Необходимый исходный уровень знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из других предметов и предшествующих тем:

1. Составные элементы и функциональное значение системы крови.

2. Унитарная теория кроветворения.

3. Морфологическая и функциональная характеристика стволовой клетки крови.

4. Понятие о центральных и периферических органах кроветворения и иммуногенеза.

5. Рыхлая соединительная ткань. Характеристика типичных (макрофаг) и специализированных (плазмоцит) клеток.

Из темы текущего занятия:

1. Общая характеристика иммунной системы.

2. Что такое «иммунитет». Виды иммунитета.

3. Определение «антиген», «антитело», «комплемент», «главные молекулы гистосовместимости» (МНС I, II - класса)

4. Иммуноглобулины и их классы.

5. Эффекторные клетки Т-лимфоцитов

6. Эффекторные клетки В-лимфоцитов

7. Макрофаги и их участие в иммунном ответе.

8. Тканевой уровень организации иммунной системы. Т- и В-зависимые зоны периферических лимфоидных органов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Интегративные системы организма.

2. Общая характеристика иммуноцитов.

3.Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов.

4.Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка В-лимфоцитов.

5.Взаимодействие Т- и В-лимфоцитов в реакциях инфекционного (гуморального) и клеточного (трансплантационного) иммунитета.

 

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Рассмотреть миндалину.

Объект изучения - Небная миндалина (окр. гематоксилин-эозином).

Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить слизистую оболочку (1), лимфатические фолликулы (2), центры размножения фолликулов (3), крипту миндалин (4).

Ориентировочные основы действий - Увидеть крипту миндалины в виде складки слизистой оболочки. На поверхности среза увидеть слизистую оболочку, покрытую многослойным плоским неороговевающим эпителием в виде полоски фиолетового цвета. В собственной пластинке слизистой оболочки рассмотреть лимфатические фолликулы шаровидной формы фиолетового цвета. В центре отдельных фолликулов увидеть центр размножения - просветленный участок.

Задание 2. Рассмотреть лимфатический узел.

Объект изучения - Лимфатический узел (окр. гематоксилин-эозином)

Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить капсулу лимфатического узла (1), корковое вещество (2), лимфатический фолликул (3), реактивный центр фолликула (4), мозговое вещество лимфоузла (5), мякотные шнуры (6), Т - зависимую (паракортикальную) (7) и В - зависимую зону (кортикальную и мозговую) (8).

Ориентировочные основы действий - На периферии среза найти тонкую капсулу розового цвета, от которой внутрь отходят трабекулы. Под капсулой увидеть корковое вещество фиолетового цвета, представленное фолликулами. В фолликулах найти просветленный участок - реактивный центр. Под корковым веществом увидеть мозговое вещество. Рассмотреть мякотные шнуры и находящуюся между корковым и мозговым веществом паракортикальную зону.

Задание 3. Рассмотреть селезенку.

Объект изучения - Селезенка (окр. гематоксилин-эозином).

Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить капсулу (1), белую пульпу (2), центральную артерию (3), реактивные центры в лимфоидных фолликулах (4). На большом увеличении найти Т- и В-зоны лимфатических фолликулов (5).

Ориентировочные основы действий - На периферии среза увидеть капсулу в виде полоски розового цвета, от которой в паренхиму органа отходят трабекулы. Увидеть красную пульпу - ретикулярную ткань с клеточными элементами крови. Рассмотреть белую пульпу - совокупность лимфоидных фолликулов, или малъпигиевых телец. В фолликуле найти эксцентрично расположенную артерию (вокруг нее периартериальную зону) и центрально расположенные реактивные центры. Вокруг фолликула найти маргинальную зону.

Задание 4. Рассмотреть вилочковую железу.

Объект изучения - Вилочковая железа (окр. гематоксилин-эозином).

Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить капсулу вилочковой железы (1), в дольке вилочковой железы найти корковое (2) и мозговое вещество (3), лимфоциты и ретикулоэпителиоциты (4).

Ориентировочные основы действий - На периферии органа увидеть капсулу в виде полоски розового цвета, от которой внутрь отходит септа, делящая паренхиму на дольки. В дольках найти корковое вещество, расположенное по периферии, темно-фиолетового цвета, и мозговое вещество более светлой окраски, В мозговом веществе рассмотреть эпителиоретикулоциты с крупными бледными, неправильной формой ядрами и оксифильной цитоплазмой.

