Из других предметов и предшествующих тем:
1. Составные элементы и функциональное значение системы крови.
2. Унитарная теория кроветворения.
3. Морфологическая и функциональная характеристика стволовой клетки крови.
4. Понятие о центральных и периферических органах кроветворения и иммуногенеза.
5. Рыхлая соединительная ткань. Характеристика типичных (макрофаг) и специализированных (плазмоцит) клеток.
Из темы текущего занятия:
1. Общая характеристика иммунной системы.
2. Что такое «иммунитет». Виды иммунитета.
3. Определение «антиген», «антитело», «комплемент», «главные молекулы гистосовместимости» (МНС I, II - класса)
4. Иммуноглобулины и их классы.
5. Эффекторные клетки Т-лимфоцитов
6. Эффекторные клетки В-лимфоцитов
7. Макрофаги и их участие в иммунном ответе.
8. Тканевой уровень организации иммунной системы. Т- и В-зависимые зоны периферических лимфоидных органов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Интегративные системы организма.
2. Общая характеристика иммуноцитов.
3.Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов.
4.Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка В-лимфоцитов.
5.Взаимодействие Т- и В-лимфоцитов в реакциях инфекционного (гуморального) и клеточного (трансплантационного) иммунитета.
Рекомендации для работы на занятии
Задание 1. Рассмотреть миндалину.
Объект изучения - Небная миндалина (окр. гематоксилин-эозином).
Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить слизистую оболочку (1), лимфатические фолликулы (2), центры размножения фолликулов (3), крипту миндалин (4).
Ориентировочные основы действий - Увидеть крипту миндалины в виде складки слизистой оболочки. На поверхности среза увидеть слизистую оболочку, покрытую многослойным плоским неороговевающим эпителием в виде полоски фиолетового цвета. В собственной пластинке слизистой оболочки рассмотреть лимфатические фолликулы шаровидной формы фиолетового цвета. В центре отдельных фолликулов увидеть центр размножения - просветленный участок.
Задание 2. Рассмотреть лимфатический узел.
Объект изучения - Лимфатический узел (окр. гематоксилин-эозином)
Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить капсулу лимфатического узла (1), корковое вещество (2), лимфатический фолликул (3), реактивный центр фолликула (4), мозговое вещество лимфоузла (5), мякотные шнуры (6), Т - зависимую (паракортикальную) (7) и В - зависимую зону (кортикальную и мозговую) (8).
Ориентировочные основы действий - На периферии среза найти тонкую капсулу розового цвета, от которой внутрь отходят трабекулы. Под капсулой увидеть корковое вещество фиолетового цвета, представленное фолликулами. В фолликулах найти просветленный участок - реактивный центр. Под корковым веществом увидеть мозговое вещество. Рассмотреть мякотные шнуры и находящуюся между корковым и мозговым веществом паракортикальную зону.
Задание 3. Рассмотреть селезенку.
Объект изучения - Селезенка (окр. гематоксилин-эозином).
Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить капсулу (1), белую пульпу (2), центральную артерию (3), реактивные центры в лимфоидных фолликулах (4). На большом увеличении найти Т- и В-зоны лимфатических фолликулов (5).
Ориентировочные основы действий - На периферии среза увидеть капсулу в виде полоски розового цвета, от которой в паренхиму органа отходят трабекулы. Увидеть красную пульпу - ретикулярную ткань с клеточными элементами крови. Рассмотреть белую пульпу - совокупность лимфоидных фолликулов, или малъпигиевых телец. В фолликуле найти эксцентрично расположенную артерию (вокруг нее периартериальную зону) и центрально расположенные реактивные центры. Вокруг фолликула найти маргинальную зону.
Задание 4. Рассмотреть вилочковую железу.
Объект изучения - Вилочковая железа (окр. гематоксилин-эозином).
Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить капсулу вилочковой железы (1), в дольке вилочковой железы найти корковое (2) и мозговое вещество (3), лимфоциты и ретикулоэпителиоциты (4).
Ориентировочные основы действий - На периферии органа увидеть капсулу в виде полоски розового цвета, от которой внутрь отходит септа, делящая паренхиму на дольки. В дольках найти корковое вещество, расположенное по периферии, темно-фиолетового цвета, и мозговое вещество более светлой окраски, В мозговом веществе рассмотреть эпителиоретикулоциты с крупными бледными, неправильной формой ядрами и оксифильной цитоплазмой.
