Для раскрытия данной темы, необходимо разобраться, что же такое самоуправление?
Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Цели организации самоуправления:
1) повышение активности в делах отряда;
2) реализация интересов детей;
3) формирование ответственного отношения к своему выбору и ответственности за него
Функции детского самоуправления:
· обеспечение нормальной работы коллектива, оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;
· подготовку к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, т.е. приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности. (по теории В.Д. Иванова)
· Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.
· Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.
· Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.
Особенности организации самоуправления в ДОЛ:
1. Короткий срок формирования коллектива. Количество дней, проводимых в лагере детьми достаточно небольшое, именно поэтому в первые дни работы смены основная задача вожатого выстроить систему самоуправления отряда. Лучше, если система самоуправления отряда будет включена в общую систему самоуправления лагеря. Участие детей в самоуправлении позволяет более эффективна организовать их на какую – либо деятельность из – за формирования ответственности. В таком случае вожатый выполняет функцию помощника и друга, а не функцию «контролирующего» и «принуждающего» органа.
2. В детском отряде могут оказаться ребята с разными уровнями самостоятельности: очень активные, опытные (участвующие в работе лагерей актива, в школьном самоуправлении, члены детских объединениях и т.д.), имеющие опыт самодеятельности, и не имеющие понятия о самодеятельности, самостоятельности и самоуправлении. Для наибольшей эффективности использования формы организации самоуправления вожатому необходимо продумать систему так, чтобы дети с различной «подготовкой» могли участвовать в деятельности коллектива. Дополнительные «второстепенные» роли в коллективе позволят задействовать различных детей с учетом их умений и навыков.
3. Выбор лидера производится в условиях недостаточной информированности как у детей, так и у вожатого о «кандидатах» в лидеры отряда. Выбор лидера должен проходить в начале сезона (начало оргпериода). Для определения лидера можно использовать различные игры и тренинговые занятия с отрядом («Постройся по..», «Скульптура», «Сделай шаг вперед» и др.) После проведения достаточного количества игр выбор лидера возможно провести по средствам голосования (желательного тайного).
У отрядного вожатого имеется достаточно много способов для обучения подростков самостоятельности и самоуправлению. Один из способов - организация различных форм органов самоуправления в отряде:
· дежурный командир, когда каждый ребенок один день исполняет обязанности командира (или несколько ребят - общепризнанных или по желанию - руководят отрядом, меняясь через 3-4 дня);
· постоянный командир;
· чередование традиционных поручений;
· творческие группы, связанные с подготовкой конкретных дел;
· игровые модели и т.п.
Каждая форма по-своему формирует детскую самостоятельность. Выбор формы зависит от уровня подготовленности заехавших ребят. Каждая форма способствует развитию определенного уровня самостоятельности
Задача вожатого при организации самоуправления состоит в следующем:
· Обеспечить ребят полной информацией о смене, ее программе, научить выбирать дела и деятельность.
· Научить ребят самостоятельно планировать и организовывать день, готовить и проводить дела.
· Повысить компетентность ребенка в вопросе руководства своими сверстниками, помочь освоить умения вести дискуссию, планировать работу, распределять поручения, анализировать свою деятельность, договариваться, согласуя свои личные интересы с интересами других членов группы, действовать конструктивно и не допускать конфликтов.
· Сформулировать совместно с детьми нормы и правила отряда, по которым коллектив должен существовать, распределить ответственности и описать возможности членов коллектива. Это позволит избежать недопонимания среди членов формирующегося коллектива.
Алгоритм деятельности вожатого по формированию самоуправления в отряде:
Информирование детей о ДОЛ, особенностях смены, тематике, планируемых мероприятиях во время смены |
Совместная выработка общих норм жизни коллектива на основе традиций и законов лагеря. |
Организация и проведение игр и упражнений, направленных на выявление выбора лидеров в отряде. |
Выборы органов самоуправления. |
Индивидуальное и личностное целеполагание участников отряда. Формирование «листа ожиданий» от смены/сезона. Планирование жизнедеятельности отряда. Определение перспектив совместной жизни. |
Для качественного функционирования самоуправления в отряде необходимо формирование «микрогрупп».
Микрогруппа - небольшое объединение (5-6 человек) для общения и деятельности ребенка, подготовка к отрядным делам, дежурства, обсуждения проблем и интересных тем. Совместные действия в небольшом объединении учат ребят, как можно организовывать себя и сверстников, т.е. самоуправлению.
