Из других предметов и предшествующих тем:
1. Строение и значение ядра.
2. Строение и функции клеточной поверхности.
3. Строение и функции цитоплазмы.
4. Биологические мембраны.
5. Общая морфология клетки.
6. Клеточная теория.
Из темы текущего занятия:
1. Классификация органелл.
2. Строение и функции органелл.
3. Клеточные включения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Основные функции клетки
2. Синтетический аппарат клетки: ГЭРЛ – система и поток мембран в клетке
3. Энергетическая функция митохондрии
4. Регуляция синтеза белков
Рекомендации для работы на занятии
Задание 1. Научиться различать базофильную субстанцию.
Объект изучения - Препарат: поперечный срез спинного мозга (окр. по Нисслю).
Программа действий - На малом увеличении найти крупные мультиполярные клетки (1), на большом увеличении – ядро (2), ядрышко (3), базофильную субстанцию (4).
Ориентировочные основы действий - Увидеть мультиполярные клетки (1) звездчатой формы выделяющиеся голубой окраской на бледном фоне среза, в центре клетки округлое бледное ядро (2) с более тёмным ядрышком (3), в цитоплазме - базофильную субстанцию (4) в виде тёмно - голубых глыбок.
Задание 2. Научиться различать митохондрии.
Объект изучения - Препарат: срез почки (окр. по Альтману).
Программа действий - На малом увеличении найти клетки эпителия извитых канальцев почки (1), на большом увеличении ядро (2), ядрышко (3), митохондрии (4).
Ориентировочные основы действий - Увидеть эпителиальные клетки (1) ограничивающие просвет извитых канальцев, в центре клетки светлое ядро (2) с более тёмным ядрышком (3). На фоне светлой цитоплазмы увидеть митохондрии (4) нитевидной и палочковидной формы, темно-красного цвета, рассеянные по всей цитоплазме.
Задание 3. Научиться различать аппарат Гольджи.
Объект изучения - Препарат спинномозгового узла (окр. осмиевой кислотой).
Программа действий - На малом увеличении найти клетки округлой формы (1), на большом увеличении ядро клетки (2), ядрышко (3), аппарат Гольджи (4).
Ориентировочные основы действий - Увидеть округлые клетки зеленоватого цвета (1) в них светло-желтое ядро (2) с более тёмным ядрышком (3). Вокруг ядра в цитоплазме клетки аппарат Гольджи (4) в виде тёмных извитых образований.
Задание 4. Зарисовать электроннограмму и схему ультрамикроскопического строения эндоплазматической сети.
Задание 5. Зарисовать электроннограмму и схему ультрамикроскопического строения митохондрии.
Задание 6. Зарисовать электроннограмму и схему ультрамикроскопического строения аппарата Гольджи.
Вопросы для самоконтроля
1. Поджелудочная железа выделяет белковый секрет. Какой тип эндоплазматической сети преобладает в клетках данного органа?
2. В результате действия ионизирующего излучения в некоторых клетках имеет место разрушение отдельных органелл. Каким образом будут утилизироваться клеткой их остатки?
3. В области раневой поверхности появляется большое количество клеток, содержащих лизосомы, фагосомы. В чем заключается функциональное значение этих клеток?
4. В процессе жизнедеятельности клеток резко увеличивается число цистерн и канальцев агранулярной эндоплазматической сети. Синтез каких веществ активизируется в клетке?
Резюме по теме
Морфология обмена веществ в клетке – это постоянно меняющееся взаимодействие биологических мембран, организованное в пространстве и во времени (ГЭРЛ-система и поток мембран в клетке).
ГЭРЛ-система включает в себя комплекс Гольджи (К.Гольджи, 1898), эндоплазматический ретикулум (К.Портер,1945) и лизосомы (Де Дюв, 1955).
Метаболизм обеспечивается тремя основными функциями клетки:
1. Синтетическая функция – с одной стороны эндоплазматический ретикулум синтезирует вещества, которые экспортируются из клетки для нужд всего организма (нейромедиаторы, гормоны, ферменты), с другой - свободные рибосомы и полисомы производят вещества, восполняющие и обновляющие цитоплазму самой клетки. Расстройство этой функции наблюдается при всех болезнях, но главным образом нарушения возникают при повреждении эндокринной системы.
2. Энергетическая функция – любая работа клетки сопровождается затратой энергии. Энергетический аппарат представлен митохондриями (Бенда, 1902). Они лабильны, подвижны, быстро повреждаются и быстро адаптируются. Митохондрии осуществляют синтез АТФ, происходящий в результате процессов окисления органических субстратов и фосфорилирования АДФ.
3. Регуляторная функция целиком зависит от генома клетки и отвечает за правильный ход метаболических процессов. Нарушение этой функции приводит к генетическим или хромосомным болезням.
В ядре клетки путем транскрипции с ДНК синтезируются три типа РНК (рибосомальная, матричная и транспортная-РНК), которые и регулируют образование белков в клетке.
Таким образом, клетка представляет собой систему биологических мембран, которые разделяют ее на компартменты (органеллы), выполняющие специальные функции, взаимодействие которых и обеспечивает метаболизм.
Процессы в клетке проходят в несколько этапов:
1. поступление веществ в клетку (эндоцитоз)
2. образование мономеров (лизосомы)
3. синтез веществ для самой клетки (полирибосомы)
4. синтез веществ на экспорт (ЭПР, комплекс Гольджи)
5. эвакуация метаболитов, не поддающихся усвоению (телолизосомы или остаточные тельца) и продуктов секреции (секреторные пузырьки) – экзоцитоз.
Основная и дополнительная литература
Основная литература: 1)Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А. Юриной). М. , "Медицина", 1989, 1999. 2) Лекции. 3) «Атлас по гистологии и эмбриологии» И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, М., «Медицина», 1978. 4) «Атлас микроскопического ультрамикроскопического строения кеток, тканей и органов». В.Г.Елисеев, Ю.И.Афанасьева, Е.Ф.Котовский, М., «Медицина», 1970.
Дополнительная литература: 1) Э.Г.Улумбеков, Ю.А.Челышев «Гистология» справочник, М., ГЭОТАР, 1997. 2) А.Хэм, Д.Кормак «Гистология», «Мир», 1983. 3) «Молекулярная биология» Альбертис, М., "Мир", 1986, т. 1, 2 4) «Общая цитология» Ю.С.Ченцов, 1984.
ТСО и наглядные пособия
1.Внеаудиторные электрифицированные стенды:
1.Экзаменатор. 2.Стенд «Цитология».
2.Микроскопы 3. Таблицы 4.Электроннограммы.
Домашнее задание - см. методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Клеточный цикл. Реакция клетки на повреждение».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 5 ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
Дата: 2019-05-28, просмотров: 560.