Демонстрационные препараты
1. Мазок красного костного мозга (окр. гематоксилин-эозином).
2. Червеобразный отросток (окр. гематоксилин-эозином).
3. Толстый кишечник (окр. гематоксилин-эозином).
4. Ретикулярные волокна в лимфатическом узле (импрегнация серебром).
5. Накопление краски (трипановый синий) в макрофагах лимфатического узла.
Вопросы для самоконтроля
1. В процессе взаимодействия Т-лимфоцита «супрессора», макрофага и В-лимфоцита выключено действие макрофага. Какой процесс иммуногенеза нарушится?
2. Погибли Т-лимфоциты хелперы. Как изменится иммунная реакция?
3. В тимусе подавлено образование Т-лимфоцитов. Какие процессы иммуногенеза пострадают в первую очередь?
4. При гипертрансплантации органов обнаружено отторжение трансплантата. Какие клетки обеспечивают этот процесс?
5. Как называется область лимфоузла, где большинство иммуннокомпетентных клеток готово к взаимодействию с антигеном?
6. В эксперименте на мышах в раннем неонатальном периоде ингибировали функцию тимуса, какой вид иммунитета нарушится?
Резюме по теме
Иммунная система объединяет органы и ткани, в которых происходит образование и взаимодействие клеток-иммуноцитов, выполняющих функцию распознавания генетически чужеродных субстанций (антигенов) и осуществляющих специфическую реакцию.
Иммунитет - это защита организма от всего генетически чужеродного -микробов, вирусов, от чужих клеток или генетически измененных собственных клеток. Он обеспечивает поддержание генетической целостности и постоянства внутренней среды организма, выполняя функцию распознавания «своего» и «чужого».
Иммунная система представлена красным костным мозгом, центральным и универсальным органом гемопоэза - источником стволовых клеток для иммуноцитов; центральным органом лимфоцитопоэза (тимус); периферическими органами лимфоцитопоэза (селезенка, лимфатические узлы, скопления лимфоидной ткани в органах); лимфоцитами крови и лимфы, а также популяциями лимфоцитов и плазмоцитов, проникающими в соединительные и эпителиальные ткани.
Антигены - это сложные органические вещества, способные при поступлении в организм вызывать специфический ответ. Свойствами антигенов обладают бактерии, вирусы, паразиты, чужеродные клетки и ткани, мутационно изменившиеся собственные клетки тела (например, раковые), продукты жизнедеятельности чужеродных клеток — белки, полиеахариды, полипептиды и др. Различают 2 вида антигенов: 1. Экзогенные (через главный комплекс гистосовместимым усиливают образование Т- киллеров); 2. Эндогенные (опухолевые клетки, клетки хронического воспаления) - усиливают образование Т-супрессоров и Т- киллеров.
Антитела - сложные белки, синтезируемые плазмоцитами, способные специфически соединяться с соответствующими антигенами и обезвреживать их. Обнаружение антител в глобулиновой фракции белков крови обусловило их название - иммуноглобулины. Выявлено несколько классов иммуноглобулинов - G, М, А, D, Е.
Y g G - 75%, циркулирует в крови и лимфе.
Y g А - 15%, секретируется железистым эпителием желудочно-кишечного тракта и желез. Защищает эпителиальные поверхности.
Y g M - 10%, вырабатывается на наличие токсинов и продуктов их распада, детоксицируя их
Y g D - 0,2%, маркер В-лимфоцитов, опосредует дифференцировку В-клеток.
Y g Е - активизирует тучные клетки, базофилы при аллергических реакциях, распознает аллерген, способствует выделению гистамина и гистаминазы.
Комплемент - группа белков, содержащихся в свежей сыворотке крови, активирующаяся при связывании антитела с антигеном. Этот процесс приводит или к лизису определенных типов клеток или к образованию биологически активных веществ из белков комплементов, которые, прикрепляясь к бактериям, облегчают их фагоцитоз нейтрофилами. Эти вещества называются опсонинами.
Главные молекулы гистосовместимости — семейство гликопротеидов, существующие на поверхности всех клеток и определяющий интенсивность иммунного ответа на тот или иной антиген. Совокупность гликопротеидов клеточной поверхности лейкоцитов у человека называется HLA. Существует 2 класса молекул МНС: I - набор гликопротеидов клеточной поверхности экспрессируются на всех клетках, узнаются Т-киллерами; II -экспрессируются на лимфоцитах и макрофагах, узнаются Т-хелперами.
