Особенности организационного периода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I . Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.

II . В это время складываются организация деятельности отряда, происходит формирование отношений, распределяется ответственность и присваиваются роли. В это время основным авторитетом для ребят является вожатый, педагог.

Содержание и средства работы с детьми в орг. период

Что нужно сделать вожатому для решения задачи Как это сделать (для отряда, обще лагерные дела, методы, приемы)?
Для знакомства друг с другом, с вожатыми: - включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; - создать доброжелательную атмосферу; - создать ситуации неформального общения; - помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; - помочь проявиться в лучших качествах; - дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; - рассказать о себе самом, показать себя в деле; - проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, КТИ, совместная деятельность на общую пользу, встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонек знакомства, творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем, индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, подведение итогов дня, обмен мнениями, обще лагерный Вечер Знакомств.
Для знакомства с сотрудниками и с самим лагерем. - Познакомить в первую очередь с теми взрослыми, с кем ребенок будет видеться часто – с врачом, медсестрами, администратором корпуса и т.д. - Познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (зам директора по ВР, методисты, психологи, библиотекарь, руководители программ и кружков, вожатые других отрядов и т.д.). - Познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере. - Познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться, познакомить с окружающей природой. Обозначить места, в которых запрещено нахождение детей. Вечер интересных дел, составление карты схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда полезную информацию.  
Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности: - Познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей. (Чтобы дети соблюдали все предписанные правила вожатому также необходимо их соблюдать). - Познакомить с режимом дня, - С санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют. - Познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой. - Познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере. - Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу. Выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе.             Орг.сбор отряда, огонек знакомства, вечер легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, права и обязанности детей и подростков в лагере, инструктажи по ТБ и пожарной безопасности, правила личной гигиены, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей.    
Для формирования представления о перспективах деятельности: - Предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене. - Заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности. - Задать ситуацию выбора деятельности. - Выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены. Пример: диагностика потребностей и интересов детей, разведка интересных дел, планирование, орг.сбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможности смены, отношения к отдыху и тому подобное.  

- важно в меру улыбаться детям

- речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательная интонация

- постоянное общение с детьми

- участие во всех делах вместе с ними,

- особую заботу и внимание проявлять к внешности, самочувствию, настроению детей

- необходимо интересоваться успехами ребенка, его мнением, занятиями

- эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми

- нужно проявлять терпение, ненавязчивость

- представлять детям пример в выполнении всех правил, требований.

- вожатому необходимо прилагать усилия для формирования его авторитета

Действия вожатого в организационный период:

Подготовка к заезду детей

1.1. Подготовить таблички для списков детей

1.2. Подготовить корпус к заезду (чистота, порядок, приятные сюрпризы, оформление корпуса, таблички с номером отряда, таблички для встречи детей)

1.3.Подготовить одежду, в которой будете встречать детей (полуофициальная чистая выглаженная одежда, бойцовку, выглаженный галстук)

1.4. Все материалы орг. Периода должны быть готовы, план расписан по минутам

1.5. Утром привести себя в порядок, девушкам – легкая косметика

Заезд

2.1. Прием детей

2.2. Распределение по отрядам. Дети чаще всего распределяются по возрастам.

2.3. Заполнение списков

2.4. Расселение по комнатам

· Не селить мальчиков с девочками в одном крыле;

· Не переселять; (в отдельных случаях стоит переселить сразу)

· «Буйных» мальчиков – ближе к вожатской комнате;

· Учитывать симпатии детей.  

2.5. Рассказать об основных правилах поведения в лагере

2.6. Походы в столовую только строем, после приема пищи никто не уходит в корпус, а ждет весь отряд.

2.7. Первый сон час должен быть строгим, но не жестким.

2.8. После полдника необходимо провести экскурсию по лагерю, совмещая её с играми на знакомство и взаимодействие.

2.9. Провести детям тренинг на взаимодействие. В конце тренинга должны быть игры, поднимающие настроение.

2.10. Вечером можно провести интересное КТД на знакомство

2.11. Огонек знакомства: традиции огонька, чего ожидаете от сезона, ещё раз напомнить о традициях и законах лагеря, бутылка желаний и пр.

2.12. строгий отбой

День оргпериода

3.1. Строгий сон час и отбой.

3.2. Соблюдение режимных моментов

3.3. Инструктаж по технике безопасности, санитарные правила и нормы в лагере

3.4. Игры, игры, игры;

3.5. К вечеру второго дня должны быть придуманы название и девиз отряда, выбран командир

3.6. Рисуем уголок

3.7. РВС

3.8. Вожатский концерт

3.9. Готовим номер на концерт открытия

 

Основной период

Задачи:

· Сформировать дружный временный коллектив

· Создать благоприятный психологический климат в отряде

· Создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой

· Реализовать запланированную на сезон программу

· Способствовать развитию творческих способностей, любознательности, коммуникативных и морально-нравственных качеств.