Демонстрационные препараты

1. Мазок красного костного мозга (окр. гематоксилин-эозином).

2. Червеобразный отросток (окр. гематоксилин-эозином).

3. Толстый кишечник (окр. гематоксилин-эозином).

4. Ретикулярные волокна в лимфатическом узле (импрегнация серебром).

5. Накопление краски (трипановый синий) в макрофагах лимфатического узла.

Вопросы для самоконтроля

1. В процессе взаимодействия Т-лимфоцита «супрессора», макрофага и В-лимфоцита выключено действие макрофага. Какой процесс иммуногенеза нарушится?

2. Погибли Т-лимфоциты хелперы. Как изменится иммунная реакция?

3. В тимусе подавлено образование Т-лимфоцитов. Какие процессы иммуногенеза пострадают в первую очередь?

4. При гипертрансплантации органов обнаружено отторжение трансплантата. Какие клетки обеспечивают этот процесс?

5. Как называется область лимфоузла, где большинство иммуннокомпетентных клеток готово к взаимодействию с антигеном?

6. В эксперименте на мышах в раннем неонатальном периоде ингибировали функцию тимуса, какой вид иммунитета нарушится?

Резюме по теме

Иммунная система объединяет органы и ткани, в которых происходит образование и взаимодействие клеток-иммуноцитов, выполняющих функцию распознавания генетически чужеродных субстанций (антигенов) и осуществляющих специфическую реакцию.

Иммунитет - это защита организма от всего генетически чужеродного -микробов, вирусов, от чужих клеток или генетически измененных собственных клеток. Он обеспечивает поддержание генетической целостности и постоянства внутренней среды организма, выполняя функцию распознавания «своего» и «чужого».

Иммунная система представлена красным костным мозгом, центральным и универсальным органом гемопоэза - источником стволовых клеток для иммуноцитов; центральным органом лимфоцитопоэза (тимус); периферическими органами лимфоцитопоэза (селезенка, лимфатические узлы, скопления лимфоидной ткани в органах); лимфоцитами крови и лимфы, а также популяциями лимфоцитов и плазмоцитов, проникающими в соединительные и эпителиальные ткани.

Антигены - это сложные органические вещества, способные при поступлении в организм вызывать специфический ответ. Свойствами антигенов обладают бактерии, вирусы, паразиты, чужеродные клетки и ткани, мутационно изменившиеся собственные клетки тела (например, раковые), продукты жизнедеятельности чужеродных клеток — белки, полиеахариды, полипептиды и др. Различают 2 вида антигенов: 1. Экзогенные (через главный комплекс гистосовместимым усиливают образование Т- киллеров); 2. Эндогенные (опухолевые клетки, клетки хронического воспаления) - усиливают образование Т-супрессоров и Т- киллеров.

Антитела - сложные белки, синтезируемые плазмоцитами, способные специфически соединяться с соответствующими антигенами и обезвреживать их. Обнаружение антител в глобулиновой фракции белков крови обусловило их название - иммуноглобулины. Выявлено несколько классов иммуноглобулинов - G, М, А, D, Е.

Y g G - 75%, циркулирует в крови и лимфе.

Y g А - 15%, секретируется железистым эпителием желудочно-кишечного тракта и желез. Защищает эпителиальные поверхности.

Y g M - 10%, вырабатывается на наличие токсинов и продуктов их распада, детоксицируя их

Y g D - 0,2%, маркер В-лимфоцитов, опосредует дифференцировку В-клеток.

Y g Е - активизирует тучные клетки, базофилы при аллергических реакциях, распознает аллерген, способствует выделению гистамина и гистаминазы.

Комплемент - группа белков, содержащихся в свежей сыворотке крови, активирующаяся при связывании антитела с антигеном. Этот процесс приводит или к лизису определенных типов клеток или к образованию биологически активных веществ из белков комплементов, которые, прикрепляясь к бактериям, облегчают их фагоцитоз нейтрофилами. Эти вещества называются опсонинами.

Главные молекулы гистосовместимости — семейство гликопротеидов, существующие на поверхности всех клеток и определяющий интенсивность иммунного ответа на тот или иной антиген. Совокупность гликопротеидов клеточной поверхности лейкоцитов у человека называется HLA. Существует 2 класса молекул МНС: I - набор гликопротеидов клеточной поверхности экспрессируются на всех клетках, узнаются Т-киллерами; II -экспрессируются на лимфоцитах и макрофагах, узнаются Т-хелперами.

