МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 9
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

ТЕМА: «КРОВЬ И КРОВЕТВОРЕНИЕ»

Время: 3 часа.

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                     2.Программированный контроль                   - 10 мин

                     3.Опрос-беседа                                                 - 35 мин

                     4.Объяснение препаратов                               - 10 мин

                     5.Перерыв                                                         - 15 мин

                     6.Контроль за самостоятельной работой

                      студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин

                     7.Подведение итогов Проверка альбомов      -10 мин

 

Мотивационная характеристика темы: Любое отклонение организма от нормы сопровождается соответствующими изменениями картины крови. Показатели крови облегчают постановку диагноза и проведение соответст­вующего лечения больного. Перед операцией, как правило, кровь проверяют на свёрты­ваемость, группу крови и резус-фактор. Успешное применение лечения и улучшение со­стояния больного определяют показатели гемограммы. Нарушение процессов кроветворения является причиной заболевания крови. Развитие клеток крови - сложный, многоступенчатый процесс, нарушение которого приводит к ряду заболеваний. Знание нормального кроветворения, участие в нём гемопоэтических органов необходимо врачу любого профиля.

Необходимость изучения состава крови и процессов кроветворения, определяет раннюю диагностику, успешное лечение и укрепление здоровья людей, а также способствует фор­мированию целостного, системного подхода к анализу патологических процессов, проис­ходящих в организме больного.

 

Учебная цель

Общая цель - Знать морфо-функциональную характеристику крови как ткани; уметь различать на препаратах форменные элементы крови; знать эмбриональное и постэмбрио­нальное кроветворение.

Конкретная цель - 1. Знать морфо-функциональную характеристику форменных эле­ментов крови. 2. Научиться различать эритроциты, нейтрофилы, базофилы, эозинофилы, моноциты, лимфоциты и кровяные пластинки, 3. Знать гемограмму и уметь подсчитывать лейкоцитарную формулу. 4. Иметь представление об унитарной теории кроветворения и стволовой клетке. 5. Знать стадии развития эритроцитов, гранулоцитов, моноцитов и кро­вяных пластинок.

 

Необходимый исходный уровень знаний

Из других предметов и предшествующих тем:

1. Форма ядра.

2. Строение клетки и ядра.

3. Принципы окраски ядра и цитоплазмы.

4. Составные элементы и функциональное значение крови.

Из темы текущего занятия:

1. Виды форменных элементов крови и их морфо-функциональная характеристика, коли­чество и возрастные изменения.

2. Особенности эмбрионального и дефинитивного кроветворения.

3.Морфология эритропоэза, моноцитопоэза, тромбоцитопоэза, гранулоцитопоэза.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Кровь как ткань.

2. Характеристика эритроцитов.

3. Лейкоциты, их классификация и функции.

4. Кровяные пластинки (тромбоциты) - происхождение и функции.

5. Гемограмма и её клиническое значение.

6. Роль гистологии в развитии гематологии, теории кроветворения.

7. Эмбриональное (первичное) кроветворение.

8. Дефинитивное (вторичное) кроветворение.

9. Стволовая клетка - типы и этапы развития.

10. Эритроцитопоэз: стадии и клеточные формы.

11.Гранулоцитопоэз: стадии и клеточные формы.

12 Гуморальная и нервная регуляция гемопоэза.

 

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Нарисовать гемограмму.

Задание 2. Рассмотреть кровь человека.

Объект исследования - Кровь человека (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий - На большом увеличении зарисовать и отметить:

(1)эритроцит, (2) сегментоядерный нейтрофил, (3)эозинофил, (4) палочкоядерный нейтрофил, (5) лимфоцит, (6) моноцит.

