Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников.
1. Отношение к взрослым. Отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый важен и значим для подростка, он по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.
2. Дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы, разделяет их интересы, участвует в решении возникающих проблем, подсказывает выходы из сложных конфликтных ситуаций. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся такие качества личности как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность и надёжность.
3. Критика. В отличие от более младших детей с возраста 9-10 лет дети начинают острее переживать замечания, полученные в присутствии значимой для них группы сверстников, возрастает роль оценок, мнения окружающих.
4. Часто ссорятся и быстро мирятся. Вожатый должен понимать, что, встав на сторону одного из ссорящихся он потом останется крайним, т.к. те помирятся. Вожатый не должен занимать чью-либо сторону: он выше этого. Можно наказать обоих: сказать, что не пойдут на дискотеку или другое мероприятие и через несколько минут оба наказанных будут дружить сильнее прежнего и просить у вожатого прощения.
5. Беседа в данном возрасте является одним из самых благотворных методов воздействия. Для этого можно использовать рассказы из собственного опыта, просить детей поделиться своим опытом по разрешению сложных ситуаций. Привлекайте детей к поиску решений. Не стремитесь к тому, чтобы заставить ребенка нести наказание за проступок, напротив сосредоточьтесь на том, какой опыт все ребята, и вы приобрели для будущего. Где возможно, давайте детям возможность выбора, по крайней мере между двумя приемлемыми вариантами.
6. Понятие «Мы». Дети данного возраста более подвластны жить в коллективе, это проявляется в формировании понятия «Мы». Они активнее принимают участие в коллективных видах деятельности, нежели в парных или индивидуальных. Это связано с потребностью принадлежать к какой-либо группе. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их, и быть понятыми. Именно поэтому при работе с подростками очень важно включать в отрядную деятельность групповые формы взаимодействия.
Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Чем больше вы придумаете «Своих ритуалов», тем проще и интересней будет сезон).
Старший возраст
Психологические особенности
Границы старшего (раннего юношеского) возраста, устанавливаются в настоящее время с 15 до 17 лет.
1. Ведущая деятельность. Ранее ведущей деятельностью было общение, сейчас же его сменяет учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.
2. Внимание – 40-60 минут.
3. Центральное новообразование раннего юношеского возраста - самоопределение личности. Это многоаспектное понятие, но в качестве основного признака этого явления выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности в жизни.
4. Самооценка. В самооценке юношеского возраста больше высказываний идет о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки, и юноши выделяют у себя эгоизм, грубость и вспыльчивость. Из положительных черт чаще всех встречаются такие самооценки: «верен другу», «не предаю друзей», «помогаю в трудных ситуациях», то есть выступают те качества, которые наиболее важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые препятствуют этому (вспыльчивость, грубость, эгоизм).
5. Формирование собственного «Я». Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Эмоции становятся состоянием собственного «Я».
6. Другой особенностью этого возраста является формирование собственной точки зрения. У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение. Он стремится определить свое место в коллективе, и очень переживает о том, что о нем думают другие.
7. Внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. На доброе слово и предложение помочь, подросток частенько ответит показной грубостью и холодностью, но долго будет еще вспоминать, как именно его похвалили как самого ответственного в отряде и именно ему сказали, что он может стать хорошим спортсменом в будущем.
8. Кризис. Так же в этом возрасте присутствует свой возрастной кризис. Стоит заметить, что хоть он и называется кризисом 17 лет, но может наступать и раньше. Обычно раньше он наступает у тех ребят, что ушли из школы, после 9 класса, в колледж. Для этого кризиса характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, а у юношей – еще и перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких, как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 249.