Микрогруппы отряда начинают складываться в организационный период. Вожатый, проводя первые коллективно-творческие дела, игры или конкурсы, использует различные способы формирования малых групп. Постоянная смена состава подобных групп помогает ребенку познакомиться с возможно большим количеством ребят. Тогда вожатый будет легко и наилучшим образом сформирует в отряде постоянные микрогруппы на основной период.
Микрогруппы бывают временными (для организации, или проведения, или участия в отрядном деле) и постоянными (для организации жизнедеятельности отряда в течение всей смены).
Микрогруппы могут иметь особые названия, это зависит от желания и фантазии ребят, от сюжета, который лежит в основе отрядной программы, от тематики смены (экипажи, отделы, творческие мастерские, звенья, компании, команды, группы и др.).
В случае необходимости состав микрогрупп может измениться, например, в середине основного периода.
Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.
Представим модель самоуправления в детском коллективе, где основа – принцип цикличности (цель – результат – анализ – цель):
Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.
Содержание деятельности органов самоуправления:
1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.
2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.
3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.
4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.
5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений (Группы меняются поручениями через 4-5 дней).
6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.
Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:
§ поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;
§ взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;
§ взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;
§ совместную работу вожатского и детского коллективов;
§ информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.
Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:
1. Поиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.)
2. Планирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.)
3. Форма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.
Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:
§ Ответьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления?
§ Какие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда?
§ Определите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики?
§ Определите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям?
§ Спрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений.
§ Претворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.
Самоуправление в детском коллективе - важнейшее средство социализации детей. На его основе у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг них, и ответственность за эти события.
Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через участие в решении проблем отряда и лагеря дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.
Блок - Планирование и организация досуга детей
Тематический день в ДОЛ
Тематическим днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия, связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман.
Тематический день – замечательная находка. Удобство такого дня, прежде всего организационно-содержательное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. Логика дня выстраивается сама собой, как нить Ариадны, ведёт отряд от одного мероприятия к другому, нужно лишь заложить в программу что-то спортивное, что-то познавательное, что-то трудовое, что-то творческо-конкурсное, что-то из разговорного жанра и ещё какой-то ритуал.
Только вот дети не всегда могут по достоинству оценить это взрослое изобретение. Больше всего их не удовлетворяют две вещи: чрезмерная заорганизованность, необходимость подчинения своего поведения жесткой логике дня и «бедность ассортимента» - из смены в смену во всех лагерях детям предлагается один и тот же набор: День именинника, День сказок и День леса. Если взрослые находят возможность избежать эти две опасности, то тематические дни охотно принимаются детьми. А для этого надо при составлении программы всегда учитывать, что хочется детям. И надо предлагать такие дни, которые интригуют своей нетрадиционостью. Хотя бы на уровне названия. Когда несколько лет назад перед детьми вставал выбор: День сказок или День мексиканского сериала – они всегда отдавали предпочтение южноамериканскому колориту, даже зная, что им придётся «работать на ранчо».
Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.
Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.
Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.
Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.
Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.
Далее типовой сценарий вожатская пара разрабатывает более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.
Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.
При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.
Но придумать тематический день недостаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.
Как создать тематический день
§ Выбрать тему
§ Атмосфера (костюмы, лексика, фишки, роли …)
§ Придумать мероприятия в тему, можно попробовать даже еду/зарядку ... увязать в тематику.
§ Продумать их логическую связь между мероприятиями
§ Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика …)
§ Идея (мысль) дня может тоже наличествовать
Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.
Виды тематических мероприятий:
§ Тематические линейки. Схема проведения такая же, как и у обычной линейки (построение, сдача рапортов, поднятие флага), затем объясняется легенда дня (можно провести небольшое театрализованное представление) и задание для мероприятия, которое начинается сразу после линейки.
§ Концерты. Проводятся в любой тематический день. Нужна заблаговременная подготовка, примерно за день. Каждый отряд представляет выступление на заданную тему. От организаторов требуется оформление сцены, связки между выступлениями, игры с залом, разработанная система награждения. На концертах чаще всего награждают всех участников, по номинациям. (Синема, Песня остается с человеком, ТЭФИ)
§ Конкурсы. Проводятся в любой тематический день. Заблаговременной подготовки не требуется. Проходят либо на сцене, либо на открытых площадках. Ответственные должны оформить сцену, подобрать конкурсы на определенную тему, продумать систему выбывания, награждения. Конкурсы могут идти параллельно с нейтральным мероприятием, например, с дискотекой. (Любовь с первого взгляда, Рекорды Гиннеса)
§ Станции. Проводятся в любой тематический день, особенно хороши в дни, посвященные спорту. Желательно перемежать со статичными мероприятиями. Два дня подряд не проводятся. Наиболее интересный вид, так как участие принимают все. Требуется: количество станций должно соответствовать количеству отрядов, грамотно составленные маршрутные листы, продуманная система оценок, награждения. Другой вариант: следовать по запискам или опознавательным знакам. (День ужасов: станция псих.помощи, агентство паранормальных явлений, заведи домовенка, заклинание и др.; Зарница: минное поле, маскировка, шифровка и др.)
