Предложите модель психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения и воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В целом для всего мира характерны четыре варианта (модели) интеграции в обучении:
• комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога);
• частичная (дети с проблемами развития, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образованием, вливаются в массовые группы (классы) на часть дня);
• временная (все воспитанники специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера);
• полная (ребенок с отклонениями в развитии постоянно воспитывается среди здоровых сверстников).
Исследователи проблем образовательной интеграции Малофеев и Н.Д. Шматко предлагают свои варианты моделей интегрированного обучения, в основу которых положены ответы на такие вопросы:
• каким детям может быть полезна дневная форма интеграции;
• на каких видах образовательных учреждений она может быть организована;
• каковы правила комплектования групп и классов;
• как дозируется время интеграции;
• каковы содержание и характер совместной деятельности детей;
• какие специалисты участвуют в процессе обучения и воспитания;
• где и кем оказывается специальная педагогическая помощь;
• каков механизм взаимодействия массовых и специальных педагогов.
Исследователи предлагают такие варианты моделей интегрированного обучения и воспитания:
• постоянная полная интеграция - обучение на равных детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников в одних дошкольных группах и классах;
• постоянная неполная интеграция - обучение на равных но целому, но не всему, ряду учебных предметов с нормально развивающимися сверстниками;
• постоянная частичная интеграция - обучение на равных лишь небольшой части необходимых умений и навыков, проведение с нормально развивающимися сверстниками части учебного и внеклассного времени;
• временная частичная интеграция - объединение детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников вне зависимости от достигнутого уровня развития не реже двух раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера, т.е. дети с ОПФР обучаются в специальных группах (классах), систематически объединяясь с другими детьми;
• эпизодическая интеграция - организация минимального социального взаимодействия детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников.
Выбор той или иной формы (модели) интеграции детерминируется типом учреждения образования (специального или массового), поскольку они обладают различным потенциалом в организации интегрированного обучения и воспитания.
В Республике Беларусь модели интегрированного обучения используются с 1995/96 учебного года (Временное положение об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития). Такими моделями являются: 1) классы интегрированного обучения; 2) специальные классы в общеобразовательной школе; 3) коррекционно-педагогическое консультирование для неуспевающих и нуждающихся во временной помощи учащихся, а также для детей с ОПФР, обучающихся в разных школах.

 

25. Дайте определение понятию «специальное образование». Раскройте проблемму содержания образования обучающихся с ОПФР (учебные планы, программы, учебная литература). Охарактеризуйте влияние семьи на условия обучения ребёнка с ОПФР.

Специальное образование — это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Понятие «содержание специального образования» может быть сформулировано как специально отобранная и педагогически обработанная система знаний, умений и навыков в соответствии с познавательными возможностями учащихся, практическим и коррекционно-развивающим значением, завершенностью образования на определенном уровне.

Обучение и воспитание учащихся с особенностями психофизического развития органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в образовательном процессе, протекающем в специальных условиях, которые включают в себя:

•    наличие специальных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);

•    учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции;

•    адекватную среду жизнедеятельности;

•    проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами,

•    логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;

•    предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

Согласно Концепции реформирования специального образования в республике выделяются три вида образования: цензовое, нецензовое и абилитационное. Учитывая, что многие дети с тяжелыми умственными или физическими недостатками не обладают познавательными умениями и навыками, которые требует традиционная школа, перед педагогами стоит серьезная задача разработки образовательных программ, которые отвечали бы уровню работоспособности таких учащихся.

Проблема содержания специального образования заключается в решении следующих задач:

1. Приблизить его к требованиям современного общества с учетом изменяющихся социально-экономических условий (знания для будущего, а не морально устаревшие).

2. Обеспечить учащихся знаниями, выполняющими развивающую функцию, способствующими не предметной подготовке, а становлению социального опыта и коррекции личности на основе индивидуальных и возрастных особенностей детей на всех этапах обучения.

3. Ввести интегрированные предметы, направленные на более комплексное решение коррекционных задач.

4. Разработать содержание новых специальных курсов, нацеленных на усвоение практических знаний о себе как о человеке и личности в системе «Я — общество».

5. Оптимизировать содержание трудового обучения. Определение понятия «содержание образования» может зависеть от того, что принимать за источник содержания. Это либо:

•    реальный мир (окружающая действительность, живая и неживая природа), либо

•    внутренний мир ребенка, его потребности и способности, требующие развития в организованном процессе обучения.

 

 






















Дата: 2019-05-28, просмотров: 408.