Различные способы порицания (наказания) и поддержки (поощрения) называют санкции. Они являются охранниками лагерных норм. Все санкции можно разделить на две основных подгруппы по методу воздействия: психологические и физические. Есть основные способы влияния при помощи санкций: это кнут – наказание, и пряник – поощрение. В зависимости от сложившейся ситуации санкции могут использоваться как до, так и после происшествия.
Каждый вожатый сталкивается с проблемой непослушания и плохого поведения детей. Будучи ограниченным в мерах воздействия на них, вожатый должен выбирать наиболее эффективные и мягкие методы воспитания. К таким элементам воспитания относятся поощрение воспитанника за послушание и уступчивость, и наказание за непослушание и плохое поведение. Но эти методы надо использовать очень осторожно и грамотно, не причиняя вреда ребенку.
Поощрение – это метод, поддерживающий и усиливающий положительные эмоции, и побуждения. Основное значение метода в том, что воспитанники испытывают чувство радости и гордости. Но будьте осторожны, поскольку поощрение зачастую может привести к манипулированию вожатым со стороны детей, которые могут начать требовать поощрения и ставить условия («я буду участвовать в мероприятии, если не буду ложиться в тихий час»).
Наказание – воздействие с целью недопущения нежелательных поступков и осуждения отдельных действий.
Наказание ребёнка — одна из самых сложных задач вожатской практики, ибо само по себе входит в конфликт с «идеей вожатства», как таковой. Вообще говоря, детей наказывать нельзя. Вожатый наказывает ребёнка, как правило, за свои собственные проступки. Например, если ребёнок ушёл за территорию лагеря, то вина вожатого может заключаться в том, что он либо не предупредил ребёнка о том, что за территорию выходить нельзя, либо не проконтролировал, чем занят ребёнок, либо не сумел занять ребёнка чем-то интересным, чтобы ребёнку не захотелось вообще куда-нибудь уходить. Особенно это относится к вожатому, который наказывает весь отряд или палату. Если дети не хотят спать и шумят после отбоя, значит, вожатый не проследил, что они играли перед сном в эмоциональные игры, не заметил, что у них в палате бегает ёжик или просто поленился почитать им на ночь интересную книгу.
Однако мы с вами понимаем, что идеальных людей не бывает, да и дети порой не всегда должным образом реагируют на замечания вожатого. Поэтому иногда детей всё-таки приходится наказывать.
Надо отметить, что наказать ребёнка без предупреждения можно только в случаях серьёзных провинностей, в остальных случаях ребёнка следует предупредить о том, что если он не прекратит своих действий, то будет наказан. Во многих случаях угроза наказания является более эффективной формой воздействия на ребёнка, чем само наказание, особенно, если ребёнку не сказать какое именно наказание последует за его действия.
Общие правила.
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнения "наказывать или "не наказывать", не наказывайте. Никакой "профилактики" на всякий случай.
3. Наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного Вами или кем бы то ни было - никогда.
4. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.
5. Наказание должно быть без унижения. Что бы ни было, какая ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Оценивать нужно не личность ребенка, а поступок, который он совершил.
6. Ребенок должен осознавать справедливость наказания. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.
Важные моменты:
1. Проявлять терпение.
2. Объяснить причину.
3. Выслушать обе стороны.
4. Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.
5. В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо.
6. Если «сцепились» двое наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного. Если «достанется» обоим – обиженных не будет, все останутся довольны.
7. Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.
8. При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого.
9. Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например, «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).
10. Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).
11. Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.
12. Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием.
13. Наказывать детей должен только вожатый - ни директор, ни старшие воспитатели, т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация.
14. Простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший (в противном случае это может привести к значительным проблемам в управлении отрядом и в отношениях между вожатыми).
15. Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.
16. Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.
17. Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.
Как НИКОГДА нельзя наказывать детей:
Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.