§ Выставки, музеи. Могут проходить на единой территории, либо по корпусам. Ответственные проводят жеребьевку между отрядами, организуют работу жюри, разрабатывают систему награждения. (Комната страха, Индейская деревня, Выставка икебан, Зоопарк)
§ Игры. Используются чаще всего в спортивных тематических днях. Линейны. Имеют четко выраженные для детей цели и задачи. (Зеленая пятка, Прорыв, Злоумышленники, Бомба, РВС и др.)
§ Уроки (урок мудрости, урок мира и т.п.) Проводятся обязательно с серьезным настроем, грамотно прописывается сценарий, опираясь на научные факты, факты из жизни, литературы. Чаще всего уроки проводятся вожатским составом, реже с привлечением ребят из старших отрядов. Если у вас нет настроя, лучше не браться за такую сложную форму работы, все равно ничего не получится.
Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным шоу на линейке.
Тема дня — всё что угодно:
Даже если организация тематических дней вас не вдохновила, от них вы никуда не денетесь, особенно от двух последних.
Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)
Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:
§ Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
§ Утром: Посвящение в индейцы — игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
§ Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон — животворящий амулет, боевая раскраска, …)
§ “Однако, — говорит вожатый, — война — не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён — творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров, …
§ На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
§ И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.
Вот такой план — где-то примерный, где-то избыточный — додумывайте на свой вкус.
Ещё пара примеров специальных тематических дней:
§ День наоборот
В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.
Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться — будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.
Можно предложить переодеть всю одежду задом наперед или на изнанку, ходить спиной вперед и т.д.
§ День дублёра
В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.
Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.
День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…
Разработка тематического дня
Тематический день — это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, приводящихся в 1 или 2 дня.
Тематические дни бывают:
§ По характеру проведения – дружинные и отрядные
§ По количеству дней – простые (1 день) и составные (более 1 дня).
Требования к тематическим дням:
1. Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона
2. Наличие легенды в соответствии с темой сезона
3. В простом тематическом дне не менее 2-х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6-ти.
4. У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
5. Важно предвидеть результаты тематического дня.
При разработке тематического дня необходимо:
§ четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий
§ подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
§ учитывать, что погода от нас не зависит;
§ знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
§ статичное дружинное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
§ помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
§ помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.
Планирование тематического дня:
§ Для начала нужно определить, простым или составным является день, который вы разрабатываете.
§ Четко сформулируйте цели и задачи дня и каждого мероприятия в отдельности.
§ В соответствии с видом, подбирайте мероприятия.
§ Учитывайте, что погода не зависит от вас и ее распланировать нельзя, поэтому лучшим вариантом будет составление «сухой» и «мокрой» план-сетки двойного плана: мероприятия в солнечную погоду и их замена мероприятиями в дождь.
§ Два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся!
§ Помните, что любой элемент тематического дня требует оформления.
§ Ничто не должно быть «просто так». Подведение итогов, награждение и выводы обязательны!
Оформление:
§ Прежде всего, распланированный тематический день заносится в план-сетку сезона и расписывается поэтапно в программе сезона.
§ Если для оформления требуются какие-либо специфические вещи, которые невозможно будет найти или изготовить в лагере, укажите их необходимость в программе в рубрике «реквизит».
§ Оформлением занимаются обычно разработчики дня. Исключения возможны.
Что и как оформлять:
1. Концерты. Так как всегда проходят на сцене, нужно в первую очередь оформить сцену. Кроме этого, не лишней будет подготовка зрительных мест. Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация», «Золотая шишка» и др.). Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.
