Необходимый исходный уровень знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из других предметов и предшествующих тем:

1.Стуктура клетки

2.Органеллы клетки

3.Клеточный цикл

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1.Информация положения и ее значение для детерминации, дифференцировки и специализации клеток.

2.Конституитивные и индуцибельные гены, компетентные и комитированные клетки.

3.Происхождение тканей, теории тканевой эволюции.

4.Определение ткани и классификация тканей.

5.Эпителиальные ткани, определение и общая характеристика.

6.Классификация эпителиальных тканей.

7.Железистый эпителий; два типа желез.

 

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Изучить строение многослойного плоского ороговевающего эпителия.

Объект изучения – Препарат: эпидермис кожи пальца (окр. гематоксилин-эозином).

Программа действий - На малом увеличении найти эпидермис. На большом увеличении зарисовать и отметить: базальный слой (1), слой шиповатых клеток (2), зернистый слой (3), блестящий слой (4), роговой слой (5).

Ориентировочные основы действий - Найти извитую базальную мембрану на которой распологается многослойный плоский ороговевающий эпителий (эпидермис). Самый глубокий слой – базальный (1) представлен цилиндрическими клетками. Вдоль базальной мембраны видны овальные фиолетовые ядра клеток, расположенные перпендикулярно базальной мембране. Над ними располагаются шиповатые клетки (2) многоугольной формы с округлыми ядрами. Зернистый слой клеток (3) наиболее заметен на препарате – это клетки уплощенной формы с овальными ядрами, цитоплазма которых заполнена фиолетовыми зернами. Блестящий слой (4) виден на препарате в виде темно-розовой полоски. Наружный слой самый мощный – роговой (5). Это розового цвета пласт ткани, представленный роговыми чешуйками, в нем видны выводные протоки потовых желез.

 

Задание 2. Изучить строение многослойного плоского неороговевающего эпителия.

Объект изучения – Препарат: многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы глаза (окр. гематоксилин-эозин).

Программа действий - На малом увеличении найти эпителиальный пласт. На большом увеличении зарисовать и отметить: базальный слой (1), шиповатый слой (2), слой плоских клеток (3).

Ориентировочные основы действий - На препарате найти многослойный плоский неороговевающий эпителий – узкую полоску розового цвета с фиолетовыми ядрами. На базальной мембране располагается базальный слой (1) клеток цилиндрической формы. Слой шиповатых клеток (2) многоугольной формы с округлыми ядрами располагается над базальным слоем. Слой плоских клеток (3) отличается клетками и ядрами уплощенной формы.

 

Задание 3. Изучить строение однослойного плоского эпителия.

Объект изучения – Препарат: мезотелий (однослойный плоский эпителий) сальника (окр. импрегнация серебром по Кахалю с докраской ядер гематоксилином).

Программа действий - На малом увеличении найти эпителиальные клетки многоугольной формы. На большом увеличении зарисовать: клетки полигональной формы (1), границы между клетками (2), ядра (3), цитоплазму(4).

Ориентировочные основы действий - На тотальном препарате видны плоские клетки мезотелия (1), цитоплазма светло-коричневого цвета (4), фиолетовые ядра (3), неровные граница клеток (2) темно-коричневого цвета.

 

Задание 4. Изучить строение однослойного многорядного мерцательного эпителия.

Объект изучения – Препарат: однослойный многорядный мерцательный эпителий трахеи (окр. гематоксилин – эозин).

Программа действий - На малом увеличении найти эпителиальный пласт. На большом увеличении зарисовать и отметить бокаловидные клетки (1), реснитчатые клетки (2) эпителия.

Ориентировочные основы действий - На малом увеличении со стороны просвета трахеи найти пласт многорядного мерцательного эпителия в виде узкой розовой полоски. Ближе к базальной мембране видны, лежащие в несколько рядов, фиолетовые ядра. Рассматривая эпителиальный пласт на большом увеличении, найти в нем бокаловидные клетки (1) – это светлые клетки овальной формы с уплощенными ядрами, которые находятся в базальной части. Найти мерцательные клетки (2) – это высокие призматические клетки с овальными ядрами. На апикальной части клеток видны многочисленные реснички.

