Конфликты в системе «взрослые - дети»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Причины Варианты предупреждения и разрешения конфликта

Вожатый - Ребенок

 

 Нарушение дисциплины - В начале сезона четко определить режим дня, ознакомить с требованиями и правилами внутри отряда (лагеря) и соблюдать их в течение смены. Невыполнение ребенком поручений   - Установление с ребенком доверительных отношений. Избегать давления на ребенка, чрезмерного интереса к его личности, т.к. ребенок может «закрыться» и избегать контакта, и открыто демонстрировать протестное поведение.  «Любимчики» и «аутсайдеры» - Не выделять в коллективе кого-то из детей. Все дети равны и отношение к ним должно быть одинаковым.

Администрация/ обслуживающий персонал - Ребенок

 

Конфликт такого типа возникает из-за нарушения отдыхающими детьми правил лагеря, нарушения режимных моментов, порчи имущества и т.п. Нельзя, чтобы персонал лагеря отчитывал ребенка за какой-либо проступок, для этого отведите ребенка в сторону/ комнату, и сами переговорите с работником ДОЛ. Ребенок - развивающаяся личность, и этой личности нельзя нанести вред. При возникновении конфликта, узнайте у ребенка почему он поступил именно так, объясните ему свою позицию и необходимость соблюдения правил.

Конфликты в системе «дети - дети»

Ребенок - Ребенок

Ребенок - Группа

Группа – Группа (группировки в отряде)

Причины

Варианты предупреждения и разрешения конфликта

Большинство конфликтов в данной системе может быть обусловлено следующими причинами:

- возрастными особенностями (возрастной психологический кризис, гормональный взрыв и т. п.);

- неадекватной самооценкой (вследствие этого, например, неоправданные амбиции);

- конкуренцией;

- борьбой лидеров и т. д.

- как можно скорее остановить конфликт, развести противников;

- поддерживать «слабого» в обострившейся конфликтной ситуации, предложить обидчику встать на место обиженного;

- учить детей продуктивно разрешать конфликты: пусть каждая сторона выскажет претензии и сами (либо с помощью вожатого) предложат варианты решения проблемы;

- минимизировать число участников конфликта;

- максимально загружать деятельностью;

- своевременно разрешать мелкие недоразумения, не давая им возможности перерасти в конфликт;

- постараться найти «нишу» для каждого лидера;

- создать коллективу общую ситуацию успеха.

       

 

Типы конфликтных личностей:

Демонстративный

Создают конфликты для того, чтобы побыть в центре внимания. При этом скандал может возникнуть буквально на ровном месте.

Тактика поведения: следует работать на опережение: дайте понять, что вы очень интересуетесь человеком и его делами, что он важен для вас, сделайте комплимент, похвалите сделанную работу. Скорее всего, частота конфликтов значительно уменьшится. Этот прием работает не только с взрослыми, но и с детьми и подростками.

Ригидный

К этому типу относятся негибкие люди, часто с завышенной самооценкой. Им постоянно чудится, что их недооценили, они очень обидчивы, любят всегда быть правыми и редко отказываются от своих убеждений. Ригидный тип – один из самых сложных с точки зрения поведения в конфликте.

Тактика поведения: Если перед вами именно такой человек, постарайтесь не допускать с ним конфликтов. Не провоцируйте никаких подозрений, не давайте повода для обид. А если уж такой повод возник, лучше принести извинения или уйти, но не выяснять отношения.

Неуправляемый

Люди этого типа очень эмоциональны и редко умеют просчитывать ситуацию наперед и оценивать последствия своих действий. Почувствовав себя ущемленными, они взрываются, ведут себя агрессивно.

Тактика поведения: Позвольте собеседнику «спустить пар»: дайте им возможность поскандалить по малозначимому поводу, и они уступят вам в главном.

Сверхточный

Людям этого типа свойственна повышенная тревожность, это перфекционисты, требовательные к себе и другим. Они склонны придираться к мелочам и обижаться на ровном месте. При этом они редко выражают свое возмущение, предпочитая уйти в себя и избегать общения.

Тактика поведения: Не позволять себе двусмысленных высказываний или сомнительных жестов в адрес собеседника. Как правило, сверхточный тип не конфликтует, если уверен в своей безопасности.

Бесконфликтный

Это как раз те люди, которые настолько боятся конфликтов, что постоянно их избегают. Но если вам кажется, что взаимодействовать с таким человеком очень удобно и выгодно, вы ошибаетесь. Это один из самых неприятных типов личности в конфликте. С подобным человеком невозможно конструктивно решить проблему.

Он всегда ускользает от любых «разборок», во всем с вами соглашается, кивает. Но если к нему придет другой человек и потребует сделать иначе – он согласится и с ним. Избегание конфликтов становится причиной новых конфликтов, и так по нарастающей.

Тактика поведения: Таким людям полезно рассказывать о важности своей позиции и учить их ее отстаивать. Если у вас доверительные отношения, к вам могут и прислушаться.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:

1. Соперничество. Стремление добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, мнение другого не интересно.

2. Сотрудничество. Наиболее продуктивная стратегия поведения в конфикте. Совместное решение проблемы, породившей конфликт, участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

3. Компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Последствия компромиссного решения: неудовлетворенность «половинчатыми решениями», кроме того, проблема, породившая конфликт, не разрешена.

4. Избегание. Уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой и если нет условий для ее разрешения, но скоро они появятся.

5. Приспособление. Односторонние уступки, собственные интересы приносятся в жертву ради интересов противоположной стороны. Отрицательные эмоции не выплескиваются, но накапливаются.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 823.