1 стадия. Ориентация — это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере.
ü формируется чувство принадлежности к отряду
ü поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых
ü формируется система правил и традиций
ü распределение симпатий и антипатий
Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.
2 стадия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть.
ü появляется соперничество между потенциальными лидерами
ü неизбежны стычки, скрытые и явные конфликты
ü формирование микрогрупп в коллективе
ü на прочность проверяются возникшие традиции и отношения
Задача вожатого — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.
3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом.
ü на первый план выходит взаимопонимание, взаимоподдержка.
ü важен баланс между детьми
ü очень успешны многие коллективные дела
Задача вожатого - продолжать выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.
4 стадия. Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы.
ü крепкое чувство «Мы»
ü тесные межличностные контакты
ü необходимо направить ребят в деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря.
Задача вожатого - обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.
5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью.
Задача вожатого - поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.
Стадии развития коллектива
Лутошкин А.Н. в своей книге "Как вести за собой" рассматривает несколько ступеней развития коллектива.
"Песчаная россыпь". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло".
ü дети плохо знакомы друг с другом
ü не хотят пойти на встречу друг другу
ü нет общих интересов, общих дел
"Мягкая глина". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.
В группе, находящейся на этой ступени развития,
ü заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие
ü формальная дисциплина и требования старших – скрепляющее звено
ü отношения разные - доброжелательные и конфликтные
ü ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу
ü замкнутые приятельские группировки
ü не чувствуется поддержки
"Мерцающий маяк". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем.
ü чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе
ü дружба требует постоянного горения, а не одиночных вспышек
ü группа индивидуальна
ü трудно до конца найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении
трудностей
ü редка инициатива
"Алый парус" - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности.
ü действуют по принципу "один за всех и все за одного"
ü дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.
ü группа и сплочена, и инициативна
ü бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать
ü не всегда сразу готовы признавать свои ошибки
"Горящий факел" - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество.
ü проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса"
В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных.
Основные ролевые позиции.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 296.