Ориентировочные основы действий - Увидеть эритроциты - наиболее многочисленные безъядерные клетки округлой формы, розового цвета. Увидеть сегментоядерньш ней-трофил-клетку круглой формы с сегментированным ядром тёмно-фиолетового цвета с розовой цитоплазмой. Найти и рассмотреть палочкоядерньгй нейтрофил-клетку круглой с фиолетовым вытянутым ядром в виде палочки или буквы S. Увидеть эозинофил - клетку с сегментированным ядром фиолетового цвета и ярко-красной круглой зер­нистостью в цитоплазме. Увидеть лимфоцит - мелкие клетки с большим ядром, зани­мающим почти всю цитоплазму фиолетового цвета. Найти моноцит - круглую клетку с большим ядром фиолетового цвета и розовой цитоплазмой.

 

Задание 3. Рассмотреть кровь лягушки

Объект изучения - Кровь лягушки (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий - На большом увеличении зарисовать и отметить: эритроциты (1) - клетки овальной формы с розовой цитоплазмой и удлинёнными фиолетовыми ядрами; нейтрофил (2) - клетку круглой формы с розовой цитоплазмой с сегментированным фиоле­товым ядром; найти эозинофил(3) - клетку с сегментированным ядром фиолетового цвета и ярко-красной зернистостью в цитоплазме; найти лимфоцит (4) - клетку с округлым фио­летовым ядром и голубой цитоплазмой с фестончатыми краями; найти тромбоциты (5) - мелкие клетки овальной формы с вытянутым ядром и розовой цитоплазмой.

 

Задание 4. Зарисовать схему кроветворения по Черткову и Воробьёву (таблица).

Вопросы для самоконтроля

1. Методом авторадиографии в красном костном мозге пометили ядра полипотентных клеток монопоэтического ряда. В каком последующем классе клеток будет обнару­живаться метка?

2.В эксперименте ингибирован синтез эритропоэтина. К каким изменениям приведёт это нарушение?

3.В периферической крови найдено 20% эозинофилов. О чём это говорит?

4.У нейтрофила удалили лизосомы. Как это отразится на его функции?

5.Чем характеризуется сдвиг лейкоцитарной формулы влево, вправо, что такое лейкемический провал? Какие из кроветворных функций страдают при этом?

6.На какой стадии дифференцировки в цитоплазме гранулоцитов появляются специфи­ческие гранулы?

7.Какая клетка крови дифференцируется в макрофаг после выхода из кровотока в ок­ружающие ткани?

8.Что выявляется при окраске по Романовскому-Гимза у базофилов?

9.Какова последовательность эритропоэза?

 

Резюме по теме

Кровь - ткань мезенхимного происхождения, образующая внутреннюю среду организма. Состоит из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов. Функции крови - дыхательная, трофическая, защитная, выделительная, гомеостатическая, транспорт гормонов и биологически активных веществ. Плазма крови - 90-93% воды; 7 - 10% сухого вещества, в котором 6,6 - 8,5% белков (альбуминов, глобулинов, фибриногена). Эритроциты - высокодифференцированные безъядерные клетки, неподвижные, окрашенные, не способные к делению. Функции - дыхательная, участвуют в транспорте аминокислот, антител, токсинов, адсорбируя поверхностью плазмолеммы. Количество у мужчин 3,9 - 5,5´1012 /л; у женщин - 3,7 - 4,9´1012 /л крови.

Форма: двояковогнутая (80 - 90 %) - дискоциты - остальные планоциты, эхиноциты, стоматоциты, сфероциты. Изменения формы эритроцитов при заболеваниях - пойкилоцитоз. Анизоцитоз - изменение размеров.

Плазмолемма. содержит до 15 главных белков (в т. ч. гликофорин - 60 %, спектрин - 25%). Спектрин - белок цитоскелета, гликофорин - трансмембранный белок. Гемоглобин - белок, состоящий из четырёх полипептидных цепей глобина и гема. Типы гемоглобина: НbА - взрослый - 98 % и НbF (фетальный - 80 % у плодов), отличаются составом аминокислот и глобиновой части. Продолжительность жизни - около 120 дней.

