П редложите методы и приемы коррекции дефицитарного психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воздействие на дефект возможно сверху вниз путем вербализации и интеллектуализации сенсорного опыта. У слепого ребенка активно развивают речь, речевое общение со взрослым помогает быстрее овладеть опытом. Коррекция сверху вниз возможна при нарушении слуха через активное развитие речи, она может существенно улучшить состояние слуха. Коррекция, разработанная Солнцевой для слепых детей, опирается на те сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. На первом году жизни ведущими являются кинестетический и двигательный анализаторы, на втором году – сензитивный период речи. В этот период важна помощь в овладении большим запасом слов, освоении предложений, формировании представлений об окружающем мире, а также предметные действия. На этой основе следует развивать мышление.

Коррекция эмоционально-личностной сферы направлена на профилактику вторичных нарушений в развитии личности, поскольку существует риск формирования личности по дефицитарному типу.

Отталкиваясь от возрастной специфики потребностей ребенка, необходимо обеспечить ребенку общение со здоровыми сверстниками и с детьми, имеющими такие же нарушения. Коррекция семейной ситуации направлена на избежание гиперопеки. При коррекции дизонтогенеза, связанного с двигательными нарушениями, важна коррекция познавательной, эмоционально-личностной сфер и социальной ситуации развития.

Коррекция познавательной сферы заключается в формировании пространственных представлений, функции программирования и контроля; коррекция осуществляется сверху вниз. Коррекция эмоционально-личностной сферы направлена на профилактику двух нарушений в развитии личности – склонности к формированию комплекса неполноценности, ущербности и склонности к аутизации, избеганию контактов со сверстниками. Могут быть включены компенсаторные механизмы, направленные на компенсацию физического дефекта. Требуется избегание перекосов в развитии личности и помощь в адекватной оценке дефекта и его значения для дальнейшей жизни. Также необходимы коррекция социальной ситуации развития в семье и вне семьи, коррекция чувства вины и стыда родителей, создание наиболее благоприятных условий социальных связей вне семьи, адаптация в социуме.

При поврежденном развитии основная коррекция направлена на семью ребенка, особенно если деменция грубо прогрессирует. Коррекция интеллектуальной сферы сложна, так как идет распад психики на фоне органической патологии. Коррекция личности также затруднена.

В структуре дисгармонического онтогенеза главным выступает дефект эмоционально-волевой сферы, обусловленной личностной и социальной ситуацией развития. Как правило, интеллект сохранен. Требуется нивелирование негативных характерологических особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации ребенка, обучение контролированию собственных эмоций. При декомпенсированной психопатии необходимы просвещение родителей об истоках поведения ребенка, коррекция родительско-детских отношений, обучение техникам и методам наиболее адекватного обращения с ребенком.

1. Лечебные мероприятия: медикаментозное лечение; лазеротерапия; лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения; лечебная физкультура.
2. Сенсорное воспитание: развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений, развитие слухового восприятия и внимания, развитие осязания.
3. Развитие речи.
4. Формирование различных видов деятельности: предметной и игровой, мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления), продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.
5. Физическое воспитание: различные физические упражнения на развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации движений; занятия по умению ориентироваться в пространстве, преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства, возникающих на фоне зрительной патологии; спортивные и подвижные игры.
6. Эстетическое развитие: музыкальное воспитание и ритмика, ознакомление с художественной литературой, театрализованная деятельность.
7. Социальная адаптация: формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками, формирование представлений о самом себе, формирование навыков самообслуживания.

 

21. Дайте определение понятию «коррекционная педагогика». Раскройте предметные области специальной педагогики. Охарактеризуйте основные категории коррекционной педагогики с точки зрения аспектов педагогической информации.

Коррекционная педагогика (от лат. correctio – исправление) – это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, пунктов коррекционно-педагогической помощи.

Предметная область:







Дата: 2019-05-28, просмотров: 593.