Дайте определение понятиям «онтогенез». Раскройте параметры дизонтогенеза и объясните их влияние. Представьте классификацию видов психологического дизонтогенеза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Онтогенез – индивидуальное развитие человека.

Дизонтогенез - нарушение развития психики в целом, её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов.

Параметры дизонтогенеза:

1. Функциональная локализация нарушений

2. время поражения (чем раньше, тем сложней исправить)

3. соотношение первичного и вторичного диффекта (первичный – до 3 лет).

4. Нарушение межполушарных связей. При возникновении нарушений в раннем онтогенезе возникает незавершенное формирование межполушарных связей, изоляция отдельных психических функций, что ведёт к тотальному переформированию психики.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА (по В.В.Лебединскому):

· дисфункция созревания (тип развития, занимающий промежуточное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, что препятствует овладению сложными интегративными формами психической деятельности (письмо, чтение, произвольная регуляция деятельности). То же самое можно отнести к атипичному психическому развитию у левшей.) связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды:

§ задержка психического развития.

· ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов:

§ общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести),

· поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга:

§ поврежденное развитие (органическая деменция),

§ дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

· асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других с преобладанием эмоционально-волевых нарушений (дети с данным типом отклоняющегося развития в связи с отсутствием явной органической причины нарушения первоначально не были отнесены к категории аномальных детей:

§ искаженное развитие (ранний детский аутизм),

§ дисгармоническое развитие (психопатии).

 

· «Дети со сложными недостатками развития» (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллектуального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т.п.)

 

10. Спрогнозируйте направления в развитии различных категорий детей с отклонениями.

Для полноценного развития ребенка необходимы:

 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр., их недостаток вызывает сенсорную депривацию;

2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию;

3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации;

4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию

5) Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия. Комплексные психолого-педагогические мероприятия, помимо выбора профиля учебного учреждения, включают:

1. Проведение курса логопедических занятий (преимущественно в групповой форме). Занятия должны быть направлены на развитие речи ребенка (в т.ч. коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления. Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий.

 2. Логоритмика и психогимнастика – 20–45 занятий на курс.

 3. Занятие с психологом – 20–45 занятий на курс.

4. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 289.