Дайте определение понятию «депривация». Перечислите уровни проявления депривации. Охарактеризуйте эмоциональную, соматическую, сенсорную и двигательную депривации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЕПРИВАЦИЯ (ограничение) – это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, когда субъект лишен или ограничен в возможностях удовлетворения потребностей в достаточной мере или в течение длительного времени. Существенна психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации похожи: тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства, развитие личности в целом.

Уровни проявления депривации (время и полнота прерывания связей и отношений ребенка): Полная депривация – соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства. Частичная депривация – соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми.

Симптомы психической депривации: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности, и может носить скрытый характер. Депривация какое-то время может не осознаваться, а её негативные последствия могут ассоциироваться с другими, более явными, лежащими на поверхности причинами. Источник скрытой депривации может находиться в семье, школе, других социо структурах, в обществе.

В одних и тех же условиях изоляции характер психической депривации каждого человека во многом будет определяться индивидуальными особенностями личности и значимостью тех потребностей, которые депривированы. Многое зависит от потребности в стимуляции. Еще больше – от мотивации человека, готовности достичь цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

СОМАТИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – психофизическая ослабленность или серьезная патология органов вследствие перинатальных вредностей (внутриутробных), а также отсутствия возможностей полного удовлетворения первичных биологических потребностей.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – является следствием сужения внешних раздражителей и недостатка стимулов – зрительных, слуховых, осязательных… т.е. «сенсорный голод». Обедненная среда обитания вредна для человека любого возраста.

Сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации начинают развиваться заторможенность, депрессия, апатия, которые сменяются эйфорией, раздражительностью. Отмечаются нарушения памяти, ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические и трансовые состояния, галлюцинации (образ, возникающий в сознании без внешнего раздражителя). Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления.

Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость речи, торможение умственного развития. Проявляется у детей, проживающих вместе с родителями, у детей оказавшихся в больнице, интернате и др., у детей без родителей в детском доме. На 2 месяце жизни ребенок уже ищет новые впечатления. Бедная стимульная среда вызывает безучастность, отсутствие реакции ребенка на окружающую его действительность.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней. В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Крик, улыбка, лепетание, манипулирование игрушками, указательно-просительные движения, произнесение звуков, слогов, слов – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результат. Эксперименты с предложением младенцам различных видов подвижных конструкций показали четкую закономерность – возможность ребенка управлять движением предметов формирует у него двигательную активность, невозможность воздействовать на движение игрушек, подвешенных к колыбели, формирует двигательную апатию. Неспособность изменять окружающую среду обуславливает возникновение фрустрации и связанных с ней пассивности или агрессии в поведении детей. Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Значимость двигательной активности в жизнедеятельности человека подтверждается примерами экспериментальных исследований взрослых людей, которые отказываются от участия в экспериментах, связанных с длительной неподвижностью, несмотря даже на предлагаемые последующие вознаграждения.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – нарушения эмоциональных связей ребенка в виде отсутствия любви, внимание и нежных чувств по отношению к нему, как следствие смерти значимого взрослого. Отрицательные последствия эмоциональной депривации: малыш становится вялым, снижается его ориентировочная активность, он не стремится к движению, неизменно начинается ослабление здоровья, отставание в развитии. При эмоциональной депривации возникает развитие «госпитализма», которое может привести к смерти ребёнка в доме малютки как следствие отсутствия контакта с матерью.

Эмоциональная депривация в наибольшей степени свойственна детям, и если они находятся в избыточно изменчивой среде и ребенок становится социально-гиперактивным: он готов идти на руки даже к незнакомым людям, старается привлечь к себе внимание. При подобных контактах всегда устанавливается взаимопонимание, которое характерно большой изменчивостью, хотя и является положительным. Ребёнка привлекают все новые контакты, и не имеет значения, от кого они исходят.

Й.Лангмейер, З.Матейчик выделяют следующие виды психической депривации:

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 261.