Дети в трудной жизненной ситуации – это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Виды:
дети – инвалиды; имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети – из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети – оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети – жертвы насилия;
дети – отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети – находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети – проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
Дети так называемой «группы риска» проживают совершенно другой путь, развития, чем дети из благополучных семей: они переживают множество травмирующих ситуаций, стрессов. насилие и т. д. Все пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а оставляет свой след на психическом развитии ребенка.
Задачи психологической службы (психолога):
1. Диагностика (социометрия, диагностика коллектива, оценка эмоционального потенциала и т. д.) Проводится в начале и в конце смены.
2. Прогнозирование развития событий
3. Психокоррекционная деятельность. Индивидуальная и коллективная работа с «проблемными» детьми и вожатыми. Участие психолога в деятельности отрядов, анализ и корректировка ее совместно с вожатыми.
4. Обучение вожатых и детей через индивидуальные консультации по интересующим вопросам
5. Создание благоприятного психологического климата. Диагностика может осуществляется по различным системам, на основании чего даются рекомендации вожатым по дальнейшей работе.
Виды работы психолога: Игротерапия, арт-терапия, тренинги, и т.д.
Работа вожатого:
1. Усиленный контроль (не вмешиваясь в социальную жизнь ребенка, контролировать процессы его взаимодействия)
2. Не выделять ребенка (обсуждение проблемы не выносится и не обсуждается при всех или с другими детьми)
3. Найти индивидуальный подход\стать авторитетом или другом (авторитет для всех групп, кроме детей инвалидов)
v ДЕТИ, ИМЕЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
Относится:
Агрессия
Тревожность
Перепады настроения
Аутизм в начальной или легко форме
Гиперактивность
Плаксивость
Неадекватное восприятие действительности
И т.д.
Отклоняющимся (девиантным) поведением называют социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. С данными нарушениями должен работать психолог. Роль вожатого состоит в поддержки ребенка и в умении найти подход для взаимной работы в течении смены.
v ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
Главная задача психолога, воспитателей и вожатых – это погружение ребенка в коллектив. Создание благоприятной творческой атмосферы для коллективной работы, где нет понятия «ты не такой». Обучение приемам общения с ребенком, с помощью использования эффективных средств (игротерапии, изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии). Рекомендуется применять и более традиционные методы работы – совместные коллективные творческие дела в отряде, поручение индивидуальных заданий.
v ДЕТИ, ОКАЗАВШИЕСЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Экстремальные условия — условия, которые выходят за пределы обычного, «нормального человеческого опыта», а источником травматизации выступает другой человек (нападение на улице, сексуальное насилие, локальные войны, террористические акты). Симптомокомплекс нарушений, развивающийся после психологической травмы, специалисты называют посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
Психокоррекционная работа с детьми включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой
и с образом себя в прошлом, настоящем и будущем.
Симптомы повторного переживания | Симптомы избегания | Симптомы повышенной возбудимости/тревожность |
1) Повторяющиеся навязчивые негативные воспоминания о событии. 2) Повторяющиеся негативные сны, связанные с событием. 3) Внезапные поступки и чувства, вызванные «возвратом» (внезапным «провалом») в психотравмирующее событие. 4) Интенсивный Психологический стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму. | 1) Избегание мыслей, чувств и деятельности, связанных с событием. 2) Невозможность воспоминания деталей события. 3) Снижение интереса к деятельности ранее вызывавшей у человека большой интерес. 4) Чувство отстраненности и отчуждения от других людей. 5) Обеднение чувств, отсутствие положительных эмоций. 6) Отсутствие планов на будущее. | 1) Трудности засыпания, бессонница. 2) Раздражительность 3) Сверхбдительность. 4) Взрывные реакции. 5) Трудности при концентрации внимания. 6) Физиологические реакции на события символизирующие или напоминающие травму. |
Работа с телом имеет особое значение, потому что у детей, попавших в экстремальную ситуацию, очень часто наблюдается «синдром выключенного тела», который проявляемся в том, что ребенок избегает любых контактов, подавляет все ощущения.
Работа с эмоциональной сферой связана, в первую очередь, с нейтрализацией страхов детей, обсуждением реакций и мыслей ребенка, связанных с травмирующим событием (для снятия ошибочных убеждений типа «Если бы я был послушным, то ничего бы не случилось»).
Работа с образом «я» направлена на снятие запрета на дальнейшее существование: сильная травма полностью «отключает» будущее и смысл жизни.
Широкое использование в работе с детьми невербальных методов (танцевальная терапия, проективное рисование, различные методики арт-терапии и др.) дает возможность оказывать помощь детям разных национальностей со слабым знанием языка помогающего. При работе с пострадавшими детьми широко используются групповые занятия.
На уровне отряда воспитатель активно включает ребенка в отрядную работу после консультации с психологом, предлагает выполнять отдельные задания, которые в дальнейшем пригодятся детскому коллективу.
v ДЕТИ, СТАВШИЕ ЖЕРТВАМИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ
· Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности на протяжении смены.
· Выключите телевизор. Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть травматичной. Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним. Однако телевизор в детском лагере как средство новостей лучше исключить.
· Имейте в виду, что реакция ребенка может быть разной в зависимости и от возраста. Особенно она может влиять на подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые и длительные. Консультация вскоре после трагедии может смягчить ситуацию. Имейте в виду, что ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен, обнаруживать трудности сна и питания, изменения в поведении (например, не захочет больше играть с товарищами из отряда), но имейте в виду, что это нормальные реакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.) или поведении (раздражительность, ярость).
· Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. То, сколько вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть сформулирована, зависит от возраста. Основная задача, вне зависимости от возраста, — это помочь ребенку восстановить чувство безопасности.
· Для детей младшего возраста достаточно признать, что «что- то нехорошее произошло, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебя от беды». Дети этого возраста не должны смотреть передачи о катастрофе по телевизору.
v ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ И ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Педагог-организатор, методист или же другой специалист, занимающиеся разработкой программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, также должны помнить и о такой категории детей как «дети-инвалиды».
Программы с участием этих категорий детей должны быть направлены на решение проблемы социального отчуждения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 356.