Лейкоциты - белые кровяные клетки, подвижны, ядерные, проходят через стенки сосудов и соединительную ткань. Число 4-9´109/л. По морфологическим признакам и биологической роли делятся на: зернистые (гранулоциты) и незернистые (агранулоциты). Среди гранулоцитов в соответствии с сегментированностью и окраской специфических гранул в цитоплазме различают нейтрофильные, эозинофильные, базофильные гранулоциты. Агранулоциты - лимфоциты, моноциты, не имеют специфической зернистости, ядра несегментированы. Процентное соотношение основных видов лейкоцитов называется лейкоцитарной формулой.

Нейтрофильные гранулоциты: 2,0 - 5,5´ 109 л/ крови (48 - 78% от общего числа лейкоцитов). Диаметр 10 -12 мкм, ядро содержит 3-5 сегментов, соединённых тонкими перемычками. Для женщин характерно наличие полового хроматина - телец Барра. По степени зрелости различают юные (0,5%) с бобовидным ядром, палочкоядерные (1-6 %) -несегментированное 8-образное ядро и сегментоядерные (65 – 70 %). Цитоплазма нейтрофилов окрашивается слабооксифильно, в ней мелкая зернистость розово-фиолетового цвета. Среди гранул различают специфические мелкие светлые (80 - 90 %), содержат лизоцим, щелочную фосфатазу, белок лактоферин и азурофильные гранулы (10-20 %) - более крупные, содержат лизосомальные ферменты. Функции: активный фагоцитоз при воспалительных процессах. Увеличение в крови юных и палочкоядерных нейтрофилов (сдвиг влево) свидетельствует о наличии кровопотери, сопровождаемое усилением гемопоэза в красном костном мозге. Находятся в крови 1-2 суток. Эозинофильные гранулоциты: количество 0,02 - 0,3´109 /л или 0,5 - 5% /л от общего числа лейкоцитов. Диаметр 12-14 мкм, ядро имеет два сегмента, соединённых перемычкой. В цитоплазме различают азурофильные (первичные) и эозинофильные (вторичные) гранулы. Последние содержат основной белок аргинин, лизосомные гидролитические ферменты, пероксидазу, гистаминазу.

Функции: фагоцитарная активность ниже, чем у нейтрофилов. Снижают содержание гистамина в тканях, участвуют в аллергических, анафилактических реакциях, повышают проницаемость сосудов, являются первой линией защиты против паразитов.

 Базофильные гранулоциты: количество 0,06´109/л или 1% от общего числа, диаметр 11-12 мкм. Ядро сегментировано, содержит 1-3 дольки. В цитоплазме специфические крупные метахроматиновые гранулы, содержащие протеогликаны, гепарин, гистамин, протеазы. Находятся в крови 1 - 2 суток.

Функции: участвуют в реакциях аллергического характера, свёртываемости крови, проницаемости сосудов.

Агранулоциты (незернистые лейкоциты): лимфоциты и моноциты.  Не содержат специфической зернистости в цитоплазме, ядра не сегментированы. Лимфоциты: 20 - 35% от общего количества лейкоцитов. Величина 4,5 - 10 мкм. Различают малые (4,5 - 6 мкм), средние (7-10 мкм) и большие (10 мкм и более). Имеют интенсивно окрашенное ядро округлой или бобовидной формы и узкий ободок базофильной цитоплазмы. Функция: участие в иммунных реакциях. Моноциты: 6 - 8 % от общего числа лйкоцитов. Диаметр 9-12 мкм. В мазке свежей крови - 18 мкм. - 20 мкм. Ядра бобовидные, подковообразные, иногда дольчатые. Цитоплазма слабобазофильная, содержит мелкие азурофильные гранулы.

