МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 8
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

ТЕМА: « МЕЗЕНХИМА. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ»

Время: 3 часа

 

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                     2.Программированный контроль                   - 10 мин

                     3.Опрос-беседа                                                 - 35 мин

                     4.Объяснение препаратов                               - 10 мин

                     5.Перерыв                                                         - 15 мин

                     6.Контроль за самостоятельной работой

                      студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин

                     7.Подведение итогов. Проверка альбомов     -10 мин

 

Мотивационная характеристика темы: Соединительная ткань занимает более 50% массы тела, образует мягкий и жесткий скелеты внутренних органов. Соединительные ткани вместе с кровью формируют внутреннюю среду организма, обеспечивая трофику и метаболизм в организме. Выполняя многообразные и сложные функции, сводящиеся, в конечном счете, к поддержанию жизнедеятельности организма, элементы соединительной ткани первыми реа­гируют при развитии патологических процессов.

Необходимо обратить внимание на то, что значительный вклад в изучение соединительной ткани внесли отечественные ученые такие, как; И.И.Мечников, А.М.Максимов, А.А.Заварзин, В.Г.Елисеев и др. На кафедре гистологии ВГМУ выполнены многочисленные комплексные исследования тканевых базофилов (лаброцитов, тучных клеток), как регуляторов локального гомеостаза, выделяющих биологически активные вещества, принимающие участие в регуляции различных реакций организма.

 

Учебная цель

Общая цель - изучить общий план строения мезенхимных тканей. Рассмотреть клеточный состав и организацию межклеточного вещества в рыхлой и плотной соединительной ткани.

Конкретная цель - 1. Знать классификацию мезенхимных тканей. 2. Детально разобрать клеточный состав рыхлой соединительной ткани. 3. Изучить особенности строения сухожилий и связок. 4. Усвоить основные представления о вкладе отечественных ученых в изучение соединительной ткани (В.Г.Елисеев, И.И.Мечников, А.М.Максимов, А.А.Заварзин).

Необходимый исходный уровень знаний

Из других предметов и предшествующих тем:

1. Морфология клетки.

2.  Жизненный цикл клетки.

3. Определение понятия ткань.

4. Общая характеристика и классификация тканей.

5. Общая характеристика внутренней среды организма.

Из темы текущего занятия:

1. Общая характеристика мезенхимных тканей.

2. Классификация тканей внутренней среды.

3. Строение рыхлой соединительной ткани - клеточный состав и организация межклеточного вещества.

4. Строение и функция сухожилий.

5. Строение и функция связок.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Мезенхима. Строение и функция мезенхимных тканей.

2. Классификация мезенхимных тканей.

3. Межклеточное вещество: коллагеновые, ретикулярные и эластические волокна.

4. Рыхлая соединительная ткань, её разновидности, строение и функции.

5. Классификация клеток рыхлой соединительной ткани.

6. Плотная соединительная ткань, её разновидности, строение и функции (су­хожилие и связки.)

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Изучить строение мезенхимы.

Объект изучения - Препарат мезенхимы (окр. гематоксилин-эозин).

Программа действий - На малом увеличении найти участок мезенхимы. На

большом увеличении зарисовать и отметить: (1)мезенхимные клетки звездчатой формы.

Ориентировочные основы действий - На препарате найти участок мезенхимы (1), представленный звездчатыми клетками, в которых видны фиолетовые ядра.

Задание 2. Изучить строение рыхлой соединительной ткани.

Объект изучения - Препарат рыхлой соединительной ткани (окр. железный гематоксилин).

Программа действий - На малом увеличении найти наиболее светлый участок ткани. На большом увеличении найти, зарисовать и отметить: (1) фибробласт, (2) гистиоцит, (3) коллагеновые волокна, (4) эластические волокна, (5) основное вещество.

Ориентировочные основы действий - На препарате найти округлую клетку фибробласт (1). На плёночном препарате фибробласты имеют отростчатую конфигурацию, ядра окрашены бледно, цитоплазма слабо базофильна. Гистиоциты (2) - клетки с чётко очерченными границами, с неровными краями, в цитоплазме видны гранулы и вакуоли. Между клетками в препарате необходимо найти извитые анастомозирующие волокна - эластические (4) и широкие лен­товидные коллагеновые (3). Отметить основное вещество (5),

 

Задание 3. Изучить строение сухожилий.

Объект изучения – Препарат: сухожилия в поперечном разрезе (окр. гематоксилин – эозин)

Программа действий - На малом увеличении найти, зарисовать и отметить: (1) перитеноний, (2) эндотеноний, (3) пучок II-го порядка, (4) пучок I порядка; (а) коллагеновые волокна, (б) ядра фиброцитов.

Ориентировочные основы действий - Снаружи сухожилия отметить перитеноний (1), соединительную ткань, окрашенную в розовый цвет с фиолетовыми ядрами. Перитеноний окружает пучок III-го порядка. Внутри сухожилие разделено на пучки II-го порядка (3). Разделение видно за счет узких полосок соединительной ткани - эндотеноний (2). В пучке II-го порядка необходимо обнаружить поперечно срезанные пучки коллагеновых волокон: (а) - розового цвета точечные участки, окруженные синими ядрами фиброцитов (б),- это пучки 1-го порядка.

 

Задание 4. Изучить строение эластической связки.

Объект изучения - Препарат эластической связки в продольном разрезе (окр. гематоксилин-эозин).

Программа действий - На малом увеличении найти, зарисовать и отметить: (1) Эластические волокна, (2) ядра фиброцитов, (3) коллагеновые волокна, (4) со­единительную ткань.