Иммуннокомпетентные клетки:

Т-лимфоциты

В-лимфоциты

О-клетки

Макрофаги

Свойства иммуноцитов:

1. Обладают памятью, как долговременной, так и передающейся по наследству.

2. Преимущественно долгожители

3. Характеризуются функциональным разнообразием

4. Общее число 2´1012, из которых 2´1010 постоянно циркулирует в организме

Развитие: родоначальницей всех иммуноцитов является кроветворная стволовая тотипотентная клетка красного костного мозга, генерирующая образование предшественников как Т-, так и В-лимфоцитов.

Т-лимфоциты - тимусозависимые клетки, 70-90% от всех лимфоцитов. В виде предшественников и бластов они мигрируют из красного костного мозга в вилочковую железу, попадая в корковую зону ее дольки. Проходят антигеннезависимую дифференцировку (генетически программируются на образование клеток, способных давать специфический тип иммунного ответа) и специализируются в двух направлениях. Одни бласты (большая часть) превращаются под влиянием тимозина, тимулина и тимопоэтина в популяцию Т-лимфоцитов, реагирующих на антиген. Химические гуморальные факторы обеспечивают дозревание Т-лимфоцитов вне вилочковой железы в периферических лимфатических органах (лимфатический узел, селезенка, лимфоидные фолликулы других органов), заселяя тимусозависимые зоны (антигензависимая дифференцировка). Другая часть бластов дифференцируется с образованием клеток, несущих рецепторы к антигенам собственного организма (аутоиммунный ответ).

В тимусозависимых зонах (лимфатические узлы - паракортикальная зона, селезенка - периартериальная) под влиянием антигенов и оседлых интердигитирующих макрофагов (короткоотростчатые) Т-лимфоциты превращаются Т-эффекторные иммуноциты и Т-клетки памяти. Среди эффекторных клеток различают:

1 Цитотоксические, Т-киллеры - разрушают (лизируют) чужеродные и свои видоизмененные клетки или непосредственно или выделяя соответствующие цитокины.

Среди них выделяют: НК - клетки (нулевые, натуральные), не имеющие поверхностных рецепторов и составляющих резерв недифференцированных иммуноцитов.

При дифференцировке на поверхности Т-киллеров появляются специфические мембранные молекулы гликопротеидов (антигены), обнаруживаемые с помощью набора антител (кластеров дифференцировки). Создана СD-номенклатура:

Кластер СD1 - маркер ранней стадии созревания Т-клеток в вилочковой железе.

Кластеры СD2, СDЗ - характерны для Т-лимфоцитов крови и периферических лимфоидных органов.

Кластеры СD4+ - являются Т-хелперами.

Кластеры СD8+ - являются Т-супрессорами.

Кластеры СD 16 - натуральный киллер, образующие первую линию защиты, действуют немедленно.

2. Т-хелперы (помощники) распознают чужеродные антигены (представляемые макрофагами), усиливают пролиферацию, миграцию, дифференцировку В-лимфоцитов, образование из них плазмоцитов и продукцию иммуноглобулинов. Выделяя интерлейкины, усиливают подвижность и фагоцитарные свойства макрофагов, усиливают функцию Т-киллеров и усиливают размножение Т-клеток в вилочковой железе. По типу выделяемых цитокинов различают 2 типа Т-хелперов:

1) продуцируют интерлейкин 1, интерлейкин 12, интерферон. Участвуют в гиперчувствительных реакциях замедленного действия

2)секретируют интерлейкин 3, интерлейкин 4, 5, 6. Участвуют в гиперчувствительных реакциях немедленного типа.

3. Т-супрессоры - ингибируют активность Т-хелперов и плазмоцитов, контролируя количество последних и количество антител, синтезируемых этими клетками, а также подавляют взаимодействие между Т- и В-лимфоцитами.