2. Конкурсы. Если проходят на сцене, то требования аналогичны п.1. Если проводятся параллельно с каким - либо другим мероприятием, оформляются как станции. Награждают обычно занявших 1-е, 2-е и 3-е место. В этом случае лучше использовать грамоты, отпечатанные в типографии. Сейчас они продаются в любом книжном магазине. Подарки (чаще всего съедобные) ЗА 2 ДНЯ ДО МЕРОПРИЯТИЯ выписываются проводящими на складе.
3. Игры. Редко нуждаются в оформлении, чаще необходим реквизит. Но такие игры, как «Зеленая пятка», «РВС», «Ловля привидений», требуют оформления. В первом случае это будет доска «Их разыскивают» с приметами и портретами «преступников», во втором случае -листы для сбора информации, в третьем - карточки с заданием. Награждение либо по номинациям, либо первые три места, либо один победитель.
4. Станции. В первую очередь необходимо сделать маршрутные листы (выполняется организаторами), во вторую - оформить каждую станцию (название, необходимый реквизит). Оформлением станции занимается ее проводящий)
5. Выставки, музеи. Если мероприятие проходит на единой территории, оформляется, как сцена. Если в разных корпусах - необходимо сделать маршрутные листы, где указывается расположение объектов.
Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.
Примеры
1) Отрядные тематические дни
§ Праздник Солнца. В этот день можно провести такие мероприятия: встреча и проводы солнца, конкурс рисунков солнца на асфальте или на окнах корпуса, серия игр, в названии которых присутствует слово «Солнце» - «Не сгори на солнце», «Семья Солнца», викторина на тему знаний о Солнце, музыкальная дуэль - кто больше споет песен о солнце, создание коллективной аппликации. -
§ День Туриста. В этот день можно провести небольшое конкурсное КТД на тему туризма (примерные конкурсы: укладка рюкзака, составление карты, разжигание костра, кто споет больше туристических песен и др.), непосредственно Вечер бардовской песни, а так же можно сходить в поход или провести огонек в лесу у костра.
§ День Природы. Предложите отряду создать музей живой природы. Экспонатами будут они сами, изображая животных, деревья или растения. Можно придумать и нарисовать билетики, привлечь «гида» и пускать другие отряды за особую плату на экскурсию. Если на территории лагеря водятся какие-нибудь зверьки, можно сделать для них кормушки. Можно навести идеальный порядок в каком-либо уголке лагеря совместно с конкурсом «Куча мусора», можно устроить конкурс поделок из шишек и веток, конкурс сказок о природе.
Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.
2) Общелагерные или дружинные тематические дни
§ День Любви. Обычно состоит из 2-3 дружинных мероприятий и 1 обязательного отрядного. Цель тематического дня: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание у детей основ этики и психологии межполовых отношений. Мероприятия: поиск второй половинки, конкурс пар, ЗАГС, дискотека, на которой преобладают медленные танцы. В течение всего дня работает почта. В отряде обязательно проводится тематическое конкурсное КТД «Любовь с первого взгляда» для определения пары-участницы в дружинном мероприятии.
§ День Ужасов. Цель тематического дня: преодоление детьми подсознательных страхов, развитие фантазии и художественных способностей, навыков прикладного искусства, знакомство с фольклором разных стран. 2-3 дружинных мероприятия, 1-2 отрядных. Мероприятия: станции, концерт, конкурс страшных историй, комната страха.
§ День Вожатых (Самоуправления). Цель тематического дня: - знакомство детей с образом жизни вожатых, пропаганда студенческого педагогического движения, подтверждение авторитета вожатых. Проводится в конце сезона. Мероприятия: Слет (концерт на сцене), Инструктивный семинар (станции), Костер.
Дружинные мероприятия
Дружинное дело (общелагерное мероприятие) – разновидность мероприятий, проводимых в ДОЛ между несколькими отрядами (или представителями). Характеризуется массовостью.
При составлении плана мероприятий на смену необходимо учитывать период проведения того или иного дружинного дела: организационный, основной, заключительный. Цели проведения будут разными: знакомство с жизнью, территорией, режимом лагеря; организация досуга детей; подведение итогов.
От вида мероприятия зависит степень подготовки вожатых.
Виды мероприятий:
Линейка.
В зависимости от мероприятия линейки могут быть как официальными, как и тематическими, Линейки открытия и закрытия смены являются официальными.
Главные задачи линеек:
- открытее мероприятия;
- анонс предстоящего дня;
- подведение итогов прошедшего дня/смены.
