Социальные особенности детей старшего возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дружба - форма эмоциональной привязанности. Реальная или предполагаемая личностная близость для нее более важно, чем сходства в интересах. Относясь по своей природе полифункциональной, дружба в данном возрасте характеризуется разновидностью форм: от обыкновенного совместного время препровождения, до глубокого самораскрытия своему другу. Юношеская дружба как первая, самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, не только опережает любовь, но и частично включает ее. При этом в ее структуре доминирует потребность быть в согласии с самим собой, жажда полного самораскрытия.

2. Застенчивость. Одна из самых встречающихся в юношеском возрасте коммуникативных проблем - застенчивость. Отчасти она вызвана глубинными личностными свойствами, например, неудачный опыт публичного выступления или межличностных взаимодействий. Похоже, с низким самоуважением, с которым тесно связана, застенчивость лимитирует социальную активность индивида и в каких-либо ситуациях способствует формированию отрицательного поведения - алкоголизма, психосексуальных трудностей. Благоприятный внутри коллективный климат и дружба оказывают помощь в юношеском возрасте юношам и девушкам переступать застенчивость, и они имеют в этом смысле большую психотерапевтическую помощь.

3. Общение все так же играет большую роль в жизни ребенка. Но появляется стремление общаться со взрослыми. Потребность в общении со сверстниками так же имеет большое значение. С ними они проводят свой досуг, делятся своими мыслями. Но общение становится более избирательным. Таким образом, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию - основные новообразования в личности.

4. Юношеский максимализм – это выраженная особенность психики подросткового и юношеского возраста в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах, недостаточной способности к компромиссам, поспешности в выводах, полярности в суждениях и мнениях, излишней эмоциональности в мышлении. В этом возрасте многие события могут оцениваться как безусловно положительные или безусловно отрицательные, так же оцениваются и окружающие люди.

5. Авторитет. Исходя из особенностей этого возраста стоит сказать, что заработать авторитет с детьми этого возраста значительно сложнее. Нужно правильно поставить себя перед коллективом. Вы должны быть для них авторитетом. Не допускайте панибратства, чего хотят дети этого возраста. Иначе вы не сможете удержать отряд. Если вы не добьетесь уважения в первые дни, вы не сможете создать ОТРЯД. Нужно сделать из этих детей союзников, советоваться с ними во всем. Они уже считают себя взрослыми, и не терпят, когда без них принимают решение (будь то название отряда, сценарий сказки или кто будет дежурным). Для этих детей не нужно днем проводить много КТД, напирайте больше на спорт - ведите весь отряд в спортзал, бассейн или на стадион. Они часто сами себя занимают, придумывая игры. Они вообще могут полдня спать на ходу, т.к. ночью болтали до 4 утра. У старших отрядов часто существует жесткая борьба между отрядами за лидерство. Не допускайте стычек по этому поводу. Старшие отряды - благодатная среда в плане постановок, при вашем чутком руководстве они могут создать театральный шедевр, и сами сошьют к нему костюмы. В случае успеха вожатый станет старшим товарищем, поэтому очень важно познакомиться и хорошенько узнать каждого в отряде.

6. Тяга к противоположному полу. В этом возрасте появляется ярко выраженная тяга к противоположному полу, а учитывая довольно раннее развитие детей и влияние сегодняшней внешней среды, окружающей подростка, эти дети требуют особого присмотра, чтобы не столкнуться с тем, что в вашем отряде появится еще и новорожденный ребенок. Вожатому важно снимать существующее сексуальное напряжение. Вашим инструментом должны оказаться дискотеки и возможно (по обстоятельствам), если в этом есть необходимость, так называемые "эротические игры" (статуя любви и др.). Положительный эффект таких игр достигается благодаря публичности их проведения. Дети получают возможность реализовать (в пределах разумного) свои скрытые желания, причем это проходит под присмотром вожатого, в процессе, который сопровождается весельем. А смех, как известно, лучший расслабляющий фактор.

7. Для подростков характерно объединение в неформальные группы. На ребят эффективно действовать через лидеров (нужно войти в доверие, найти общий язык, взять их к себе в помощники). Налаживать атмосферу для глубоких разговоров. Например, после утомительного дня вечером или на ночь глядя поговорить "за жизнь". Смотреть с детьми хорошие фильмы, а потом их обсуждать. Воздействовать на индивидов с помощью общественного мнения.