Что важно для ребёнка и вожатого в основной период.

 

Для ребенка важно Для вожатого важно
Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. Бодро пересечь 'экватор смены'. Участие в меж отрядных и дружинных делах. Реализация собственных идей. Само реализоваться, как личность. Чему-то научиться. Отдых. Дышать свежим воздухом. Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. Проявление своей самостоятельности. Возможность проявить себя лидером. Мотивация детей на активное участие в смене. Дать возможность каждому ребенку реализоваться. Сплоченный отряд. Не переутомлять детей. Обсуждение проведенных дел с детьми. Анализ прожитого дня. Заложить основы самоуправления. Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. Больше времени на природе.

Заключительный период

Задачи:

  • Осуществить подведение итогов жизни отряда (огонёк, стена достижений и др.), оценку личностного роста его членов;
  • Проанализировать результаты деятельности отрядных органов самоуправления;
  • Оформить совместно с ребятами отрядные ритуалы прощания;
  • Оказать детям индивидуальную помощь в преодолении кризиса расставания и предстоящего возвращения домой;
  • Проанализировать с различных позиций свою работу: отметить лучшее; выявить сложности; определить пути их устранения в будущем; зафиксировать и подумать, как использовать в дальнейшем творческие находки сезона, приобретенные профессиональные умения и др.;
  • Подготовиться к заезду новой смены.  

 

На передний план у детей в этот период выходит неформальное общение. Близость расставания с новыми друзьями требует более интенсивного общения.

Желательно, чтобы дети сами поняли, что они узнали, чему научились, с каким багажом уезжают домой – необходимо подвести итоги смены.

Проанализируйте непосредственно и свою работу, вожатые: что вы планировали на сезон и что реализовали, какие цели ставили и чего добились.

В предпоследний день обязательно проводится генеральная уборка. С вечера дети должны собрать сумки и найти полный комплект выданного белья.

 

Планирование сезона

План сезона мы традиционно оформляем в виде сетки - обычно при сезоне длительностью в 18 дней, это таблица 3х6. План-сетка может быть дружинной (общелагерной) и отрядной. Дружинную план-сетку составляют авторы программы летнего отдыха, она может корректироваться старшим вожатым сезона на этапе подготовки. Отрядные вожатые дополняют план сезона отрядными делами, играми, огоньками – и у каждого отряда появляется собственная план-сетка.

Составление план-сетки сезона (дружинной)

При этом важно учитывать следующие важные моменты:

· Количество дней в смене. Чаще всего это 18 дней, но бывают лагеря со сменами в 21 день, или же с короткими сменами – 14, 10, 7 дней

· Особенности лагеря. В некоторых лагерях есть любимые традиционные мероприятия и администрация лагеря настаивает на них независимо от тематики смены. Об этом нужно узнавать заранее и учитывать на этапе планирования, чтобы не пришлось срочно перекраивать план-сетку на смене.

· Выходные дни. В эти дни детей могут забирать родители, так что не стоит планировать ответственные мероприятия.

· Необходимо чередовать активные дни и дни с малой физической активностью.

· Не ставить похожие мероприятия подряд.

· Если мероприятия зависят от погодных условий, необходимо запланировать им замену на случай плохой погоды.

· Мероприятия не противоречат целям и задачам смены, а также соответствуют теме сезона.

· И наконец, главное, что нужно учитывать – это цели каждого периода смены.

 

Алгоритм составления календарно-тематического плана:

1. Разделим сетку на организационный, основной и заключительный периоды.

2. Отметим день заезда и выезда, открытие и закрытие сезона. Расставим традиционные мероприятия лагеря, родительский день, зарницу.

3. Заполним первые дни мероприятиями, учитывая задачи оргпериода:

· познакомить детей друг с другом (игры, КТД, гостевание – походы отрядов в гости, огонек знакомств);

· познакомить детей с территорией ДОЛ, сотрудниками ДОЛ (экскурсия по территории лагеря – с легендами, КТД «РВС»);

·  предъявить ЕПТ (единые педагогические требования) и выработать положительное отношение детей к их соблюдению (инструктажи, орг. сборы – необходимо запланировать достаточное количество отрядного времени);

· заложить основы детского самоуправления (выборы ОСУ (органы самоуправления));

· ввести детей в программу сезона (открытие, огонек);

· составить план будущей деятельности отряда (составить отрядную план-сетку при непосредственном участии детей);

· раскрыть у детей лидерский, творческий, коммуникативный, физический, интеллектуальный потенциал (в зависимости от программы: игры на выявление лидерства, КТД, поручения, и т.д.);

· начать работу по сплочению детей (игры на сплочение, взаимодействие, огонек, упражнения);

4. Основной период расписываем, максимально раскрывая тему сезона и учитывая следующие задачи:

· Продолжить работу по сплочению детей (оставлять время для отрядных дел, проводить дружинные соревнования – это сплочает отряд);

· Продолжить работу, способствующую реализации способностей (спортивные мероприятия, творческие конкурсы, подготовка проекта, огоньки, поручения, дежурства);

· Продолжить работу по выявлению и развитию лидерского потенциала (игры, КТД, работа по ОСУ);

5. При этом мероприятия одного типа не проводятся два дня подряд (например, концерты или станции)

6. Мероприятия заключительного периода должны помочь осуществить следующие задачи:

· Логично завершить тему сезона (финальное мероприятие, концерт закрытия)

· Привести в порядок территорию лагеря (трудовой десант / биржа труда и т.п.)

