Психологические особенности детей младшего возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

В первую очередь хотелось бы отметить, что в каждый период жизни есть определенный ведущий вид деятельности, который преобладает в конкретный период жизни.

1. Ведущая деятельность. В случае с детьми младшего возраста − ведающая деятельность, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, учеба. Дети уже в состоянии усваивать нормы и правила, но важно понимать, что в этом возрасте лучший способ простроить взаимодействие непосредственно через игровую деятельность. (даже построение детей в столовую, в виде игры, будет куда быстрее и продуктивнее, нежели вы просто будете строить отряд)

2. Внимание. Еще один важный момент, с точки зрения психологических особенностей, это внимание детей. В младшем возрасте дети способны удерживать внимание не более 20 минут, после этого стоит делать перерыв и отдыхать, в противном случае внимание будет рассеиваться, и дети будут куда активнее заниматься уже своими делами, нежели слушать вожатого.

3. Эмоции. В этом возрасте дети еще довольно импульсивны, действуют под влиянием сиюминутных эмоций, у них пока недостаточно воли, они могут опустить руки при неудаче и перестать двигаться к цели. Именно поэтому вам, как вожатому, важно не реагировать остро на перемены в настроении ребенка.

4. Чувство взрослости. Так же, еще одна важная особенность данного возраста. Дети склонны считать себя взрослыми и самостоятельными, не лишайте их этого, но направляйте их стремление в нужное русло. Так или иначе в этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно выполнять элементарные вещи (застелить кровать, убрать вещи и т.д.) не делайте этого за него. Пусть он делает это медленно, но он делает это сам, Вы можете помочь ему, но не делайте за него.

5. Осознание себя как личности. У них формируется самооценка, и важно помочь им в ее формировании. Ребенок, которому постоянно делают замечания и указывают на неудачи, становится неуверенным в себе, формируется низкая самооценка. А тот, кого поддерживают, поощряют и помогают, приобретает адекватную самооценку, он уверен в себе, но не самоуверен.

6. Авторитет – взрослый. У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка. Даже сами себя дети тоже оценивают пока словами взрослого, поэтому важно не критиковать и не ругать, а мягко направлять, поддерживать веру ребенка в себя. Сознание детей еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя.

Поэтому в своих отношениях с детьми вожатый должен быть не только открыт, дружелюбен, доброжелателен, но и следить за тем, чтобы невольно не стать причиной разрушения межличностных отношений.

 

Физические особенности

       В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.

Начиная с 7-летнего возраста, мальчики в созревании систем организма и развитии высшей нервной деятельности отстают от девочек примерно на 2 года.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

Так же дети в этом возрасте очень подвижны, для удачного и своевременного отбоя, на протяжении дня нужно как можно больше давать возможность выходу энергии, подвижные игры вам в этом помогут.

 

Социальные особенности

1. Отсутствие инициативы в общении. Попадая в новую для себя обстановку и коллектив, даже не испытывающие сложностей в процессе коммуникации, начинают чувствовать себя дискомфортно и поэтому пытаются избегать непосредственных контактов. Соответственно у них отсутствует самостоятельная инициатива в организации общения с незнакомыми сверстниками или взрослыми.

2. Взрослый – проводник в общении. Гораздо быстрее взаимодействовать между собой они начинают посредством взрослого. Поэтому задача вожатого проследить, чтобы каждый ребенок был в достойной, уважительной форме представлен, завязать между ребятами интересный разговор, создать «почву» для свободного, дружеского общения. Как правило, лучше всего это сделать посредством игр различной направленности и конкретных форм, так как в этот возрастной период игра - это то, что в наибольшей мере соответствует уровню развития и потребностям ребенка.

3. Феномен дружбы. Это социально-психологический феномен индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. Наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом.

4. Выбор лидера. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд факторов. У детей зафиксированы обоснования выбора, связанные с указанием на привлекательные нравственно-психологические черты сверстника. В качестве причины нежелания выбрать сверстника характерны особенности поведения, прямо проявляющиеся в общении («дразнится», «драчун», «обижает»); указание на плохое поведение; низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности внешности. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах дети.

Средний возраст

Дата: 2019-04-23, просмотров: 253.