Функции: относят к макрофагической системе организма, происходят из промоноцитов красного костного мозга. Выселяясь в ткани, превращаются в макрофаги, при этом в цитоплазме клеток появляется большое число лизосом, фагосом, фаголизосом. Кровяные пластинки (тромбоциты) - безъядерные фрагменты цитоплазмы, отделившиеся от мегакариоцитов, размером 2-4 мкм. Количество 2,0 - 4,0´109/л. В кровотоке имеют вид двояковыпуклого диска, в котором выделяется более светлая периферическая часть -гиаломер и более тёмная - зернистая - грануломер. Основные виды: юные, зрелые, старые, дегенеративные, гигантские формы раздражения. Молодые формы крупнее старых. В цитоплазме содержат гликопротеиды, участвующие в процессах адгезии и агрегации тромбоцитов.

Функция: участие в процессах свёртываемости крови (содержит 12 факторов обеспечивающих этот процесс), тромбообразование, участвуют в метаболизме серотонина. Продолжительность жизни - 9 - 10 дней.

Гемограмма: содержание абсолютного и относительного количества форменных элементов крови в единице объема: литре (система СИ) или в 1 мл.

Кроветворение (гемопоэз) - развитие клеток крови. Различают эмбриональный, постэмбриональный гемопоэз.

Эмбриональный гемопоэз: выделяют 3 основных этапа: мезобластический (протекает в мезенхиме стенки желточного мешка, хориона и стебля с 3 по 9 неделю развития зародыша); печёночный (5-6 неделя развития плода); медулярный (костномозговой) (с 10 недели до рождения и после рождения).

Постэмбриональньй гемопоэз: представляет собой процесс физиологической регенерации крови, который компенсирует физиологическое разрушение дифференцированных клеток. Эритроциты, гранулоциты, моноциты, тромбоциты и предшественники лимфоцитов развиваются в миелоидной ткани, расположенной в эпифизах трубчатых и полостях губчатых костей (миелопоэз). Предшественники лимфоцитов заселяют тимус, селезёнку, лимфатические узлы, формируя лимфоидную ткань (лимфопоэз). В миелоидной ткани, кроме того, находятся стволовые полипотентные предшественники всех клеток крови, относящиеся к самоподдерживаю­щейся популяции клеток. Стволовые клетки дифференцируются в двух направлениях: одни дают начало мультипотентной клетке - родоначальнице гранулоцитарного, эритроцитарного, моноцитарного и мегакариоцитарного гемопоэза; другие родоначальнице лимфопоэза. Стадии развития крови составляют 5 основных компартмента: I - стволовые клетки (тотипотентные), П - полустволовые клетки (полипотентные), III - клетки-предшественницы (унипотентные), IV - клетки-бласты (компетентные) и V – проциты (комитированные). Дифференцировка полипотентных клеток в унипотентные определяется действием эритропоэтинов (для эритробластов), тромбопоэтинов (для мегакариоцитов), гранулопоэтинов (для мие-лобластов). Из каждой клетки-предшественницы происходит образование конкретного вида клеток проходящего через ряд стадий. Они в совокупности

образуют компартмент созревающих клеток (V компартмент). Зрелые клетки - это последний VI компартмент. Все клетки V и VI компартмента морфологически идентифицируются, в отличие от клеток I - IV стадий. Процессы гемопоэза представлены в схеме (см. схему кроветворения), при изучении которой выявляется ряд морфологических особенностей при развитии конкретных видов клеток (изменение величины клетки, формы ядра, окраски цитоплазмы, появление соответствующих специфических гранул).

Регуляция гемопоэза обеспечивается: 1) факторами роста, включающими колониестимулирующие интерлейкины и ингибирующие факторы, обеспечивающие пролиферацию и дифференцировку стволовых клеток и последующих стадий их развития; 2) факторами транскрипции, влияющими на экспрессию генов, определяющих направление дифференцировки клеток; 3) витаминами (В12), гормонами.

