Вожатый должен понимать, когда следует остановиться в вопросах поощрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Детей следует хвалить за хорошие поступки и за послушание, но необходимо соизмерять похвалу с честностью.

· Не следует хвалить слишком часто, ребенок просто перестанет верить.

· Следует избегать сомнительной похвалы в адрес ребенка («наконец-то ты смог сделать»)

Учитывать:

· Возраст (младших детей хвалить чаще, старших хвалить только за значимые поступки)

· Как относится к ребенку отряд.

· Замечать хорошие поступки непослушных детей.

· Личность ребенка (похвалить его при всех или наедине).

Не хвалить:

· В присутствии других не стоит восторгаться, ставить в пример.

· За то, что достигнуто не своим трудом (природные особенности ребенка).

· Больше двух раз за одно и то же.

· Из жалости или из желания понравиться.

· За счет унижения другого.

Хорошие способы похвалы:

1) Похвала авансом – авансирование личности: когда человеку плохо, хвалить за то, что есть и даже за то, чего нет; не захваливать; когда хотим ребёнка чему-то научить («ты это хочешь, у тебя получится, ты лучше, чем сам себе кажешься».

2) «Подъёмная» похвала – всякое повышение требований начинать с похвалы, вдохновить.

3) Косвенное одобрение – хвалить не хваля. Не хвалим, а наводим человека на самостоятельные выводы («Как хорошо, когда никто не балуется во время отбоя»).

4)  «Рикошет» (средний, старший) – разговор между взрослыми, когда ребёнок может услышать;

5) Попросить совета у ребёнка, как у равного себе, попросить поделится своим опытом в каком-либо вопросе (доверие);

6) Лидер дня (рейтинг);

7) Позволить ему выполнить какое-либо серьезное и ответственное поручение, с которым, как вы считали ранее, могли справиться только вы сами (вера в ребенка)

8) Подарить памятный предмет, в знак одобрения, за достижение цели. Вполне возможен своеобразный тотем, который может переходить от «лучшего» к лучшему» в течение сезона.

9) Привезти на сезон какой-либо интересный атрибут, элемент одежды (бойцовка и галстук к этим вещам не относятся!), который вы можете наделить неординарными «магическими» свойствами, и который будет подчеркивать ваш индивидуальный стиль, и в качестве поощрения позволить ребенку стать его временным обладателем. 

Существует три типа особо нуждающихся в похвале:

Якобы неполноценный ребёнок с сильно заниженной самооценкой (закомплексованный, со смешной фамилией, и др.);

«Счастливец» (здоровый ребёнок с избытком сил, оптимизмом, с потребностью в подтверждении своих преимуществ);

Самолюбивый – не выносит неодобрения, расстраивается, сникает и ничего больше не хочет делать.

У каждого человека своя степень потребности в одобрении.

 

Система «смайликов», «звездочек» и т.п. для поощрения комнат. Устраивается соревнование между комнатами. Комнате, кто быстрее всех уснет в сончас, в отбой, кто чище всех уберется в санитарный час, на дверь вещается смайлик (звездочка и пр.). Какая комната к концу сезона наберет больше звездочек, та получит приз от вожатых. Призы должны быть действительно приятными и ради них стоит бороться весь сезон.

Наказание и поощрение ребенка – очень действенные элементы воспитания, но необходимо быть весьма аккуратным и осторожным в выборе метода. Поощрение стимулирует верный путь поведения, а наказание тормозит проявления недисциплинированности и непослушания. Взаимосвязь этих элементов воспитания помогают ребенку осознать хорошие и нежелательные черты характера, ведут к его самоконтролю.

Если вы не знаете, как правильно поступить при необходимости наказания и поощрения детей, рекомендуем вам обратиться к более опытным коллегам за советами.

 

Временный детский коллектив

В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же ПРИЗНАКИ можно отнести и к детскому коллективу.

Специфические особенности ВДК:

Исследователи этой проблемы (О.С. Газман, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник и др.)

1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (в среднем 21 день).

2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.

3. Автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании, друзей и т.д. Автономность предполагает наличие своей территории, которая для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, устанавливается воспитательное воздействие ВДК.

4. Публичный (коллективный) характер деятельности. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».

5. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

Сформировать за короткий период дружный и сплоченный коллектив из ребят своего отряда – одна из основных задач, которую ставит перед собой каждый вожатый.

Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

Адаптация - процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.

- необходимость занять позицию в отряде

- своевременное определение законов отряда, правил и норм

- игры на знакомство, огоньки, общие мероприятия

Виды адаптации:

Аудиальная (все что воспринимается ребенком через слух: интонация, тон голоса, звуки окружающей среды и т.д.)

Визуальная (все что воспринимается зрением ребенка: вид местности, лагеря, внешнего вида товарищей и т.д.)

Сенсорная (кинетическая) – телесная, чувствительная

Также адаптация может делиться на:

Биологическую – адаптация организма к устойчивым изменениям окружающей среды. Например, температура, влажность, атмосферное давление, питание и т.д.

Психологическую или социальную – приспособление личности к определенным отношениям, социально-ролевым позициям. Например, правила поведения, статус ребенка, этические нормы и т.д.)

Коммуникация - процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов.

- свободное общение,

- КТД,

- трудовые десанты,

- игры,

- беседы, дискуссии.

Идентификация - уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним.

Для обеспечения оптимального управления процессом межличностного общения детей вожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий.

Подражание - это копирование или повторение поведения, качеств другого человека.

Сличение - это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека - «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия.

Увлечение - повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица.

При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ».

Обобщенный показатель интеграции детского коллектива - сплоченность, единство всех членов отряда.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 288.