Из других предметов и предшествующих тем:
1.Стуктура клетки
2.Органеллы клетки
3.Клеточный цикл
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1.Информация положения и ее значение для детерминации, дифференцировки и специализации клеток.
2.Конституитивные и индуцибельные гены, компетентные и комитированные клетки.
3.Происхождение тканей, теории тканевой эволюции.
4.Определение ткани и классификация тканей.
5.Эпителиальные ткани, определение и общая характеристика.
6.Классификация эпителиальных тканей.
7.Железистый эпителий; два типа желез.
Рекомендации для работы на занятии
Задание 1. Изучить строение многослойного плоского ороговевающего эпителия.
Объект изучения – Препарат: эпидермис кожи пальца (окр. гематоксилин-эозином).
Программа действий - На малом увеличении найти эпидермис. На большом увеличении зарисовать и отметить: базальный слой (1), слой шиповатых клеток (2), зернистый слой (3), блестящий слой (4), роговой слой (5).
Ориентировочные основы действий - Найти извитую базальную мембрану на которой распологается многослойный плоский ороговевающий эпителий (эпидермис). Самый глубокий слой – базальный (1) представлен цилиндрическими клетками. Вдоль базальной мембраны видны овальные фиолетовые ядра клеток, расположенные перпендикулярно базальной мембране. Над ними располагаются шиповатые клетки (2) многоугольной формы с округлыми ядрами. Зернистый слой клеток (3) наиболее заметен на препарате – это клетки уплощенной формы с овальными ядрами, цитоплазма которых заполнена фиолетовыми зернами. Блестящий слой (4) виден на препарате в виде темно-розовой полоски. Наружный слой самый мощный – роговой (5). Это розового цвета пласт ткани, представленный роговыми чешуйками, в нем видны выводные протоки потовых желез.
Задание 2. Изучить строение многослойного плоского неороговевающего эпителия.
Объект изучения – Препарат: многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы глаза (окр. гематоксилин-эозин).
Программа действий - На малом увеличении найти эпителиальный пласт. На большом увеличении зарисовать и отметить: базальный слой (1), шиповатый слой (2), слой плоских клеток (3).
Ориентировочные основы действий - На препарате найти многослойный плоский неороговевающий эпителий – узкую полоску розового цвета с фиолетовыми ядрами. На базальной мембране располагается базальный слой (1) клеток цилиндрической формы. Слой шиповатых клеток (2) многоугольной формы с округлыми ядрами располагается над базальным слоем. Слой плоских клеток (3) отличается клетками и ядрами уплощенной формы.
Задание 3. Изучить строение однослойного плоского эпителия.
Объект изучения – Препарат: мезотелий (однослойный плоский эпителий) сальника (окр. импрегнация серебром по Кахалю с докраской ядер гематоксилином).
Программа действий - На малом увеличении найти эпителиальные клетки многоугольной формы. На большом увеличении зарисовать: клетки полигональной формы (1), границы между клетками (2), ядра (3), цитоплазму(4).
Ориентировочные основы действий - На тотальном препарате видны плоские клетки мезотелия (1), цитоплазма светло-коричневого цвета (4), фиолетовые ядра (3), неровные граница клеток (2) темно-коричневого цвета.
Задание 4. Изучить строение однослойного многорядного мерцательного эпителия.
Объект изучения – Препарат: однослойный многорядный мерцательный эпителий трахеи (окр. гематоксилин – эозин).
Программа действий - На малом увеличении найти эпителиальный пласт. На большом увеличении зарисовать и отметить бокаловидные клетки (1), реснитчатые клетки (2) эпителия.
Ориентировочные основы действий - На малом увеличении со стороны просвета трахеи найти пласт многорядного мерцательного эпителия в виде узкой розовой полоски. Ближе к базальной мембране видны, лежащие в несколько рядов, фиолетовые ядра. Рассматривая эпителиальный пласт на большом увеличении, найти в нем бокаловидные клетки (1) – это светлые клетки овальной формы с уплощенными ядрами, которые находятся в базальной части. Найти мерцательные клетки (2) – это высокие призматические клетки с овальными ядрами. На апикальной части клеток видны многочисленные реснички.