 

Задание 5. Зарисовать и подписать таблицу – Переходный эпителий мочевого пузыря.

Задание 6. Зарисовать и подписать таблицу – Однослойный многорядный высокопризматический мерцательный эпителий.

 

Вопросы для самоконтроля

1. На препарате обнаружены следующие структуры: а) пласт клеток, тесно прилегающих друг к другу; б) клетки, разделенные межклеточным веществом. Какие из этих структур относятся к эпителиальным тканям?

2. На препарате обнаружено два типа клеток: У первого типа апикальная и базальная части различаются по строению. Клетки второго типа не имеют полярности. Какие клетки относятся к эпителиальным?

3. В результате косметологической операции удалены роговой, блестящий и зернистый слои эпидермиса кожи. За счет чего осуществляется регенерация?

4. В эксперименте значительно снижена проницаемость базальной мембраны многослойного плоского ороговевающего эпителия. Как это отражается на его жизнедеятельности?

Резюме по теме

     Функциональное и морфологическое разнообразие клеток организма обусловлено окружением клетки, т.е. той средой, в которой она живет и размножается. Эта среда окружения клетки получила название пространственной информации или информации положения.

     Дифференцировка и специализация клеток – это процесс взаимодействия эндогенной генетической информации и экзогенной эпигенетической информации (пространственной информации). Ведущее место в дифференцировке и специализации принадлежит информации положения клетки, которая определяется рядом факторов:

1.градиенты концентрации химических веществ

2.векторы электромагнитных полей

3.контактные взаимоотношения между клетками

4.эмбриональная индукция

Клетка, способная воспринимать позиционную информацию называется компетентной. В этой клетке под влиянием эпигенетических факторов геном подразделяется на экспрессированные (рабочие) и репрессированные (спящие) гены. Экспрессированные гены в свою очередь делятся на конституитивные и индуцибильные. Конституитивные гены отвечают за общие для всех клеток организма свойства (раздражимость, подвижность, обмен веществ и т.д.). Индуцибильные гены определяют дифференцировку и специализацию клеток.

Клетка, которая под влиянием позиционной информации получила программу своего развития (индуцибельные гены) называется детерминированной или коммитированной. В результате дифференцировки клетки, которая идет по пути усложнения ее организации, она становится специализированной и начинает выполнять соответствующие функции.

Изоморфные клетки объединяются в группы, каждая из которых начинает выполнять элементарную функцию. Образуется 4 группы тканей:

1.пограничные ткани (эпителиальные ткани)

2.ткани внутренней среды (мезенхимные ткани)

3.ткани, выполняющие двигательную функцию (мышечные ткани)

4.ткани, реагирующие на воздействие внешней среды возбуждением и       раздражением (нервные ткани)

     Закон параллельных рядов по Заварзину: «Раз возникнув, ткани развиваются параллельно». Этот закон позволяет утверждать, что все представители животного мира состоят из четырех типов тканей.   Однако, в историческом развитии тканей следует учитывать принцип дивергенции Хлопина, т.е. прежде чем развиваться параллельно ткани должны были разойтись.

     Ткань – это исторически сложившаяся система клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и, выполняющих одну из первичных функций организма.

     Ткань – это система, состоящая из одного или нескольких дифферонов.

     Эпителий – это пограничный пласт клеток, плотно прилегающих друг к другу (десмосомы, полудесмосомы), развивающихся из трех зародышевых листков и выполняющих в организме защитную, выделительную и всасывательную функции.

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной), М., «Медицина», 1989, 1999. 2) Лекции. 3) Атлас по гистологии и эмбриологии (И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов), М., «Медицина», 1973.

Дополнительная литература: 1) Гистология (Введение в патологию) под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. М., ГЭОТАР, 1997. 2) Гистология. А.Хэм, Д.Кормак. М., «Мир».

 

 

ТСО и наглядные пособия

1.Внеаудиторные электрифицированные стенды.

2.Микроскопы 3.Таблицы 4.Электроннограммы.

 

Домашнее задание - см. методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Мезенхима. Соединительные ткани».

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.