· Подвести итоги сезона (награждение, отчетные выступления/выставки кружков и т.п.)

· Предоставить возможность каждому ребенку осознать свою роль в коллективе, свою жизненную позицию, личные умения (итоговое ОД, прощальный огонек, КТД, игры, упражнения).

7. План смены анализируется на ошибки по структуре и динамике смены, в случае выявления - исправляются.

8. «Мокрая» план-сетка. Для каждого мероприятия указывается альтернатива в случае плохой погоды. Это может быть полностью другое мероприятие либо с небольшими изменениями, возможно, просто меняется место проведения, но это необходимо указать!

 

Когда план-сетка сезона готова, необходимо прописать каждый тематический день подробно, подготовить реквизит, назначить ответственных и проводящих.

Отрядная план-сетка

На основании дружинной план-сетки вожатые составляют план сезона для своего отряда.

Возможно, вы не будете строго придерживаться плана, нет ничего плохого в импровизации. Но наличие запланированных игр и мероприятий даст большую уверенность, как вам (точно не растеряетесь), так и старшему вожатому. Особенно это касается оргпериода. В первые три дня сезона план должен быть прописан с точностью до 5 минут. Но это не значит, что в основном периоде вы не должны планировать отрядные дела. Даже хорошо наполненный сезон, с тремя дружинными мероприятиями в день оставляет время для игр с детьми. Вы успеете их провести, только если продумаете заранее, во что и когда вы играете.

В первую очередь просмотрите план-сетку по предмет запланированного отрядного времени. В такие дни можно проводить КТИ, КТД, упражнения на сплочение и пр. Но даже если нет окон больше 15 минут, запланируйте игры – пятиминутки.

Когда играть? Пока ждёте перед столовой, когда вам накроют, после обеда до сончаса, в случае, когда задерживается начало дружинного мероприятия и т.д.

В хорошую погоду лучше проводить время на воздухе. Но необходимо иметь в запасе несколько дел на случай дождя, которые вы без особой подготовки сможете провести под крышей, не дав погоде застать вас врасплох.

Выбирая игры, учитывайте время суток. Утром лучше больше гулять, двигаться, играть. Днем можно проводить спортивные игры (не сразу после обеда), творческие и трудовые дела, не требующие сидячего положения. Вечером же лучше проводить спокойные дела, викторины и, конечно же, вечерние огоньки.

Не забывайте о целях и задачах каждого периода.

Отрядная план-сетка не должна спорить с дружинной по тематике и задачам, а по активности может отличаться. Например, в спортивный день между дружинными мероприятиями можно провести викторину для отряда на спортивную тему, а в день науки если все мероприятия спокойные – проведите эстафету, чтобы дети выплеснули энергию, но с поддержкой темы дня.

На сезоне можно и нужно корректировать отрядную план-сетку с учетом желаний детей.

Привлечение к составлению окончательного плана детей.

Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми. И поэтому их обязательно надо привлечь к планированию смены. Согласитесь, решать все за детей, не узнав, а хотят ли они того, - это совсем несправедливо. Чтобы привлечь ребят к составлению плана отряда, можно использовать различные формы коллективного планирования.

Малышей можно привлечь, например, так: Разбейте ребят на группы. Вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке - название какого-то дела. У всех групп названия могут быть разными, а могут повторяться. Задача ребят - из пяти дел выбрать в план смены только два. Ребята могут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. На общем сборе дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела им привлекательны - пусть ребята учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе.

Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у младших: карточки дел - обсуждение по группам и выбор - защита и утверждение на общем сборе и составление плана.

Другой способ совместного планирования называется “Разведка интересных дел”. Каждый ребенок становится “разведчиком”, разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание “обнаружить” интересные идеи для плана отрядной жизни. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в центре: начальник, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т.д. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию, что они могут предложить интересного провести в отряде.

Следующим этапом в сюжете этой игры будет обработка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведанных на “интересность” и утверждение плана.

Еще одной формой коллективного планирования может быть «Аукцион идей». Нарисуйте «деньги» (условные) или найдите предметы заменяющие (шишки, камешки, фантики). Ваша задача – продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете давать характеристику каждому делу, а затем продавать. Только те дела, на которые дают наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединить свои капиталы.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 417.