 

Разновозрастной отряд

Наряду с традиционным делением детей на отряды по возрастному признаку, в некоторых лагерях активно реализуется практика разновозрастных детских отрядов. С одной стороны, если дети в отряде одного возраста, то им проще осуществлять какую-либо деятельность вместе, они быстрее находят общий язык, т.к. у них масса общих интересов; вожатому также проще работать с таким отрядом, т.к. к таким детям предъявляются одинаковые режимные требования, их можно занять какой-нибудь одной игрой, которая будет интересна всем. НО! Такой отряд больше походит на школьный класс с единственным отличием – учебная деятельность заменяется на игровую.

В разновозрастном отряде (РВО) есть достоинства и недостатки, которые могут пойти в пользу работе вожатого.

+ -
Старшие могут прекрасно приглядывать за младшими Соблюдение режимных моментов для старших и младших детей (малышей нужно раньше укладывать спать, т.к. они быстрее устают и давать им выспаться днем, если они к этому привыкли. Малыши обычно нуждаются в помощи в бытовых действиях: застелить кровать, убраться в тумбочке/корпусе.
Младшие обычно, с силу своей излишней детской честности, «доносят» на старших При выборе игры, нужно учитывать, чтобы она подходила разным возрастам детей
В РВО у детей появляется возможность узнать друг от друга что-то новое, что они не смогут узнать от родителей или сверстников. Расселять детей разного возраста лучше по разным домикам во избежание возрастных конфликтов без правых и виноватых
При корректной работе с таким отрядом, он может оказаться более дружным, чем тот, где все дети одного возраста, т.к. РВО – семейный отряд Отряд вряд ли станет единым коллективом. Он, может быть, будет дружным, но в любом случае будет делиться на слои
  Недостаточность знаний детей разного возраста: постоянное общение с младшими, может иногда несколько ограничить интересы и кругозор старших детей, в их развитии могут наблюдаться отставания  

 

В работе с РВО необходимо обернуть все достоинства и недостатки в свою пользу.

Советы по работе с РВО:

1. Необходимо создать из отряда семью! Старшие дети будут польщены, если их оставить за главных в присмотре за младшими. Главное здесь – не переборщить и выбрать адекватных детей. Необходимо избегать доминирования и самоуправства со стороны старших детей. Они, в том числе и командир отряда, должны проявлять заботу к малышам, а малыши в свою очередь уважение к старшим.

2. Со стороны вожатого младшие дети также должны ощущать заботу, а старшие уважение и доверие.

3. В РВО будут уместны игры с распределением ролей (ролевые игры), дни самоуправления, дискуссии, группы по интересам, игры, которые будут интересны любым возрастам. Правила и элементы игр должны вводиться постепенно, можно поставить старшего ребенка объяснять/проводить какую-либо игру.

4. Преимущество РВО - разнообразие социальных ролей. В подростковом возрасте потребность в общении со взрослыми стремительно угасает, а на её место встает чувство ценности мнения детского общества. Весьма удачно реализуется это качество в РВО. У малышей же возникает с 7 лет потребность выразить свое «Я» и доказать свою «нужность» тому же детскому обществу. Что тоже отлично используют вожатые разновозрастных отрядов.

Приемы для осуществления мирного бесконфликтного общения в РВО:

1. Вожатый обращает внимание детей на положительные качества их старших и младших товарищей, поощряет любую попытку помочь, защитить, научить младшего выражать уверенность

2. Включение старших и младших детей в игры-шутки, игры-забавы. Курьезные ситуации, смешные действия, как старших, так и младших сближают участников, способствуют проявлению более глубокого интереса друг к другу, положительных эмоций.

3. Вожатый положительно подкрепляет действия и поступки старших, обращая на них внимание малышей. Естественно, старший ребенок начнет все более и более ориентироваться на младшего партнера, будет стремиться доставить ему радость, утешить, развеселить.

РВО могут хранить семейную атмосферу уюта, созданную самими ребятами. Дети сами больше хозяева в таких отрядах, чем вожатые. И нам нужно оказать содействие в том, чтобы они были рядом, были вместе, стали одной СЕМЬЕЙ.

Какие игры можно проводить?

Игры: на сплочение средней сложности, любые спортивные, игры на весь день - ДНД, бомба (это для всех) остальные игры проводить, разделяя детей по группам и каждому свое.

Но самое лучшее, это трансформировать одну и ту же игру под определенный возраст, естественно старшим усложнить задачу, а младшим максимально упростить, и не забывайте о времени проведения игры для каждого возраста.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 244.