ТЕМА: СЕМИНАР ПО РАЗДЕЛУ «ЦИТОЛОГИЯ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Время: 3 часа

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                     2.Семинар-беседа, коррекция знаний            - 55 мин

                     3. Перерыв                                                        - 15 мин

                     4.Тест-контроль по разделу «Цитология»     - 65 мин

                     5. Подведение итогов                                      - 10 мин

 

Мотивационная характеристика темы - знание гистофизиологии клеток, жизненного цикла клеток, способов репродукции и реакции их на внутренние и внешние воздействия необходимы будущему врачу для понимания механизмов, вызывающих различные заболевания в организме. В широком смысле слова, на этой основе идет формирование врачебного мышления при диагностике болезней и эффективности их лечения.

 

Учебная цель.

Общая цель – установить уровень знаний студентов по цитологии.

Конкретная цель – 1. Знать первичные формы организации протоплазмы.

2.Знать структуру и функции клеток, жизненный цикл и реакцию клеток на повреждение. 3. Уметь читать электронограмму.

 

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других предметов и предшествующих тем:

1. Понятие о клетке.

2. Клеточная теория.

3. Митоз.

4. Понятие о хромосомном гарнитуре человека.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Гистология как наука.

2. Гистология как учебная дисциплина.

Этапы развития гистологии.

Клеточная теория как научная основа гистологии, её основные положения.

Клетка как главная форма организации протоплазмы.

Симпласт и синцитий как адаптивные формы организации протоплазмы.

Межклеточное вещество как продукт жизнедеятельности клеток.

Величина и форма клеток, факторы их лимитирующие.

Классификация цитоплазматических органелл.

Клеточная поверхность, её свойства и функции.

Основные функции клетки.

ГЭРЛ – система и поток мембран в клетке.

Регуляция синтеза белка в клетке.

Митохондрии и их энергетические функции.

Способы репродукции клеток (Митоз, эндомитоз).

Клеточный цикл.

Хромосомы и их организация, функции. Хромосомный набор человека.

Паранекроз, дистрофия и смерть клетки (Апоптоз и некроз клетки).

Способы и уровни адаптации клетки.

 

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Семинар – беседа по теме – «Цитология», см. вопросы для самоподготовки.

 

Задание 2. Тест – контроль по «Цитологии».

 

Задание 3.Диагностика и чтение электронограмм, см. учебные стенды по цитологии.

 

Основная и дополнительная литература

1) Учебник гистологии (под ред. Ю.И. Афанасьева и др., «Медицина», 1999. 2) «Гистология» Г.Э.Улумбеков «ГОЭТАР», Казань, 1997. 3) Лекционный курс. 4) Атлас по гистологии и эмбриологии, И.В. Алмазов, А.С. Сутулов, М., «Медицина», 1978. 5) Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток тканей и органов. В.Г.Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ю. Котовский, М., «Медицина».

 

ТСО и средства наглядности

1. Учебные стенды по цитологии.

2. Стенд «Экзаменатор – 492».

 

Домашнее задание - см. методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Эпителиальные ткани».

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 7  ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

Тема: «ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ»

Время: 3 часа

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                   2.Программированный контроль                  - 10 мин

                   3.Опрос-беседа                                                - 35 мин

                   4.Объяснение препаратов                              - 10 мин

                   5.Перерыв                                                        - 15 мин

                   6.Контроль за самостоятельной работой

                   студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин

                   7.Подведение итогов. Проверка альбомов   - 10 мин

 

Мотивационная характеристика темы: Знание гистологического строения эпителия необходимо врачу любого профиля, так как эта ткань покрывает тело человека и его внутренние органы. Занимая пограничное положение, эпителий обладает защитными свойствами и хорошо регенерирует, что имеет прямое отношение к заживлению ран. Четкое представление о локализации камбиальных элементов, темпах пролиферации и ее регуляции дает возможность будущим врачам продуманно проводить хирургические вмешательства на органах, выстланных эпителием. Изучение железистого эпителия имеет важное значение, так как в практике врача нередко встречаются случаи нарушения структуры и функции желез, которые приводят к различным воспалениям (отиты, паротиты, панкреатиты и др.), а так же к возникновению новообразований.

     Необходимо отметить значение изучаемой темы для ранней диагностики и успешного лечения, так как кожные покровы являются "зеркалом" здоровья человека.

     Акцентировать внимание студентов на роли русских ученых в изучении тканей. Новаторские труды А.А.Заварзина уже в 30-ые годы прошлого столетия обосновали первую в истории гистологии общетеоретическую концепцию, положенную в основу дальнейшего развития учения о тканях (теория параллелизмов). Экспериментальные исследования Н.Г.Хлопина и его школы позволили разработать гистогенетическую классификацию тканей и теорию их дивергентной эволюции. Экологофизиологическое направление в эволюционной морфологии, основанное Н.Л.Гербильским. Все это сформировало эволюционную гистологию. Н.Г.Хлопин и его сотрудники, подвергнув экспериментальному изучению не только нормальные, но и опухолевые ткани, распространили на область онкологии учение о тканевой детерминации и специфичности, а также дали генетическую классификацию тканей. Экспериментальные исследования В.Г.Гришина, посвещенные анализу атипичных разрастаний эпителиев, не только с новой стороны подтвердили глубокие качественные различия между эпителиями разных видов, но и осветили отношение этих перерождений к проблеме рака.

 

Учебная цель

Общая цель - В процессе определения исходного уровня знаний студентов внести коррекцию при опрос-беседе, используя иллюстративный материал и итоговый контроль. Добиться знания студентами классификации тканей, особенностей строения эпителиальных тканей и их развития. Добиться знания классификации и строения железистого эпителия.

Конкретная цель - 1.Знать определение ткани и классификацию тканей. 2.Уметь классифицировать эпителиальные ткани. 3.Знать особенности строения эпителиальных тканей. 4.Знать классификацию и строение покровных эпителиев. 5.Знать общий план строения простых и сложных экзокринных желез. 6.Иметь представление о вкладе отечественных ученых в изучение эпителиальных тканей (А.А.Заварзин, Н.Г.Хлопин и др.).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.