Динамика развития временного детского коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 стадия. Ориентация — это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере.

ü формируется чувство принадлежности к отряду

ü поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых

ü формируется система правил и традиций

ü распределение симпатий и антипатий

Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.

2 стадия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть.

ü появляется соперничество между потенциальными лидерами

ü неизбежны стычки, скрытые и явные конфликты

ü формирование микрогрупп в коллективе

ü на прочность проверяются возникшие традиции и отношения

Задача вожатого — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.

3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом.

ü на первый план выходит взаимопонимание, взаимоподдержка.

ü важен баланс между детьми

ü очень успешны многие коллективные дела

Задача вожатого - продолжать выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.

4 стадия. Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы.

ü крепкое чувство «Мы»

ü тесные межличностные контакты

ü необходимо направить ребят в деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря.

Задача вожатого - обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.

5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью.

Задача вожатого - поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.

 

Стадии развития коллектива

Лутошкин А.Н. в своей книге "Как вести за собой" рассматривает несколько ступеней развития коллектива.

"Песчаная россыпь". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло".

ü дети плохо знакомы друг с другом

ü не хотят пойти на встречу друг другу

ü нет общих интересов, общих дел

"Мягкая глина". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.

В группе, находящейся на этой ступени развития,

ü заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие

ü формальная дисциплина и требования старших – скрепляющее звено

ü отношения разные - доброжелательные и конфликтные

ü ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу

ü замкнутые приятельские группировки

ü не чувствуется поддержки

"Мерцающий маяк". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем.

ü чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе

ü дружба требует постоянного горения, а не одиночных вспышек

ü группа индивидуальна

ü трудно до конца найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении

трудностей

ü редка инициатива

"Алый парус" - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности.

ü действуют по принципу "один за всех и все за одного"

ü дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.

ü группа и сплочена, и инициативна

ü бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать

ü не всегда сразу готовы признавать свои ошибки

"Горящий факел" - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество.

ü проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса"

В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных.

 

Основные ролевые позиции.

  1. Лидеры – опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным, а был признан самими детьми.
  2. «Душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело, доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит.
  3. «Серый кардинал» - неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива.
  4. «Аутсайдер» - ребенок не принятый. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 296.