Пути профилактики эмоциональной депривациии:
Рекомендации родителям:
1. Не делайте детей участниками ваших междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
2. Дайте возможность ребенку принимать участие в распределении средств семейного бюджета. Относитесь с уважением к его позиции.
3. Приложите усилия к тому, чтобы как можно лучше изучить особенности своего ребенка, психологию его личности, а также и свою личность. Будьте честны с собой и с ним.
4. Умение выслушать ребенка, ответить на волнующие его вопросы, обсудить его трудности и проблемы – одни из самых важных вещей в жизни взрослого человека. Главное акцентировать внимание на мысли: «Я – не просто родитель, я – твой друг». Таким образом, ребенку будет проще с вами общаться и доверять вам.
5. Принимайте участие в решении разных задач или же в любой другой деятельности ребенка:
· помогите выбрать телепрограмму по интересам, посмотрите вместе фильм;
· читайте и обсуждайте статьи из газет, различные журналы, новости;
· не упускайте возможность провести вместе время посредством прогулок, совместных поездок, занятий спортом и т.д.
Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни. Но не забывайте, что ребенку также необходимо проводить время со сверстниками и у них могут быть свои увлечения, возможно, непонятные вам. Постарайтесь проявить уважение и понимание.
6. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными и объективными в требованиях, последовательными.
7. Старайтесь четко определять обязанности и права ребенка: на улице, в школе, дома. Здесь необходима твердость, но не оскорбление, не унижение, а сотрудничество, основанное на понимании.
8. Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел видеть в мире красоту и любовь, то старайтесь избегать критики его недостатков, упреков, обвинений; ребенок не должен жить в мире лжи, страха, вражды; не прибегайте к шантажу друг друга властью над ребенком Коррекция сенсорной депривации:
Сенсорная депривация редко проявляется как самостоятельное заболевание. Чаще всего данный синдром развивается совместно с другими формами депривации, что приводит к необходимости комплексной терапии. Для того чтобы нормализовать состояние пациента, специалистам следует найти истинную причину появления расстройства. Сложность диагностики объясняется тем, что для выявления причин депривации следует изучить не только жизнь пациента, но и разобраться в индивидуальных особенностях его личности. Чаще всего, терапия этого психического расстройства осуществляется совместными усилиями психотерапевта и психиатра. Для того чтобы нормализовать состояние психики пациента используются как медикаментозные методы, так и сеансы психической коррекции. Основная задача специалиста, создать специальные условия, в которых на пациента будет оказываться воздействие различными раздражителями. Подобный метод позволяет получить положительные результаты, которые требуется закрепить сеансами психотерапии.
профилактика и коррекция сенсорной депривации требует организации грамотной сенсорной среды, привнесения в жизнь человека достаточного количества сенсорных раздражителей. Особенно это требование актуально для детей, чей мозг еще находится в процессе созревания.
В качестве компенсации последствий сенсорной депривации большую роль может играть музыка.
Профилактика и коррекция эмоциональной депривации – полноценное эмоциональное общение, которое особенно актуально на ранних стадиях развития, но играет большую роль и в жизни взрослого.
Последствия социальной депривации во многом определяются возрастом человека и длительностью его изоляции от общества. Ребенок, проведший ранние годы своей жизни в обществе животных, практически не имеет шансов обрести подлинно человеческие особенности психики.
Социальная депривация часто сопровождается сенсорной или эмоциональной (в условиях закрытых образовательно-воспитательных учреждений, например) и, следовательно, предполагает комплексные меры по ее предотвращению и коррекции.
Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия с депривированными детьми проводятся в детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоровительных мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.
Комплексные психолого-педагогические мероприятия, помимо выбора профиля учебного учреждения, включают:
1. Проведение курса логопедических занятий (преимущественно в групповой форме). Занятия должны быть направлены на развитие речи ребенка (в т.ч. коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления. Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий.
2. Логоритмика и психогимнастика – 20–45 занятий на курс.
3. Занятие с психологом – 20–45 занятий на курс.
4. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности, от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.
Ожидаемые результаты коррекции: развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.
13. Дайте определение понятию «олигофрении». Раскройте причины возникновения олигофрении. Охарактеризуйте структуру нарушения развития, клинико-патогенетическая классификация Сухаревой.
О лигофрения (от греч. olygos – малый, phren – ум) – вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);
Олигофрения (от греч. olygos – малый, phren – ум) – отставание в умственном развитии органического генеза, наступившее в результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода, родов или в первые два года жизни (термин используется как клинический диагноз).
Причины возникновения олигофрении:
· Генетические нарушения, сопровождающиеся умственной отсталостью ионизирующее излучение;
· Алкоголь;
· Наркотики;
· Инфекционные заболевания;
· Недоедание у беременной;
· Недостаток йода;
· Травмы головного мозга ребенка в процессе родов;
· Недостаточное общение и педагогическая работа с ребенком в первые годы жизни.
Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (Г.Е. Сухарева) Г. Е. Сухарева (1965) выделяет следующие формы олигофрении: неосложненные, осложненные и атипичные.
При неосложненной форме олигофрении, чаще связанной с генетической патологией, в клинико-психологической картине дефекта имеются лишь вышеописанные черты недоразвития в интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической, соматической сферах.
При легких степенях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возможностей грубо не нарушена.
Эти дети старательны, усидчивы, доброжелательны.
Г. Е. Сухарева выделяет осложненную форму олигофрении, при которой психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы: церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобным, эпилептиформными, апатико-адинамическими. Осложненные формы чаще имеют этиологию: натальную (родовые травма и асфиксия) и постнатальную (инфекции первых 2-3 лет жизни). В этих случаях более позднее время поражения мозга является причиной не только недоразвития, но и повреждения систем, находящихся в состоянии определенной зрелости. Это проявляется в энцефалопатических расстройствах, отрицательно влияющих на интеллектуальное развитие.
Атипичные формы олигофрении, по Г. Е. Сухаревой, отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться. Например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности поражения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память.
При других формах олигофрении, например так называемой лобной, а также олигофрении, обусловленной недоразвитием щитовидной железы в первом случае имеется грубое нарушение целенаправленности, а во втором — резкая слабость побуждений, по степени своей выраженности как бы перекрывающие тяжесть недоразвития логического мышления. Атипичность структуры интеллектуального дефекта может быть связана и с грубым западением какой-либо из отдельных корковых функций (памяти, пространственного гнозиса, речи и т.д.), связанным с компонентом локального повреждения.
Так, при олигофрении, обусловленной ранним травматическим поражением мозга, нарушения памяти будут выражены значительно больше, чем недостаточность других высших психических функций. При лобной олигофрении на первый план выступает нарушение целенаправленности, превалирующей по своей массивности над недостаточностью процессов отвлечения и обобщения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 389.