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) Учебник «Гистология» под ред. Ю.И. Афанасьева и Н.А. Юриной.- М: «Медицина», 1999. 2) Учебник «Гистология» под ред. Ю.И. Афанасьева и Н.А.Юриной.- М.: «Медицина», 1989. 3) Лекции. 4) И.В. Алмазов, Л.С. Сутулов «Атлас по гистологии и эмбриологии.- М.: «Медицина», 1978. 5) В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьюв, Е.Ф. Котовский «Атлас микроскопического и ульт­рамикроскопического строения клеток, тканей и органов».- М. «Медицина», 1970.

Дополнительная литература: 1) А.Хэм, Д.Кормак, «Гистология». М.: «Мир», 1983, т.2. 2) «Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии» под ред. проф. Ю.И. Афанасьева - М. «Высшая школа», 1990. 3) «Гистология (введение в патологию) под ред. проф. Э.Г. Улумбекова, Ю.А. Челышева - М. ГЭОТАР.1997. 4) Б.Албертс, Д.Брей, Дж. Льюис и др. «Молекулярная биология клетки»- М., «Мир», 1987, т.2,4.

 

СО и средства наглядности

1. Микроскопы.

2. Диапроектор «Альфа».

3. Слайды: 1) Патологические формы эритроцитов.2) Клетки крови.3) Клетки гранулоцитарного ряда.4) Типы лейкоцитов периферической крови.

5) Сравнительная морфология гранулоцитов.6) Гликоген в нейтрофилах.

7) Клетки гранулоцитарного ряда.

4. Внеаудиторные стенды. «Кроветворение».

5. Таблицы: 1) Красный костный мозг. 2) Лимфоцитопоэз. 3) Нейтральный гранулоцитопоэз. 4) Постэмбриональный эритроцитопоэз. 5) Эозинофильный гранулоцитопоэз. 6) Моноцитопоэз.7) Схема кроветворения по Черткову и Воробьёву.

6. Электроннограммы.

1) Гемоцитобласт как родоначальная клетка. а) лимфопоэз. б) миедопоэз.

2) Политохроматофильный эритробласт. 3) Нормобласт.4) Эритробласт.                       5) Базофильный метамиелоцит. 6) Участок мегакариобласта.

 

Домашнее задание - см. методическую разработку лабораторного занятия для студентов по теме: «Иммунная система».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 10 ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

ТЕМА: «ИММУННАЯ СИСТЕМА»

Время: 3 часа.

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                     2.Программированный контроль                   - 10 мин

                     3.Опрос-беседа                                                 - 35 мин

                     4.Объяснение препаратов                               - 10 мин

                     5.Перерыв                                                         - 15 мин

                     6.Контроль за самостоятельной работой

                      студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин

                     7.Подведение итогов. Проверка альбомов     -10 мин

 

Мотивационная характеристика темы: Одной из интегрирующих систем организма, наряду с нервной и эндокринной, является иммунная система. Она обеспечивает поддержание генетической целостности внутренней среды человека, выполняя функцию распознавания чужеродных субстанций и осуществляя специфическую реакцию с помощью свойственных только ей механизмов.

Основу организации иммунной системы составляют продуцируемые ею классы и подклассы специальных иммуннокомпетентных клеток, с помощью которых контролируется постоянство белкового состава - белковый гомеостаз.

Для ранней диагностики ряда заболеваний, успешного их лечения врачу любого профиля необходимы знания всей популяции иммуноцитов, их миграции, рециркуляции и взаимодействия в формировании иммунного ответа.

Учебная цель

Общая цель - знать роль органов иммунной системы и их клеточных элементов в формировании гуморального и клеточного иммунитета. Уметь различать на микропрепаратах структуры лимфоидных органов.

Конкретная цель - 1.Научить студента различать органы иммунной защиты по их микроскопическому строению. 2.Уметь определять уровни организации иммунной системы: клеточный (на примере характеристики Т- и В-лимфоцитов макрофагов), тканевой (лимфоидные фолликулы, лимфоидная ткань), органный (красный костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатический узел) и системный . 3.Научиться различать Т- и В-зависимые зоны лимфоидных органов и знать их роль в иммунных реакциях.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.