1. определение темы: помните, что смена посвящена определенной тематике, кроме того, каждый день – тематический. Следовательно, черпайте идеи из легенды дня.
2. определение возраста участников: так вам будет легче придумать примерное содержанием;
3. постановка цели и задач (в воспитательном КТД – только задачи);
4. выбор структуры, места проведения (для конкурсного КТД – минимум 7 конкурсов);
5. составление содержания (подборка конкурсов, поиск сценариев, вопросов для викторины и т.д.);
6. выбор варианта награждения.
Варианты деления на команды или группы:
Особенности проведения:
Для младшего возраста (6 - 9 лет)
Лимит времени – 20-30 минут, линейное или спортивно-конкурсное. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.
Для среднего возраста (10 – 13 лет)
30-40 минут, вид любой. Чередуя спортивные и интеллектуальные конкурсы.
Для старшего возраста (13 – 16 лет)
До 60 минут, вид любой. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков).
Примеры КТД.
Моя семья
Проводится в начале сезона. Цель: сплочение коллектива, обучение взаимодействию в обществе. Задачи: познакомить, максимально раскрепостить детей, выявить творческие способности. Возраст: средний, старший.
Реализация мероприятия: отряд делится на команды-семьи (в каждой «семье» по шесть человек: бабушка-дедушка, мама-папа, внук-внучка), если отряд невозможно разделить на равные группы, вводите новых персонажей или же организуйте детское жюри.
1 задание – каждая семья придумывает себе фамилию, легенду и проводит пресс-конференцию
2 задание – конкурс бабушек. Каждая «бабушка» должна узнать членов своей семьи а) по рукам на ощупь с завязанными глазами, б) по голосу (игра «Птичка, пискни») и др.
3 задание – конкурс дедушек. «Дедушка» садится лицом к семье. Ведущий держит над его головой (так, чтобы участник не видел) табличку с указанием места (БАНЯ, РОДДОМ, МАГАЗИН и др.). Семья задает «дедушке» вопросы типа «Как часто вы туда ходите?», «Вы берете туда с собой кошелек?» и др. «Дедушка», не зная, что написано на табличке, пытается «вспомнить», где он был вчера. Побеждает тот, кто отгадает.
4 задание – конкурс пап и мам (коммуникативная игра «Голубая корова»). «Мама» жестами изображает текст записки из роддома, «папа» должен правильно ее понять.
Варианты текстов: «Милый! У нас родилась тройня! Мальчик и две девочки. Вернее, не две девочки, а одна с двумя головами. Они сиамские близнецы. Ждем – не дождемся, когда ты заберешь нас домой»; «Дорогой! У нас родилась очень жизнерадостная девочка! Она так похожа на тебя, что даже родинка между пальцами левой ноги как у тебя. Крепко целую тебя»; «Любимый! Я рада, что у нас теперь есть два прелестных мальчугана. Один похож на твою бабушку, а второй… в общем. Он негритенок. Но мы же все равно будем его любить?».
5 задание – конкурс внуков и внучек. Разнообразные варианты: сказать на сленге фразу («Родители дома, встреча отменяется», «мой друг поругался с отцом» и т.д.); загадывают любую букву, ведущий задает участникам вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА? и др. Он может указать на любого играющего, и тот должен ответить на его вопрос словом, начинающимся на заданную букву.
Концерт «Ромашка».
Проводится в любой день. Данный вариант – КТД для среднего возраста. Цель: выявление творческих способностей.
Реализация мероприятия: ведущий заранее готовит большую ромашку, на лепестках которой пишет задания. Отряд делится на группы по 5-7 человек. По очереди группы отрывают лепестки. После прочтения общего задания, например, «Изобразите оркестр …», капитаны команд берут у ведущего карточки, в которых задание конкретизируется. Соперники должны угадать, что показывают команды.
Примерные задания:
1. Изобразить оркестр (симфонический, джаз-банду, рок-группу, военный и др.)
2. Изобразить предмет всей командой (горячий утюг, звенящий будильник, работающий миксер и др.)
3. Станцевать танец (больных бегемотов, бешеных кротов, восторженных кроликов и др.)
4. Инсценировать сказку (фильм ужасов «Колобок», опера «Репка», трагедия «Курочка Ряба», балет «Красная Шапочка» и др.)
5. Придумать мимические сценки на лагерную тему (отбой, Зарница, День Любви, выезд, вожатый поймал курильщика и др.)
6. Представить мимикой, звуками и походкой животное (восторженный осел, грустный суслик, встревоженный павлин, влюбленный верблюд и др.)
7. Спеть одну и ту же песню, напр. «Ой, мороз, мороз» как… (в опере, как церковный хор, как Рамштайн и др.)
8. Всей группой произнести скороговорку (Корабли лавировали, да не вылавировали; стул с повыламыванными ножками; ложечка желобоковыгибистая с приподвыподвертом и т.д.)
Большой праздник
Для среднего и старшего возрастов. Цель: развитие организаторских и творческих способностей. Задачи: формировать ответственность, самостоятельность.
Реализация мероприятия: отряд разбивается на группы по интересам – художники, репортеры, почтальоны, актеры, певцы, мимы, мастеровые и др. Каждая группа получает задание или же самостоятельно разрабатывает что-либо. К определенному часу у вашего отряда будет украшен корпус, нарисована интересная стенгазета, готова выставка подарков. Вы можете устроить небольшой отрядный концерт, номера которого подготовлены группами актеров и певцов, чаепитие с поеданием полдника или паужина (это все приготовит организационная группа), а приятным завершением праздника может стать отрядная дискотека.
