение понятию «Коррекция». Раскройте специфику коррекционной работы в процессе обучения детей с ОПФР. Аргументируйте значение социальной среды для воспитания ребенка с ОПФР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Коррекция- это система психолого- педагогических мероприятий , направленный на ослабление и исправление детей с ОВЗ.

2.

Специфика коррекционной работы в процессе обучения детей с ОПФР

1. Обеспечить пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. В классе совместной формы обучения одним из важнейших условий должна быть дружелюбная атмосфера. Снижение коммуникативно-познавательной деятельности «особых» детей усиливает чувство одиночества, поэтому с такими детьми надо больше разговаривать, не торопить, не требовать больше того, что они могут сделать, в противном случае при частом невыполнении требований они теряют интерес к учебе. Для них значимы одобрение и похвала, которые выступают в качестве стимула и поддержки при выполнении заданий и требований учителя.

2. Использовать существующую у детей относительно сохранную эмоционально-волевую сферу и их способность к подражанию.

3. Планировать работу по предмету так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпадали по максимуму.

4. Предъявляемые учителем на уроке инструкции должны быть лаконичными, четко сформулированными. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей.

5.План выполнения задания «особому» ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока.

6. Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор (задействовать как можно больше анализаторов). Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.

7. Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активизировать устные высказывания детей, развивать связную речь, требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать ребенка в беседу с классом.

8. Оказывать помощь ученику в планировании его деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.

9. С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность.

10 Использовать карточки для индивидуальной работы.

11.Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), опору на жизненный опыт ребенка.

12. Соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.

13. Создавать на уроке ситуацию успеха, предъявлять посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь выполнения заданий с помощью памяток, схем, опор и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося, поддерживать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.

14. Формировать умения адекватно оценивать свою работу, показывать их продвижение, наглядно отражать успехи (например, график — для старших; волшебное дерево — для младших). Определять (устанавливать) учащемуся конечный результат, которого ему следует достичь, и время его достижения — например, неделя, месяц. Ребенок видит, к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи.

15.Обязательно разъяснять таким детям домашнее задание; они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его выполнению.

16.Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявления учебного материала.

 

3.Многочисленные исследования убедительно подтвердили идею Л.С.Выготского о том, что раннее включение нетипичного ребёнка в процесс коррекционно- воспитательной работы способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития.

Социализация рассматривается как процесс активного постоянного взаимодействия нетипичного ребёнка с окружающей средой, одним из условий, конструирования которого является образовательная программа. Социальная динамика восприятия окружающей среды, других людей и самого себя, в конечном счёте, приводит к тому, что социальный мир может меняться вместе с ребёнком. Общество создаёт особые условия для роста и развития детей. Вместе с тем, картины развития здорового и больного ребёнка принципиально различаются. Отношение окружения к ребёнку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же ребёнка в значительной степени обусловлено позицией, которую он занимает в обществе, его социальным статусом и социальными ролями.

Коррекция (лат. correctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.

Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации - закономерной способности функций повышению своей эффективности под влияние тренировок. Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае, нарушения функции, но не ее выпадения. Корригировать зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. Тем не менее, как указывает В.М.Сорокин, указанные различия имеют не абсолютный, относительный характер, т.к. коррекция и компенсация могут дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. Это компенсаторный акт. С другой стороны, ситуации выраженного нарушения функций необходимо проведение коррекционных мероприятий. Например, хорошо известно значение развитие остаточного слуха у глухих для повышения их адаптированности.

Специальное, же как и общее, образование триединой и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение - усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание - воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Среда- является одним из факторов развития личности ребенка. Во многом от того в какой среде будет находится ребенок с ОПФР таким и будут его успехи или неудачи в устранение дефекта. Среда выступает для коррекционно - педагогического процесса не конкретными элементами, окружающей сферой, куда он входит как составная внутренняя часть. Социальная среда сказывается на всех уровнях рассмотрения процесса, но в разной степени. Прежде всего, она обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально - трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с ОПФР к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 348.