Морфологически все Т-лимфоциты имеют вид округлых клеток с округлым ядром, сравнительно небольшой ободок цитоплазмы. Величина 5-13 мкм, ядро 3-12 мкм. По величине различают малые, средние и большие. Большинство лимфоцитов относится к малым зрелым формам, ядро которых занимает почти весь объем цитоплазмы, содержащее одно или несколько ядрышек. В цитоплазме лежат несколько митохондрий, слабо развиты эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи, много лизосом. На поверхности - множество пальцевидных выростов, снабжены соответствующими рецепторами на плазматической мембране: в связи с этим способны прилипать к эритроцитам барана, образовывая «розетки». Этот иммунологический метод используется для их идентификации (отличие от В - лимфоцитов). Долгоживущие.

4. Т-клетки памяти - образуют быстрый рециркуляционный пул, который постоянно «работает» в организме. Они «запоминают» качество антигена и при повторной встрече с ним формируют ускоренную «вторичную» иммунную реакцию. Приобретенное свойство памяти лимфоцитов наследуется. Живут 20 и более лет.

5. В-лимфоциты: 10-30% от всех лимфоцитов. Короткоживущие (от 2 суток до 6 месяцев).

Развитие: у птиц проходят антигеннезависимую дифференцировку в фабрициевой сумке. У человека таким органом является красный костный мозг, где формируется группа малодифференцированных В-лимфоцитов (кластер СD 19).

С током крови они поступают в периферические органы иммунной системы (селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные скопления в пищеварительном тракте), где под влиянием антигена, Т-хелперов и дендритных (длинноотросчатых) макрофагов проходят антигензависимую дифференцировку. При этом в корковом веществе лимфатических узлов и герминативных центрах лимфоидных фолликулов остальных органов возникает пул эффекторных клеток В-лимфоцитов (кластер СD 20).

Из стимулированных В-лимфоцитов образуются В-лимфобласты, которые, размножаясь, приобретают способность к синтезу антител, становясь последовательно плазмобластами, проплазмоцитами и плазмоцитами.

1.Плазматическая клетка: высоко дифференцированная, продуцирующая иммуноглобулины (5 классов, см. выше). Размер 10-20 мкм, цитоплазма имеет ярко выраженную базофилию. Компактное ядро эксцентрично расположенное, округлой формы, содержит плотный хроматин в виде обода колеса. Объем цитоплазмы плазмоцита заметно превосходит объем ядра, в ней много вакуолей (пенистая цитоплазма). Сбоку от ядра или охватывая его, находится ясно выраженная центросфера, вокруг которой лежат митохондрии и канальцы и мешочки ЭПС с множеством рибосом. Большинство плазмоцитов - короткоживущие (около 2-х суток), некоторые живут от 2-х недель до 6 месяцев.

2. В-супрессоры - тормозят выработку антител плазматическими клетками и действуют подавляюще (как и Т-супрессоры) на реакции гуморального иммунитета.

3. В-клетки памяти - короткоживущие рециркулирующие В-лимфоциты. Несут информацию о встрече с антигеном. Имеют оптимальную возможность непосредственно, вырабатывая антитела, уничтожать антиген. На работе этих клеток основаны принципы формирования иммунной реакции после вакцинации.

4. Макрофаги: обладают активной подвижностью, адгезивностью и выраженной способностью к фагоцитозу. Синтезируют пищеварительные ферменты, фагоцитин, лизоцим, интерферон, эндогенный пироген, являющимися главными факторами иммунитета.

Развиваются из стволовой кроветворной клетки, проходя в красном костном мозге последовательно стадии монобласта, промоноцита и моноцита. Последние циркулируют в крови и, выселяясь в ткани, превращаются в макрофаги.

Размеры: 20-100 мкм; ядро неправильной формы, слабо базофильная цитоплазма. В ней много митохондрий и лизосом, хорошо развит пластинчатый комплекс и ЭПС.

Функции:

1) пассивная передача антигена Т- и В-лимфоцитам и индукция специфического ответа на антигены (в начале иммунной реакции)

2) выработка цитокинов, ослабляющих агрессию антигена

3) стимулируют продукцией интерлейкина I, воздействующего на ДНК клеток, размножение, пролиферацию и дифференцировку Т- и В-лимфоцитов.

4) секретируют фактор, усиливающий хемотаксис и подвижность Т-киллеров.

5) индуцируют продукцию Т-хелперов в периферических органах.

6) активизируют синтез иммуноглобулинов в плазмоцитах.

7) активно фагоцитируют и переваривают комплекс «антиген+антитело», завершая тем самым иммунную реакцию.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.