Кружки в ДОЛ
В условиях каникулярного отдыха возникают принципиально новые виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности.
В основу организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря целесообразно положить троичный ритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребёнка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности может быть выражено следующим образом:
Ø умственная деятельность (проблемные мастерские; лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия и т.д.);
Ø практическая деятельность (экология, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки и т.д.);
Ø досуговая деятельность (игры, увлечения, клубы, творческая деятельность, путешествия в природу и т.д.).
Кружок - одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в детском оздоровительном лагере.
Занятия в кружках в ДОЛ является составной частью воспитательной работы отряда, лагеря. Руководят ими вожатые, или специальные сотрудники – специалисты в той или иной области.
Основные принципы организации кружка:
Занятия кружков в лагере имеют свои особенности, они заключаются не только в новизне обстановки и кратковременности действия, но и прежде всего в том, что каждое из них имеет практическую направленность. Даже теоретические занятия по возможности необходимо проводить средствами окружающей действительности: натуралисты - в лесу, на лугу, юные художники - на натуре, юные техники - в мастерских.
Другая особенность - взаимодействие кружков различного профиля для подготовки и проведения разнообразных лагерных праздников. Общие дела сплачивают коллектив кружка: помощь в оформлении лагеря, организация конкурсов, викторин, проведение походов и т.п. Наибольшей популярностью пользуются у ребят кружки, связанные с рукотворчеством, кружки природоведческого и краеведческого направления, секции спортивных игр и, конечно же, туризм.
Виды кружков:
1. Спортивные секции (конный спорт, командные игры, водные занятия, школа боевых искусств, фитнес, биатлон и т.д.). Секции должны проводиться после медицинского осмотра и подтверждения, что ребенок может заниматься в секции, а также под руководством и присмотром руководителя по физическому воспитанию.
2. Изобразительное мастерство.
3. Пение.
4. Театр.
5. Техника.
Работу кружков в лагере можно разделить на два типа:
1) Кружки, которые проводятся по образовательной программе кружководом (работником лагеря, в чьи обязанности входит в основном именно проведение кружков с детьми в лагере). В данном случае обучение детей в кружке проводится по образовательной программе педагогом, составившим ее, где четко и подробно расписаны занятия кружка. Кружководов может быть, как несколько в лагере, так и один для проведения кружка определенной направленности, например, художественный кружок.
2) Кружки, которые проводятся по заранее подготовленному плану вожатым или несколькими вожатыми, работающими на данном сезоне. Их проведение может быть обусловлено либо пожеланием администрации лагеря, либо решением вожатского состава проводить кружки.
Руководителями таких кружков, в основном являются вожатые-студенты, это требует особой подготовки к работе в кружке: тщательный подход к содержанию педагогической копилки, изготовление наглядного и демонстрационного материала и т.п. Очень важно, чтобы вожатский состав заблаговременно до приезда в лагерь, определился с тем, какие кружки будут проводится на сезоне и за каждым кружком был закреплен определенный вожатый, который и будет разрабатывать план проведения кружков, реквизит к ним и ожидаемые результаты от проведения кружка.
Общая характеристика кружковой работы в детском лагере:
1) В начале сезона проводится регистрация на кружки, для того, чтобы дети самостоятельно могли выбрать из представленных кружков тот, в котором хотели бы заниматься.
2) Как правило, кружки в лагере, проводятся по четко регламентированному расписанию, не более 1.30 часов в день. В зависимости от количества детей, отдыхающих в лагере, численность кружков может варьироваться для того, чтобы максимально все дети, отдыхающие в лагере, могли посетить кружок.
3) Периодичность работы зависит от особенностей смены и от особенностей лагеря. Если помимо кружков в лагере есть спортивные секции, кружки могут проводиться через день.
4) Оптимальная наполняемость групп при организации кружковой, секционной, клубной и т.п. работы - не более 15 человек, допустимая - 20 человек (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и других).
5) После кружковой деятельности с ограниченной двигательной активностью (изобразительная деятельность, моделирование, шахматы, рукоделие и т.п.) необходимо предусматривать активный отдых, физические упражнения, спортивные развлечения на воздухе.
6) Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.
7) Обязательным условием так же является итоговое/отчетное/показательное выступление(занятие). Обычно проходит в день закрытия лагерной смены. Так же руководитель кружка может наградить отличившихся детей.
Этапы организации кружка:
1) Продумывание названия и направленности кружка;
2) Определение цели и практических задач работы с детьми, темы, количества часов теории и практики;
3) Определение общелагерных и отрядных дел, в которых примут участие кружковцы;
4) Итоговые формы работы кружка (важным элементом кружка, его особенностью является форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т.д.)
5) Прописывание результатов работы кружка (чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету (виду деятельности), соответствующие программным требованиям педагога).
Встречаются не мало лагерей, которые требуют предоставить документацию, а именно программу кружка. В приложения вынесен пример оформления таких документов.
Линейки и конферансы в ДОЛ
Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Она относится к статичным формам представления, так как организация пространства предполагает ярко выраженный центр внимания.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 407.