Иммуннокомпетентные клетки:
Т-лимфоциты
В-лимфоциты
О-клетки
Макрофаги
Свойства иммуноцитов:
1. Обладают памятью, как долговременной, так и передающейся по наследству.
2. Преимущественно долгожители
3. Характеризуются функциональным разнообразием
4. Общее число 2´1012, из которых 2´1010 постоянно циркулирует в организме
Развитие: родоначальницей всех иммуноцитов является кроветворная стволовая тотипотентная клетка красного костного мозга, генерирующая образование предшественников как Т-, так и В-лимфоцитов.
Т-лимфоциты - тимусозависимые клетки, 70-90% от всех лимфоцитов. В виде предшественников и бластов они мигрируют из красного костного мозга в вилочковую железу, попадая в корковую зону ее дольки. Проходят антигеннезависимую дифференцировку (генетически программируются на образование клеток, способных давать специфический тип иммунного ответа) и специализируются в двух направлениях. Одни бласты (большая часть) превращаются под влиянием тимозина, тимулина и тимопоэтина в популяцию Т-лимфоцитов, реагирующих на антиген. Химические гуморальные факторы обеспечивают дозревание Т-лимфоцитов вне вилочковой железы в периферических лимфатических органах (лимфатический узел, селезенка, лимфоидные фолликулы других органов), заселяя тимусозависимые зоны (антигензависимая дифференцировка). Другая часть бластов дифференцируется с образованием клеток, несущих рецепторы к антигенам собственного организма (аутоиммунный ответ).
В тимусозависимых зонах (лимфатические узлы - паракортикальная зона, селезенка - периартериальная) под влиянием антигенов и оседлых интердигитирующих макрофагов (короткоотростчатые) Т-лимфоциты превращаются Т-эффекторные иммуноциты и Т-клетки памяти. Среди эффекторных клеток различают:
1 Цитотоксические, Т-киллеры - разрушают (лизируют) чужеродные и свои видоизмененные клетки или непосредственно или выделяя соответствующие цитокины.
Среди них выделяют: НК - клетки (нулевые, натуральные), не имеющие поверхностных рецепторов и составляющих резерв недифференцированных иммуноцитов.
При дифференцировке на поверхности Т-киллеров появляются специфические мембранные молекулы гликопротеидов (антигены), обнаруживаемые с помощью набора антител (кластеров дифференцировки). Создана СD-номенклатура:
Кластер СD1 - маркер ранней стадии созревания Т-клеток в вилочковой железе.
Кластеры СD2, СDЗ - характерны для Т-лимфоцитов крови и периферических лимфоидных органов.
Кластеры СD4+ - являются Т-хелперами.
Кластеры СD8+ - являются Т-супрессорами.
Кластеры СD 16 - натуральный киллер, образующие первую линию защиты, действуют немедленно.
2. Т-хелперы (помощники) распознают чужеродные антигены (представляемые макрофагами), усиливают пролиферацию, миграцию, дифференцировку В-лимфоцитов, образование из них плазмоцитов и продукцию иммуноглобулинов. Выделяя интерлейкины, усиливают подвижность и фагоцитарные свойства макрофагов, усиливают функцию Т-киллеров и усиливают размножение Т-клеток в вилочковой железе. По типу выделяемых цитокинов различают 2 типа Т-хелперов:
1) продуцируют интерлейкин 1, интерлейкин 12, интерферон. Участвуют в гиперчувствительных реакциях замедленного действия
2)секретируют интерлейкин 3, интерлейкин 4, 5, 6. Участвуют в гиперчувствительных реакциях немедленного типа.
3. Т-супрессоры - ингибируют активность Т-хелперов и плазмоцитов, контролируя количество последних и количество антител, синтезируемых этими клетками, а также подавляют взаимодействие между Т- и В-лимфоцитами.