Ориентировочные основы действий - На препарате найти жёлтого цвета тол­стые эластические волокна (1). Между волокнами видны ядра клеток фиброци­тов (2). Коллагеновые волокна (3) окрашены в розовый цвет. Отметить участки соединительной ткани с кровеносными сосудами.

Вопросы для самоконтроля

1. На гистологическом препарате рядом с тканевыми базофилами видно боль­шое количество гранул. Какие вещества выделились из клеток, и как называ­ется этот процесс?

2. У больного в организме обнаружен недостаток витамина "С". Какие изменения происходят в межклеточном веществе соединительной ткани?

3. Под влиянием ультрафиолетовых лучей изменился цвет кожи. Какие клетки принимают участие в этой реакции?

4. Под кожу попало инородное тело. Какова реакция рыхлой соединительной ткани, и какие клетки в ней участвуют?

5. В организм человека введена живая вакцина. Какие клетки рыхлой соедини­тельной ткани включаются в выработку специфического иммунитета?

 

Резюме по теме

Мезенхимные ткани объединяют группу тканей общего характера, образованных разнообразными гетерогенными клетками и большим или меньшим, но, как правило, преобладающим, количеством межклеточного вещества.

Мезенхима – первородная соединительная ткань, образуется из материала эктодермы и в основном мезодермы, в связи, с чем образно называется 4-м зародышевым листком.

Первоначально мезенхима выполняет трофическую функцию, которая осуществляется через процесс фагоцитоза. Таким образом, через трофическую функцию реализуется защитная функция. Она характерна для большинства многоклеточных (кроме губок, не имеющих тканевых систем) и реализуется через 2 механизма: 1) клеточный и 2) гуморальный. Кроме первичных функций мезенхима выполняет опорно-механическую функцию.

Названные функции учтены в основе классификации мезенхимных тканей:

 

Ткани с преобладанием трофической и защитной функций:

а) кровь;  
б) лимфоидная ткань;  
в) рыхлая соединительная ткань; специализированные разновидности:     1) ретикулярная ткань; 2) жировая ткань; 3) пигментная ткань; 4) эндотелиальная ткань; 5) слизистая ткань.
Ткани с преобладанием опорно-механической функции а) плотная соединительная ткань; б) хрящевые ткани; в) костные ткани;  

 

Клетки мезенхимных тканей разнообразны по форме и выполняемым функциям. Они полипотентны, в большинстве своём малодифференцированны и аполярны.

Классификация клеток рыхлой соединительной ткани объединяет 4 группы.

 

1. Типичные клетки:

а) фибробласты;
б) гистиоциты;

2. Специализированные клетки:

а) тучные клетки (тканевые базофилы);
б) плазматические клетки;
в) ретикулярные клетки;
г) липоциты или адипоциты;
д) эндотелиоциты;
ж) пигментные клетки.

3. Камбиальные клетки:

а) стволовые и полустволовые;
б) адвентициальные клетки;
в) перициты.
4. Пришлые клетки: лейкоциты

 

Межклеточное вещество состоит из аморфного вещества и внеклеточных фибрилл. Основу аморфного вещества составляют сульфатированные гликозоаминогликаны (гепарин, хондроитинсульфаты, хондроитин-6-сульфат, дерматосульфат) и несульфатированные (гиалуроновая кислота).

В аморфное вещество погружены межклеточные волокна: коллагеновые, эластические, ретикулиновые.

Коллагеновое волокно состоит из белка коллагена. Молекула коллагена имеет длину 280 нм и ширину 1,4 нм. Каждая построена из трёх альфа-цепочек предшественника коллагена – проколлагена. Молекулы проколлагена, ассоциируясь, образуют второй надмолекулярный внеклеточный уровень организации -коллагеновую протофибриллу, а 5-6 протофибрилл составляют микрофибриллу толщиной 10 нм. Третий – фибриллярный уровень организации представляет собой поперечно исчерченные фибриллы толщиной до 100 нм. Период повторяемости тёмных и светлых участков 64 нм. Четвёртый волоконный уровень организации достигает толщины до 10 мкм. Волокна складываются в пучки толщиной до 100 мкм.

Ретикулярные волокна относятся к типу коллагеновых волокон, содержащихся в межуточной ткани органов кроветворения.

Эластические волокна имеют округлую или уплощённую форму. Их толщина может достигать нескольких мкм. Основу составляет глобулярный белок эластин с диаметром молекул 2,8 нм. Цепочки глобул эластина образуют эластиновые протофибриллы толщиной 3 – 3,5 нм (второй, надмолекулярный уровень организации). Окружённые гликопротеином они образуют микрофибриллы толщиной 8-10 нм (третий фибриллярный уровень организации).

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной), М., «Медицина», 1989, 1999. 2) Лекции. 3) Атлас по гистологии и эмбриологии (И.В. Алмазов, Л.С.Сутулов), М., «Медицина», 1978.

Дополнительная литература: 1) Гистология (Введение в патологию) под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. М., ГЭОТАР, 1997. 2) Гистология. А.Хэм, Д.Кормак. М., «Мир», т.1. 3) «Общая цитология» Ю.С.Ченцов. 1983. 4) «Моле­кулярная биология» Альберте. М., «Мир», 1986, т. 1,2.

ТСО и наглядные пособия

1.Внеаудиторные электрифицированные стенды:

1. Экзаменатор. 2. Стенды «Соединительные ткани», «Эмбриология».

2.Микроскопы 3.Таблицы 4.Электроннограммы.

Домашнее задание - См. методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Кровь и кроветворение».

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.