Задание 5. Зарисовать и подписать таблицу – Переходный эпителий мочевого пузыря.
Задание 6. Зарисовать и подписать таблицу – Однослойный многорядный высокопризматический мерцательный эпителий.
Вопросы для самоконтроля
1. На препарате обнаружены следующие структуры: а) пласт клеток, тесно прилегающих друг к другу; б) клетки, разделенные межклеточным веществом. Какие из этих структур относятся к эпителиальным тканям?
2. На препарате обнаружено два типа клеток: У первого типа апикальная и базальная части различаются по строению. Клетки второго типа не имеют полярности. Какие клетки относятся к эпителиальным?
3. В результате косметологической операции удалены роговой, блестящий и зернистый слои эпидермиса кожи. За счет чего осуществляется регенерация?
4. В эксперименте значительно снижена проницаемость базальной мембраны многослойного плоского ороговевающего эпителия. Как это отражается на его жизнедеятельности?
Резюме по теме
Функциональное и морфологическое разнообразие клеток организма обусловлено окружением клетки, т.е. той средой, в которой она живет и размножается. Эта среда окружения клетки получила название пространственной информации или информации положения.
Дифференцировка и специализация клеток – это процесс взаимодействия эндогенной генетической информации и экзогенной эпигенетической информации (пространственной информации). Ведущее место в дифференцировке и специализации принадлежит информации положения клетки, которая определяется рядом факторов:
1.градиенты концентрации химических веществ
2.векторы электромагнитных полей
3.контактные взаимоотношения между клетками
4.эмбриональная индукция
Клетка, способная воспринимать позиционную информацию называется компетентной. В этой клетке под влиянием эпигенетических факторов геном подразделяется на экспрессированные (рабочие) и репрессированные (спящие) гены. Экспрессированные гены в свою очередь делятся на конституитивные и индуцибильные. Конституитивные гены отвечают за общие для всех клеток организма свойства (раздражимость, подвижность, обмен веществ и т.д.). Индуцибильные гены определяют дифференцировку и специализацию клеток.
Клетка, которая под влиянием позиционной информации получила программу своего развития (индуцибельные гены) называется детерминированной или коммитированной. В результате дифференцировки клетки, которая идет по пути усложнения ее организации, она становится специализированной и начинает выполнять соответствующие функции.
Изоморфные клетки объединяются в группы, каждая из которых начинает выполнять элементарную функцию. Образуется 4 группы тканей:
1.пограничные ткани (эпителиальные ткани)
2.ткани внутренней среды (мезенхимные ткани)
3.ткани, выполняющие двигательную функцию (мышечные ткани)
4.ткани, реагирующие на воздействие внешней среды возбуждением и раздражением (нервные ткани)
Закон параллельных рядов по Заварзину: «Раз возникнув, ткани развиваются параллельно». Этот закон позволяет утверждать, что все представители животного мира состоят из четырех типов тканей. Однако, в историческом развитии тканей следует учитывать принцип дивергенции Хлопина, т.е. прежде чем развиваться параллельно ткани должны были разойтись.
Ткань – это исторически сложившаяся система клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и, выполняющих одну из первичных функций организма.
Ткань – это система, состоящая из одного или нескольких дифферонов.
Эпителий – это пограничный пласт клеток, плотно прилегающих друг к другу (десмосомы, полудесмосомы), развивающихся из трех зародышевых листков и выполняющих в организме защитную, выделительную и всасывательную функции.
Основная и дополнительная литература
Основная литература: 1) Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной), М., «Медицина», 1989, 1999. 2) Лекции. 3) Атлас по гистологии и эмбриологии (И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов), М., «Медицина», 1973.
Дополнительная литература: 1) Гистология (Введение в патологию) под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. М., ГЭОТАР, 1997. 2) Гистология. А.Хэм, Д.Кормак. М., «Мир».
ТСО и наглядные пособия
1.Внеаудиторные электрифицированные стенды.
2.Микроскопы 3.Таблицы 4.Электроннограммы.
Домашнее задание - см. методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Мезенхима. Соединительные ткани».
Дата: 2019-05-28, просмотров: 291.