Взаимодействие клеток в иммунном ответе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Клеточный иммунитет формируется при трансплантации органов и тканей, инфицировании вирусами, при злокачественном опухолевом процессе. Т-киллер реагирует с антигеном в комплексе с гликопротеидами МНС I класса в плазматической мембране клетки-мишени. Связывание Т-киллера с антигеном ведет к высвобождению цитотоксическими клетками порообразующих белков - перфоринов. Полимеризуясь в плазматической мембране клетки-мишени, они превращаются в трансмембранные каналы.

Мембрана клетки-мишени становится проницаемой, что способствует гибели клеток.

Гуморальный иммунный ответ:

Обеспечивают макрофаги (антигенпрезентующие клетки), Т-хелперы и В-лимфоциты.

Попавший в организм антиген поглощается макрофагом, который расщепляет его на фрагменты. С комплексом МНС II класса фрагменты появляются на поверхности макрофага (процессирование антигена), который узнается Т-хелпером. Т-хелпер стимулирует секрецию интерлейкина I макрофагом, в свою очередь активизирующий синтез и секрецию интерлейкина II Т-хелпером.

Т-хелпер активирует В-лимфоциты, воздействуя на него интерлейкином П. В-лимфоцит, процессируя антиген, представляет его фрагмент в комплексе с МНС II класса на клеточной поверхности. Он узнается Т-хелпером. Последний начинает секрецию интерлейкинов 2, 4, 5, 6 и интерферона, под влиянием которых В-лимфоцит размножается, дифференцируется с образованием плазматических клеток и В-клеток памяти. Интерферон активирует макрофаги, активно фагоцитирующие и разрушающие антиген, тем самым обеспечивая пролиферацию и дифференцировку В-лимфоцитов в плазмоциты. Последние вырабатывают специфические иммуноглобулины на данный вид антигена.

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А. Юриной), М., «Медицина, 1999 . 2) Учебник гистологии (под ред. Проф. Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной), М., «Медицина», 1989. 3) Лекции. 4) .И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов «Атлас по гистологии и эмбриологии», М., «Медицина», 1978. 5) В.Г.Елисеев, Ю.И.Афанасьева, Е.Ф.Котовский «Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток тканей и органов», М., «Медицина», 1970. 6) Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии (под ред. Проф. Ю.И.Афанасьева), М., «Высшая школа», 1990.

Дополнительная литература: 1) И.А.Чертков, А.Я.Фриденштейн «Клеточные основы кроветворения», М., «Медицина», 1977. 2) Р.В.Петров «Иммунология», М., «Медицина», 1982. 3) З.Б.Албертс, Д.Брей, Дж. Люис, М.Рэфф, К.Робертс, Дж.Уотсон «Молекулярная биология клеток», изд. «Мир», 1987 г., т.5.

ТСО и средства наглядности

1. Микроскопы

2. Диапроектор «Альфа»

3. Демонстрационные препараты: 1.Накопление краски л/у. 2.Красный костный мозг.

4. Слайды: 1.Закладка селезенки. 2.Эмбрион в начале 2-х месяцев развития. 3.Селезенка ребенка 12 лет. 4.Селезнка взрослого человека. 5.Срез костного мозга, плод на 7-ом месяце развития. 6.Срез красного костного мозга, ребенок 4-х лет. 7.Срез костного мозга взрослого человека. 8.Вилочковая железа плод 7-ми месяцев. 9.Вилочковая железа новорожденного. 10.Ю.Вилочковая железа взрослого человека. 11.Лимфатический узел ребенка 3-х месяцев. 12.Лимфатический узел взрослого. 13.Возрастная динамика периферической крови человека (схема Й.Тодорова).

Внеаудитные электрофицированные стенды:

«Кроветворение». «Проверь свои знания».

6.Таблицы: 1.Небная миндалина. 2.Лимфатический узел. 3.Селезенка.      4.Тимус. 5.Красный костный мозг.

 

Домашнее задание - смотри методическую разработку лабораторного занятия для студентов по теме: «Костная ткань».

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 11 ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

ТЕМА: «КОСТНАЯ ТКАНЬ»

Время: 3 часа

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                     2.Программированный контроль                   - 10 мин

                     3.Опрос-беседа                                                 - 35 мин

                     4.Объяснение препаратов                               - 10 мин

                     5.Перерыв                                                         - 15 мин

                     6.Контроль за самостоятельной работой

                        студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин

                     7.Подведение итогов. Проверка альбомов     -10 мин

 

Мотивационная характеристика темы: Костная ткань представляет 18 % от общего веса человека. Архитектоника костной ткани идеально соответствует опорной функции скелета и обеспечивает ему высокую прочность. Отдельные кости способны выдерживать давление в 25-30 раз превышающее вес тела. Наряду с обеспечением опорно-механической функции, костная ткань участвует в обмене веществ, являясь мощным депо неорганических соединений, необходимых для поддержания на определенном уровне минерального состава крови.

Знание источников развития костной ткани, ее строения, регенерации необходимы травматологам, рентгенологам, педиатрам и другим врачам для профилактики и лечения различных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ (остеохондрозов, остеопорозов), а также при лечении всевозможных переломов. Изучение данного материала имеет практическое значение для решения проблем спортивной, космической медицины, особенно при длительных полетах, для развития трансплантологии, протезирования и других перспективных отраслей медицины.

 

Учебная цель

Общая цель - знать развитие, строение и функции костных тканей. Уметь различать на микропрепаратах структуры костных тканей.

Конкретная цель - 1. Знать классификацию костных тканей. 2. Изучить организацию клеток и межклеточного вещества костных тканей. 3. Знать гистогенез костных тканей. 4. Уметь дифференцировать на микропрепарате различные виды костных тканей.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.