Морфологически все Т-лимфоциты имеют вид округлых клеток с округлым ядром, сравнительно небольшой ободок цитоплазмы. Величина 5-13 мкм, ядро 3-12 мкм. По величине различают малые, средние и большие. Большинство лимфоцитов относится к малым зрелым формам, ядро которых занимает почти весь объем цитоплазмы, содержащее одно или несколько ядрышек. В цитоплазме лежат несколько митохондрий, слабо развиты эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи, много лизосом. На поверхности - множество пальцевидных выростов, снабжены соответствующими рецепторами на плазматической мембране: в связи с этим способны прилипать к эритроцитам барана, образовывая «розетки». Этот иммунологический метод используется для их идентификации (отличие от В - лимфоцитов). Долгоживущие.
4. Т-клетки памяти - образуют быстрый рециркуляционный пул, который постоянно «работает» в организме. Они «запоминают» качество антигена и при повторной встрече с ним формируют ускоренную «вторичную» иммунную реакцию. Приобретенное свойство памяти лимфоцитов наследуется. Живут 20 и более лет.
5. В-лимфоциты: 10-30% от всех лимфоцитов. Короткоживущие (от 2 суток до 6 месяцев).
Развитие: у птиц проходят антигеннезависимую дифференцировку в фабрициевой сумке. У человека таким органом является красный костный мозг, где формируется группа малодифференцированных В-лимфоцитов (кластер СD 19).
С током крови они поступают в периферические органы иммунной системы (селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные скопления в пищеварительном тракте), где под влиянием антигена, Т-хелперов и дендритных (длинноотросчатых) макрофагов проходят антигензависимую дифференцировку. При этом в корковом веществе лимфатических узлов и герминативных центрах лимфоидных фолликулов остальных органов возникает пул эффекторных клеток В-лимфоцитов (кластер СD 20).
Из стимулированных В-лимфоцитов образуются В-лимфобласты, которые, размножаясь, приобретают способность к синтезу антител, становясь последовательно плазмобластами, проплазмоцитами и плазмоцитами.
1.Плазматическая клетка: высоко дифференцированная, продуцирующая иммуноглобулины (5 классов, см. выше). Размер 10-20 мкм, цитоплазма имеет ярко выраженную базофилию. Компактное ядро эксцентрично расположенное, округлой формы, содержит плотный хроматин в виде обода колеса. Объем цитоплазмы плазмоцита заметно превосходит объем ядра, в ней много вакуолей (пенистая цитоплазма). Сбоку от ядра или охватывая его, находится ясно выраженная центросфера, вокруг которой лежат митохондрии и канальцы и мешочки ЭПС с множеством рибосом. Большинство плазмоцитов - короткоживущие (около 2-х суток), некоторые живут от 2-х недель до 6 месяцев.
2. В-супрессоры - тормозят выработку антител плазматическими клетками и действуют подавляюще (как и Т-супрессоры) на реакции гуморального иммунитета.
3. В-клетки памяти - короткоживущие рециркулирующие В-лимфоциты. Несут информацию о встрече с антигеном. Имеют оптимальную возможность непосредственно, вырабатывая антитела, уничтожать антиген. На работе этих клеток основаны принципы формирования иммунной реакции после вакцинации.
4. Макрофаги: обладают активной подвижностью, адгезивностью и выраженной способностью к фагоцитозу. Синтезируют пищеварительные ферменты, фагоцитин, лизоцим, интерферон, эндогенный пироген, являющимися главными факторами иммунитета.
Развиваются из стволовой кроветворной клетки, проходя в красном костном мозге последовательно стадии монобласта, промоноцита и моноцита. Последние циркулируют в крови и, выселяясь в ткани, превращаются в макрофаги.
Размеры: 20-100 мкм; ядро неправильной формы, слабо базофильная цитоплазма. В ней много митохондрий и лизосом, хорошо развит пластинчатый комплекс и ЭПС.
Функции:
1) пассивная передача антигена Т- и В-лимфоцитам и индукция специфического ответа на антигены (в начале иммунной реакции)
2) выработка цитокинов, ослабляющих агрессию антигена
3) стимулируют продукцией интерлейкина I, воздействующего на ДНК клеток, размножение, пролиферацию и дифференцировку Т- и В-лимфоцитов.
4) секретируют фактор, усиливающий хемотаксис и подвижность Т-киллеров.
5) индуцируют продукцию Т-хелперов в периферических органах.
6) активизируют синтез иммуноглобулинов в плазмоцитах.
7) активно фагоцитируют и переваривают комплекс «антиген+антитело», завершая тем самым иммунную реакцию.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.