Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дети в трудной жизненной ситуации – это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Виды:

дети – инвалиды; имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети – из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

дети – оказавшиеся в экстремальных условиях;

дети – жертвы насилия;

дети – отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети – находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

дети – проживающие в малоимущих семьях;

дети с отклонениями в поведении;

Дети так называемой «группы риска» проживают совершенно другой путь, развития, чем дети из благополучных семей: они переживают множество травмирующих ситуаций, стрессов. насилие и т. д. Все пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а оставляет свой след на психическом развитии ребенка.

Задачи психологической службы (психолога):

1. Диагностика (социометрия, диагностика коллектива, оценка эмоционального потенциала и т. д.) Проводится в начале и в конце смены.

2. Прогнозирование развития событий

3. Психокоррекционная деятельность. Индивидуальная и коллективная работа с «проблемными» детьми и вожатыми. Участие психолога в деятельности отрядов, анализ и корректировка ее совместно с вожатыми.

4. Обучение вожатых и детей через индивидуальные консультации по интересующим вопросам

5. Создание благоприятного психологического климата. Диагностика может осуществляется по различным системам, на основании чего даются рекомендации вожатым по дальнейшей работе.

Виды работы психолога: Игротерапия, арт-терапия, тренинги, и т.д.

Работа вожатого:

1. Усиленный контроль (не вмешиваясь в социальную жизнь ребенка, контролировать процессы его взаимодействия)

2. Не выделять ребенка (обсуждение проблемы не выносится и не обсуждается при всех или с другими детьми)

3. Найти индивидуальный подход\стать авторитетом или другом (авторитет для всех групп, кроме детей инвалидов)

v ДЕТИ, ИМЕЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ

Относится:

Агрессия

Тревожность

Перепады настроения

Аутизм в начальной или легко форме

Гиперактивность

Плаксивость

Неадекватное восприятие действительности

И т.д.

Отклоняющимся (девиантным) поведением называют соци­альное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. С данными нарушениями должен работать психолог. Роль вожатого состоит в поддержки ребенка и в умении найти подход для взаимной работы в течении смены.

v ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Главная задача психолога, воспитателей и вожатых – это погружение ребенка в коллектив. Создание благоприятной творческой атмосферы для коллективной работы, где нет понятия «ты не такой». Обучение приемам общения с ребенком, с помощью использования эффективных средств (игротерапии, изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии). Рекомендуется применять и более традиционные методы работы – совместные коллективные творческие дела в отряде, поручение индивидуальных заданий.

v ДЕТИ, ОКАЗАВШИЕСЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Экстремальные условия — условия, которые выходят за пределы обычного, «нормального человеческого опыта», а источником травматизации выступает другой человек (нападение на улице, сексу­альное насилие, локальные войны, террористические акты). Симптомокомплекс нарушений, развивающийся после психологической травмы, специалисты называют посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

Психокоррекционная работа с детьми включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой

и с образом себя в прошлом, настоя­щем и будущем.

Симптомы повторного переживания Симптомы избегания Симптомы повышен­ной возбудимости/тревожность
1) Повторяющиеся навязчивые негативные воспоминания о событии. 2) Повторяющиеся негативные сны, связанные с событием. 3) Внезапные поступки и чувства, вызванные «возвратом» (внезапным «провалом») в психотравмирующее событие. 4) Интенсивный Психологический стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму. 1) Избегание мыслей, чувств и деятельности, связанных с событием. 2) Невозможность воспоминания деталей события. 3) Снижение интереса к деятельности ранее  вызывавшей у человека большой интерес. 4) Чувство отстраненности и отчуждения от других людей. 5) Обеднение чувств, отсутствие положительных эмоций. 6) Отсутствие планов на будущее. 1) Трудности засыпания, бессонница. 2) Раздражительность 3) Сверхбдительность. 4) Взрывные реакции. 5) Трудности при концентрации внимания. 6) Физиологические реакции на события символизирующие или напоминающие травму.  

 Работа с телом имеет особое значение, потому что у детей, по­павших в экстремальную ситуацию, очень часто наблюдается «син­дром выключенного тела», который проявляемся в том, что ребенок избегает любых контактов, подавляет все ощущения.

       Работа с эмоциональной сферой связана, в первую очередь, с ней­трализацией страхов детей, обсуждением реакций и мыслей ребенка, связанных с травмирующим событием (для снятия ошибочных убежде­ний типа «Если бы я был послушным, то ничего бы не случилось»).

Работа с образом «я» направлена на снятие запрета на дальней­шее существование: сильная травма полностью «отключает» буду­щее и смысл жизни.

Широкое использование в работе с детьми невербальных методов (танцевальная терапия, проективное рисование, различные методики арт-терапии и др.) дает возможность оказывать помощь детям разных национальностей со слабым знанием языка помогающего. При работе с пострадавшими детьми широко используются групповые занятия.

На уровне отряда воспитатель активно включает ребенка в от­рядную работу после консультации с психологом, предлагает выполнять отдельные задания, которые в дальнейшем пригодятся детскому коллективу.

v ДЕТИ, СТАВШИЕ ЖЕРТВАМИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

· Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безо­пасности на протяжении смены.

· Выключите телевизор. Развернутая средствами массовой ин­формации вокруг события кампания может быть травматич­ной. Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вме­сте с ним. Однако телевизор в детском лагере как средство новостей лучше исключить.

· Имейте в виду, что реакция ребенка может быть разной в зависимости и от возраста. Особенно она может влиять на подрост­ка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые и длительные. Консультация вскоре после трагедии может смягчить ситуацию. Имейте в виду, что ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен, обнаруживать трудности сна и питания, изменения в поведе­нии (например, не захочет больше играть с товарищами из отряда), но имейте в виду, что это нормальные реакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.) или поведении (раздражительность, ярость).

· Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте прав­дивы. То, сколько вы можете сказать ребенку и как эта ин­формация должна быть сформулирована, зависит от возраста. Основная задача, вне зависимости от возраста, — это помочь ребенку восстановить чувство безопасности.

· Для детей младшего возраста достаточно признать, что «что- то нехорошее произошло, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебя от беды». Дети этого воз­раста не должны смотреть передачи о катастрофе по телеви­зору.

v ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ И ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Педагог-организатор, методист или же другой специалист, зани­мающиеся разработкой программы для детей, находящихся в труд­ной жизненной ситуации, также должны помнить и о такой катего­рии детей как «дети-инвалиды».

Программы с участием этих категорий детей должны быть на­правлены на решение проблемы социального отчуждения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 352.