Тематическая линейка (ТЛ) зависит от особенностей лагеря, в основном на ней происходит: построение, сдача рапортов, подведение итогов прошедшего дня (результаты мероприятий, ежедневных рубрик таких как герой дня, чистюля и грязнуля лагеря и т.д.). Отличительной особенностью ТЛ является, небольшое представление от вожатых, чтобы ввести отряды в тематику предстоящего дня и рассказать о грядущих мероприятиях.
Подготовка: отработанный сценарий, костюмы и по необходимости реквизит и звуковое сопровождение.
Концерты.
Вид мероприятия, который проводится в любой тематический день и может иметь разную направленность (детский концерт, вожатский концерт, концерт открытия и закрытия смены, концерт для родителей, концерт талантов и т.д.). Каждый отряд, в том числе и вожатые, подготавливают номера на данное мероприятие на определенную или свободную тематику.
Подготовка требуется как от детей, так и от организаторов концерта, т.е. вожатых.
От ответственных за концерт требуется сценарий конферанса (официальный, тематический) и его репетиция с участниками, необходимые костюмы, реквизит, оформление сцены, игры с залом, организация репетиций отрядов на сцене, создание банка музыки необходимой для мероприятия (если в лагере есть диджей, то это является его задачей).
От отрядов требуется постановка и репетиции номера, подготовка реквизита, костюмов, музыки, обязателен прогон номера на сцене (с микрофонами, если они имеются).
Конкурсы.
Мероприятия, которые проводятся в любой тематический день, но имеют четкую соревновательную основу, как между отрядами, так и между отдельными представителями отрядов.
Конкурсы могут проводиться на сцене и на открытых площадках (танцевальные конкурсы), так же конкурсы могут проходить параллельно с каким-либо мероприятием (например, дискотека) и иметь необязательную основу. Примеры таких конкурсов: «Мисс и Мистер лагеря», конкурс талантов, фестиваль танцев, конкурс песни, «Лучший танцор дискотеки» и т.д.
Подготовка для организаторов подразумевает под собой разработку конкурсов, написание сценария конферанса, подбор необходимых костюмов и реквизита к нему, необходимый к конкурсам реквизит, подбор музыки, создание системы оценок, бланков для жюри, систему выбывания (если она нужна) и награждение. От детей необходима подготовка, если в программе заявлено домашнее задание.
Станции.
Мероприятие проводится в любой тематический день, вид игры, смысл которой заключается в последовательном передвижении отряда/команды от одной станции к другой, на которых выполняются различные задания. Передвижение осуществляется по маршрутному листу, в котором по выполнению задания ответственный за этап (вожатый) ставит оценку или пометку о выполнении задания.
Подготовка заключается в проработке каждого конкурса-этапа, которые можно провести на улице, привлекая по возможности, как можно больше детей, в создании грамотно составленных маршрутных листов, подготовке необходимого реквизита, костюмов проводящим и оформления для станций. Желательно разработать систему оценок для проводящих, чтобы они смогли подвести итоги и наградить победившую команду/отряд.
Важно помнить, что станционная игра не должна проводиться в тематические дни подряд, а также станции должны все быть связаны одной тематикой и приходить к логическому заключению. Количество станций должно превышать количество команд минимум на 1. Все этапы раскиданы по территории лагеря (на примерно равном расстоянии друг от друга). На каждом этапе стоит вожатый, чётко знающий правила данного конкурса.
Выставки, музеи
Могут проходить в едином пространстве или по различным корпусам. Могут быть на различную тематику. Ответственные за данное мероприятие готовят жеребьевку с темами (если она необходима), организуют работу жюри, разрабатывают бланки и систему оценок, а также при необходимости делают маршрутные листы для отрядов, чтобы не создавалась путаница у детей, куда им идти, чтобы увидеть защиту того или иного объекта (если она имеется). Примеры: выставка рисунков, выставка арт-объектов, посвященных любой тематике, конкурс уголков\музей отряда и т.д.
Игры
Данные мероприятия можно проводить в любой тематический день, это могут быть спортивные, интеллектуальные и развлекательные игры. В них отряды могут участвовать сами, или дружина вся делится на другие команды. От ответственных требуется продумать ход игры, необходимое оформление, костюмы проводящим, реквизит и самое главное – донести детям правила. Игры имеют четко выраженные цели и задачи (РВС, Зеленая пятка, Соображариум, 100 к 1 и т.д.).
Разное
- Спевки, орлятские круги, огоньки, дискотеки и т.д.
- Уроки нравственного воспитания, мудрости, доброты и т.д.
- Походы, экскурсии и т.д.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 2583.